ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА «Островок безопасноcти»
методическая разработка по обж
Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pdd_1.docx | 62.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Адрес: Россия, 662159, Красноярский край, город Ачинск, Юго-Восточный район, строение 49,
Телефоны: 8 (39151) 7- 51-91, 8(39151) 7-26-78
E-mail: dsad-50@yandex.ru
ПРИНЯТО: На педагогическом совете Протокол №_____ от «___» ___________2019г | УВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ "Д/с № 50" ___________С.Г.Мухлыгина «____»___________2019г. |
ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
«Островок безопаснояти»
МБДОУ Д/С № 50
Разработчики:
Д.Ю.Дудак старший воспитатель 1КК,
М.В.Осипова воспитатель
Ачинск 2021 год
Содержание Программы
I | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2. | Цели и задачи программы. | |
1.3 | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. | |
1.4 | Планируемые результаты освоения Программы | |
1.6 | Принципы реализации содержания рабочей программы | |
1.7 | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста | |
1.8 | Возрастные особенности детей дошкольного возраста в дорожной ситуации | |
II. | Содержательный раздел. | |
2.1. | Перспективное планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения по возрастам | |
2.2. | Первая младшая группа | |
2.3 | Вторая младшая группа | |
2.4 | Средняя группа | |
2.5 | Старшая группа | |
2.6 | Подготовительная группа | |
2.7 | Содержание работы с родителями по направлению «Обучение детей правилам дорожного движения» | |
2.8 | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации | |
III | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1 | Условия реализации программы | |
3.2 | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | |
3.3 | Особенности организации развивающей предметно пространственной среды. | |
3.2 | Литература | |
Приложения |
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет детей на улицу, где ребенок может, как то себя проявить. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов — детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, а жить им придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Гибнут, дети, что особенно тяжело, в общем числе пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей и подростков 29 % - это дети до 7 лет. Это происходят из-за незнания и сознательного несоблюдения детьми правил дорожного движения, недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих Правилами. Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребёнка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно.
Программа разработана в соответствии
с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации также:
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об Федерального∙ государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от∙ 15.05.2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении∙ Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Уставом ДОУ∙
Содержание программы соответствует Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка, действующим Правилам дорожного движения, учитывает психофизиологические возрастные особенности детей, опирается на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (редакция от 5 ноября 2014 года. Версия – 9.0).
- Цели и задачи программы
Программа рассчитана на четыре года обучения, предназначена для детей от 3 до 7 лет.
Цель: Формирование у дошкольников основы безопасного поведения на дороге, в микрорайоне, в общественном транспорте.
Задачи:
- Формировать свободной ориентировки в пределах близлежащего к детскому саду микрорайона. - Учить соблюдать Правила дорожного движения.
- Знакомить детей с понятиями «улица», «перекресток», «двустороннее движение», «средства регулирования дорожного движения», «дорожные знаки».
- Формировать представления детей о правилах поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях.
- Учить обсуждать возможные опасные ситуации из личного опыта.
- Воспитывать правила этичного и безопасного поведения на улице, в городском транспорте.
- Воспитывать уважение к окружающим, умение оказать помощь другому.
1.3. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Содержание Программы ориентировано на обучение дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработки положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Обучение основам безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста
1. В младшей группе занятия лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности). На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов, как запрещающих движение, и значение зеленого сигнала, как разрешающего движение. Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой/маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными. В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку. 2. На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ - подталкивать детей к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.). Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам. Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук. Обучение основам безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста 1. На занятиях в группе педагог может дать детям задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, трамвае и т. д.). Или как они шли пешком в детский сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой. В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру, во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью. 2. На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности именно на территории детского сада. Воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя. На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у детей формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде. 3. На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. Обучение основам безопасного движения детей старшего дошкольного возраста 1. В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение дошкольников свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить их с основными понятиями дорожного «словаря». 2. Интересной и эффективной формой работы является организация ролевых игр, в которых дошкольники доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д. 3. И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупного и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое «закрытый обзор». На прогулке педагог наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход, переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большей скоростью. В свою очередь водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды. 4. На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Обучение основам безопасного поведения детей подготовительной группы К детям подготовительной группы следует относиться особенно внимательно, ведь они - будущие школьники, и вскоре им придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи. У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице. Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Сформирована ориентировка в пределах близлежащего к детскому саду микрорайона.
- Соблюдает элементарные правила дорожного движения.
- Имеет представление понятий «улица», «перекресток», «двустороннее движение»,
«средства регулирования дорожного движения», «дорожные знаки».
- Сформированы представления о правилах поведения в разных опасных ситуациях,
которые могут возникнуть в городских условиях.
- Может обсуждать возможные опасные ситуации из личного опыта.
- Применяет правила этичного и безопасного поведения на улице и в городском
транспорте.
- Уважительно относится к окружающим, способен оказать помощь другому.
Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность по реализации
программы: Закон Р.Ф. «Об образовании»:
- «Основная образовательная программа дошкольного образования» МБДОУ № 50 Ачинска.
- Устав МБДОУ № 50 г. Ачинска.
- Паспорт дорожной безопасности МБДОУ № 50 г.Ачинска.
1.5. Принципы реализации содержания рабочей программы
Содержание образовательного процесса по безопасности детей определяется
программой «Основная образовательная программа дошкольного образования» МБДОУ № 50 г. Ачинска.
Воркуты с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии свозрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Данное направление включает в себя следующие виды деятельности детей:
- непосредственно образовательную деятельность (занятия),
- совместную деятельность: беседы, познавательные минутки, рассматриваниеиллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические игры, практическиетренировки, игры – ситуации для формирования навыков безопасного поведения.
Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности педагогов иродителей по решению комплекса проблем в воспитании безопасного поведения дошкольника.
Построение образовательного процесса в ДОУ по обучению воспитанников правиламдорожного движения осуществляется с учётом следующих принципов:
Принцип индивидуализации - построение образовательного процесса, в которомучитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Принцип активности – построение такого образовательного процесса, в которомребенок ставится в активную позицию познания окружающего мира, самостоятельномпоиске способов установления взаимодействия с окружающими людьми на основеобщепринятых норм и правил, соблюдению общечеловеческих ценностей.
Принцип интеграции – решение задач программы в системе всегообразовательного процесса и всех видов деятельности, обеспечивающих проникновениеодних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.
Принцип преемственности – предполагающий обогащение средств, форм и
методов воспитания, предопределяет характер связи между элементами педагогическогопроцесса в ДОУ и стилем воспитания в семье.
Принцип культуросообразности – предполагающий ориентацию на потребностиобщества и личности ребенка, адаптацию детей к современным условиям жизни общества,приобщение детей к традициям народной культуры, дополненным региональнымкомпонентом.
Принцип вариативности содержания образования предполагает возможностьсуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения ивоспитания.
Вышеперечисленные принципы: предусматривают решение программных
образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельнойдеятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведениирежимных моментов; Предполагают построение образовательного процесса на адекватныхвозрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущимвидом деятельности для них является игра.
1.6. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города Ачинска.
Ребенок должен получить четкое представление о том, что «Правила дорожного движения» направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому каждый человек обязан их выполнять не зависимо от возраста и состояния здоровья.
Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 2—7лет (первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы) с правилами дорожного движения.
Рабочая программа «» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26, с изменениями от 04.04.2014г.)»
- Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки от 23.11.2009 г. № 655);
- Программу можно рассматривать как дополнение к Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»: / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №50 с приоритетнымосуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей» города Ачинска Красноярского края (далее МБДОУ «Детский сад №50»)
Детский сад общеразвивающего вида.
В ДОУ установлен следующий режим работы:
- пятидневная рабочая неделя;
- время работы с 7.00 до 19.00, с понедельника по пятницу;
- выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.
В МБДОУ «Детский сад №50» функционируют 10 групп (дошкольники 2 - 7 лет), посещает детский сад 310 воспитанников.
Комбинированных групп 8
Общеразвивающих групп 2
Имеется 10 детских площадок с малыми формами.
Полный курс дошкольного образования по Программе, начиная с 2 лет (I младшая группа) и до 7 лет (подготовительная к школе группа), составляет 5 лет.
Группы МБДОУ комплектуются по одновозрастному принципу.
объекты программы:
1. Дети – воспитанники МАДОУ «Д/с № 50».
2. Семьи детей, посещающих детский сад.
3. Педагогический коллектив МАДОУ «Д/с № 50».
4. Органы ГИБДД.
5. Общественные организации: библиотека, школы города, Центр детского
творчества, городской парк, средства массовой информации:
телерадиокомпания и районная газета.
По предупреждению и пропаганде правил дорожного движения в МБДОУ Д/с №50 ежемесячно разрабатывается календарно тематическое планирование.
1.7. Возрастные особенности детей дошкольного возраста в дорожной ситуации
Детский организм находится в состоянии становления, и многие процессы подвижны и неустойчивы. Ребенок подвержен разного рода травматизму, особенно на дороге, в силу своего психофизиологического развития и особенностей высшей нервной деятельности:
незрелость и непостоянство;
быстрое истощение нервной системы;
преобладание процессов возбуждения над процессами торможения и
непроизвольности психических процессов над произвольностью;
слабость развития самоконтроля действия;
неумение прогнозировать и реально оценивать ситуации;
отсутствие чувства опасности;
негативизм;
переоценка своих возможностей;
склонность к риску как способу самопознания и др.
Несовершенство многих нервнопсихических функций дошкольников также влияет на скорость реакции. Дошкольники неспособны предугадать все возможные варианты поведения водителя и в экстремальной ситуации легко впадают в состояние безысходной опасности, незащищенности, потерянности. Безусловно, что дошкольники не обладают теми же навыками безопасного участия в дорожном движении, как взрослые.
Чем младше ребенок, тем меньше у него представлений о правилах поведения пешеходов, пассажиров, водителей.
Они слабо разбираются в свойствах объектов и закономерностей явлений, лежащих в основе правил безопасного поведения.
Для ребенка 3-4 лет при ознакомлении с новыми незнакомыми предметами характерно тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий, ему необходим непосредственный контакт с предметом. Вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов в 50 % случаев находится на уровне случайности. Ребенок неспособен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части. Кроме того, дети по разному реагируют на различные виды транспортных средств. Они боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Память носит непроизвольный характер.
Ребенок неспособен понять и запомнить все, что говорят ему взрослые о мерах безопасности.
Он не ставит перед собой цели чтото специально запомнить, прочность и точность запоминания зависит от эмоциональной окраски образа предмета, явления или события.
В 4-5 лет процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация внимания ребенка возможна только при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие дорожной среды непосредственно, внимание легко переключается, действия подчинены быстро меняющимся замыслам. В силу этих причин в ситуации движущегося транспорта ребенок легко отвлекается на все, что его заинтересует, действия детей импульсивны. В данном возрасте ребенок лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до 5 метров, заметить и точно оценить действия, происходящие на большем расстоянии, ему трудно.
В 5-6 лет дальнейшее расширение поле зрения, развитие глазомера позволяют ребенку проследить события в радиусе 10 метров. Однако до 7 лет ребенок неправильно определяет расстояния до объектов, так как не представляет их настоящие размеры и как зрительно они меняются с увеличением расстояния. Как педагогам, так и родителям следует помнить, что нейропсихологическое созревание основных мозговых структур продолжается до 13 лет.
В 6-7 лет, в поведении ребенка потребность в движении преобладает над
осторожностью. Подвижность, непоследовательность, импульсивность поведения в сочетании с доверчивостью и наивностью приводят зачастую к непредсказуемости действий детей в опасных ситуациях. Так, ребенок искренне считает, что если он видит машину, то и водитель тоже заметил его и объедет. Он не понимает, что автомобиль не может остановиться
мгновенно, даже если водитель видит ребенка.
Именно поэтому дошкольника нельзя одного отпускать на улицу и взрослые должны всегда держать его за руку.
Обучая ребенка безопасному участию в дорожном движении, необходимо показать ему те нарушения, которые можно увидеть на улицах среди водителей, чтобы при переходе дорог, перекрестков маленький пешеход научился принимать компенсаторные действия по отношению к другим участникам движения. Необходимо обратить внимание детей на
нарушителей пешеходов и самим взрослым показывать правильный пример безопасного участия в дорожном движении. Для детей взрослые — главный объект подражания. Личный пример взрослых соблюдения ПДД поможет сформировать стойкую привычку не нарушать ПДД, довести правильные действия ребенка при переходе через дорогу до автоматизма.
В процессе обучения детей безопасному участию в дорожном движении основная задача родителей и педагогов — сформировать три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.
Навык сосредоточения внимания — это граница, перед которой необходимо
останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.
Навык наблюдения: ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге), так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части, и воспринимать их как потенциальную опасность.
Навык самоконтроля: ступая на проезжую часть, спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.
2. Содержательный раздел программы
2.1 Перспективное планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения по возрастам
2.2 Первая младшая группа
Задачи:
- учить детей различать легковые и грузовые автомобили;
- давать детям первоначальное представления о сигналах светофора, закрепить знания сигналов
светофора: желтый, красный, зеленый;
- знакомить детей о профессии водителя, формировать интерес к ней, стремление освоить ее
основы;
- давать детям элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре;
- обучать детей правилам перехода через проезжую часть.
Месяц | Содержание | Программное содержание |
Сентябрь | Викторина: «Давайте Познакомимся» КВЕСТ Беседа экскурсия | Дать детям элементарные представления о ПДД (светофор регулирует движение транспорта и пешеходов) |
Октябрь | Беседа -В гостях усветофора | Знакомство со светофором. Какие цвета у светофора? Для чего он нужен? Почему нельзя нарушать правила дорожногодвижения? |
Ноябрь | Викторина: «Переход» | В игровой форме научить детей переходить улицу только на зеленый свет светофора |
Декабрь | КВЕСТ -«Новогоднее путешествие снеговика» | В игровой форме научить детей переходить улицу только на зеленый свет светофора |
Январь | Беседа - «Сказка о светофорчике» | Дать детям элементарные представления о ПДД (светофор регулирует движение транспорта и пешеходов) |
Февраль | Викторина: «Это должен знать малыш» | Игровая ситуация мини - улица «Поучим зайчика переходить через дорогу» |
Март | Беседа - «В гостях у автомобиля» | Познакомить с машиной, ее частями (кабина, кузов, колесо, руль) |
Апрель | Беседа - «Улица большого города» | закрепить практические знания детей, учить детей ориентироваться на улицах города |
Май | Беседа - «Какие бывают машины?» | Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой транспорт, а также их составные части (кабина, руль, кузов, колёса, окна) |
2.3. Вторая младшая группа
Задачи:
- учить детей различать легковые и грузовые автомобили;
- давать детям первоначальное представления о сигналах светофора, закрепить знания сигналов светофора: желтый, красный, зеленый;
- знакомить детей о профессии водителя, формировать интерес к ней, стремление освоить ее основы;
- давать детям элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре;
- обучать детей правилам перехода через проезжую часть.
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Беседа-Давайте познакомимся | Дать детям элементарные представления о ПДД (светофор регулирует движение транспорта и пешеходов) |
Октябрь | Беседа -В гостях усветофора | Знакомство со светофором. Какие цвета у светофора? Для чего он нужен? Почему нельзя нарушать правила дорожногодвижения? |
Ноябрь | Викторина: «Дети на тротуаре» | учить детей правилам поведения на улицах и дорогах города, способствовать их осознанию |
Декабрь | Викторина: «Переход» | В игровой форме научить детей переходить улицу только на зеленый свет светофора |
Январь | Беседа -«Какие бывают машины?» | Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой транспорт, а также их составные части (кабина, руль, кузов, колёса, окна) |
Февраль | Беседа - «Это должен знать малыш» | Игровая ситуация мини - улица «Поучим зайчика переходить через дорогу» |
Март | Беседа - «В гостях у автомобиля» | Познакомить с машиной, ее частями (кабина, кузов, колесо, руль) |
Апрель | Беседа -«Улица большого города» | закрепить практические знания детей, учить детей ориентироваться на улицах города |
Май | КВЕСТ -«Правила поведения в транспорте». | учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте. |
2.4. Средняя группа
Задачи:
- закреплять знания детей о пассажирском транспорте и правилах поведения в автобусе;
- дополнять представления об улице новыми знаниями: дома бывают разными, машины движутся по проезжай части дороги, движение машин может быть односторонним, двусторонним, проезжая часть при двустороннем движении может разделяться линией;
- добиваться от детей четкого выполнения правил при переходе через проезжую часть;
- знакомить детей с дорожными знаками.
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Беседа - «Пассажирский и грузовой транспорт» | Учить различать и называть виды транспортных средств, развивать память, речь, воспитывать уважительное отношение к профессии водителя |
Октябрь | Беседа - «Где должны играть дети» | объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь, учить осознанности понимания опасности игр на проезжей части. |
Ноябрь | Викторина: «Дети на тротуаре» | учить детей правилам поведения на улицах и дорогах города, способствовать их осознанию |
Декабрь | КВЕСТ «Переход» | В игровой форме научить детей переходить улицу только на зеленый свет светофора |
Январь | Викторина: «Если ты – пассажир» | рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до сведения детей правила безопасного поведения в общественном транспорте |
Февраль | Беседа«Знакомимся с дорожными знаками» | знакомить детей с дорожными знаками, их назначением, расширять представления о том, к чему приводит незнание илинесоответствие действий дорожным знакам. |
Март | Беседа«Мчатся по улице автомобили» | познакомить детей с различными видами транспорта, их назначением, опасностью для человека при неправильном соблюдении ПДД. |
Апрель | КВЕСТ «Улица большого города» | закрепить практические знания детей, учить детей ориентироваться на улицах города |
Май | Беседа«Правила поведения в транспорте». | учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте. |
2.5 Старшая группа
Задачи:
- углублять представления детей о правилах дорожного движения;
- учить применять правила в различных жизненных ситуациях;
- продолжать знакомство с назначением дорожных знаков и их очертаниями;
- расширять знания детей о правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров;
- в увлекательной игровой форме убеждать детей соблюдать элементарные правилабезопасности.
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Беседа «Виды транспорта» | расширять знания детей различать и называть виды транспортных средств, развивать память, речь, воспитывать уважительное отношение к профессии водителя |
Октябрь | КВЕСТ «Где должны играть дети» | закреплять знания детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь, учить осознанности понимания опасности игр на проезжей части. |
Ноябрь | Беседа «Дети на тротуаре» | закреплять знания детям правилам поведения на улицах и дорогах города, способствовать их осознанию |
Декабрь | Викторина: «Переход» | В игровой форме закреплять знания детей переходить улицу только на зеленый свет светофора |
Январь | Беседа«Если ты – пассажир» | расширять знания детей о назначении автобусной остановки,троллейбусной и трамвайной остановки их расположении. Довести до сведения детей правила безопасного поведения в общественном транспорте |
Февраль | Викторина: «Знакомимся с дорожными знаками» | расширять знания детей o дорожных знакoв, их назначением, расширять представления о том, к чему приводит незнание илинесоответствие действий дорожным знакам. |
Март | Викторина: «Мчатся по улице автомобили» | опасностью для человека при неправильном соблюдении ПДД. |
Апрель | КВЕСТ«Улица большого города» | закрепить практические знания детей, учить детей ориентироваться на улицах города |
Май | Беседа«Правила поведения в транспорте». | закреплять знания детей правилам поведения в общественном и личном транспорте. |
2.6. Подготовительная группа
Задачи:
- учить применять правила в различных жизненных ситуациях;
- расширять знания детей о Правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров;
- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов, с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
- в увлекательной игровой форме убеждать детей соблюдать элементарные правилабезопасность.
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | КВЕСТВстречи друзей после летнего отдыха | выявлять у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов и пассажиров, дорожных знаках. |
Октябрь | Викторина: «Здравствуй улица» | давать детям представления о перекрестке. Развивать мышление, зрительное внимание. Воспитывать чувство ответственности. |
Ноябрь | Беседа «Проезжая часть» | развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге; |
Декабрь | Викторина: «Переход» | расширять знания детей о Правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров; |
Январь | Викторина: «Если ты – пассажир» | в увлекательной игровой форме убеждать детей соблюдать элементарные правилабезопасность |
Февраль | Викторина: «Правила движения достойны уважения» | закреплять у детей знания ПДД, умение соблюдать их в окружающем мире. Совершенствовать умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Воспитывать эмоциональный положительный настрой. |
Март | КВЕСТ«Мчатся по улице автомобили» | опасностью для человека при неправильном соблюдении ПДД. |
Апрель | Беседа «Улица большого города» | закрепить практические знания детей, учить детей ориентироваться на улицах города |
Май | Беседа «Правила поведения в транспорте». | закреплять знания детей правилам поведения в общественном и личном транспорте. |
2.7. Содержание работы с родителями по направлению «Обучение детей правилам дорожного движения»
Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими Правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.
Перед родителями с информацией о состоянии и причинах детского дорожно-транспортного травматизма в городе обязательно должны выступать сотрудники ГИБДД.
С целью оказания консультативной и обучающей помощи родителям воспитатели ведут систематический раздел в «Уголке безопасности» - «Воспитываем пешехода», где размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).
Воспитатели детского сада регулярнопроводят совместные с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Устраивают открытые занятия по теме, инсценировки, вовлекают родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания дошкольников о Правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбираются проблемные ситуации на дороге. Родители получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения.
Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр.
Работа с родителями строится по следующим направлениям:
- создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами ГИБДД);
- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил;
- поведения на улицах и дорогах, в транспорте.
2.8. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
- оформление наглядной агитации;
- семинары- практикумы;
- групповые родительские собрания;
- совместные экскурсии;
- «открытые дни» с просмотром занятий по дорожной грамоте;
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, открытых мероприятий;
- организация тематических выставок совместного с детьми творчества.
- организация родительского патруля
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации с детьми
наглядные: показ детям иллюстративных пособий по ПДД: плакатов, карт, картин; технические средства обучения: мультфильмы, кинофильмы, звукозапись; работа с обучающими презентациями.
словесные: беседы с детьми о правилах дорожного движения; рассказ воспитателя; рассматривание тематических картин; составление рассказов по серии сюжетных картин, чтение художественной литературы, рассказывание из личного опыта, составление творческих рассказов; ситуативный разговор; беседы с инспектором ГИБДД, педагогические ситуации.
практические: исследования, проекты, экскурсии, целевые прогулки, продуктивные виды деятельности, наблюдения за движением транспорта, пешеходов; метод «Дорисуй изображение или элементы комикса»; экспериментирование; коллекционирование; моделирование; работа в тетрадях.
игровые: творческие и режиссерские игры с использованием макетов улиц города, театрализованные игры и драматизации сказок, рассказов, стихотворений по правилам дорожного движения; игры-ситуации, спектакли; импровизации. Виды деятельности по освоению с детьми правил дорожного движения: - игровая; - познавательная;- коммуникативная; - познавательно-исследовательская; - конструирование из разного материала; - изобразительная; - музыкальная; - двигательная;
А так же с детьми снимают видеоролики, реализуются проекты по ПДД, проводятся нестандартные виды занятий, акции и экскурсии по нашему городу.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1.Условия реализации программы
В программе заложен годовой цикл итоговых мероприятий по 9 для каждой возрастной группы, которые проводятся 1 раз в месяц по продолжительности, соответствующей Сан ПиН 2.4.1.3049-13.
№ | Группа | Количество мероприятий в месяц | Длительность мероприятия | Общее кол-во часов за год |
1 | 1 младшая | 1 | 10 мин. | 1.ч 20 мин |
2 | 2 младшая | 1 | 15 мин. | 2.ч. 25 мин. |
3 | Средняя | 1 | 20 мин. | 3ч. |
4 | Старшая | 1 | 25 мин. | 4ч. 15мин. |
5 | Подготовительная | 1 | 30 ин. | 4 ч. 50мин |
Для организации в дошкольном образовательном учреждении профилактических мероприятий, проведения занятий по формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на дорогах необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение.
3.2 Материально-техническое оснащение МБДОУ «Детский сад № 50»:
- учебно-методическая литература по безопасности дорожного движения;
- оборудование, позволяющее в игровой форме формировать навыки безопасного поведения на дороге;
- плакаты по правилам дорожного движения, сюжетные картинки, иллюстрации, фото стенды;
- информационные стенды для родителей в группах;
- настольно – печатные игры, атрибуты для сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.);
- наборы слайдов, видеороликов и мультфильмов по дорожной тематике;
- уголки безопасности в каждой группе;
- макет микрорайона с основными объектами;
- детские самокаты;
3.3 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Цель: Реализация плана по активированию работы педагогического коллектива ДОУ по пропаганде безопасного поведения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Повышение сознания и активности родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения.
Задачи ДОУ:
1. Сформировать у детей устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.
2. Применять современные методы и формы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.
3. Поддерживать у родителей устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
4. Использовать материально-технический потенциал ДОУ и другие его возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Вид деятельности | Сроки проведения | Ответственный |
Работа с детьми | ||
Праздник -«Единый день Безопасности Дорожного Движения » Цель: профилактика дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста. | Сентябрь | педагоги и родители ДОУ Инструктор по физической культуре |
Конкурс – викторина «Наш друг - Светофор» Цель: закрепить знание детей о светофоре, о его сигналах. | Ноябрь | Воспитатели групп Инструктор по физической культуре |
Сценка «Лесная школа дорожных наук» Цель: Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице и в транспорте. | Январь | Воспитатели групп Инструктор по физической культуре |
Викторина «Дорожная математика» Цель: организация совместной деятельности родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения. | Февраль | Воспитатели групп Инструктор по физической культуре |
Конкурс рисунков «Моя мама авто леди» Цель: Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей. | Март | Воспитатели групп Инструктор по физической культуре |
Акция: «Ребёнок пассажир» Цель:Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно- транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств, при правильной перевозке детей в салоне автомобиля. | Апрель | Воспитатели групп Инструктор по физической культуре |
Праздник «Посвящение в пешеходы» Цель: Закрепить навыки безопасного поведения на дорогах, повторить основные правила движения пешеходов | Май | Воспитатели групп Инструктор по физической культуре |
План работы МБДОУ № 50
на летний оздоровительный период 2021 года
по теме «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, воспитание навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»
Работа с детьми | ||
Праздник «Пусть горит зеленый свет на твоей дороге» | Июнь | Муз. Руководитель Инструктор по физической культуре Воспитатели |
Развлечение для всех возрастных групп на тему: «День безопасности» | Июль | Муз. Руководитель Инструктор по физической культуре Воспитатели |
Сказка – игра «Азбука пешехода» | Август | Муз. Руководитель Инструктор по физической культуре Воспитатели |
3.3.Особенности организации развивающей предметно пространственной среды.
ФГОС ДО: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».
Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда - это внутреннее оформление помещений.
Макросреда - это ближайшее окружение детского сада (участки и территория МБДОУ, соседствующие жилые дома и учреждения).
В МБДОУ Д/с №50 головной центр безопасности находится на втором этаже в холле.
Литература:
1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. Метод. Пособие.
Развивающие занятия с детьми 3 - 4 лет/ под ред. Л.А. Парамоновой.
2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. Метод. Пособие.
Развивающие занятия с детьми 4 - 5 лет/ под ред. Л.А. Парамоновой.
3. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. Метод. Пособие.
Развивающие занятия с детьми 5 – 6 лет/ под ред. Л.А. Парамоновой.
4. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. Метод. Пособие.
Развивающие занятия с детьми 6 - 7 лет/ под ред. Л.А. Парамоновой.
5. Данилова Т.И. Программа» Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам
дорожного движения. – СПб., издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009
6.Беляевскова Г.Д. Правила дорожного движения для детей 3 - 7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. – Волгоград: «Учитель», 2013. – 170с.
7. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками.- Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008.- 256с.
8. Пантелеева Г.Н. Эстетика участника дошкольного учреждения. – М.: Просвещение, 1988
9. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Младшая группа. Разработки занятий. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2009. – 96с.
10. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Подготовительная группа. Разработки занятий. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2009. – 96с.
11. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Старшая группа. Разработки занятий. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2009. – 96с.
12. Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: «ТЦ Сфера», 2008. – 64с.
13. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: «Мозайка-Синтез», 2014. – 112с.
14. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. – М.: «Просвещение», 1989. – 62с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не...
Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»
В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста "Планета дорожной безопасности"
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста....
ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма « ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Един...
ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма « ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Един...
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»
Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города....
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»
Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.Статистические данные об участии детей ...