План тематической недели «Путешествие на поляну - Здоровье» по формированию основ здорового образа жизни у детей старшей группы ДОУ
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Стульникова Ольга Геннадиевна

Мероприятия с детьми, направленные на формирование знаний о здоровом образе жизни, а также оздоравливающие и укрепляющие на всю неделю в течении дня пребывания ребёнка в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_tematicheskoy_nedeli_po_zozh.docx640.1 КБ

Предварительный просмотр:

План тематической недели «Путешествие на поляну - Здоровье»

по формированию основ здорового образа жизни

у детей старшей группы ДОУ

                                                                           Стульникова Ольга Геннадиевна,

воспитатель

с/п  д/с №16 ГБОУ СОШ №10

«ОЦ ЛИК», г.о. Отрадный

Пояснительная записка.

   Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь маленького человека. Поэтому ведение ЗОЖ в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка.

   Что такое здоровый образ жизни?

Это рациональный режим дня и питания, оптимальная двигательная активность, соблюдение правил гигиены, духовная культура и эмоциональная культура, здоровый психологический климат.

   Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — это основные задачи учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, — в детском саду.

   Оздоровление воспитанников детских садов должно проводиться силами не одних лишь педагогов, воспитателей, психологов. Это большая цепочка, куда обязательно должны подключаться родители и работать в тандеме с педагогами.

   На здоровый образ жизни детей должны делать ставку, в первую очередь, их родители.

   10 условий здоровья

  • Пребывание на свежем воздухе.
  • Разнообразие питания в детском садике (овощи, фрукты, каши, молочные продукты) без любого принуждения.
  • Закаливание детей.
  • Неограниченность в движении и познавании предметов.
  • Навыки личной гигиены. Лучше всего подать личный пример (уход за зубами дважды в день, мытье рук, подмывание, купание, смена белья).
  • Физические нагрузки. Конечно же, тут лучше не дублировать такие формы активности как бег, прыжки и т.д. Это все присуще самому ребенку без посторонней помощи. Зарядка, гимнастика, танцы, всевозможные эстафеты, активные игры — это все аспекты ЗОЖ, применяемые в детском саду. Поэтому крайне плохо, если в выходной день такая позиция теряется. Нехорошо показывать, что отдых может заключаться в том, чтобы лечь на диван или долго спать. Физические упражнения дают возможность научиться управлять свои телом. Они приводят к улучшению аппетита и нормализации обмена веществ.
  • Планировка и соблюдение режима дня в детском саду. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму. День стоит потратить на естественные нужды (сон, пища) и вовлекать в различные трудовые процессы, помогать освоить навыки.
  • Спокойствие. Здесь можно выделить 2 аспекта. Спокойствие должно царить в семье и сохраняться в детском саду. Ребенок должен знать, что дома его ждут и любят, тогда он сможет справиться с любой задачей. Что касается дошкольного учреждения, то для мира и покоя существует психолог, который поможет разрешить сложные ситуации.
  • Развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов. Кроме игр для физического развития, играйте в игры для развития памяти.
  • Любовь.

   Внедрение ЗОЖ в детском саду рождает выработку человеческих ценностей у детей, одни из которых — здоровье, ответственность за себя, выбор правильного поведения в различных жизненных ситуациях.

Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни; умение заботиться о своем здоровье; воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Формирование установки на здоровый образ жизни, как основное условие сохранение и укрепление здоровья
  2. Ознакомление детей со способами профилактики заболеваний и предотвращение травматизма
  3. Привитие навыков личной гигиены
  4. Формирование двигательной активности дошкольников.
  5. Формирование бережного отношения к своему здоровью.

Возраст детей: 6 лет

Основная часть.

Место проведения: групповое помещение, спортивный зал, музыкальный зал, улица.

Тема летних каникул: «Путешествие на поляну - Здоровье»

Понедельник  «Быть здоровыми хотим».

Задачи:

- продолжать знакомить детей с назначением и работой отдельных частей тела;

- расширять представления о важности правильного питания для жизни и здоровья человека;

- приобщать детей к основам здорового образа жизни.

Утро

  • Утренняя гимнастика на разных видах ходьбы и бега
  • Беседа «Как устроено тело человека»

Задача:  познакомить детей с тем, как устроено тело человека.

Воспитатель организует беседу о том,  как устроено тело человека, показывает иллюстрации с изображением людей, задает вопросы – сравнения «чем люди отличаются друг от друга?», «что у них общего?».

  • Игра «Покажи быстро».  Воспитатель в быстром темпе называет разные части тела и лица, а дети показывают их у себя.

День

  • Игровая ситуация «Собираемся на пикник»

Задачи:

- расширить представления о пище;

- дать понятие о ее пользе для человека;

- рассказать о пользе витаминов для здоровья человека.

Внести корзину с продуктами (муляжи), картинки.

  • Игра «Полезно - вредно»
  • Физминутка «Сначала буду маленький,

                        К коленочкам прижмусь.

                        Потом я вырасту большой,

                        До лампы дотянусь»

(Под первые две строчки-присесть, прижаться к коленкам, обхватить их руками. Следующие строки-выпрямиться, руки вверх и потянуться)

  • Лепка «Продукты питания»

Цель: закрепить навыки лепки: соединение частей, замазывание, раскатывание.

  • Д/и «Приготовь салат», «Свари борщ»
  • Гимнастика после сна «Гимнаст»

Прогулка

  • П/и «Мы весёлые ребята»
  • Игра с мячом «Я знаю пять названий…(овощей, фруктов, молочных продуктов и др.)»
  • Игровое упражнение «Дотянись и достань»

Цель: упражнять в ловкости, выносливости.

Вечер

  • Чтение С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
  • Игра «Съедобное – несъедобное».
  • Коллективная работа «Полезные продукты»

Дети вырезают из журналов, газет, старых книг картинки с продуктами, необходимыми для полноценного роста дошкольника, из полученных заготовок, с помощью педагога, составляется коллективная работа

  • С/р игра «Семья»
  • Рекомендации родителям по питанию детей                                              « Вкусно, полезно, доступно»

Вторник  «Уроки Айболита»

Задачи:

- познакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь»;

- дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах);

- учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью

Утро

  • Утренняя гимнастика. Комплекс общеразвивающих упражнений без предметов
  • Беседа «Микробы и вирусы»

Рассказать детям об инфекционных болезнях и как они передаются от человека к человеку.

  • Пальчиковая гимнастика «Улитка» (пальцы сжаты в кулаки, указательный и мизинец выставить вперёд, имитировать движение улитки вперёд)

День

  • Игра - ситуация «В мире опасных предметов».

Задачи:

- уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами;

- воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами.

Рассматривание полезных инструментов

  • Д/и с карточками «Опасно - неопасно»
  • Драматизация отрывка сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»
  • Рисование «Полезные инструменты»

 Прогулка

  • Свободные игры со спортивным оборудованием
  • П/и «Карусель»

 Цель: упражнять в беге по кругу в разном темпе, держась за руки

  • Игровое упражнение «Точно в цель»

 Цель: упражнять в метании мешочка с песком в корзину

 

 Вечер

  • Хождение по массажным дорожкам
  • Чтение Т. А. Шорыгина «Умный напёрсток»
  • Оформление выставки рисунков по теме дня
  • Викторина «Ситуации»

1. Дети играли на улице в догонялки. Петя убегал от всех. Вдруг Саша подставил подножку, Петя упал. У него оказался сильный ушиб колена, локтя и многочисленные ссадины.

Вопрос: Кто виноват? Как можно было избежать травмы?

2. Брат и сестра играли дома в салки. Брат пробегая, нечаянно уронил вазу.

Ваза разбилась. Испугавшись, сестра стала быстро подбирать стёкла и порезала руку.

Вопрос: Кто виноват? Как можно было избежать несчастного случая? Как оказать первую помощь?

3. Во дворе жгли листву. Дети крутились рядом. Один из них стал бить палкой по горящему полену. Искры разлетелись в разные стороны. Огонь попал девочке на куртку, куртка вспыхнула. Ребята растерялись. Девочка получила серьезные ожоги.

Вопрос: Кто виноват? Как избежать несчастного случая? В чем заключается первая помощь?

  • Анкетирование для родителей «О здоровье всерьез»

Среда «Чистота – залог здоровья»

Задачи:

- развивать понимание и значение необходимости гигиенических процедур;

- продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Утро

  • Ритмическая гимнастика «Весёлые мартышки»
  • Беседа «Личная гигиена»

Поговорить о гигиене, рассмотреть плакат «Чистота – залог здоровья». Рассказать о микробах и вирусах, вызывающих инфекционные заболевания. Как  они попадают в организм?

  • Опыты с водой

 Цель: формировать представления о способах очистки воды.

День

  • Чтение художественной литературы  К.И. Чуковский «Мойдодыр».
  • Изготовление коллективного коллажа по произведению «Мойдодыр»

  • Проблемные ситуации:
  1. «Завтракаем с Дружком»

Однажды Дина осталась дома одна. Она позвала любимого пса: «Дружок, давай завтракать вместе». Девочка усадила Дружка за стол рядом с собой и, чтобы Дружок мог дотянуться, придвинула к нему поближе свою тарелку с молочной лапшой. Правильно ли поступила Дина? Как нужно угостить дружка?

  1. «Яблоки из магазина»

Илья с удовольствием помогал выкладывать из сумки покупки, которые принесла мама. Он достал и разложил на столе разные продукты. Особенно ему понравились жёлтые крепкие яблоки.  Илья взял одно яблоко и хотел откусить, но задумался. Подскажите, что делать Илье дальше? Почему?

  1. «Ехал в транспорте больной»

Бабушка и внучка ехали в троллейбусе. Напротив них села женщина, которая всё время прижимала к носу платок и чихала. Бабушка склонилась к внучке и что-то негромко сказала. Потом они встали…Как ты думаешь. Что сделают бабушка и внучка? Что сказала девочке бабушка?

  • Релаксация «Звуки моря»

 Прогулка

  • П/и «Ловишка»

 Цель: упражнять в беге, ловкости, внимании

  • Индивидуальные упражнения на закрепление навыков игры с мячом «Подбрось – поймай», «Мой весёлый звонкий мяч», «Лови – бросай, упасть не давай!»
  • Игровое упражнение «Из обруча в обруч»

  Цель: закрепить толчок двумя ногами и мягкое приземление

Вечер

  • Дыхательная гимнастика «Надуваем шарик», «Подул ветерок»

 Цель: развивать правильное дыхание

  • Д/и «Чистюлин чемоданчик». Выбрать карточки с нужными предметами личной гигиены
  • Игровая ситуация «Чтоб кусался зубок». Правила по уходу за зубами.
  • С/р игра «Салон красоты»

 Цель: Закреплять умение следить за своим внешним видом.

  • Консультация для родителей «Учите детей правильно чистить зубы».

Четверг «Режим дня и закаливание»

Задачи:

- формировать представления о правильном режиме дня и необходимости его соблюдения;

- приобщать детей к закаливанию.

Утро

  • Утренняя гимнастика на подвижных играх
  • Игровая ситуация «Что сначала, что потом…»

Цель: уточнить с детьми распорядок дня

  • Рассматривание альбома: «Распорядок дня»
  • Словесная игра «Узнай по описанию»

 Воспитатель начинает игру – описывает один режимный момент. Дети угадывают. Затем тоже делает выбранный ребёнок, остальные дети угадывают.

День

  • Ситуативная беседа «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»
  • Прослушивание песни «Если хочешь быть здоров

 Закаляйся,

          Если хочешь быть здоров.

Постарайся

позабыть про докторов,

Водой холодной обливайся

Если хочешь быть здоров.

Нам полезней

Солнце воздух и вода.

От болезней

Помогают нам всегда.

От всех болезней нам полезней

Солнце воздух и вода»

  • Рассматривание сюжетных картинок по теме «Закаливание»

http://www.dpol4.ru/img/picture/Feb/10/25643a3d3b6c083c3f25a56ed0c5d052/5.jpg         http://sad83gomel.desha.by/wp-content/uploads/2015/09/%D0%91%D1%83%D0%B4%D1%8C-%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2.jpg

  • Физминутка «Пройди по дорожке» (массажные коврики)
  • Рисование «Дети делают зарядку»

 Прогулка

  • Упражнения на развитие глазомера «Точно в цель» (метание мяча маленького размера в мишень)
  • П/и народная «Гуси, гуси…»

 Цель: развивать быстроту, внимание, ловкость.

  • Хождение босиком с целью закаливания в тёплую погоду

 Вечер

  • Гимнастика для глаз
  • Чтение рассказов Н. Коростелева «Ласковое солнце», «Свежий         воздух», «Босиком! Босиком!»
  • Игры на развитие мелкой моторики «Собери бусы», «Кто быстрее намотает ленту»                                                            
  • Папка – передвижка «Роль оздоровительной гимнастики»

Пятница «На спортивно-игровой полянке»

Задачи:

- формировать представления о видах спорта;

- развивать двигательные умения и навыки

Утро

  • Утренняя гимнастика. Комплекс общеразвивающих упражнений с гантелями.
  • Беседа «Спорт – к здоровью ведет».
  • Рассматривание альбома «Спорт и здоровье»
  • Игровые упражнения «Бегущие спортсмены», «Бокс», «Конница»

День

  • Экскурсия в музей детского сада. Знакомство с экспонатами о спорте, репродукциями картин о видах спорта
  • Д/и «Узнай вид спорта», «Что лишнее?»
  • Спортивное развлечение: «Поляна – Здоровье» (на спортивной площадке)

 Цель: формировать состязательные умения, воспитывать командный дух.

 Проводится в форме соревнований двух команд: эстафеты, игровые упражнения, подвижные игры.

Прогулка

  • Спортивные игры «Футбол», «Бадминтон»

 Цель: формировать представления о летних видах спорта; знакомить с правилами.

  • Свободные игры с бегом

Вечер

  • Лепка «Спортивный инвентарь»
  • Чтение В. Голявкина «Про Вовкину тренировку», С. Афонькина «Как стать сильным? » и «Зачем делать зарядку?»
  • Свободные игры в спортивном уголке
  • С/р игра «Детский сад»
  • Конкурс семейных рисунков «Путешествие в страну здоровья»

Список литературы:

   «Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками». Автор-составитель Н.В.Тимофеева. 2010г.

   «Игры, праздники, забавы в детском саду».  Автор-составитель Ю.А.Вакуленко.  2009г.

   Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность».

   Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.     -     Волгоград: Учитель,2012.-170с.

   Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений.2-е изд., испр. доп. – М.: АРКТИ, 2000. – 108 с.

   В.Г. Кудрявцева, Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления»

   Ю.Ф. Змановский «К здоровью без лекарств»

   Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.Е. Комаровой, М.А. Васильевой «основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», М., 2012 г.

   Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве»

   Т.Е. Харченко «Организация двигательной деятельности детей в детском

саду»

   Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста и младших школьников»

   Н.С. Голицына, С.В. Люзина «ОБЖ для старших дошкольников. Система работы», М., 2010г.

   Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н. Н. Авдеева «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»

   В.Г. Фролов, Т.П. Юрко «Физкультурные занятия на воздухе»

   Т.Г. Карепанова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»

Анкета для родителей «О здоровье всерьёз»
1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? ( Да, нет, иногда)
2. Используете ли полученные знания в воспитании Вашего ребенка? ( Да, нет, иногда)
3. Можно ли назвать образ жизни в вашей семье здоровым? ( Да, нет, иногда)
4. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику? ( Да, нет, иногда)
5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки? ( Да, нет)
6. Как Вы организовываете питание в Вашей семье? (полноценное, питание, предпочтение отдаете каким-то одним видам продуктов, питаетесь регулярно, нерегулярно)
7. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? ( Да, нет)
8. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? ( Да, нет)
9. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми? ( Да, нет, иногда)
10. Сколько времени Ваша семья ежедневно проводит на свежем воздухе?
11. Часто ли болеют члены Вашей семьи?  ( Да, нет, затрудняюсь ответить)
12. Часто ли болеет Ваш ребенок? ( Да, нет)
13. Каковы причины болезни Вашего ребенка? (недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность)
14. Считаете ли Вы, что Ваша семья ведёт здоровый образ жизни?

 (да, нет - обоснуйте)

«Наш организм для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся»
К. Купер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы «Царство моего здоровья»

Методическая разработка для педагогов ДОУ по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы. Знакомство детей с функцией скелета и мышц в организме. Формирование способности удерживат...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы "Берегите зубы".

Цель проведения  этого НОД-дать детям представление о необходимой части организма – зубах, приучать беречь зубы, соблюдаеть правила ухода за ними; развивать внимание, память...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы 5-6 лет «Город здоровья».

Формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы Тема: «Что ты знаешь о своем здоровье?»

Цель занятия :1. Формировать знания о здоровом образе жизни.2. Продолжать формировать культурно гигиенические навыки.3. Развивать мышление, память,  внимание.4. Воспитывать бережное отношен...

Интегрированное НОД по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы

Осознанный подход к своему питанию, отличать полезные продукты от вредных и помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания....

«Аспекты формирования представлений об основах здорового образа жизни у детей старшей группы ДОУ»

Бесспорно, вопрос сохранения, укрепления  здоровья подрастающего поколения  являлся  актуальным и  первостепенным во все времена. Именно поэтому вопросы  формирования основ, п...