Проект " Дорожная азбука"
методическая разработка по обж
Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры безопасности в процессе образовательной деятельности посредством ознакомления с ПДД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска» Детский сад №333 « Теремок» комбинированного вида»
Проект педагогической деятельности
« ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры безопасности в процессе образовательной деятельности посредством ознакомления с ПДД и речевого воспитания
в условиях реализации ФГОС ДО
Составила воспитатель 1категории
Крутских Дина Владимировна
Новосибирск 2017
«Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры безопасности в процессе образовательной деятельности посредством ознакомления с ПДД и речевого воспитания в условиях реализации ФГОС ДО»
Тип проекта:
Исследовательский- творческий, познавательно-игровой, информационно-практический, групповой, долгосрочный (3года)
Участники:
воспитанники группы 4-7 лет, воспитатель, родители группы, администрация.
Постановка проблемы:
«Как помочь детям научиться безопасному поведению на дороге?». Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:
-незнание дошкольниками элементарных правил;
-стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
-безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
Цель проекта:
Орана жизни и здоровья детей. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице, профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и на дорогах.
- Знакомить детей с улицей, сопутствующими ей понятиями, а также правилами культурного поведения в городе и простейшими правилами дорожного движения.
- Формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах, в транспорте и на улице.
- Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватно безопасного поведения.
- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, с назначением светофора и его сигналах;
Речевые:
- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом.
- Развивать связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
- Прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте.
Социальные:
- Повышать компетентность родителей по вопросам соблюдения ПДД, активизировать среди них работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах
- Укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
Данные задачи решаются в следующих образовательных областях:
«Социально - коммуникативное развитие»
Одна из задач данной образовательной области – сформировать целостную картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни; освоить общепринятые нормы и правила взаимоотношений в контексте безопасного поведения.
Реализация этой задачи занимает ведущую роль в данном опыте работы, где у детей формируются знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и значении его сигналов, формируются знания о видах транспорта, общественных остановках. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте.
«Познавательное развитие».
Познакомить детей:
- с понятием улица , ее основными частями (дорога - проезжая часть, обочина; тротуар), односторонним и двусторонним движением;
- с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;
- познакомить детей с понятием «светофор», уточнили, что обозначают цвета светофора и их последовательность (красный, желтый, зеленый);
- с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт).
«Художественно-эстетическое развитие»
Организация совместной деятельность воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, рисование ; разучивание стихов, загадок; знакомство с различной литературой по данной теме);
«Речевое развитие»
Развить свободное общение в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях; использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.
«Физическое развитие»
Развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Методы работы:
Непосредственно-образовательную деятельность:
Художественное творчество.
Чтение художественной литературы.
Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Проведение досуга по теме проекта.
Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
Работа с родителями.
Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.
Суть проекта:
Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного возраста, в работе с детьми дошкольного возраста выделена отдельная образовательная область «Безопасность». Одним из важнейших задач этой области является передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Но, в настоящее время организационные формы профилактики ДДТТ и методическое обеспечение этой области работы значительно минимальны, скудны, устарели . Профилактические мероприятия проводятся зачастую формально и не систематически. В результате чего ,у меня возникла необходимость организовать системную и глубокую работу в этом направлении с воспитанниками, начиная со среднего возраста, с включением эффективных средств, форм и методов работы.
Привычка, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки культуры безопасного поведения на дороге. Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части, это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения. Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды. В группе оборудован стенд по ПДД «Добрая дорога детства». Он включает в себя красочные плакаты на темы: «Опасная дорога», « Перекресток», «Веселый светофор», «Обучающие знаки» .
Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группе включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, художественная литература, раскраски. Кроме того, к развивающей среде можно отнести и речь педагога, который общается с ребенком. Образец правильной, грамотной речи, который постоянно присутствует в жизни воспитанника, является важным стимулом к усвоению нового материала.
Проектная деятельность в детском саду имеет огромное значение, особенно в логопедической группе. Дети с речевыми проблемами нуждаются в постоянной коррекции и развитии речевых функций. Если проект организован правильно, то он поможет ребёнку развить свою речь.
Когда ребенок только приходит в детский сад, занятия по ПДД имеют ознакомительный характер. Дети знакомятся с такими понятиями, как «дорога», «светофор», «пешеходный переход», постепенно начинают изучать виды транспортных средств. Позже круг знаний по безопасности на дорогах, расширяется. Дети узнают о правилах движения транспорта, о работе водителя и сотрудника ДПС ГИБДД, о распространенных дорожных ситуациях. Продолжается знакомство с дорожными знаками и светофором. Все эти мероприятия постепенно воспитывают в ребенке грамотного пешехода, формирует у детей нормы дисциплинированное поведения на улице и соблюдения ими правил безопасности. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах кропотливая. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются, дополняются, для этого каждый год необходимо составлять тематический план работы. Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Безопасность – состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.
Знания – это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге.
Навык - способность в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, путем многократного повторения.
Организуя в детском саду работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Только в тесном содружестве ДОУ и семьи, мы - взрослые сможем расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте.
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
- Формирование знаний об улице и её сопутствующих понятиях, а также знания правил поведения на дорогах города, в общественном транспорте.
- Формирование представлений и закрепление знаний о разнообразии видов транспорта и транспортных средствах, а также пешеходных переходах, дорожных знаках.
-Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.
Воспитательные:
-Формирование навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
-Умение детей предвидеть опасные ситуации на дороге и принимать правильные решения.
Социальные:
-Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
-Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
- Пополнение развивающей среды различными пособиями.
-Повышение активности родителей в обеспечении безопасности детей на дороге и в транспорте.
- Совместное сотрудничество МДОУ и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование пректной деятельности,используя ФГТ. Проект "Дорожная азбука"
Планирование проекной деятельности,используя ФГТ...
Проект "Дорожная азбука"
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, к...

Проект "Дорожная азбука"
Проект предназначен для закрепления практических навыков безопасного поведения детей на дороге....

Паспорт педагогического проекта "Дорожная азбука"
Актуальность темы. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и б...

Проект "Дорожная азбука для детей и взрослых"
Вопрос обучения детей правилам дорожного движения давно перестал быть второстепенным. Познавательный проект " Дорожная азбука дл...
Методическая разработка мероприятия по Правилам дорожного движения: проект «Дорожная азбука»
Актуальность данной методической разработки возникла после проведения анкетирования среди родителей. Результаты анализа показали неутешительные данные: сами родители зачастую нарушают правила дорожног...