Основные направления и формы работы с родителями по обучению ПДД.
материал по обж (подготовительная группа)

Зеленцова Светлана Алексеевна

Основные направления и формы работы с родителями по обучению ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovsremennye_formy_raboty_s_roditelyami_po_pdd.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления и формы работы с родителями по обучению ПДД.

Консультация для педагогов.

Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ – работа с родителями. Задача педагога - максимально использовать авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улице, разнообразить формы работы с родителями, повышающие их личную ответственность за безопасность своих детей. Можно с уверенностью сказать, что многие из родителей сами не знают правил дорожного движении. Поэтому нам педагогам необходимо раскрывать, объяснять родителям причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей.

Как мы можем помочь родителям научить ребенка транспортной культуре? Я считаю, что для этого они обязаны сами овладеть Правилами Дорожного Движения, изучить психологические и физиологические особенности поведения в дорожной среде. Родители должны стать самыми активными помощниками нам педагогам в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдая сами правила безопасности. В отношении проблемы безопасности детей между педагогами и родителями не должно быть легкомыслия, разногласий, споров по принципиальным вопросам. Родители не должны позволять себе пренебрежительно отзываться о значении профилактики дорожно-транспортных происшествий при детях, а наоборот самим как можно чаще заниматься с детьми, а также принимать активное участие в создании необходимых условий для профилактической работы с детьми в ДОУ.

Только в тесном содружестве ДОУ и семьи, мы - взрослые сможем расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте.

К чтению лекций и проведению бесед с родителями рекомендуется привлекать специалистов-психологов, педагогов, юристов, а также сотрудников различных служб Госавтоинспекции, умеющих разъяснить правила дорожного движения.

Формы работы с родителями по предупреждению ДТП могут быть такими:

  • беседы, деловые игры по безопасности дорожного движения;
  • «круглый стол» с участием сотрудников ГИБДД, врача-травматолога или представителя Красного Креста, уделив особое внимание теме «дорожные ловушки» и ответственности родителей за жизнь и здоровье детей;
  • выпуск газет, бюллетеней;
  • зачеты по знаниям Правил дорожного движения как детей, так и родителей с использованием анкет или тестовых заданий по ПДД;
  • подбор материалов в уголки по безопасности движения для изучения не только детьми, но и родителями;
  • изготовление и обновление учебных пособий по ПДД (плакатов, макетов светофоров и настольных перекрестков, дорожных знаков и т.д.), а также устройство площадки для проведения практических занятий;
  • кинолектории по безопасности дорожного движения;
  • провести конкурсы по безопасности дорожного движения для семейных команд (КВН, викторины, театрализованные представления, «Поле чудес», брейн-ринг, конкурс загадок, частушек и стихов по ПДД и т.д.) и привлекать родителей к организации конкурсов;
  • выставки плакатов, рисунков, поделок, иллюстраций, фотографий, литературы по безопасности дорожного движения;
  • обсуждение на родительских собраниях каждого факта ДТП или правонарушения в сфере безопасности дорожного движения с участием детей;
  • индивидуальные беседы с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах, и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность

Нетрадиционные формы организации общения педагога с родителями по проблеме: «Ознакомление дошкольников с Правилами дорожного движения»

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями дошкольников в области восприятия информации. Формирование у родителей практических навыков обучения детей ПДД

Семинары – практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные журналы, игры с содержанием по данной проблеме, библиотека для родителей

Наглядно–информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения по данному направлению.
Формирование у родителей знаний по проблеме обучения детей ПДД

Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.

     Одним из направлений работы должна является работа по обучению детей безопасному поведению на улицах города. Но не только дети обучаются этому. Оказалось, что и родители нуждаются в повышении уровня знаний по данной теме.

      Работа с родителями должна планироваться заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому работа начинается с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, с анализа знаний по ПДД. Можно провести анкетирование, личные беседы на эту тему, что помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
    Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие закономерности домашнего воспитания, уровень знаний по ПДД.

    Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические методы:  

-    социологические опросы,

-    интервьюирование и анкетирование.

 Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов.

Продуктивность интервью возрастает, если оно проводится в неформальной обстановке, контакты педагога и испытуемых окрашены личными симпатиями.

 Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала.

  Беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можнополучить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно корректируемый метод. Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительногоизучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. Для успешного проведения беседы надо обладать способностью располагать к себе, вызвать доверие умением направлять разговор в нужное русло.

 Родительское собрание ДОУ.

Его цель: координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами.

 Педагогический совет с участием родителей

 Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальныхпотребностей.

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги, психологи и т.д.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Главное назначение консультации—родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Круглый стол – в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.

Родительский совет (комитет) группы.

Родительский совет -  это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.

Показ открытых занятий для родителей.

Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ по данной теме. Можно

включить в занятие элементы беседы с родителями.

  Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменилисьпринципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других.

Дни открытых дверей.

В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связис изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросыродителей только при условии, что оно является открытой системой. Дниоткрытых дверей дают родителям возможность увидеть стиль общения

педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей ипедагогов.

Презентация дошкольного учреждения

 Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезнуюинформацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Клубы для родителей.

Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями - что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решениивозникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.

Вечера вопросов и ответов

Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Родительский университет.

В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей, например «Кафедра грамотного пешехода»

Ролевые, имитационные и деловые игры.

В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.

Примерными темами игр могут стать: «Происшествие на дороге», «Поездка в автобусе».

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования)

К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов, как «Вечер с инспектором ГИБДД», «Наш друг - светофор», «Праздник в стране Светофории»

Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.

Так выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельностиродителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между

ребёнком и родителем. Например, выставки «Я по улице иду», «Островок безопасности».

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

К ним относятся:

∙ видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;

∙ фотографии, 

∙ стенды, ширмы, папки-передвижки.

Выставки, вернисажи детских работ.

Их цель - демонстрировать родителям важные разделы программы или успехи детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.)

Например, выставка, освящающая разделы программы «Безопасность дорожного движения»

Информационные листы.

Они могут нести в себе следующую информацию:

∙ информацию о дополнительных занятиях с детьми;

∙ объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

∙ просьбы о помощи;

∙ благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей.

Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) поведения на улице города, в автомобиле и др. Памятки знакомят родителей со сводом определенных правил с целью реализации единого воспитательного процесса в семье и детском саду. Буклеты, листовки, памятники адресные, каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время.

Папки–передвижки.

Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не попали в беду», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Когда родители ознакомятся с содержанием

папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Я во дворе один» и т.д.

Видеофильмы создаются по определенной тематике, например, «Воспитываем грамотных пешеходов»

                                                                                                          Подготовила воспитатель

                                                                                                          подготовительной группы:  Зеленцова С.А.

2017 год.

Нетрадиционные формы организации общения педагога с родителями по проблеме: «Ознакомление дошкольников с Правилами дорожного движения»

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями дошкольников в области восприятия информации. Формирование у родителей практических навыков обучения детей ПДД

Семинары – практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные журналы, игры с содержанием по данной проблеме, библиотека для родителей

Наглядно–информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения по данному направлению.
Формирование у родителей знаний по проблеме обучения детей ПДД

Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Нетрадиционные формы организации общения педагога с родителями по проблеме: «Ознакомление дошкольников с Правилами дорожного движения»

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями дошкольников в области восприятия информации. Формирование у родителей практических навыков обучения детей ПДД

Семинары – практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные журналы, игры с содержанием по данной проблеме, библиотека для родителей

Наглядно–информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения по данному направлению.
Формирование у родителей знаний по проблеме обучения детей ПДД

Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Нетрадиционные формы организации общения педагога с родителями по проблеме: «Ознакомление дошкольников с Правилами дорожного движения»

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями дошкольников в области восприятия информации. Формирование у родителей практических навыков обучения детей ПДД

Семинары – практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные журналы, игры с содержанием по данной проблеме, библиотека для родителей

Наглядно–информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения по данному направлению.
Формирование у родителей знаний по проблеме обучения детей ПДД

Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Направления и формы работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ»

Содержание работы педагога с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Иногда воспитатели не умеют грамотно выстроить беседу, найти для неё необходимое с...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ НА 2019 -2020 УЧ. Г.Г. В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Данная методическая разработка содержит план работы с родителями на 2019-2020 год...

Основные направления и формы работы с семьей на 2020 -2021 уч. г.г.

основные направления и формы работы с семьей на 2020-2021 учебный год....

Статья "Основные направления и формы работы с семьей"

Семья и детский сад – два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из главных задач....

Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамот детей старшего дошкольного возраста

 Чтобы сделать обучение к грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Подготовка к обучению грамоте  детей дошкольного возраста является...