Методическая разработка занятия познавательного цикла. Тема: "Подвиг машиниста Окорокова".
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Толмачева Дарья Александровна

Программное содержание:

1.    Познакомить детей с героическим подвигом машиниста C.Н.Окорокова, который защищал свою Родину во время Великой Отечественной Войны.

2.    Учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании картины, объяснять это в речи.

3.    Активизировать в речи детей слова: «День Победы», «солдат», «герой», «подвиг», «война», «георгиевская ленточка», «вечный огонь».

4.    Способствовать организации самостоятельного взаимодействия детей в подгруппе, развитию инициативности.

5.    Воспитывать патриотические чувства к истории родной страны, подвигу солдат во время войны.

Форма работы: групповая, подгрупповая

Используемые технологии: социо-игровая и информационно-коммуникационная технологии, технология проблемного обучения.

Подготовительная группа детского сада: 12 человек (6 – 7 лет)

Материалы и оборудование:

·       разрезные картинки: флаг с надписью «Победа!», картинки паровоз и мешок (Приложение №1)

·       презентация к занятию (Приложение №2)

·       иллюстрация и электронная версия картины Студентова Г.Н. «Подвиг машиниста Окорокова» (Приложение №3)

·       фрагменты иллюстрации «паровоз», «горящее дерево», «горящий мост» (Приложение №4)

·       георгиевские ленточки – 13 шт.

·       доска, магниты, столы – 4 шт., стулья – 13 шт., мяч, мультимедийное оборудование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no2.pptx1.4 МБ
Файл konspekt_zanyatiya_tolmacheva_d.a.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

занятия познавательного цикла

Тема: «Подвиг машиниста Окорокова»

Толмачева Дарья Александровна,

Детский сад №25 ОАО «РЖД»,

г. Петрозаводск, Республика Карелия

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с героическим подвигом машиниста C.Н.Окорокова, который защищал свою Родину во время Великой Отечественной Войны.
  2. Учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании картины, объяснять это в речи.
  3. Активизировать в речи детей слова: «День Победы», «солдат», «герой», «подвиг», «война», «георгиевская ленточка», «вечный огонь».
  4. Способствовать организации самостоятельного взаимодействия детей в подгруппе, развитию инициативности.
  5. Воспитывать патриотические чувства к истории родной страны, подвигу солдат во время войны.

Форма работы: групповая, подгрупповая

Используемые технологии: социо-игровая и информационно-коммуникационная технологии, технология проблемного обучения.

Подготовительная группа детского сада: 12 человек (6 – 7 лет)

Материалы и оборудование: 

  • разрезные картинки: флаг с надписью «Победа!», картинки паровоз и мешок (Приложение №1)
  • презентация к занятию (Приложение №2)
  • иллюстрация и электронная версия картины Студентова Г.Н. «Подвиг машиниста Окорокова» (Приложение №3)
  • фрагменты иллюстрации «паровоз», «горящее дерево», «горящий мост» (Приложение №4)
  • георгиевские ленточки – 13 шт.
  • доска, магниты, столы – 4 шт., стулья – 13 шт., мяч, мультимедийное оборудование.

Ход занятия:

Содержание

Деятельность детей

1 часть. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята, какой великий праздник отмечает наша страна 9 мая?

Война закончилась! Наступил мир! Важно помнить о подвиге героев, которые защищали нашу страну в то нелегкое время.

Игра «Шаг – хлопок». Фото №1.

Если я назову слова, связанные с Победой, вы делаете шаг в круг и хлопаете, если нет – остаетесь на месте.

Варианты слов: солдат, подвиг, цветы, георгиевская ленточка, вечный огонь, и др.

Предлагаю какому-либо ребенку роль ведущего данной игры.

Дети отвечают на вопрос. Ответ: «День Победы».

Дети играют в игру «Шаг – хлопок».

Ребенок-ведущий проводит игру по аналогии самостоятельно.

Игра «Собери картинку». Фото №2. 

Педагог:  С собой я принесла картинки, но они рассыпались. Помогите собрать.  Предлагаю  каждому ребенку взять фрагмент картинки.  Приложение №1.

Запомните, что у вас получилось. Найдите такую же картинку на столе, займите место.

Дети собирают картинки, объединяются в 3 группы, проходят за столы, в соответствии с получившейся картинкой: флаг с надписью «Победа!», картинки паровоз и мешок. Приложение №1.

Основная часть

Педагог (спрашивает каждую команду): Что получилось у вашей команды? Что объединяет все эти картинки?

Педагог: Во время Великой Отечественной Войны железная дорога играла очень важную роль. Как вы думаете почему?

К местам боевых действий доставлялись войска, вооружение и боевая техника. 

Предлагаю Вам отправиться на выставку[1]. Предоставляю слово нашему экскурсоводу (воспитаннику подготовительной группы). Приложение №2.

Дети отвечают на вопросы.

Ответы: «Флаг с надписью «Победа», паровоз, мешок».

Варианты ответов: «Железная дорога помогала во время войны перевозить раненых, доставлять технику и боеприпасы».

Ребенок проводит экскурсию, рассказывает о картине Студентова Г.Н. «Подвиг машиниста Окорокова», которая демонстрируется на слайде. Фото №3.

«Картина Студентова Германа Николаевича «Подвиг машиниста Окорокова», август 1941 год. Идет ожесточенный бой.

Вопрос к детям. Какие краски говорят об этом?

Враг совсем близко, но армии необходимо  оружие, а раненых нужно вывезти с фронта. Машинист Окороков под прикрытием наших солдат ведет железнодорожный состав, рискуя собственной жизнью.

Экскурсовод рассказывает о картине, задает вопрос, дети отвечают.

Варианты ответов: «Красный, желтый, оранжевый, черный…»

Игра с мячом. Фото №4.

Педагог (кидает мяч каждому ребенку, задает вопросы):

1. Что такое подвиг?

2. Почему С.Н.Окороков совершил этот героический поступок?

3. Какой был машинист С.Н. Окороков?

Педагог: Во время Великой Отечественной Войны люди каждый день совершали героические поступки, это были не только солдаты, но и обычные люди, те, кто оставался в тылу, работал на заводах и фабриках.

Дети играют с мячом, отвечают на вопросы.

1. Варианты ответов: героический поступок, это когда, человек спасает другого человека, приходит на помощь.

2. Варианты ответов: С.Н.Окороков любил свою Родину, хотел помочь народу.

3. Варианты ответов: смелый, храбрый, бесстрашный

Игра «Сыщики».

Предлагаю детям в команде договориться или выбрать кого-либо из детей, кто пойдет за заданием.

Задание. Приложение №3.

Педагог объясняет задание ведущим, отдает иллюстрации: Первая  команда сосчитает, сколько солдат на картине, вторая команда – сколько оружия и боевой техники, третья – сколько вагонов в составе поезда.

Педагог: Каждая команда искала свой предмет на картине. Проверим наши ответы. Предлагаю каждой команде рассказать о том, что и сколько они нашли.

Дети выбирают ведущего. Например, считалкой.

Ведущие - дети объясняют задания своим командам, группы выполняют задание самостоятельно.

Дети передвигаются по групповому помещению от стола к столу, от команды к команде, рассказывает и показывает, что и сколько они нашли.

Педагог предлагает «поблуждать»[2] и поискать странности[3]  на картине, ответить на вопросы: 

1. Представим, что мы оказались внутри этой картины, какие звуки можно услышать?

2. Как вы думаете, где на картине находятся 4 вагон?

Дети отвечают на вопросы. 

1 Варианты ответов: шум поезда, стрельба, крики людей, сбитый самолет и др.

2.Варианты ответов: едет дальше, всего 3 вагона, дальше уехал.

Групповая работа «Превращение».

Предлагаю детям снова в команде договориться и выбрать кого-либо из детей, кто пойдет за заданием.

Педагог (раздает фрагменты иллюстрации): посмотрите внимательно на фрагмент картины и превратитесь в него. Превратиться – это значит оживить картинку, превратиться в героев или предметы, изображенные на картине. Приложение №4 (фрагменты иллюстрации «паровоз», «горящее дерево», «горящий мост»).

Во время самостоятельной работы детей педагог подходит к каждой группе, уточняет, советует.

Далее предлагаю команде, которая справилась первой начать показ, двум другим - найти этот фрагмент на картине.

Дети выбирают ведущего.

Ведущие - дети объясняют задания своим командам, которые превращаются в заданный фрагмент, показывают, обсуждают. Другие пытаются найти фрагмент картины.

Заключительная часть. Игра с мячом в кругу.

Война закончилась, наступил мир. Что делают люди нашей страны (взрослые, дети), чтобы сохранить память о том нелегком времени, о героях, о Победе?

Большое спасибо за занятие, мне было очень интересно с вами.

На память я хочу подарить вам георгиевские ленточки, которые символизируют праздник День Победы!

Варианты ответов: поэты сочиняют стихи, композиторы пишут песни, художники – картины, их именами называют улицы, возлагают цветы к памятникам.


[1] В занятии используется фрагмент экскурсии «История Октябрьской железной дороги». Экспозиция расположена на первом этаже детского сада, в роли экскурсоводов выступают дети старшего дошкольного возраста.

[2] Блуждание – звено герменевтической цепочки понимания, заключается в поиске в неизвестном (новом) чего-то близкого и понятного. Герменевтика – наука об искусстве понимания. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[3] Поиск странностей – звено герменевтической цепочки понимания, заключается в обнаружении чего-то непонятного в неизвестном (новом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Веселые старты" (цикл подвижных игр и игровых упражнений для детей 3-7 лет)

Подвижные игры     Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых — физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я.А. К...

Методическая разработка. Региональный компонент. Цикл бесед по патриотическому воспитанию дошкольников.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом. Дошкольный возраст: время растить патриотов Человек как личность формируется в младш...

Методическая разработка занятия по образовательной области «Познавательное развитие»: Ознакомление с предметным окружением / развитие познавательно- исследовательской деятельности по теме: «Жили –были овощи»

Использование современных образовательных технологий:Здоровье сберегающая технология: (динамическая пауза (игра с движением); пальчиковая гимнастика; релаксация); использование работоспособности детей...

Методическая разработка занятия в условиях детского сада. Тематическое занятие по познавательному развитию ТЕМА НОД: «Космическое путешествие».

Пояснительная записка            12 апреля  - один из праздников в нашей стране. В подготовительной группе  узнают про первого космонав...