Круглый стол «Основы безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
материал по обж

Беленчик Марина Тимофеевна

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол «Основы безопасности жизнедеятельности

у детей дошкольного возраста»

      Детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.

       Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.

Обязательность включения раздела «Формирование основ безопасности» в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» обусловлена:

1) С одной стороны, наличием потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.) ; с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.) .

2) Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищённости) выступает необходимым условием полноценного развития человека.

3) Безопасность окружающего мира природы - необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребёнка.

В основе работы  нашего детского сада лежит программа Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Формирование основ безопасного поведения идет по 6 направлениям:

  • Ребенок и природа
  • Ребенок на улице
  • Ребенок и другие люди
  • Ребенок дома
  • Здоровье ребенка
  • Эмоциональное благополучие ребенка.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом.  

Большое внимание необходимо уделять не только укреплению физического здоровья детей, но и их психологическому благополучию. Дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы. Организуя деятельность детей, надо заботиться о том, чтобы каждый ребёнок эмоционально переживал успешность обучения. Для этого можно использовать специально созданные ситуации успеха, например, положительно подкреплять намерения ребёнка, авансируя успех (у тебя получится, ты справишься); акцентируя на положительные черты (ты такой внимательный).

К средствам формирования знаний и мотивам безопасного поведения можно отнести: наглядные средства (картины, слайды, иллюстрации с изображением опасных явлений живой и неживой природы детей, попавших в опасную ситуацию);

- дидактические игры, направленные на освоение знаний безопасного поведения и источников опасности;

- художественную литературу, помогающую ребёнку осознать необходимость выполнения правил безопасности жизнедеятельности;

- имитационно- игровые упражнения, содержание которых направлено на усвоение опыта безопасного поведения;

- технические и информационные средства обучения (кинофильмы, мультфильмы), направленных на формирование безопасного поведения в природе.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого безопасного пространства развития ребёнка.

Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка.

 Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. Безопасность ребенка – это одна из основных задач как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол по вопросам формирования у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области обеспечения безопасности жизнедеятльности дошкольников...

Конспект занятия по основе безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста д/с № 37 воспитатель Дорощенко О.Б.

Предлагаю конспект занятия по основе безопасности жизнидеятельности для детей дошкольного возраста. Тема "Осторожно на водоёмах весной !"...

Методическая разработка на тему" Основы безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста"

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В...

«Основы безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей ...

Статья на тему: «Здоровый образ жизни - основа безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения.Здоровый образ жизни – это поведение человека, направлен...

Презентация. Развивающая предметно- пространственная среда «Основы безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

При организации развивающей предметно-предетно среды я учитывала требования ФГОС ДО. Игровая среда отвечает принципу обеспечения права ребенка на игру....