ПРОЕКТ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО "Словом и делом познаем пожарное дело"
проект по обж (старшая группа)

Лапеко Юлия Николаевна

Обучение детей правилам детей пожарной безопасности,а также самостоятельно определять статус ситиауции в разных областях жизни и действовать в ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальное партнерство с Пожарной командой

д.Шайтанка ХМАО-Югра

ПРОЕКТ

«СЛОВОМ И ДЕЛОМ  ПОЗНАЕМ ПОЖАРНОЕ ДЕЛО»

На 2019-2020г.

           Разработала:

Воспитатель

Лапеко Юлия Николаевна

2019г.

ПОЖАРНАЯ СЛУЖБА Д.ШАЙТАНКА

C:\Documents and Settings\UlNik\Рабочий стол\IMG-00490f178959d4f326313b0bda9bd9e1-V.jpg

Пояснительная записка

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья  -  одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв  среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев  -  неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого -либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома.

В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятым Государственной думой 18 ноября 1994г. (статья  25), «Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой».

В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь.

Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью  распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность  -  безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

В  нашем дошкольном учреждении был  разработан педагогический проект «Словом и делом познаем пожарное дело»  по обучению детей правилам пожарной безопасности.

Цель  -  формирование у дошколят основ пожарной безопасности, в том числе пожаробезопасного поведения. Содержание методической разработки включает совокупность мероприятий с детьми, педагогами и родителями по обучению правилам пожарной безопасности, задания поисковой, познавательно  -  практической, социально значимой направленности начиная со среднего дошкольного возраста.

Содержание проекта

Сентябрь

КОШКИН ДОМ

Игра "Кто в домике живёт?"

Цель:  Познакомить детей с  потешкой  "Кошкин дом". Учить  детей называть животных,  о которых упоминается в  потешке.  Развивать  умение звукоподражать героям. Воспитывать любовь к животным.

1. Игра "Кто в домике живёт?".

2. Чтение потешки "Кошкин дом"

3. Игра "Кто пришёл тушить пожар?".

Рисование "Загорелся кошкин дом".

Цель:  Продолжать знакомить детей с потешкой. Развивать умение детей узнавать и называть героев потешки. Учить рисовать "Огонь" поролоном.  Воспитывать интерес к рисованию.

1. Игровой момент: Кошка в гости к нам пришла и картинки принесла.

2. Д/и "Кто помог тушить пожар?".

3. Беседа "Почему загорелся кошкин дом?".

4. Рисование "Загорелся кошкин дом".

Чтение "Тили – бом! Тили – бом! Загорелся кошкин дом"

Цель:  Формировать познавательную активность  малышей.  Продолжать  знакомить

детей с русской народной потешкой.  Развивать интерес детей к народным потешкам  средствами кукольного театра.  Рассказать детям, как героям удалось потушить пожар. Воспитывать интерес к художественной литературе.

1. Чтение потешки.

2. Рассматривание картинок по пожарной безопасности.

Сюжетно-ролевая игра "Погаси пожар".

Цель:  Познакомить детей с новой игрой.  Учить детей  понимать простые по содержанию тексты и  повторять слова из потешки.  Развивать  игровые  движения  по сюжету: звонить в колокольчики и гасить пожар.    Обогащать социально  –  игровой опыт. Воспитывать интерес к игре.

1. Чтение потешки.

2. Игра "Время даром не теряем. "01" Мы набираем. А пока суть да дело  -тушим мы пожар умело"

Конструирование "Тили- бом. Тили - бом. Мы построим кошке  дом".

Цель:  Формировать представления о том, что у каждого есть свой дом.  Учить детей строить домик для кошки, из кубика  и призмы, обучать умению строить по образцу. Развивать доброжелательное отношение к игровым персонажам.

1. Чтение потешки "Где твой дом".

2. Конструирование "Мы построим дом для кошки".

Октябрь

Развитие речи "Пожарная машина"

Цель:  Познакомить детей с пожарной машиной. Учить детей отмечать характерные отличительные признаки пожарной машины от других машин.  Развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя.  Закреплять произношение звука (У). Воспитывать интерес к пожарной машине.

1. Рассматривание игрушки - пожарная машина.

2. Д/и "Покажи и назови".

3. Д/и "Найди пожарную машину".

4.Экскурсия в Пожарную службу

C:\Documents and Settings\UlNik\Рабочий стол\IMG-6cc2846eb3a4b6564a1aa553da8934c5-V.jpg

Игры с пожарными машинами.

Цель:  Продолжать  знакомить детей  с  пожарной машиной. Уточнить знание детей о машине (цвет,  основные части машины, её назначение). Обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к игре.

1. Игра "К нам приехала машина".

2. Д/и "Собери пожарную машину" (разрезные картинки).

Лепка "Пожарная лестница".

Цель:  Продолжать знакомить детей с пожарной машиной и её основными частями.Учить лепить палочки  для пожарной лестницы,  раскатывая кусочек пластилина продольными движениями ладоней рук,  соединять детали.  Воспитывать  интерес к лепке и желание помочь кошке.

I. Чтение потешки "Тили - бом! Тили - бом! Загорелся кошкин дом".

2. Д/и "Собери пожарную машину из форм".

3. Лепка "Пожарная лестница".

Развитие речи "Мчится красная машина"  

Цель:  Познакомить детей с номером телефона пожарной службы "01". Продолжать знакомить детей с пожарной машиной.  Развивать умение детей отмечать характерные отличительные признаки пожарной машины от других машин.  Учить детей внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы.  Закреплять произношение звуков (Ш, Р, У).

1. Рассматривание пожарной машины.

2. Д/и "Что есть у пожарной машины?".

3. Рисование "Пожарная лестница".

Ноябрь

Опасные предметы Беседа "Спички это не игрушки".

Цель: Прививать детям элементарные навыки безопасного поведения. Формировать у них первичные знания об опасности спичек; стимулировать стремление ребенка к выбору безопасных игр, побуждать его кнедопущению игр со спичками.  

1. Рассматривание картинок.

2. Д/и "Зайка, не бери".  

3. Игра  "Идёт коза рогатая".

Познавательное "Угостим кошку тёплым молочком".

Цель:  Дать детям понятие о пользе и вреде огня.  Познакомить детей с

пожароопасными предметами, требующими осторожного обращения.  Дать понять: нельзя пользоваться  опасными предметами  самостоятельно.  Формировать чувство опасности огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.

1. Игровой приём: В гости кошка пришла.

2. Д/и "Что лишнее?".

Развитие речи "Кукла Катя и её нарядное платье".

Цель: Продолжать знакомить детей с пожароопасными предметами, которые опасны для детей. Сформировать чувство опасности огня; довести до сознания мысль о том, что с этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно.  Ввести новое  правило:

"Нельзя детям включать утюг".

1. Рассматривание картинок.

2. Д/и "Узнай и назови".

3. Рассказ куклы о том, что с ней случилось - приключилось.

4. Д/и "С какими предметами играть опасно".

Инсценировка "Больной Котик"

Цель: Продолжать знакомить детей с опасными предметами, из-за которых

может возникнуть пожар. С помощью  кукольного театра  показать детям, к чему могут привести игры со спичками.

1. Д/и "Чудесный сундучок".

2. Беседа.

Декабрь «Весело, весело встретим Новый год!»

Познавательное «Что может испортить новогодний праздник?»

Цель:  Познакомить детей с праздником "Новый год". Дать знание детям о традиции наряжать ёлочку на новогодний праздник. Развивать знание о новогодних украшениях, которые очень опасны, поэтому ни в коем случае ими нельзя украшать ёлочку (вата, свечки). Воспитывать любовь к празднику.

1. Игровой приём:  "Позвонила по телефону кошка, она  пригласила    нас  в

гости".

2. Д/и "Подбери новогодние игрушки для Кошки".

Рисование "У новогодней ёлочки зелёные иголочки"

Цель: Продолжать  знакомить детей с пожароопасными предметами. Учить рисовать круглые шары, кончиком кисти,  используя  разные цвета.  Развивать  умение рисовать округлые предметы.  Воспитывать заботливое  отношение  к  игрушкам, которые живут у нас в группе.

1. Беседа "Скоро, совсем скоро у нас будет - Новый год".

2. Рассматривание игрушек.

3. Рисование "У новогодней ёлочки зелёные иголочки"

Двигательно - познавательное занятия "Тузик – пожарный"

Цель:  Продолжать знакомить детей  с правилами  пожарной безопасности.

Познакомить детей с трудом пожарных.  Продолжать знакомить детей с номером телефона пожарной службы "01".  Развивать интерес к профессии.  Воспитывать самостоятельность, желание помогать, действовать в коллективе.

1. Игра "Новоселье"

2. Подвижная игра "Тушим пожар".

3. Д/и "Найди предметы для тушения пожара"

Развитие речи  "Пожарник - герой".

Цель:  Продолжать знакомить детей с номером телефона пожарной службы "01". Познакомить  детей  с работой пожарных, с техникой, одеждой, оборудованием, которые применяются при тушении пожаров.  Развивать интерес к профессии.Воспитывать уважение к труду пожарного.

1. Рассматривание картинок из серии "Пожарная безопасность".

2. Беседа.

3. З/и "Как звучит сирена".

4. Д/и "Подбери игрушки Танюшке".

Январь "Пожарные и пожарная машина"

Чтение "Тили – бом! Тили – бом! Загорелся кошкин дом"

Цель:  Продолжать знакомить детей с русской народной  сказкой. Развивать интерес детей к народным потешкам средствами кукольного театра; уточнить, как героям удалось потушить пожар.  Помочь детям запомнить основные предметы,  которые опасны  для жизни и здоровья.С помощью художественного произведения рассказать детям, что может случиться, если не слушать взрослых и брать опасные предметы.

1. Потешка "Кошкин дом".

2. Рассматривание опасных предметов.

3. Беседа о профессии пожарного и пожарной машины.

4. Чтение стихотворения.

5. Д/и "Сложи машину и угадай, для чего она предназначена".

6. Рисование "Потуши огонь водой".

7. Д/и "Собери огнетушитель для кошки".

Познавательное "Вещи вокруг нас"  (электробытовые приборы: утюг, плита).

Цель:  Продолжать  знакомить  детей  с предметами,  которые опасны  для жизни и здоровья. Учить детей осторожному обращению с приборами, можно обжечься и будет больно,  оставленные включенными вещи могут привести к пожару.  С помощью  игрушек-зверушек  рассказать детям, что может случиться, если не слушать взрослых и брать опасные предметы.

1. Игра "Идём гулять в волшебный лес"

2. Рассматривание "Картинки - загадки "Опасные предметы"

3. Д/и "Опасные предметы".

Рисование пластилином "Огонь - враг".

Цель:  Продолжать учить детей  отщипывать  маленькие кусочки пластилина,

скатывать их между ладоней  и расплющивать пальцем сверху.  Развивать мелкую моторику. Воспитывать отзывчивость и доброту.

1. Чтение потешки.

2. Рисование пластилином "Загорелся кошкин дом".

Конструирование "Тише кошечка не плач, дом  построим мы сейчас".

Цель:  Развивать знания    о причинах возникновения пожара, его последствиях и правилах пожарной безопасности на примере произведения С.Я Маршака "Кошкин дом".  Развивать мышление, внимание, пополнение словарного запаса детей.Воспитывать умение быть осторожными с опасными предметами.

1. Показ театра: "Тили - бом. Загорелся кошкин дом".

2. Игра "Можно - нельзя".

3. Д/и "Опасные предметы"

4. Конструирование "Домик для кошки и её маленьких котят".

Февраль Знакомство с правилами поведения при пожаре Развитие речи "Кошкин дом"

Цель:  Вызвать у детей желание помочь игровому персонажу. Активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы воспитателя. Развивать знания детей об опасных предметах: зажигалка, спички. С помощью художественного произведения рассказать детям, что может случиться, если дети   будут  брать  в руки  опасные предметы.  Формировать первоначальные представления о том, как можно уберечься от пожара.  

1. Рассматривание предметов.     2.

Чтение сказки "Кошкин дом".        3.

Беседа о профессии пожарного.  4.

Рассматривание пожарной машины.  5.

Д/и  "Найди лишний предмет".   6.

Игра "Познакомим куклу с номером пожарной службы".

Познавательное "Смелые пожарные"

Цель:  Продолжать знакомить детей с профессией пожарный.  Расширять знания о труде пожарных,  раскрыть значимость его труда, показать его опасность.  Развивать умение называть правила пожарной безопасности. Воспитывать уважение к труду пожарного.

1. Рассматривание иллюстрации и беседа из-за чего происходит пожар.

2. Чтение стихотворения "Пожарная машина"

3. Рассматривание презентации "Профессия пожарный".

4.Экскурсия « В пожарную службу»

Экскурсия « В пожарную службу»

C:\Documents and Settings\UlNik\Рабочий стол\IMG-1aec9d1e5dcb9e65d4aa79764a204b46-V.jpg

Ознакомление с окружающим

"Ребята, помните, о том, что нельзя шутить с огнём!"

Цель:  Формировать у детей навык связно отвечать на вопросы воспитателя, мыслить логически.  Активизировать в речи детей существительные (лестница), прилагательные (красная, сильный), глаголы (тушить, гореть, испугался).Закреплять  правильное произношение звука "и"  (машина  -  би-би).  Сформировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

1. Рассматривание картинок и загадывание загадок.

2. Малоподвижная игра: "Огонь маленький - огонь большой".

3.  Пальчиковая игра "Гномик".

4. Д/и "Собери пожарную машину".

5. Д/и "Найди лишнюю картинку".

Март- Электроприборы Познавательное "Тили-бом, тили-бом. Новоселье в доме том!"   

Цель:  Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними,  можно обжечься и будет больно,  оставленные включенными вещи могут привести к пожару.  Продолжать знакомить детей с электроприборами, с  которыми нельзя пользоваться самостоятельно  -  это опасно.  С помощью  игрушек-зверушек  рассказать детям, что может случиться, если не слушать взрослых и брать опасные предметы.

1. Чтение потешки "Кошкин дом".

2. Д/и "Что? Для чего?".

3. Д/и "Что подарим тёте Кошке?".

4. Упражнение "Какие звуки вы слышите дома?"

5. Д/и  "У кого такая картинка?"

Развитие речи "Если вдруг пожар случился, время даром не теряй, ты бери телефон "01" набирай"

Цель:  Продолжать обучать детей правилам пожарной безопасности через игровую ситуацию.  Учить использовать в игровой ситуации знакомую потешку  "Тили  –бом…".  Обогащать словарь детей словами: спички, пожар,  пожарная машина. Развивать у детей  желание быть осторожными, соблюдать правила пожарной безопасности.

1. Игровой приём: Звучит сирена. Едет пожарная машина.

2. Физкультминутка

Игра-занятие "В гостях у бабушки Арины"

Цель:  Учить   детей   слушать потешку, подговаривать   слова. Познакомить детей  с предметами быта: печка, сковородка. Развивать представление  об окружающем мире, научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Активизировать словарный запас: печка, дрова, сковорода.

1. Игровой момент: "Дети едут в гости к бабушке в деревню".

2. Д/и "Помоги кукле найти игрушки".

Игра - драматизация  "Колокольчики звенят, о пожаре говорят"

Цель:  Развивать голосовой аппарат, формировать правильное речевое дыхание. Продолжать учить детей внимательно слушать потешку;  обучать детей правилам пожарной безопасности через игровую ситуацию;  развивать умение  собирать домики из готовых форм.

1. Игровой приём: "Петушок пришёл к нам в гости"

2. Пальчиковая гимнастика "Сказки".

3. Рассматривание картинки  "Петушок  в колокол звонит. Кошкин дом опять

горит".

4. Инсценировка потешки.

5. Д/и "Собери кошкин дом".

Апрель- Пожарная безопасность

 Развитие речи "Тили-бом! Загорелся кошкин дом."

Цель: Развивать интерес детей к народным потешкам.  Обогащать словарь, добиваться четкого произношения слов. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сочувствие к персонажу.  

1.Игра "Загадки - отгадки".

2. Беседа.

3.Театр "Кошкин дом".

4. Д/и "Что нужно пожарнику?".

Сюжетная игра"Опасные предметы"

Цель:  Продолжать знакомить детей с опасными предметами.  Объяснить детям предназначение спичек  в доме, разъяснить их опасность при попадании в неумелые руки.  Закрепить правило: "Нельзя детям включать утюг и другие электроприборы". Активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы воспитателя. Вызвать у детей желание помочь игровому персонажу.  С помощью художественного произведения рассказать детям, что может случиться, если не слушать взрослых и брать опасные предметы.

1. Д/и "Угостим кукол чаем".

2. Сюжетная игра "Погладим кукле салфеточки".

3. Д/и "Угостим кукол чаем".

4. Д/и "Назови и подари куклам игрушку".

5. Д/и " Чего нельзя делать"

Игра "Звон сирены говорит, чей-то дом опять горит".

Цель:  Развивать голосовой аппарат, формировать правильное речевое дыхание. Продолжать учить детей внимательно слушать потешку;  обучать детей правилам пожарной безопасности через игровую ситуацию; развивать умение собирать домики из готовых форм.

1. Игровой приём: "Петушок пришёл к нам в гости"

2. Пальчиковая гимнастика "Сказки".

3. Рассматривание картинки "Кошкин дом опять горит".

4. Инсценировка потешки.

5. Игра "Домик кошке мы потушим".

6. Д/и "Собери кошкин дом".

МАЙ

Огонь опасная игра Чтение сказки "Приезжайте в теремок, потушите огонёк!"

Цель:  Учить детей соблюдать правила безопасного поведения: не играть со спичками, в отсутствии взрослых не пользоваться электрическими приборами.Вызвать  у детей желание быть всегда осторожными с огнём.

1. Игровой момент: "Сказка в гости к нам идёт, чудо-чудо теремок".

2. Д/и "Пожарный щит"

3. Экскурсия по детскому саду " Знакомство с пожарным щитом".

4. Д/и "Найди лишнюю картинку".

Познавательное "Огонь - невидимка"

Цель:  Расширять представления  детей  о труде пожарных.    Развивать речь детей, воображение, наблюдательность.  Воспитывать  уважительное отношение к труду пожарных.

1. Д/и "Найди картинку".

2. Игра "Что нужно пожарным?".

3. Рассказ о пожарниках.

4. Физминутка "Пожарный тушит пожар".

Развитие речи

"Тили-бом, тили-бом, мы потушим кошкин дом"

Цель:  Продолжать учить быть осторожными при обращении с огнём, закрепитьправила поведения при пожаре. Расширить знания детей о пользе и вреде огня. Уточнить, как героям удалось потушить пожар.  Воспитывать желание помочь героям  потешки  "Кошкин дом".

1. С/и "Пойдём к кошке в гости".

2. Д/и "Кто пришёл к нам в гости?".

3. Чтение потешки "Кошкин дом".

4. Проблемная ситуация: "Почему загорелся кошкин домик?".

5. Д/и "Чем можно тушить пожар?".

6. Д/и "Собери пожарную машину".

7. Сюжетная игра "Погладим кошке салфеточки".

Развлечение"У нашей кошки новоселье"

Цель:  Учить детей осторожному обращению с приборами (можно обжечься, и будет больно, оставленные включенными приборы могут привести к пожару).  Закреплять понимание того, что только согласованные действия во время пожара помогут его потушить. Развивать умение детей разыгрывать простой знакомый сюжет.

1. Пальчиковая игра "Строим дом"

2. Танец "Веселые ручки".

3. Д/и "Угощение для кошки".

ЛИТЕРАТУРА

1. Белая К. Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А.

Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада.  – М.: Просвещение, 2004.

2. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. - СПб.- 2011. - 128 с.

3. Елена Янушко. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.

4.Нефедова К.П. Бытовые электроприборы. Какие они? / Пособие для воспитателей, гувернеров, родителей. – М.: Гном и Д, 2007

5. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.– СПб. – 2011. - 240 с.

6. Полынова В.К., Дмитренко З.С. Основы безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы, Игры.– СПб.: ООО  Издательство "Детство-пресс", 2010.-240 с.

7. Ткачева А.И. , Науменко И. Ю., Захарова И.М.. Физкультурные и музыкальные мероприятия по ознакомлению с правилами пожарной безопасности. Сценарии праздников, досугов. Издательство: Белый Ветер, 2012 г.



Предварительный просмотр:

Социальное партнерство с Пожарной командой

д.Шайтанка ХМАО-Югра

ПРОЕКТ

«СЛОВОМ И ДЕЛОМ  ПОЗНАЕМ ПОЖАРНОЕ ДЕЛО»

На 2019-2020г.

           Разработала:

Воспитатель

Лапеко Юлия Николаевна

2019г.

ПОЖАРНАЯ СЛУЖБА Д.ШАЙТАНКА

C:\Documents and Settings\UlNik\Рабочий стол\IMG-00490f178959d4f326313b0bda9bd9e1-V.jpg

Пояснительная записка

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья  -  одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв  среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев  -  неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого -либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома.

В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятым Государственной думой 18 ноября 1994г. (статья  25), «Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой».

В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь.

Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью  распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность  -  безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

В  нашем дошкольном учреждении был  разработан педагогический проект «Словом и делом познаем пожарное дело»  по обучению детей правилам пожарной безопасности.

Цель  -  формирование у дошколят основ пожарной безопасности, в том числе пожаробезопасного поведения. Содержание методической разработки включает совокупность мероприятий с детьми, педагогами и родителями по обучению правилам пожарной безопасности, задания поисковой, познавательно  -  практической, социально значимой направленности начиная со среднего дошкольного возраста.

Содержание проекта

Сентябрь

КОШКИН ДОМ

Игра "Кто в домике живёт?"

Цель:  Познакомить детей с  потешкой  "Кошкин дом". Учить  детей называть животных,  о которых упоминается в  потешке.  Развивать  умение звукоподражать героям. Воспитывать любовь к животным.

1. Игра "Кто в домике живёт?".

2. Чтение потешки "Кошкин дом"

3. Игра "Кто пришёл тушить пожар?".

Рисование "Загорелся кошкин дом".

Цель:  Продолжать знакомить детей с потешкой. Развивать умение детей узнавать и называть героев потешки. Учить рисовать "Огонь" поролоном.  Воспитывать интерес к рисованию.

1. Игровой момент: Кошка в гости к нам пришла и картинки принесла.

2. Д/и "Кто помог тушить пожар?".

3. Беседа "Почему загорелся кошкин дом?".

4. Рисование "Загорелся кошкин дом".

Чтение "Тили – бом! Тили – бом! Загорелся кошкин дом"

Цель:  Формировать познавательную активность  малышей.  Продолжать  знакомить

детей с русской народной потешкой.  Развивать интерес детей к народным потешкам  средствами кукольного театра.  Рассказать детям, как героям удалось потушить пожар. Воспитывать интерес к художественной литературе.

1. Чтение потешки.

2. Рассматривание картинок по пожарной безопасности.

Сюжетно-ролевая игра "Погаси пожар".

Цель:  Познакомить детей с новой игрой.  Учить детей  понимать простые по содержанию тексты и  повторять слова из потешки.  Развивать  игровые  движения  по сюжету: звонить в колокольчики и гасить пожар.    Обогащать социально  –  игровой опыт. Воспитывать интерес к игре.

1. Чтение потешки.

2. Игра "Время даром не теряем. "01" Мы набираем. А пока суть да дело  -тушим мы пожар умело"

Конструирование "Тили- бом. Тили - бом. Мы построим кошке  дом".

Цель:  Формировать представления о том, что у каждого есть свой дом.  Учить детей строить домик для кошки, из кубика  и призмы, обучать умению строить по образцу. Развивать доброжелательное отношение к игровым персонажам.

1. Чтение потешки "Где твой дом".

2. Конструирование "Мы построим дом для кошки".

Октябрь

Развитие речи "Пожарная машина"

Цель:  Познакомить детей с пожарной машиной. Учить детей отмечать характерные отличительные признаки пожарной машины от других машин.  Развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя.  Закреплять произношение звука (У). Воспитывать интерес к пожарной машине.

1. Рассматривание игрушки - пожарная машина.

2. Д/и "Покажи и назови".

3. Д/и "Найди пожарную машину".

4.Экскурсия в Пожарную службу

C:\Documents and Settings\UlNik\Рабочий стол\IMG-6cc2846eb3a4b6564a1aa553da8934c5-V.jpg

Игры с пожарными машинами.

Цель:  Продолжать  знакомить детей  с  пожарной машиной. Уточнить знание детей о машине (цвет,  основные части машины, её назначение). Обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к игре.

1. Игра "К нам приехала машина".

2. Д/и "Собери пожарную машину" (разрезные картинки).

Лепка "Пожарная лестница".

Цель:  Продолжать знакомить детей с пожарной машиной и её основными частями.Учить лепить палочки  для пожарной лестницы,  раскатывая кусочек пластилина продольными движениями ладоней рук,  соединять детали.  Воспитывать  интерес к лепке и желание помочь кошке.

I. Чтение потешки "Тили - бом! Тили - бом! Загорелся кошкин дом".

2. Д/и "Собери пожарную машину из форм".

3. Лепка "Пожарная лестница".

Развитие речи "Мчится красная машина"  

Цель:  Познакомить детей с номером телефона пожарной службы "01". Продолжать знакомить детей с пожарной машиной.  Развивать умение детей отмечать характерные отличительные признаки пожарной машины от других машин.  Учить детей внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы.  Закреплять произношение звуков (Ш, Р, У).

1. Рассматривание пожарной машины.

2. Д/и "Что есть у пожарной машины?".

3. Рисование "Пожарная лестница".

Ноябрь

Опасные предметы Беседа "Спички это не игрушки".

Цель: Прививать детям элементарные навыки безопасного поведения. Формировать у них первичные знания об опасности спичек; стимулировать стремление ребенка к выбору безопасных игр, побуждать его кнедопущению игр со спичками.  

1. Рассматривание картинок.

2. Д/и "Зайка, не бери".  

3. Игра  "Идёт коза рогатая".

Познавательное "Угостим кошку тёплым молочком".

Цель:  Дать детям понятие о пользе и вреде огня.  Познакомить детей с

пожароопасными предметами, требующими осторожного обращения.  Дать понять: нельзя пользоваться  опасными предметами  самостоятельно.  Формировать чувство опасности огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.

1. Игровой приём: В гости кошка пришла.

2. Д/и "Что лишнее?".

Развитие речи "Кукла Катя и её нарядное платье".

Цель: Продолжать знакомить детей с пожароопасными предметами, которые опасны для детей. Сформировать чувство опасности огня; довести до сознания мысль о том, что с этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно.  Ввести новое  правило:

"Нельзя детям включать утюг".

1. Рассматривание картинок.

2. Д/и "Узнай и назови".

3. Рассказ куклы о том, что с ней случилось - приключилось.

4. Д/и "С какими предметами играть опасно".

Инсценировка "Больной Котик"

Цель: Продолжать знакомить детей с опасными предметами, из-за которых

может возникнуть пожар. С помощью  кукольного театра  показать детям, к чему могут привести игры со спичками.

1. Д/и "Чудесный сундучок".

2. Беседа.

Декабрь «Весело, весело встретим Новый год!»

Познавательное «Что может испортить новогодний праздник?»

Цель:  Познакомить детей с праздником "Новый год". Дать знание детям о традиции наряжать ёлочку на новогодний праздник. Развивать знание о новогодних украшениях, которые очень опасны, поэтому ни в коем случае ими нельзя украшать ёлочку (вата, свечки). Воспитывать любовь к празднику.

1. Игровой приём:  "Позвонила по телефону кошка, она  пригласила    нас  в

гости".

2. Д/и "Подбери новогодние игрушки для Кошки".

Рисование "У новогодней ёлочки зелёные иголочки"

Цель: Продолжать  знакомить детей с пожароопасными предметами. Учить рисовать круглые шары, кончиком кисти,  используя  разные цвета.  Развивать  умение рисовать округлые предметы.  Воспитывать заботливое  отношение  к  игрушкам, которые живут у нас в группе.

1. Беседа "Скоро, совсем скоро у нас будет - Новый год".

2. Рассматривание игрушек.

3. Рисование "У новогодней ёлочки зелёные иголочки"

Двигательно - познавательное занятия "Тузик – пожарный"

Цель:  Продолжать знакомить детей  с правилами  пожарной безопасности.

Познакомить детей с трудом пожарных.  Продолжать знакомить детей с номером телефона пожарной службы "01".  Развивать интерес к профессии.  Воспитывать самостоятельность, желание помогать, действовать в коллективе.

1. Игра "Новоселье"

2. Подвижная игра "Тушим пожар".

3. Д/и "Найди предметы для тушения пожара"

Развитие речи  "Пожарник - герой".

Цель:  Продолжать знакомить детей с номером телефона пожарной службы "01". Познакомить  детей  с работой пожарных, с техникой, одеждой, оборудованием, которые применяются при тушении пожаров.  Развивать интерес к профессии.Воспитывать уважение к труду пожарного.

1. Рассматривание картинок из серии "Пожарная безопасность".

2. Беседа.

3. З/и "Как звучит сирена".

4. Д/и "Подбери игрушки Танюшке".

Январь "Пожарные и пожарная машина"

Чтение "Тили – бом! Тили – бом! Загорелся кошкин дом"

Цель:  Продолжать знакомить детей с русской народной  сказкой. Развивать интерес детей к народным потешкам средствами кукольного театра; уточнить, как героям удалось потушить пожар.  Помочь детям запомнить основные предметы,  которые опасны  для жизни и здоровья.С помощью художественного произведения рассказать детям, что может случиться, если не слушать взрослых и брать опасные предметы.

1. Потешка "Кошкин дом".

2. Рассматривание опасных предметов.

3. Беседа о профессии пожарного и пожарной машины.

4. Чтение стихотворения.

5. Д/и "Сложи машину и угадай, для чего она предназначена".

6. Рисование "Потуши огонь водой".

7. Д/и "Собери огнетушитель для кошки".

Познавательное "Вещи вокруг нас"  (электробытовые приборы: утюг, плита).

Цель:  Продолжать  знакомить  детей  с предметами,  которые опасны  для жизни и здоровья. Учить детей осторожному обращению с приборами, можно обжечься и будет больно,  оставленные включенными вещи могут привести к пожару.  С помощью  игрушек-зверушек  рассказать детям, что может случиться, если не слушать взрослых и брать опасные предметы.

1. Игра "Идём гулять в волшебный лес"

2. Рассматривание "Картинки - загадки "Опасные предметы"

3. Д/и "Опасные предметы".

Рисование пластилином "Огонь - враг".

Цель:  Продолжать учить детей  отщипывать  маленькие кусочки пластилина,

скатывать их между ладоней  и расплющивать пальцем сверху.  Развивать мелкую моторику. Воспитывать отзывчивость и доброту.

1. Чтение потешки.

2. Рисование пластилином "Загорелся кошкин дом".

Конструирование "Тише кошечка не плач, дом  построим мы сейчас".

Цель:  Развивать знания    о причинах возникновения пожара, его последствиях и правилах пожарной безопасности на примере произведения С.Я Маршака "Кошкин дом".  Развивать мышление, внимание, пополнение словарного запаса детей.Воспитывать умение быть осторожными с опасными предметами.

1. Показ театра: "Тили - бом. Загорелся кошкин дом".

2. Игра "Можно - нельзя".

3. Д/и "Опасные предметы"

4. Конструирование "Домик для кошки и её маленьких котят".

Февраль Знакомство с правилами поведения при пожаре Развитие речи "Кошкин дом"

Цель:  Вызвать у детей желание помочь игровому персонажу. Активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы воспитателя. Развивать знания детей об опасных предметах: зажигалка, спички. С помощью художественного произведения рассказать детям, что может случиться, если дети   будут  брать  в руки  опасные предметы.  Формировать первоначальные представления о том, как можно уберечься от пожара.  

1. Рассматривание предметов.     2.

Чтение сказки "Кошкин дом".        3.

Беседа о профессии пожарного.  4.

Рассматривание пожарной машины.  5.

Д/и  "Найди лишний предмет".   6.

Игра "Познакомим куклу с номером пожарной службы".

Познавательное "Смелые пожарные"

Цель:  Продолжать знакомить детей с профессией пожарный.  Расширять знания о труде пожарных,  раскрыть значимость его труда, показать его опасность.  Развивать умение называть правила пожарной безопасности. Воспитывать уважение к труду пожарного.

1. Рассматривание иллюстрации и беседа из-за чего происходит пожар.

2. Чтение стихотворения "Пожарная машина"

3. Рассматривание презентации "Профессия пожарный".

4.Экскурсия « В пожарную службу»

Экскурсия « В пожарную службу»

C:\Documents and Settings\UlNik\Рабочий стол\IMG-1aec9d1e5dcb9e65d4aa79764a204b46-V.jpg

Ознакомление с окружающим

"Ребята, помните, о том, что нельзя шутить с огнём!"

Цель:  Формировать у детей навык связно отвечать на вопросы воспитателя, мыслить логически.  Активизировать в речи детей существительные (лестница), прилагательные (красная, сильный), глаголы (тушить, гореть, испугался).Закреплять  правильное произношение звука "и"  (машина  -  би-би).  Сформировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

1. Рассматривание картинок и загадывание загадок.

2. Малоподвижная игра: "Огонь маленький - огонь большой".

3.  Пальчиковая игра "Гномик".

4. Д/и "Собери пожарную машину".

5. Д/и "Найди лишнюю картинку".

Март- Электроприборы Познавательное "Тили-бом, тили-бом. Новоселье в доме том!"   

Цель:  Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними,  можно обжечься и будет больно,  оставленные включенными вещи могут привести к пожару.  Продолжать знакомить детей с электроприборами, с  которыми нельзя пользоваться самостоятельно  -  это опасно.  С помощью  игрушек-зверушек  рассказать детям, что может случиться, если не слушать взрослых и брать опасные предметы.

1. Чтение потешки "Кошкин дом".

2. Д/и "Что? Для чего?".

3. Д/и "Что подарим тёте Кошке?".

4. Упражнение "Какие звуки вы слышите дома?"

5. Д/и  "У кого такая картинка?"

Развитие речи "Если вдруг пожар случился, время даром не теряй, ты бери телефон "01" набирай"

Цель:  Продолжать обучать детей правилам пожарной безопасности через игровую ситуацию.  Учить использовать в игровой ситуации знакомую потешку  "Тили  –бом…".  Обогащать словарь детей словами: спички, пожар,  пожарная машина. Развивать у детей  желание быть осторожными, соблюдать правила пожарной безопасности.

1. Игровой приём: Звучит сирена. Едет пожарная машина.

2. Физкультминутка

Игра-занятие "В гостях у бабушки Арины"

Цель:  Учить   детей   слушать потешку, подговаривать   слова. Познакомить детей  с предметами быта: печка, сковородка. Развивать представление  об окружающем мире, научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Активизировать словарный запас: печка, дрова, сковорода.

1. Игровой момент: "Дети едут в гости к бабушке в деревню".

2. Д/и "Помоги кукле найти игрушки".

Игра - драматизация  "Колокольчики звенят, о пожаре говорят"

Цель:  Развивать голосовой аппарат, формировать правильное речевое дыхание. Продолжать учить детей внимательно слушать потешку;  обучать детей правилам пожарной безопасности через игровую ситуацию;  развивать умение  собирать домики из готовых форм.

1. Игровой приём: "Петушок пришёл к нам в гости"

2. Пальчиковая гимнастика "Сказки".

3. Рассматривание картинки  "Петушок  в колокол звонит. Кошкин дом опять

горит".

4. Инсценировка потешки.

5. Д/и "Собери кошкин дом".

Апрель- Пожарная безопасность

 Развитие речи "Тили-бом! Загорелся кошкин дом."

Цель: Развивать интерес детей к народным потешкам.  Обогащать словарь, добиваться четкого произношения слов. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сочувствие к персонажу.  

1.Игра "Загадки - отгадки".

2. Беседа.

3.Театр "Кошкин дом".

4. Д/и "Что нужно пожарнику?".

Сюжетная игра"Опасные предметы"

Цель:  Продолжать знакомить детей с опасными предметами.  Объяснить детям предназначение спичек  в доме, разъяснить их опасность при попадании в неумелые руки.  Закрепить правило: "Нельзя детям включать утюг и другие электроприборы". Активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы воспитателя. Вызвать у детей желание помочь игровому персонажу.  С помощью художественного произведения рассказать детям, что может случиться, если не слушать взрослых и брать опасные предметы.

1. Д/и "Угостим кукол чаем".

2. Сюжетная игра "Погладим кукле салфеточки".

3. Д/и "Угостим кукол чаем".

4. Д/и "Назови и подари куклам игрушку".

5. Д/и " Чего нельзя делать"

Игра "Звон сирены говорит, чей-то дом опять горит".

Цель:  Развивать голосовой аппарат, формировать правильное речевое дыхание. Продолжать учить детей внимательно слушать потешку;  обучать детей правилам пожарной безопасности через игровую ситуацию; развивать умение собирать домики из готовых форм.

1. Игровой приём: "Петушок пришёл к нам в гости"

2. Пальчиковая гимнастика "Сказки".

3. Рассматривание картинки "Кошкин дом опять горит".

4. Инсценировка потешки.

5. Игра "Домик кошке мы потушим".

6. Д/и "Собери кошкин дом".

МАЙ

Огонь опасная игра Чтение сказки "Приезжайте в теремок, потушите огонёк!"

Цель:  Учить детей соблюдать правила безопасного поведения: не играть со спичками, в отсутствии взрослых не пользоваться электрическими приборами.Вызвать  у детей желание быть всегда осторожными с огнём.

1. Игровой момент: "Сказка в гости к нам идёт, чудо-чудо теремок".

2. Д/и "Пожарный щит"

3. Экскурсия по детскому саду " Знакомство с пожарным щитом".

4. Д/и "Найди лишнюю картинку".

Познавательное "Огонь - невидимка"

Цель:  Расширять представления  детей  о труде пожарных.    Развивать речь детей, воображение, наблюдательность.  Воспитывать  уважительное отношение к труду пожарных.

1. Д/и "Найди картинку".

2. Игра "Что нужно пожарным?".

3. Рассказ о пожарниках.

4. Физминутка "Пожарный тушит пожар".

Развитие речи

"Тили-бом, тили-бом, мы потушим кошкин дом"

Цель:  Продолжать учить быть осторожными при обращении с огнём, закрепитьправила поведения при пожаре. Расширить знания детей о пользе и вреде огня. Уточнить, как героям удалось потушить пожар.  Воспитывать желание помочь героям  потешки  "Кошкин дом".

1. С/и "Пойдём к кошке в гости".

2. Д/и "Кто пришёл к нам в гости?".

3. Чтение потешки "Кошкин дом".

4. Проблемная ситуация: "Почему загорелся кошкин домик?".

5. Д/и "Чем можно тушить пожар?".

6. Д/и "Собери пожарную машину".

7. Сюжетная игра "Погладим кошке салфеточки".

Развлечение"У нашей кошки новоселье"

Цель:  Учить детей осторожному обращению с приборами (можно обжечься, и будет больно, оставленные включенными приборы могут привести к пожару).  Закреплять понимание того, что только согласованные действия во время пожара помогут его потушить. Развивать умение детей разыгрывать простой знакомый сюжет.

1. Пальчиковая игра "Строим дом"

2. Танец "Веселые ручки".

3. Д/и "Угощение для кошки".

ЛИТЕРАТУРА

1. Белая К. Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А.

Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада.  – М.: Просвещение, 2004.

2. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. - СПб.- 2011. - 128 с.

3. Елена Янушко. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.

4.Нефедова К.П. Бытовые электроприборы. Какие они? / Пособие для воспитателей, гувернеров, родителей. – М.: Гном и Д, 2007

5. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.– СПб. – 2011. - 240 с.

6. Полынова В.К., Дмитренко З.С. Основы безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы, Игры.– СПб.: ООО  Издательство "Детство-пресс", 2010.-240 с.

7. Ткачева А.И. , Науменко И. Ю., Захарова И.М.. Физкультурные и музыкальные мероприятия по ознакомлению с правилами пожарной безопасности. Сценарии праздников, досугов. Издательство: Белый Ветер, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Делайте как мы, делайте с нами, делайте лучше нас!"

Игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься в детском саду и дома....

Спортивное развлечение "Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас"

ДЕЛАЙ С НАМИ, ДЕЛАЙ КАК МЫ, ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ НАС!(Спортивное развлечение в старшей группе)Цель: развить двигательную активность детей; повысить эмоциональный тонус; развить ловкость, быстроту, смелость....

Спортивный праздник "Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас"

Веселый спортивный праздник который можно провести как в спортивном зале, зимой, так и летом на игровой площадке...

Спортивный праздник для старшей группы "Делай как мы, делай с нами, делай лучше нас"

это сценарий праздника, который проводился в нашем детском саду в начале октября и был приурочен к Всероссийскому международному марафону....