Доклад на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника»(опыт работы -старший возраст)
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Савичева Елена Валентиновна

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому не менее важно и формирование у ребенка бережного отношения к природе и ее обитателям. Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения в лесу, парке, на улице. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются дошкольники. Следовательно, обучение детей основам безопасного поведения в природе является актуальной педагогической проблемой, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_bezopasnogo_povedeniya_v_prirode.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №49 «Ручеек»

Доклад

на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника»

(опыт работы -старший возраст)

Выполнили: Дыгина Е.В., Савичева Е.В.

г. Городец

2021 г.


Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому не менее важно и формирование у ребенка бережного отношения к природе и ее обитателям. Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения в лесу, парке, на улице. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются дошкольники. Следовательно, обучение детей основам безопасного поведения в природе является актуальной педагогической проблемой, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. (Слайд 2)

С первых лет жизни ребенка его любознательность и активность в вопросах познания окружающего мира, порой становится весьма небезопасной для него. Ему все интересно, хочется все попробовать, потрогать, увидеть, услышать. Чтобы различить опасное и безопасное, полезное и нужное ребенку нужен «проводник», которым и становится взрослый. В дошкольном возрасте ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости и их выполнение оказывается малоэффективным. В связи с этим, перед нами: ДОУ, воспитателями и родителями встает проблема, целью которой является формирование у детей дошкольного возраста осознанного и безопасного поведения в природе. (Слайд 3)

В нашем детском саду эту цель реализуем путем решения следующих задач:

  • формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
  • развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения в природе, а также пользоваться полученными знаниями на практике.
  • развивать умение передавать своё отношение от общений с представителями профессий, которые помогают в трудных ситуациях (пожарные, МЧС, врачи, полицейские и т.д.) в рисунках и аппликации;
  • развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;
  • воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру и бережное отношение к природе, проявлять интерес к ней.

(Слайд 4)

Организация работы по формированию безопасного поведения в природе в старшем дошкольном возрасте ведется в соответствии с принципами системности, интеграции, доступности. (Слайд 5)

Используем различные формы и методы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, используем беседы, дискуссии, игры. Это позволяет избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. Чтобы сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности применяем различные методы и формы образовательной деятельности: занятия, тренинги, экскурсии, целевые прогулки, походы, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и проблемные игры, игры-соревнования, проекты, квесты, сочинение историй, наблюдения, беседы, чтение специальной детской литературы, анализ заданных ситуаций( «Опасность в лесу», «Мы у водоема» «Чтобы не было беды»), экспериментирование, акции, сюжетные картинки, отображающие различные ситуации, плакаты, иллюстрации, компьютерные презентации. (Слайд 6,7,8)

Формирование безопасного поведения в природе осуществляем на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность и непосредственность восприятия. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира в условиях природного и экологического неблагополучия может стать небезопасной для него. В связи с этим, рассказываем детям о правилах поведения в природе (Лэпбук «Правила поведения в природе», картотека «Правила друзей природы»), которые могут произойти, если эти правила нарушать. (Слайд 9) Дошкольнику не свойственно чувство страха и опасения. Он может взять ядовитое существо рукой из любопытства или желания поиграть с ним, так как игра имеет большое значение для развития ребенка в целом. Поэтому в игровой форме, при помощи дидактических игр («Опасно -не опасно», «Четвертый лишний», «Стихийные бедствия», «Лекарственные растения Нижегородской области»), квест – игр: «На лесной тропинке» и др., развиваем умение детей распознавать опасность, наблюдать жизнь природы издали, не трогая руками. Объясняем, что в природе все взаимосвязано. Дети должны понять главное: Земля — наш общий дом, а человек — часть природы. (Слайд 10)

В беседах и рассказах поучаем ответственному и бережному отношению к природе (нельзя разрушать муравейники, ловить бабочек, трогать птичьи гнезда, повреждать паутину, рвать цветы, ломать ветки). (Слайд 11) Объясняем, что не следует забывать об опасностях, связанных с некоторыми растениями, знакомим детей с ядовитыми растениями, грибами, ягодами, помогаем распознавать, и отличать их от неядовитых рассматривая альбомы и играя в дидактические игры: «Съедобные не съедобные грибы», «Съедобные не съедобные ягоды», «Лекарственные и ядовитые растения». Беседуем с детьми о том, что нельзя пробовать все подряд, так как даже не ядовитое растение может оказаться опасным из-за ухудшающейся экологической обстановки. Объясняем, что лучшее средство защиты от ядовитых растений — не трогать их, если они не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение, но уничтожать ядовитые растения нельзя, так как многие лесные животные едят их и лечатся ими. (Слайд 12)

Объясняем детям, как правильно вести себя при контактах с животными: можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки; можно погладить и приласкать домашних котенка или собачку, играть с ними, но учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с ними могут привести к травмам, царапинам и укусам; нельзя убегать от собаки, замахиваться на нее палкой, трогать, когда она ест или спит и т.д. Особое внимание нами уделяется контактам детей с насекомыми, знакомим с их внешним видом, особенностями поведения и правилами взаимодействия с ними: нельзя махать руками перед пчелами и осами, трогать осиное или пчелиное гнездо, давать сесть на себя оводам и слепням и т.д.. Объясняем детям, что после прогулки, особенно в парк или лес, следует осматривать себя, так как в волосы и на одежду может залезть клещ. В этом случае надо срочно обратиться к взрослым. (Слайд 13)

Знакомим с правилами безопасности у водоемов в зимний и летний периоды (рассматривание Лепбука: «Правила поведения на воде»). (Слайд 14)

Так же постоянно проводится большая работа с родителями.

В родительском уголке была размещена информация: «Осторожно, клещ!».

Изготовлены памятки для родителей: «Внимание! Ядовитые грибы!», «Предвидеть +научить = уберечь».

Папки передвижки «Нужно ли учить любить природу», «Ответственность родителей за поведение детей в природе», «Собственный пример или нотация».

Консультации для родителей: «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Опасный отдых на природе». (Слайд 15)

В результате проделанной нами работы дети имеют представления об опасных для человека ситуациях, знают и могут применить правила безопасного для человека и природы поведения, у детей формируются основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни и безопасного поведения в природе. (Слайд 16)


Список использованной литературы:

1. Белая, К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. [Текст] / Белая К.Ю. – М.: Мозаика-Синтез. - 2013. -67С.

2. Каюрова, А. Н., Скокова, О. В., Шеховцова, Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС[Текст] / Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Цель: Повышение  мотивации коллег к использованию игр, способствующих формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников с тяжёлыминарушениями речи 5-7 лет через игру....

Опыт работы по теме "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

    Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья...

Формирование основ безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста

Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать,потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различитьопасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?Детям необходимо об...

Доклад "Формирование основ безопасного поведения в природе детей младшей группы"

Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как:-повышенная двигательная активность;-рост самостоятельн...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по теме: «Формирование основ безопасного поведения в совместной деятельности педагога с детьми образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»»

В данном материале показан итог работы с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"...

Презентация к докладу на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника» (опыт работы -старший возраст)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23513092","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситу...

Доклад на тему: «Формирование основ безопасного поведения в природе как один из элементов социально-коммуникативного развития дошкольника»(опыт работы -старший возраст)

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Человек постоянно находится во вза...