Комплексное занятие из цикла "В царстве моего здоровья"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Марина Александровна Островских

Комплексное занятие из цикла "В царстве моего здоровья" реализуемая в рамках одноименного проекта для детей старшего дошкольного возраста. Проект создан с целью формирования у дошкольников осознанного ценностного отношения к своему огранизму и здоровью 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_zanyatie_iz_tsikla.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие из цикла  «Царство моего здоровья»

Тема 4: «Телефонная сеть «теремка»

Коррекционно-образовательные цели.

Познакомить детей с нервной системой человека.

Совместно выработать правила заботы о своем  психическом состоянии.

Выработать правила поведения, полезные для нервной системы.

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, тонкой моторики, координации речи с движением.

Воспитательные цели

Развивать чувство доброты, товарищества, взаимовыручки.

Формировать у детей умение преодолевать трудности.

Материалы

    Схема нервной системы человека; игрушка белочка; корзиночка с орешками (по количеству детей); кубики синего и красного цвета; обруч; танцевальная музыка; Г. Эванс, «Музыка покоя для детей»; музыка из серии «Ребенок и природа».

Ход игры- путешествия

1.Приветствие

Сегодня мы продолжаем путешествие по Царству здоровья .  Мы навестим старых друзей и приобретем новых, узнаем много интересного и полезного. К

2. Создание игровой ситуации.

Педагог. А вот и наш теремок! Поздоровайтесь с ним песенкой.

Дети (поют и водят хоровод).

Стоит в поле теремок , теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Кто-кто в теремочке живет,

Кто-кто в невысоком живет?

Я – позвоночник, опора  теремка; мы мышцы- силачи; я – мозг, главный волшебник теремка.

Педагог. А как мозг узнает о неполадках в организме-теремке? Интересно было бы узнать, кто же главный помощник у волшебного мозга? Может, теремок откроет нам эту тайну?    

Разделимся на две команды – синих и красных.

3. Эстафета « То жара, то холод».

Педагог. Посмотрите. Рядом с теремком лежат в корзине разноцветные кубики, а между ними – обруч. Представим, что обруч – это наш мозг.  А вы будите  -  нервами. Теперь слушайте правила эстафеты. Команда синих будет сообщать мозгу о соприкосновении кожи с холодом, и дети  из команды синих  будут выбирать из общей корзины кубики только синего цвета и строить из них пирамидку в обруче. Команда красных будет сообщать мозгу о соприкосновении с теплом. У нее должна получиться пирамидка из кубиков красного цвета.

Проводится эстафета.

Вот мы узнали, кто главный помощник мозга. Это нервы сообщают мозгу о соприкосновении тела с теплом или холодом, и от этого наша кожа покрывается потом или пупырышками. Каждый участок кожи, каждый внутренний орган снабжен нервами. Вот по ним – то как по телефонным проводам. В мозг летят разные сообщения. Так мы и ощущаем тепло, холод, давление, боль.

4. Экспериментирование.

Педагог. Другие нервы идут к мышцам и отдают им приказы сократится или расслабится. Они управляют нашими движениями. Без этих нервов мы не смогли бы двигаться. Давайте я попробую прикоснуться иголкой к коже в любом месте . Что произошло? (Необходимо выслушать ответы детей) Кончик нерва, которого коснулась иголка, мгновенно кричит мозгу? Ответы детей: «Спаси! Больно! Опасно!» В тот же миг мышцы получают команду: «Отдернуть руку!»

5. Развитие сенсорной чувствительности пальцев.

Педагог. А как чувствительны нервные окончания на кончиках пальцев! Только ты дотронулся до чего-то, а «телефонная сеть», нервы, уже сообщает об этом твоему мозгу. Хотите убедиться в этом? Предлагаю игру!

  • Игра « Определи предмет с закрытыми глазами» (по принципу «Волшебный мешочек»)

 Первый вариант.

Ребенок закрытыми глазами достает предмет, ощупывает его, описывает, называет: «Этот предмет сделан из мягкого пушистого материала, имеет четыре ноги, рога, - скорее всего это игрушка – коровка».

Второй вариант.

Педагог. Сейчас мы будем работать в командах с завязанными глазами, а потом с открытыми. Попрошу  вас встать в две шеренги. Завяжите глаза. Теперь первому игроку даю предмет, а он передает его второму – и так далее. Затем второй предмет и третий. Так каждый из вас  по очереди с закрытыми глазами ощупывает  все три предмета стараясь определить его качества: форму, фактуру и т.д. (Дети с завязанными глазами по очереди ощупывают предметы). Теперь снимите повязки с глаз. Обсудите. Что это были за предметы.

А теперь посмотрите на этот стол, на нем игрушки и среди них те, которые вы только что держали в руках. Найдите их и обоснуйте свой выбор. Примерные ответы детей:«Первая игрушка была мягкая, пушистая, с  длинными ушами – это игрушка зайчик, второй предмет был квадратной формы,  деревянный – это строительный кубик, третий предмет был из бумаги, округлой формы это – бумажный фонарик»)

Педагог. Во время игры вы работали как одна дружная команда, вы сплотились для выполнения одной задачи. Так и у человека: его нервы работают все вместе для одного тела.

Логопед. Особая чувствительность нервных окончаний на пальцах позволяет даже слепому человеку читать. Предлагаю провести эксперимент «прочти слоги  с закрытыми глазами» из объемных букв выкладываются слоги, дети пытаются их прочитать.

6.Эксперимент «прочти слоги  с закрытыми глазами»

А еще на кончиках пальцев имеются рецепторы, отвечающие за речь человека и для того чтобы улучшить нашу речь  мы так много работаем пальчиками.

7. Игра «Волшебные орешки» (снимает раздражение, ощущение недовольства, улучшает работу мозга, получение тактильных ощущений).

Логопед. Эта белочка, которая сидит возле нашего теремка, принесла с собой корзиночку, а в ней –  волшебные орешки. Сними можно поиграть.

Дети катают грецкий орех между ладонями, с усилием прижимая его ладонями. Или катают орех на тыльной стороне кисти одной руки, прижимая его ладонью другой.

Сидит белка на тележке

Раздает она орешки

Лисичке – сестричке

Воробью, синичку

Мишке косолапому

Заиньке усатому.

Катать по часовой стрелке орех на левой ладони, потом на правой ладони катать левой против часовой стрелки.

8. Игра «Задание для мозга»

 Логопед.

  • А что там еще в корзине лежит? Достаю карточку  с изображением схемы слова.

Белочка приготовила для вас загадку. Какое слово из двух  подходит к этой схеме? Слова будут такие: белка, орех.

Назовите первый звук , какой это звук ? Согласный.  Твердый или мягкий? Каким значком обозначается?

  • А сейчас самостоятельно выложите схему слова – орех?
  • Разложите слово теремок на слоги. Сколько слогов? Как проверить?
  • Придумайте предложение  со словом белка.
  • «Белка грызет орешки» - сколько слов в этом предложении

Вот сколько вы выполнили заданий и в каждом из ваших действий участвовали нервы, они поставляли мозгу информацию, а взамен получали руководство к действию.

9.Игра « Прячься зам, не забывай про других».

Педагог. А теперь мы снимаем воображаемую трубку и по нервным проводам передаем в наш мозг такое сообщение: «Дорогой волшебник мозг! Сейчас под музыку я буду резвиться и играть, а как только музыка перестанет играть, я спрячусь со всеми ребятами под покрывало и затихну, чтобы меня никому не было слышно и видно. Пожалуйста, помогите мне, мои нервы, справиться с этим заданием!».

Дети под веселую музыку свободно танцуют, играют, но как только мызыка обрывается, они прячутся под покрывало и затихают. Педагог контролирует, чтобы никто не нарушал правила игры.

10. Релаксационный отдых

Педагог. А теперь настала пора отдохнуть на нашем «волшебном коврике»

Расстилают дети коврики, ложатся по кругу (ногами в центр)произносят «волшебные слова»:

«Раз, два, три, четыре, пять – начинает отдыхать!»

Педагог (произносит «Формулу покоя»)

Реснички опускаются,

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко,

Ровно, глубоко…

(вдох- выдох, вдох – выдох)

Мозг наш тоже отдыхает, нервы не напряжены, расслаблены.

…Я предлагаю вам отправиться в необыкновенное, сказочное путешествие по телефонной сети теремка с помощью вашего воображения. Вдох – выдох, вдох – выдох… С каждым вдохом и выдохом мы приближаемся к цели нашего путешествия. Последим за своим дыханием … Вдох – выдох -.. .Вот мы уже внутри большой телефонной нервной системы, которая располагается по всему нашему организму. Много проводков, от каждого органа тянутся к мозгу. По нервным проводкам в мозг бегут множество сигналов и один из них: «Я много сегодня занимался, я немножко устал, и сейчас мне нужно отдохнуть». Мой мозг услышал его и попросил мышцы расслабиться, что бы ты смог отдохнуть. Вдох  - выдох, вдох – выдох..

Мышцы послушались  и расслабились, нам слало легко и спокойно. Вдох – выдох, вдох – выдох…

  Мы перенеслись на волшебный луг. Под тобой мягкая душистая трава, и когда ты вдыхаешь воздух, ты ощущаешь запах травы, цветов…Приятный теплый ветерок поглаживает твое тело, лицо, веки. Нам спокойно и хорошо.  Вдох – выдох, вдох – выдох…

  Телефонные нервные проводки рассказывают нам о том, как они передают в мозг сообщения. Но иногда, когда в группе шумно или мы сами начинаем громко кричать или разговаривать,  сердится, происходят сбои в работе  нервной системы, сигналы путаются, мозг перегружается и начинает болеть голова. В этих случаях человек плохо контролирует свои поступки, делает ошибки, может серьезно пострадать.

   Мы с вами маленькие волшебники, поэтому теперь в группе и в классе будем стараться беречь свои нервные проводки и нервные проводки окружающих и близких. Мы желаем всем только добра. Мы хозяева своих нервов и по нервным проводам будем напоминать себе о главных правилах.  Иногда нервы боязливо шалят и нашептывают мозгу : «Страшно! У меня ничего не получится!» А вы в ответ командуете им: «Держись! У меня все получится!»  - и помогаете своему мозгу и организму справиться с трудностями.  

Мы спокойно отдохнули. Пошевелили пальчиками рук, ног. Согните руки в локтях и потяните их вверх над головой. Потянулись . Разотрите свои ладони. «Умойте» сваё лицо, шею теплыми ладонями. Повернулись направо, на лево . улыбнулись друзьям. Мысленно пожелали всем здоровья, радости, добра. Спокойно сядьте.

11. Рефлексия

Педагог:  Где вы сегодня побывали? Что видели вокруг себя? Какие правила сохранения своей нервной системы вы усвоили?  Дети называют правила: «Нельзя громко кричать и разговаривать в помещении. Нельзя позволять себе раздражаться и сердиться. Нельзя ссориться. Необходимо вовремя отдыхать. Не позволять себе расстраиваться и вдаваться.

Замечательно. А сейчас я предлагаю вам передать свои впечатления в рисунках. Материал выбирайте сами, но помните о том, что лучше всего на нервную систему действует желтый цвет.

 

                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие в разновозрастной группе:"Азбука здоровья".

Это интересное занятие-  в котором принимают участие дети и воспитатель, Незнайка, доктор Айболит, Петрушка. В нод  используются все образовательные области.Целью моей работы в том, чтобы вы...

Образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы «Царство моего здоровья»

Методическая разработка для педагогов ДОУ по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы. Знакомство детей с функцией скелета и мышц в организме. Формирование способности удерживат...

Комплексное занятие на тему: «Спорт – это здоровье»

Комплексное занятие на тему: «Спорт – это здоровье». Подготовительная логопедическая группа.Разделы стандартов:1) ознакомление с окружающим и социальной действительностью2) развитие представлений о че...

Комплексное занятие познавательного цикла Тема: « Звали меня югорцем, Землю мою – Югрой.»

Тема: « Звали меня югорцем, Землю мою – Югрой.» (10 декабря 1930г.)Слайд№1...

Организация цикла исследований детьми 5–7 лет по теме царство моего здоровья

Расширение диапазона информации об окружающем мире, систематизация знаний, развитие наблюдательности детей как качества личности и мыслительных процессов активно реализуется в процессе исследовательск...

Комплексное занятие "Пейте, дети, молоко - будете здоровы"

Занятие закрепляет знания у детей о домашнем животном - корове, о молоке, о пользе молока Учит детей эмоционально воспринимать содержание стихов, потешек, развивает воображение...

Комплексное занятие познавательного цикла в старшей группе.Тема «Волшебные снежинки».

Цель: Формировать у детей целостное представление о зимних природных явлениях через художественно- эстетическое восприятие материала....