Образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы «Царство моего здоровья»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Стороженкова Татьяна Сергеевна

Методическая разработка для педагогов ДОУ по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы. Знакомство детей с функцией скелета и мышц в организме. Формирование способности удерживать в памяти не сложные условия выполнения физических упражнений. Воспитание привычки сообща играть и заниматься физическими упражнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_tsarstvo_zdorovya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы «Царство моего здоровья»

Задачи:

  1. Познакомить детей с функцией скелета и мышц в организме, особое внимание уделив позвоночнику, отвечающему за осанку.
  2. Формировать осознанное отношение к собственному телу.
  3. Формировать способность удерживать в памяти не сложные условия выполнения физических упражнений.
  4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть и заниматься физическими упражнениями.

Оборудование:

  1. Схема тела человека (в рост ребенка).
  2. Схема позвоночника.
  3. Пластилин разного цвета.
  4. Фитболы (по количеству детей).
  5. Фонограммы песен, музыки.
  6. Коврики для отдыха (по количеству детей).
  7. Фломастеры красного цвета (по количеству детей).

Ход игры-путешествия

  1. Создание игровой ситуации.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите кто сегодня к вам пришел – это кукла! Давайте вместе придумаем ей имя! Хорошо, теперь знакомьтесь ребята, это – Маша! Посмотрите на нее внимательно  и скажите чем мы все  отличаемся от нее? Правильно, у нее нет ни костей, ни мышц, а еще она не умеет стоять и совсем не держит голову, значит у нее нет самого главного – стержня всего тела. Позвоночника. Ребята, обернитесь назад и посмотрите на наши схемы, что на них изображено? Человек! Он очень худенький, тощий, как скелет, потому что у него совсем нет мышц! А это что еще такое? Позвоночник, верно! Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в волшебное Царство здоровья! И Машеньку с собой возьмем, покажем ей, что надо делать, чтобы вернуть силу! Вы готовы отправиться в путешествие? Ну что ж, берите мячи и занимайте свои места!

  1. В первую очередь телу необходим стержень, опора. Попробуем укрепить наш позвоночник (делается акцент на значимости позвоночника). Сейчас мы станем маленькими волшебниками и будем творить. Разотрите свои волшебные ладошки. Готовы? Начали!

А) «Я укрепляю мой шейный отдел позвоночника»

Начнем сверху, с шеи. (под текст дети делают поглаживающие разминающие упражнения на шейном отделе позвоночника)

Нам помогут семь гвоздочков

Сделать шею очень прочной,

Гибкой и подвижной,

Стройной и красивой.

  1. Сложить ладошки перед грудью, подышать.
  2. Положить ладошки под подбородок, почувствовать сопротивление рук.
  3. Положить ладошки на затылок, почувствовать сопротивление.
  4. Голова вперед – растереть ключицы подбородком («почистить клювики»).
  5. Голова назад, затылком растереть мышцы плечевого пояса.
  6. Голова вправо-влево с касанием ушами плеч (очень медленно).
  7. Наклонять голову по кругу.
  8. Помассировать ямку под затылком («почистить» шейку).
  9. Потрогать и погладить шейные позвонки.

Во время движений обращать внимание детей на растягивание и сжатие позвоночника. Вместе с детьми сделать вывод, что шейный отдел позвоночника очень подвижный, гибкий и эластичный, что с его помощью голова держится прямо, поворачивается в разные стороны. Но сам позвоночник нежный и хрупкий.

А теперь – за дело! Вылепите эти крепкие позвонки-гвоздики, которые держат шею. (из пластилина лепится соответствующий отдел позвоночника).

  1. Давайте Машеньке еще раз посчитаем, сколько позвонков получилось? А какой это отдел позвоночника? Шейный!

 Дети (произносят слова на одном дыхании): Раз, два (шепотом), три, четыре(тихо), пять, шесть(средне), семь!(крикнуть)

Б) «Я укрепляю мой грудной отдел позвоночника»

Взялись мы за дело смело

И работа закипела!

Чтобы дать детям почувствовать, что шейный отдел взаимосвязан и плавно переходит в грудной предложить им:

  1. Произвольно опустить голову и почувствовать, как она тянет за собой шейные и грудные позвонки.
  2. Медленно и с силой сводить плечи вперед, ощущая как округляется спина.
  3. Отвести плечи назад, поочередно опуская и поднимая правое и левое плечи, выполнить медленные круговые движения плечами, почувствовать как позвоночник растягивается и сжимается. Вместе определить какой отдел позвоночника более подвижна, а какая – менее.
  4. Положить руки на ребра, с помощью вдоха и выдоха поднимать и опускать ребра, на вдохе расширять грудную клетку, а на выдохе – сжимать.
  5. Повороты вперед-назад, вправо-влево.
  6. Завести руки за спину (одну сверху, другую снизу). Начинаем считать позвонки, постепенно соединяя руки между собой. Не забываем про улыбку!
  7. Погладить себя по груди. Педагог: Вот сколько у вас на груди орденов за храбрость. Потрогайте их».
  8. А теперь – за дело! Вылепите эти крепкие позвонки-гвоздики, которые держат грудь и спину «теремка».

Я думаю нашей куколке Меше будет интересно знать сколько позвонков в самом большом отделе позвоночника! (Дети считают до 12) А как он называется? Грудной!

В) «Я укрепляю мой поясничный отдел позвоночника»

Представляю поясницу,

Думаете это птица?

Поясница грациозна,

Как танцовщица она,

То вперед, а то назад –

Так подвижна и умна.

Пять чудесных гвоздиков держат поясницу.

Их за то благодарим

Им «спасибо» говорим!

  1. 1.Наклоны вперед с касанием руками пола (выпрямиться с вытягиванием рук и туловища вверх).
  2. 2.Наклоны вперед с выпрямлением и прогибанием назад. Зафиксировать прогиб назад, чтобы дать почувствовать, как от этого зависит степень сохранения равновесия.
  3. Круговые движения тазом – руки в стороны.

А теперь – за дело! Вылепите эти крепкие позвонки-гвоздики, которые держат поясницу.

Давайте и их посчитаем! (Дети считают до 5) А напомните Машеньке, какой это отдел позвоночника? Поясничный!

Г) «Я укрепляю мой крестец и копчик»

Есть секрет для вас, друзья,

Знать хотите его?

Дети: Да!

Завершают стержень наш братья – не разлей вода.

Их зовут Крестец (отвести руки назад и пощупать) и Копчик,

Копчик, вот он, словно хвостик (прощупать копчик)

Хоть они не так подвижны, как другие позвонки,

Людям всем они нужны, для осанки так важны!

  1. Медленно направлять крестец вперед и почувствовать изменения в осанке: живот выпячивается вперед, спина горбится, голова наклоняется вниз. Стойка некрасивая, осанка искривленная.
  2. Медленно отводить крестец назад и почувствовать, как выпрямляется спина, подтягивается живот, отходят назад плечи и выпрямляется голова. Стойка красивая, осанка правильная, дыхание свободное.

А теперь – за дело! Вылепите братьев Крестец и Копчик!

Как называются последние отделы нашего позвоночника? Крестец и копчик! Думаю Машенька уже знает все о позвоночнике, но ведь наши кости не могли бы двигаться если бы не было чего? Мышц!

А что необходимо делать, чтобы укрепить наши мышцы – главные силачи нашего тела? (Ответы детей)

Правильно! Вот мы и возьмемся за дело!

Предлагаю вам, ребята, немного отдохнуть. Убирайте мячи и занимайте свои места.

  1. Дети произносят волшебные слова «Раз-два-три – отдохни!» - и располагаются произвольно на коврике.
  1. На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед, левая рука – вверх. На выдохе – шшшшш.
  2. Тоже с правой ноги и руки. На выдохе – сссссссс.
  3. Обе ноги тянутся пяточками вперед, обе руки –вверх. На выдохе – хааааааа.
  1. Релаксация на спине с фиксацией внимания на дыхании «Позагораем на солнце».

Отдохнем и позагораем на солнышке. Мы лежим на спине, руки – вдоль тела, раскройте свои ладошки, чтобы они смотрели на солнышко. Послушайте мою сказку( по ходу сказки дети выполняют действия по тексту). Как-то грелась моя ладошка на солнышке. Ласковые лучи легко касались ее и приносили теплый привет. Вдруг на ладошку опустилась божья коровка – видимо, тоже решила погреться. Лапки у нее такие маленькие, она передвигает ими будто топчется на месте. Мне стало щекотно и я закрыла ладошку, получился кулачок. Напряглись мышцы моих пальчиков, словно в замке металлическом сомкнулись. Но неуютно в кулачке моей гостье – темно, тесно. Жалко мне ее стало, и я раскрыла ладошку: лети божья коровка, к деткам, я тебя не обижу! И расслабились мои пальчики, нет больше темницы в кулаке.

Какое яркое, теплое солнышко светит нам в глаза! Прикройте глаза, послушайте музыку, постарайтесь ни о чем не думать, ровно, спокойно дышите: вдох-выдох, вдох-выдох,  вдох-выдох… Нам хорошо, тепло под лучами солнышка, рукам нашим хорошо, тепло, ногам тепло, солнышко пробежало от носочков к макушке и обратно. Хорошо!

8.Упражнение «Солнышко и тучки».

Солнце зашло за тучку – стало свежо, нужно сжаться в комочек, чтобы согреться(задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Стало жарко(расслабиться), разморило на солнце(на выдох).

А сейчас перевернемся на живот, вытянем перед собой руки, подтянем их к себе и встанем на четвереньки, не забудем, как киска, прогнуть свою спинку, сядем на пяточки и потянемся. Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным.

Я думаю, мы хорошо поработали, укрепили наши мышцы, и если дорисуем их на нашем человечке, он станет настоящим Крепышом! И наша Маша теперь очно знает, что надо делать, чтобы укрепить мышцы и привести их в тонус!

Ребята, на этом наше путешествие заканчивается, расскажите, в какое царство мы сегодня совершили путешествие? Правильно, в Царство Здоровья! А что нового мы там узнали? (отделы позвоночника) Какие? (шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый) А чему мы научили нашу куклу Машеньку? (укреплять мышцы рук, ног и туловища).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы "Берегите зубы".

Цель проведения  этого НОД-дать детям представление о необходимой части организма – зубах, приучать беречь зубы, соблюдаеть правила ухода за ними; развивать внимание, память...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы 5-6 лет «Город здоровья».

Формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь...

План тематической недели «Путешествие на поляну - Здоровье» по формированию основ здорового образа жизни у детей старшей группы ДОУ

Мероприятия с детьми, направленные на формирование знаний о здоровом образе жизни, а также оздоравливающие и укрепляющие на всю неделю в течении дня пребывания ребёнка в детском саду....

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы Тема: «Что ты знаешь о своем здоровье?»

Цель занятия :1. Формировать знания о здоровом образе жизни.2. Продолжать формировать культурно гигиенические навыки.3. Развивать мышление, память,  внимание.4. Воспитывать бережное отношен...

ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятел...


 

Комментарии