Методическая разработка занятия по теме «Подвиг юных героев Кореновска»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цуканова Елена Дмитриевна

Содействовать формированию  чувства гордости за историческое наследие своих предков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

для детей 6 - 7 лет по теме

«Подвиг юных героев Кореновска»

                                                                     Автор: Цуканова Елена Дмитриевна,

                                                    воспитатель                                                              

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, игровая.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,  физическое развитие, речевое развитие.

Цель: содействовать формированию  чувства гордости за историческое наследие своих предков.

Задачи:

- образовательные

- способствовать расширению представления о культурно-исторических событиях малой родины;

- побуждать проявление интереса детей к ярким фактам из истории малой родины, героизму и мужеству юных героев города Кореновска в годы Великой     Отечественной войны.

- закреплять знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о Родине.

- развивающие

- создавать условия для развития интереса детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления и восхищения событиями прошлого.

- воспитательные

- создавать условия для воспитания нравственных качеств, интереса, чувства привязанности и уважения к малой родине, своему народу через знакомство с подвигом Клары Навальневой и Венеры Павленко.

1 этап: способствуем формированию

у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь

на высказывания детей

Слайд 1 (школа)

- Ребята, может быть  кто- то из вас узнал, что изображено на экране? (школа)

-А как вы догадались, что это 17 школа? (ходят на подготовку в эту школу)

-Ребята, а как называется ваша школа?

В этой школе,  когда то училась девочка Клара Навальнева и в честь неё сейчас школа носит её имя.

Вы это знали?

А вам тоже интересно узнать, что совершила эта девочка, что даже в ее честь названа школа?

Тогда слушайте:

- Точно!

- Какой ты внимательный (наблюдательный)

Здорово!

Если дети отвечают верно

-Верно.

-Вы умнички.

 Если дети затрудняются или не знают

 - А хотите узнать?

2 этап: способствуем планированию

детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь

на высказывания детей

Слайд 2(воздушный бой)

-В сентябре 1942 года над Кореновской разгорелся воздушный бой. Фашистами был сбит советский самолёт бомбардировщик, возвращавшийся с боевого задания. Повреждѐнный осколками зенитных снарядов, он загорелся. Пламя сразу же охватило весь самолѐт. Лётчики успели прыгнуть с парашютом.

- К горевшему самолёту могли приехать фашисты, поэтому задерживаться здесь было опасно. Раненные летчики спрятали парашюты в лесополосу, а сами укрылись в камышах у реки Бейсужок.

 -Клара Навальнева и Венера Павленко, две подружки видели, как поздно вечером где-то далеко за станицей упал горящий самолёт, и решили его разыскать. Далеко в степи девочки обнаружили остатки сгоревшего советского бомбардировщика. Подружки догадались, что наши лётчики спустились на парашютах и где-то скрываются. Обследовав все заросли, лесополосы, девочки, наконец, нашли в камышах советских лётчиков.

 -Бойцы попросили помочь им переправиться через линию фронта к своим. Они и не рассчитывали на помощь  - очень велик был риск, а девочки слишком молоды, чтобы проделать эту сложную операцию.  Храбрые девчонки укрыли их в надёжном месте и 2 недели выхаживали раненых: приносили им бинты, лекарства, еду, одежду.

 -Клара и Венера навещали раненых каждый день. Лётчики стали поправляться. Ещё немного, и можно пробираться к своим, но все осложнилось. Девочки заметили, что за ними следят, и сообщили об этом лётчикам. Было решено уходить немедленно. С большим трудом подруги разыскали для них одежду. Переодевшись, лётчики стали похожи на станичных парней. Они сели в лодку, пробрались к противоположному берегу, высадили девочек и взяли курс на юг.

- Ребята, а как вы думаете, вы смогли бы помочь лётчикам? ……вот бы это сделать…хотя бы понарошку!

Что бы нам придумать?

- Представьте: вокруг враг, необходимо незаметно пройти по проложенному девочками пути к лётчикам и вернуться назад.

Если дети предлагают поиграть в игру «разведчики»:

Суперидея! Я так рада! С удовольствием!

Если дети не предлагают поиграть в игру «разведчики»:

А если нам с вами представить, что мы на ученьях  и поиграть в  игру «разведчики»!  Как вам идея?

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь

на высказывания детей

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, как должны передвигаться разведчики?

Задание   «Разведчики»

- Может быть нам  собрать передачку для летчиков и доставить ее по проложенной дороге командиром.

- Рассмотрите на столе предметы и подумайте, всё ли можно положить в посылку и передать лётчикам. (Дети берут необходимые вещи и аккуратно складывают их в рюкзачок: разные игрушки, носки, рукавицы, шарф, бумага для писем, мыло, кружка, бинт, полотенце и т.д. )

 В группе в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети и они должны привести отряд назад по новому предложенному пути. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд.

 -Ну что, доблестные разведчики и командиры, вам удалось провести  весь отряд  и справиться с заданием.

Слайд 3 (девочки)

- А ещё хотите узнать что-нибудь о девочках? Тогда подходите к экрану.

         Ребята, предатель выследил подружек  и донес врагам. Гитлеровцы арестовали Клару и Венеру. В то же время группа автоматчиков тщательно прочесала кусты и камыши в том районе, куда так часто ходили девочки. В зарослях камыша фашисты нашли убежище, где скрывались лётчики. Кроме окровавленных бинтов да обгоревшей защитной гимнастѐрки, там ничего не было. Но эти находки сказали им все: здесь скрывались раненые, и девочки помогали им. Гитлеровцы  были  взбешёны упорством и молчанием подруг. Они  хотели  узнать от них, где раненые, кто они, куда ушли… Девочек пытали, но они ничего не рассказали фашистам! Клару Навальневу и Венеру Павленко фашисты  расстреляли.

Звучит песня «Вставай, страна огромная» (А. Александрова, Лебедев-Кумач)

- Как вы считаете, героический ли поступок совершила Клара Навальнева и Венера Павленко? Почему?

Тогда предлагаю встать в круг и передавая ленту по кругу перечислить качества, какими обладали девочки?

Задание «Передай ленточку »

Дети, становитесь в круг и, передавая  ленту по кругу, перечисляют какими качествами обладали Клара и Венера?

- Друзья, а вы ничего необычного не заметили? Обратите внимание на ленточку, может она вам что-то напоминает или видели где то уже такие?

-  Предлагаю посмотреть на экран и я вам расскажу о ней.

Слайд 4 (георгиевская лента)

         Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают к одежде на грудь Георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Это символ мужества, доблести, отваги.

Посмотрите, как она выглядит. Какие цвета присутствуют на георгиевской ленте? (Черный и оранжевый).

- Ребята, а может вы сможете мне рассказать что они обозначают?

 А что означает черный цвет? (чёрный цвет означает дым).

Что означает оранжевый цвет? (оранжевый цвет означает огонь).

 - Это символ Дня Победы, миллионы людей по всему миру, повязав ленточку, выражают свою благодарность ветеранам войны, гордость за их подвиг, почитают память погибших. 

- Как вы думаете, что случилось с лётчиками, которых спасли девочки?

-  Тогда слушайте.

- В апреле 1943 года, в Кореновскую прибыли спасенные девочками летчики. Они пытались разыскать своих спасительниц и поблагодарить. Офицерам рассказали о трагедии, которая случилась после из ухода. Лётчики поклялись отомстить врагу за гибель девочек.

- Девочки ценою своей жизни спасли летчиков.

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, пословицы о смелости, силе, отваге, и объяснить ее значение.

 Задание «Назови пословицу»  Воспитатель бросает  мяч, а дети ловят и называют пословицы.

Слайд 5(медаль)

- Ребята, предлагаю вам досмотреть слайды.

- 3а спасение раненых на оккупированной территории советских бойцов Клара и Венера были награждены медалью «За отвагу», посмертно.

Слайд 6 (обелиск)

-В память о погибших девочках, в центре города Кореновска высится обелиск. Здесь, в братской могиле, похоронены девочки – подружки  Клара Навальнева и Венера Павленко.

Слайд 7 (книги)

 - В детской библиотеке есть книжка «Помни их имена», в ней – рассказ о подвиге девочек «Живые, не забывайте нас».

- Кубанский поэт И. В. Беляков написал поэму «Вечная юность», посвящённую подвигу Клары Навальневой и Венеры Павленко.

Фашист на них, уставив взгляд:

-Так вы опять молчите?

Вы партизаны? Где отряд?

Кто ваш руководитель?

Мы знаем всё, нам донесли,

Как вы к реке ходили,

Как красных лётчиков спасли,

К своим их проводили.

Молчите? Кончен разговор.

Солдат! Ведите их во двор!

- В зале Воинской славы, собран материал о жизни девочек.  В экспозиции представлены фотографии девочек-героев, которые погибли, спасая летчиков. Здесь так же находятся документы к медалям, которыми были награждены девчонки.

Слайд 8 (школа)

- Одна из улиц города Кореновска названа именем школьницы – Венера Павленко.  С 13 сентября 2012 года имя Клары Навальневой носит средняя школа №17, в которой она когда-то училась.

 - Мы всегда будем помнить подвиг девочек, которые погибли за то,  чтобы мы с Вами никогда не знали, что такое война!

- Точно!

- Именно так!

- Здорово! Интересно!

Отличная мысль!

-Вижу, что вы не только смелые, но и внимательные!

- Здорово, что вы готовы отправиться в разведку!

-Молодцы!  Как правильно и точно выполнили задание! Какие вы сообразительные внимательные и наблюдательные! Я знала, что у вас получится!

- Я рада, что вы готовы слушать дальше!

- Согласна с вами! Я тоже так думаю.

 

-Точно! Верно!

-Замечательно!

- Молодцы, ребята!

Если дети отвечают неверно:

-Интересный вариант!

-Кто еще как думает?

Если дети отвечают правильно:

-Точно!

-Именно так! Как здорово, что ты это знаешь!

Если дети отвечают «не знаю»:

-А кому интересно узнать?

-Здорово!

-  Правильно.

-Да, ты  совершено прав.

- Точно, я рада, что вы знаете так много о георгиевской ленте.

При необходимости, воспитатель поясняет назначение георгиевской ленты.

Если дети отвечают «не знаю»:

- Вам тоже интересно это узнать?

«Сам погибай, а товарища выручай»,

 «С родной земли — умри, не сходи»,

«За край свой насмерть стой»,

«За правое дело стой смело»,

«Жить – Родине служить»,

«Счастье Родины – дороже жизни»,

«Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет» и т.д.

 - Молодцы, ребята, хорошо  справились с заданием.

- Я рада, что вы хотите узнать все об этих юных героях!

-Тогда, слушайте дальше!

4 этап: способствуем проведению детской

рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь

на высказывания детей

- Ребята, теперь зная о подвиге Клары Навальневой и Венеры Павленко, вы согласны с тем, что в их честь назвали школу и улицу?

- Что бы вы хотели рассказать родителям о нашем занятии?

В память о нашем занятии я хочу подарить вам Георгиевские ленточки.

Надевая ленту, мы говорим 

«Мы помним! Мы гордимся!»

- Согласна с тобой.

- Мне тоже было интересно!

- Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали.

- Я рада что вы у меня такие смелые, добрые, отзывчивые!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - Конспект родительского собрания "Растим юного петербуржца"

Разработанный конспект поможет подготовить и провести родительское собрание. Способствует формированию партнёрских отношений между родителями и воспитателями в работе по ознакомлению детей с историей ...

Методическая разработка занятия познавательного цикла. Тема: "Подвиг машиниста Окорокова".

Программное содержание:1.    Познакомить детей с героическим подвигом машиниста C.Н.Окорокова, который защищал свою Родину во время Великой Отечественной Войны.2.    Учит...

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Права сказочных героев».

Данная методическая разработка занятия направленна на формирование у детей дошкольного возраста основ социально-правового сознания. Во время занятия раскрываются основные права и обязанности ребенка, ...

Методическая разработка "познавательная беседа с детьми - День героев Отечества"

Цель: познакомить детей с памятной датой день Героев России.Задачи:     -формировать у детей патриотических чувств;     -познакомить детей с высшими наградами Р...

Конспект занятия Тема: «День памяти юного героя-антифашиста» «Пионеры – герои ВОВ»

Конспект занятия «День памяти юного героя-антифашиста»Цели и задачи:- приобщить учащихся к знанию истории Отечества- помочь воспитанию у детей чувства гордости за свою родину и сопричастно...

Методическая разработка занятия "Памятники и мемориалы Кореновска"

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Как рассказать дошкольникам о русских героях-богатырях" (консультация для родителей)

Данный материал поможет родителям как лучше познакомить детей с русскими героями-богатырями....