Комплексное занятие познавательного цикла Тема: « Звали меня югорцем, Землю мою – Югрой.»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Тема: « Звали меня югорцем, Землю мою – Югрой.» (10 декабря 1930г.)

Слайд№1                                                            

                                                           Здравствуй, край

                                                              Мансийский милый

                                                                   Со смолистою тайгой,

                                                                                   С молодой  отцовской силой,

                                                                                   С материнской добротой!

 

Цель: углубить знания детей о «малой» Родине ХМАО– Югре».

Задачи

Обучающие:

·                           изучение обычаев традиций народов ханты и манси

·                            закрепить знания о своеобразии жизни народов ханты и манси

Развивающие:

·        развивать творческие способности детей

·        познавательные интересы, внимание

·        логическое мышление, мелкую моторику

·        зрительное восприятие и память.

Воспитывающие:

·    воспитывать интерес к познанию родного края

·    воспитывать нравственно- патриотические качества:

·    гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего края и страны.

Оборудование:

·                           ноутбук

·                           проектор, экран

·                           мультимедийная презентация: «Звали меня югорцем, Землю мою – Югрой ».

·                           эскизы символов  (флага, герба)  ХМАО - Югры.

·                           листы бумаги, фломастеры

·                           бубен

·                           небольшая выставка: «Здесь я вижу».

·                           национальные костюмы народа ханты.

·                           фильм « Живи  Югра  моя живи!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД  (Ознакомление с окружающим).

Комплексное занятие познавательного цикла

Тема: « Звали меня югорцем, Землю мою – Югрой.» (10 декабря 1930г.)

Слайд№1                                                            

                                                           Здравствуй, край

                                                              Мансийский милый

                                                                   Со смолистою тайгой,

                                                                                   С молодой  отцовской силой,

                                                                                   С материнской добротой!

Цель: углубить знания детей о «малой» Родине ХМАО– Югре».

Задачи

Обучающие:

  •    изучение обычаев традиций народов ханты и манси
  •     закрепить знания о своеобразии жизни народов ханты и манси

Развивающие:

  • развивать творческие способности детей
  • познавательные интересы, внимание
  • логическое мышление, мелкую моторику
  • зрительное восприятие и память.

Воспитывающие:

  •    воспитывать интерес к познанию родного края
  •    воспитывать нравственно- патриотические качества:
  •    гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего края и страны.

Оборудование:

  •    ноутбук
  •    проектор, экран
  •    мультимедийная презентация: «Звали меня югорцем, Землю мою – Югрой ».
  •    эскизы символов  (флага, герба)  ХМАО - Югры.
  •    листы бумаги, фломастеры
  •    бубен
  •    небольшая выставка: «Здесь я вижу».
  •    национальные костюмы народа ханты.
  •    фильм « Живи  Югра  моя живи!»

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель. Вуща Вула! -  Здравствуйте ребята!

( Давайте  поздороваемся на хантыйском  языке)

Дети. Здравствуйте! Вуща Вула!

Круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо

В центр круга соберемся

И на место все вернёмся

Все друг - другу улыбнёмся, подмигнём

И занятие начнём!

Воспитатель. Ребята, я вчера получила пригласительную открытку. Давайте  посмотрим, что в ней и от кого она.

Слайд №2 (изображение поселения и оленьей упряжки);  (обратите ребята внимание на экран);

- «Дорогие друзья мы приглашаем Вас на празднование Дня рождения округа  ХМАО – Югры 10 декабря. Наш адрес: поселение Мира, стойбище Добра и в каждом чуме  ждут Вас удача и игра!» Мы за вами отправили оленью упряжку.  Счастлива  Вам добраться!

- Но перед тем как отправиться на празднования Дня рождения Округа скажите, знаете ли вы уголок России, в котором живёте?

Дети. Север, Ханты - Мансийский.

Воспитатель. Правильно! Но наш край можно назвать и  по- другому: Югра, или ласково – Югория. А для нас с вами Югория стала « малой »Родиной, где мы живём. Как добрый друг всех вас приглашаю в наш край Югорский.

Воспитатель

- Ребята закроем глаза, а открыв,  окажемся на стойбище Добра (так ханты  и манси называют своё поселение).

Слайд №3(обратите ребята внимание на экран);

-Так как нас звали в гости ко всем, смело зайдём в первый чум  (это дом хантов и манси).

-Не забудьте поздороваться.

-Дети: Вуща Вула! Здравствуйте!

 

Слайд №4(обратите ребята внимание на экран);

Здесь нам оставили письмо. Давайте прочтём его. Дети стойбища Добра оставили в нём свои рассказы под названием: «Край, в  котором я живу».

 Слайд № 5(обратите ребята внимание на экран);

( фото- чум, женские наряды, грибы, ягоды, животные и др.).

«Давно это было, когда в этот старинный край пришли жители ханты и манси. Леса здесь были непроходимые, топкие.  Суров был край, но богат очень: рыбой, ягодами и грибами, а зверья всякого полным- полно. Коренные народы - это те народы, которые жили здесь много лет назад и живут и теперь. Это ханты и манси. Поэтому округ, в котором мы живём, называется Ханты - Мансийский.

Слайд№6- 7(обратите ребята внимание на экран);

 Народ ханты - это очень трудолюбивый и добрый народ. Ханты любят ловить рыбу, охотится, собирать ягоды  и грибы, они разводят оленей, сочиняют сказки.  А какие хантыйские женщины мастерицы красиво шить и вышивать бисером!  

Всех людей мы называем ханты.

Ханты – русский, ненец и узбек.
Потому, что это слово – ханты.
В переводе значит – человек.

-Ребята,  ханты и манси  очень гостеприимные народы они всегда встречают гостей с улыбкой.

-У нас немного времени, но мы постараемся зайти ко всем в чум (дом), чтобы  поздравить и  никого не обидеть.

Слайд№8(обратите ребята внимание на экран);

( изображение шамана  с бубном).

В следующем чуме нас ждет игра « Белый шаман».

Правила игры: играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. Водящий в центре круга. Это Белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Если, получивший бубен, неправильно повторит ритм, он  идёт в круг к шаману. Если играющий, получивший бубен, три раза подряд справится с заданием шамана, он становится новым шаманом.

Слайд №9 (изображение зверей и их  следов). (обратите ребята внимание на экран);

А в э том чуме  нам приготовили игру «Следопыт»

Правила игры: по следам определить животное и стрелками соединить животных и следы.

  • Медведь
  • Заяц
  • Олень
  • Лиса

(Раздать детям эскизы для работы).

Слайд №10(обратите ребята внимание на экран);

( изображение старика).

-Здесь в следующем чуме  ребята живёт старик. Он хочет научить нас говорить на хантыйском языке.

-Давайте попробуем. Повторяйте за мной!

-Вуй-аньсих - медведь

-Ёкым - сестра

-Касюм - брат

-Сюк - мать

-Тёть - отец

-Сянк – бабушка

-Нянь- хлеб.

-Молодцы!  У вас здорово получилось.

Физкультминутка:

А теперь прошу всех встать,

Что скажу, то повторять:

Руки вверх и подтянулись,

Наклонились,  разогнулись,

Вдох и выдох - улыбнитесь,

Потихонечку садитесь.

-Ребята старик в своём  чуме оставил нам задания и попросил закончить их в срок. – И постараться от души ведь это будут наши подарки на День рождения! (обратите ребята внимание на экран);

Задание№1.Раскрасить  по образцу  герб  ХМАО. Зеленый цвет на гербе и еловые ветки означают, что в крае много лесов. Синий цвет – символизирует о множестве рек и озер. Венчает герб – национальный орнамент «оленьи рога», что говорит об основном занятии народов – оленеводстве.

Молодцы! У нас теперь есть подарки для жителей стойбища Добра. Спасибо Вам ребята. Постарались вы на славу!

Задание№2. Отгадай-ка.  Ребята загадки хантыйские и старик оставил вам подсказки смотрите на экран.

Слайд №11(обратите ребята внимание на экран);

Загадки:

  1. В глухом углу леса две травинки торчат,  покрытые  инеем. ( Ушки зайца).
  2. Волшебник на железе посреди чума сидит, и угостить может, и укусить может. (Огонь очага).
  3. С неба летит – пляшет. Все, что есть в тундре, - прячет. А в чум попадет,  плачет. (Снег).
  4. Сын Бога играет на инструменте, а женщина лымс – лымс танцует. (Ветер дует,деревья качаются).

-Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.

-Ни один праздник не должен пройти без радости и сюрпризов. Вам тоже народы ханты и манси дарят свои дары. И просят только об одном:

-Люби и знай  свой край.

-И сохрани в нём эту красоту и жизнь для потомков. «Ханнэху пела саман» - (к людям  со всем сердцем)

-Ребята я предлагаю вам посмотреть небольшой  фильм: о красоте нашего края, югорской  природы и будем всегда беречь эту красоту, этот мир, который нам с вами подарен. Олтул олиэ! Олтул олиэ! Живите в гармонии с Водой, Землёй, Небом!

 «ЖИВИ ЮГРА МОЯ ЖИВИ!» (обратите ребята внимание на экран);

-Вот и подошёл к концу наш праздник. Хочется верить ребята, что он  вам запомнится.  А сейчас я говорю вам спасибо  и Осемасолум, что в переводе  с хантыйского означает – до свидания.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное занятие с детьми старшего возраста, познавательного цикла. Тема: "Цветочное царство"

Конспект  физкультурного занятия с детьми старшего возраста   для проведения процедуры  аттестации на  1 квалификационную категорию...

Интегрированное занятие познавательного цикла с элементами изобразительной деятельности и музыкального воспитания с детьми старшего возраста. тема: "В рождественский сочельник".

Это занятие позволяет ввести детей в мир волшебства и чудес святого Рождества, позволяет создать у детей радостное ожидание праздника. На нем формируются навыки детей создавать своими руками красивые ...

Занятие познавательного цикла в старшей группе в рамках недели открытых дверей для родителей (по системе Глена Домана) Тема: «ПОСУДА»

ПРОГРАММНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ: Систематизировать у детей знания и представления о посуде, о ее разнообразии.совершенствование связной речи путем развития диалогической речи, составления зага...

Занятие познавательного цикла в подготовительной группе МАДОУ №383 «Аленушка» Тема: «ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ЖИВОТНЫЕ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка — детский сад №383»Приволжского района города Казани...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...

Комплексное занятие познавательного цикла в старшей группе.Тема «Волшебные снежинки».

Цель: Формировать у детей целостное представление о зимних природных явлениях через художественно- эстетическое восприятие материала....

Методическая разработка занятия познавательного цикла. Тема: "Подвиг машиниста Окорокова".

Программное содержание:1.    Познакомить детей с героическим подвигом машиниста C.Н.Окорокова, который защищал свою Родину во время Великой Отечественной Войны.2.    Учит...