Методическая разработка "Как рассказать дошкольникам о русских героях-богатырях" (консультация для родителей)
методическая разработка (старшая группа)

Сеземина Наталья Николаевна

Данный материал поможет родителям как лучше познакомить детей с русскими героями-богатырями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл in_dekar_23.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т.  Стройкерамика имени 21 армии Вооруженных сил СССР  муниципального района Волжский Самарской области

 

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Методическая разработка (консультация для родителей)

«Как познакомить дошкольников с русскими богатырями»

Выполнила:

Сеземина Наталья Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Пгт Стройкерамика, 2023 год.

Истоки представлений о героических подвигах воинов - богатырей Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции от прежних поколений. Зафиксированы былины только на территории России, главным образом на Севере и в Сибири. В южных областях – в Поволжье и на Дону – они оказались в сильно измененном и полуразрушенном виде. А между тем, следует предположить, что основное количество сюжетов было создано в пределах Киевского государства, т. е. в тех местах, какие в них изображаются. Но на территории Украины былины не обнаружены. Нет в их языке и украинизмов. Источником каждой героической песни был какой-то исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Например, так описывается богатырь Сятогор в былине «Святогор – богатырь», изложенной Л. Н. Толстым: Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле, Никого-то Святогор он не нахаживал, С кем бы силой богатырскою помериться; А сам чует в себе силу он великую, Чует – живчиком по жилкам разливается… Вот как описывает Н. М. Карамзин богатыря Илью Муромца: Он подобен мирту нежному: Тонок, прям и величав собой. Взор его быстрей орлиного, И светлее ясна месяца. Кто сей рыцарь? – Илья Муромец. Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича; о герое Сухмане, победившем врагов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа. Однако не всегда былины рассказывают о богатырях. Очень интересна былина «Об Авдотье Рязаночке», не побоявшейся самого хана Золотой Орды и вызволившей из плена не только своих родных – мужа, сына и брата, но и весь рязанский полон. Своих любимых богатыри не уподобляли ни Венерам, ни Дианам, которых они никогда не видели. Сравнения они черпали из природы видимых ими вещей. Например, когда хотели похвалить ту, которая им нравится, то говорили, что у ней: Очи соколиные, Брови соболиные, Походка павлиная; По двору идет, Как лебедь плывет. Отдельным жанром фольклора являются исторические песни. Их художественное своеобразие остается недостаточно изученным. В дореволюционной науке их нередко признавали деградацией героического эпоса, сколком с былин и в этой связи их достоинством считали общие с былинами мотивы, образы и стилевые приемы (как бы остаточные явления). «Песнь о вещем Олеге», «Песни о Степане Разине» можно поставить сегодня в одном ряду с «капитанской дочкой», «историей Пугачева» и другими историческими произведениями. Они также представляют собой огромную художественную ценность. Это выражение исторического самопознания народа. Русский народ в своих исторических песнях осознал свое историческое значение. Сохранение исторически ценного в эпосе (будь то имена, события, отношения) есть результат сознательного, исторического отношения народа к содержанию эпоса. Народ в своем творчестве исходит из довольно четких исторических представлений о времени. Сознание исторической ценности передаваемого и своеобразные представления народа, а не только механическое запоминание, обуславливают устойчивость исторического содержания песен. Былины хоть и огромны по своему объёму и сразу дети не смогут овладеть этим ёмким материалом, всё же этот жанр имеет значение для развития детей. Образы русских богатырей в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. В. А. Сухомлинский Патриотическое воспитание нового поколения является одной из важнейших и актуальнейших задач во все времена, ведь то, что останется в душах  ребят, в их сознании, в юном возрасте останется с ними на протяжении всей жизни. Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно – патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребёнка и его семьи. Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Любовь к Родине у ребенка дошкольного возраста начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

 В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Существует много различных средств по нравственно – патриотическому воспитанию, но т.к. дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому наиболее ярким и наглядным средством нравственно-патриотического воспитания является использование художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, мультипликации. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. И поэтому художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств. Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание невозможно без привлечения устного народного творчества. Фольклор - сокровищница русского народа, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей 2 речи. Именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Особенно ярко патриотизм действующих лиц фольклорных произведений представлен в жанре былин. Былины отражают в своем содержании высокие нравственно - этические и общественные идеалы русского народа. В центре сюжета обычно героический подвиг богатыря, основного героя произведений этого жанра, битва с врагами русской земли. В образе богатыря воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника), народное представление об идеальном герое. Богатырь - это всегда воин-патриот. Положительный конец былины, точный и ясный, понятный детям убеждает в силе богатырей, в благородстве их подвигов. Именно в этом заключена патриотичность, морально - нравственная ценность былинного эпоса русского фольклора. Завет богатырей к нам, своим потомкам: ¬ Защищать свою Родину, беречь её; ¬ Защищать слабых, бедных, стариков и детей; ¬ Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными; ¬ Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. В своей работе мы обычно используем такие методы и приемы как: ¬ беседы («Что такое былина?», «Кто такие богатыри? Чем они занимались и как прославились, какие подвиги совершили и для кого», «Одежда воина (назначение, материалы из которых изготавливалась)», «Вооружение и его предназначение (назначение, из чего изготавливали)»); ¬ изучение поговорок и пословиц о Родине; ¬ чтение художественной литературы (А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.», «Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»), «Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т. д.) ¬ составление рассказов; ¬ разучивание стихотворений; ¬ отгадывание загадок; ¬ рисование, аппликация, лепка (героев былин, их одежды, оружия); ¬ просмотр презентаций (об истории богатырства, об одежде и оружии богатырей; упоминание в литературе, живописи, театральной деятельности); ¬ рассматривание картин, прослушивание песен (песня А. Пахмутовой «Богатырская сила», картина Васнецова «Богатыри»); ¬ просмотр мультфильмов и диафильмов («Илья Муромец. Пролог», 1975 г., «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 1978 г., 3 «Добрыня Никитич», 1965 г.; мультфильмы, не относящиеся к богатырям, но рассказывающие об отважных битвах с многочисленными захватчиками «Детство Ратибора», 1973 г., «Мальчик с уздечкой», 1978 г., «Сказ о Евпатии Коловрате», 1985 г.; диафильмы: «Былина об Илье Муромце» «Сказка про Илью Муромца», 1991 г. «Илья Муромец и Идолище поганое», 1953 г. «Добрыня и Змей», 1983 г. «Добрыня Никитич и Змей», 1991 г. «Никита Кожемяка», 1983 г. «Сказание о Евпатии Коловрате», 1988 г. «Авдотья Рязаночка», 1972 г. «Княжна Дарья Ростовская», 1984 г. Нельзя забывать и о замечательном фильме А.Птушко «Илья Муромец» 1956 г.); ¬ различные игры (эстафеты «Меткий стрелок», «Перетяни богатыря», «Забрось палицу в логово Соловья разбойника»; подвижные игры ««Чья дружина быстрее соберется?», «Выручай!»; дидактические игры «Собери богатыря в дорогу», «Угадай о ком говорю», «Назови и объясни» и т.д.). Знакомство с героями земли Русской начинается ещё в младшем дошкольном возрасте. Для этого используются: русские народные песни, потешки, заклички, хороводы, чтение сказок, пальчиковые игры («Щит и меч»), физкультминутки («Богатырь», «Богатыри», «Богатырский конь», «Молодцы-удальцы»), просмотр презентаций и мультфильмов, раскраски по теме. Так будучи ещё малышами, дети уже имеют некоторое представление о патриотизме. Но, так как младшие дошкольники, в силу своих возрастных особенностей, не могут понять широкий смысл былин и героизма в целом наиболее широкое изучение, и понимание происходит в старшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте работа по нравственно – патриотическому воспитанию продолжается и расширяется. Начинается более широкое использование былинного материала т.к. слушая и анализируя былины, дети реализуют свою возрастную потребность подражать настоящим героям: быть сильными и мужественными как Илья Муромец, быть добрыми и рассудительными как Добрыня Никитич, помогать и защищать слабых как Алёша Попович. Происходит знакомство с более серьёзными произведениями как литературными, так и художественными и музыкальными. Дети учатся составлять рассказы по прочитанному и увиденному в более развернутой форме. Происходит наиболее точное понимание патриотизма героев. В каждой былине они могут выделить цель, ради которой богатырь совершил подвиг, подчеркивают значение героического поступка: Илья Муромец победил Соловья - разбойника для русского народа, а не ради награды. На данном этапе активно используется театрализация, дети активно принимают участие в театральных постановках (мы брали такие былины как: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Соловей - разбойник»). Также в средней 4 группе проводится тематический новогодний утренник, в котором дети (мальчики) выступают в роли богатырей. На данный момент в подготовительной группе проходит реализация проекта по нравственно - патриотическому воспитанию «Русские богатыри – защитники Отечества». Цель проекта актуализировать знания детей о богатырях литературных произведений; вспомнить, какими качествами обладали и есть ли сейчас богатыри в современной жизни; воспитывать у детей патриотические качества, используя методы примеров положительных поступков литературных и современных героев на благо Отечества и русского народа. Помимо работы с детьми проводится работа с родителями: ¬ консультации «Влияние устного народного творчества на воспитание детей младшего дошкольного возраста», «Роль чтения былин в воспитании детей». ¬ конкурс детско – родительского творчества «Богатыри и их подвиги» - конкурс рисунков; ¬ изготовление богатырской атрибутики к новогоднему утреннику (форма детско-родительского взаимодействия). В заключении хочется сказать, что очень важно рассказывать детямдошкольникам о защитниках Отечества, начиная именно с былинных богатырей. В их образах – истоки подвигов героев будущих сражений и побед. Любовь и уважение к Родине начинаются с любви и уважения к её истории. И эти чувства необходимо воспитывать у детей ещё в дошкольном возрасте, делая это методично и постоянно.

Сеземина Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором"

Целью этой работы является  развитие творческих способностей детей, воспитание общей культуры дошкольника, приобщения к народным традициям и обычаям, расширение музыкальн...

Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

«Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»...

Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

Мнемотехника- это технология развития памяти•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.•Использование мнемо...

«Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки». Консультация для родителей

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития коммуникативных навыков....

"Как рассказать дошкольнику историю русской народной игрушки?"

Игрушка — это традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Народная игрушка — это не только игра, забава, детское увлечение, но и средст...

Методические рекомендации к проведению единого классного часа «Что рассказать дошкольнику о Новом годе?»

В зимних праздниках есть особое волшебство, поэтому важно доходчиво рассказать детям дошкольного возраста про Новый год, Рождество и Деда Мороза, чтобы сохранить эту важную атмосферу и детскую веру в ...

Методическая разработка: Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков. Мнемотехника.

ull;Что такое мнемотехника.•Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков.•Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (пере...