ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ
консультация по обж

Жеварина Елена Юрьевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_detskoy_hudozhestvennoy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ

        Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности, предлагается использовать специально подобранные произведения художественной литературы. Анализ исследований показал, что литература заставляет ребёнка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни. Поэтому в работе с дошкольниками по ознакомлению с правилами безопасного поведения  на основе произведений художественной литературы должны использоваться такие приёмы, как  чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; фрагмент рассказа как иллюстрация к определенной опасной ситуации; анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности.

        Один из эффективных приёмов – использование игр-драматизаций в процессе ознакомления детей  дошкольного возраста с правилами безопасного поведения с незнакомцами. Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению, «…большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности».  (Вспомните и назовите такие сказки).

Методические рекомендации по использованию игр-драматизаций.

Четыре этапа руководства деятельностью детей в игре-драматизации:

I. Подготовительный этап

        Цель:   познакомить детей с содержанием художественного произведения и подвести к пониманию поступков персонажей.

        Содержание:  

1. Чтение произведения (выразительно, художественно, эмоционально).

2. Повторное чтение произведения и вовлечение детей в несложный анализ  содержания, с помощью которого они смогут осознать  мотивы поступков персонажей.

3.  Беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации. Совместное с детьми разделение текста на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей.

II. Моделирующий этап.

        Цель:  уточнить знания детей о поведении персонажей, нарушающих правила безопасности, и помочь смоделировать главные эпизоды произведения.

        Содержание:        

1. Моделирование детьми содержания каждого эпизода  с помощью вопросов педагога типа: что произошло с главным героем (героями)? Как (они) поступили? Почему такое с ними случилось? Вопросы помогают детям понять изменения, происшедшие в поведении и настроении героев.

  1. Расширение  и  углубление знаний детей по теме произведения в различных видах деятельности и на занятиях (лепка, рисование, аппликация, конструирование и т.д.).
  2. Изображение детьми отдельных эпизодов из произведения (игровые импровизации).

III. Основной этап

        Цель: создать условия для игры-драматизации.

        Содержание:

  1. Распределение ролей.
  2. Оформительская   деятельность детей: участие в подготовке костюмов, декораций, пригласительных билетов и другого.
  3. Сама игра, представление.

IV. Заключительный этап

        Цель: закрепить знания детей о безопасном поведении в общении с незнакомыми людьми.

        Содержание:

  1. Беседа с детьми по изменению сюжета произведения таким образом, чтобы персонажи демонстрировали соблюдения правил безопасности с незнакомыми людьми.
  2. Игра-драматизация с измененным сюжетом.

Поэтапное руководство деятельностью детей в игре-драматизации с целью ознакомления с правилами безопасности жизнедеятельности

Русская народная сказка «Колобок»

I. Подготовительный этап

1.        Чтение произведения.

  1. Повторное чтение произведения, рассматривание иллюстраций.
  2. Беседа с детьми с целью усвоения последовательности событий:

- Как появился Колобок?

- От кого ушел Колобок?

- Кого встретил Колобок в первый, второй, третий, четвертый раз?

- Что случилось с Колобком в конце сказки?

II. Моделирующий этап

1.        Беседа с детьми:

- Что произошло с Колобком?

- Правильно ли он поступил, убежав от бабушки и дедушки?

- Почему?

- Что рассказывал Колобок, встретив зайца, волка, медведя, лису?

- Можно ли говорить о себе все не знакомым? Почему? Почему Колобок от зайца, волка и медведя смог уйти, а от лисы нет?

2.        Расширение и углубление знаний детей по теме произведения в различных видах деятельности:

        - рисование персонажей произведения;

       - изготовление  масок  зайца, волка, медведя, лисы и Колобка;

  - лепка Колобка;

  -        заучивание песенки Колобка.
        3. Демонстрация эпизода встречи Колобка с одним из персонажей произведения.

III.        Основной этап

1. Игра-драматизация.

IV. Заключительный этап

1.         Беседа по изменению сюжета. Предварительно следует воспроизвести в памяти детей:

-        Что нельзя было делать Колобку? Почему?

- Что нужно было ответить лисе, зайцу, медведю, волку?

2.        Сочинение сказки на новый лад, в которой Колобок не был съеден лисой.

Варианты изменения сюжета:

а)         Колобок не убежал из дома, а гулял вместе с бабушкой и дедушкой. Они встретили в лесу зайца, волка, медведя, лису и разговаривали с ними. Колобок пел другие песенки;

б)        Колобок ушел из дома, однако, встретив в лесу зайца, волка, медведя и лису, вежливо отвечал: «Извините, мне нельзя разговаривать с незнакомыми». На уговоры лисы не согласился.

3.        Игра-драматизация с измененным сюжетом.

Русская народная сказка 

«Петушок — золотой гребешок»

(в обработке А.Н. Толстого)

I. Подготовительный этап:

1.        Чтение произведения.

  1.  Повторное чтение произведения, рассматривание иллюстраций.
  2.  Беседа с детьми с целью усвоения последовательности событий:

-         С кем жил Петушок – золотой гребешок?

- Где жили Петушок, Кот и Дрозд?

- Куда уходили Кот и Дрозд?

- Что делал в это время Петушок?

- Кто утащил Петушка?

- Кто пришел Петушку на помощь?

- Что произошло в сказке дальше?

II. Моделирующий этап

1.        Беседа с детьми:

-        Что Кот и Дрозд наказывали Петушку?

- Правильно ли поступил Петушок?

- Как нужно было поступить?

- Как вызывала Лиса Петушка? Что пела?

- Как узнавали Кот и Дрозд о том, что с Петушком случилась беда?

- Что кричал Петушок, когда его несла Лиса? Как он это кричал?

- Как Лисе удалось утащить Петушка? Почему?

- Как вызывали Кот и Дрозд из норы Лису? Как они спасли Петушка?

2.         Расширение и углубление знаний детей по теме произведения в различных видах деятельности:

  • рисование персонажей произведения;
  • изготовление масок Лисы, Кота, Дрозда и Петушка.

3. Демонстрация эпизода, когда Лиса насильно тащит Петушка, а он кричит о помощи.

III.        Основной этап

1. Игра-драматизация.

IV.        Заключительный этап

1.        Беседа по изменению сюжета. Предварительно следует воспроизвести в памяти детей:

- Когда Петушок   оставался один, что ему разрешали делать, а что нет?

- Как поступил Петушок и как должен был поступить?

- Что он сделал неправильно? Что нужно было ответить Лисе?

2.        Сочинение сказки на новый лад, в которой Петушок не попадает в лапы к Лисе.

Варианты изменения сюжета:

а)        Петушок, разговаривая с Лисой, не выглянул в окошко, позвонил по сотовому телефону и позвал на помощь Кота и Дрозда;

б)        Петушок вызвал милицию;

в)        Петушок выглянул в окошко, и Лиса его утащила. Он кричал о помощи, Кот и Дрозд его спасли. В другой раз Петушок в окошко уже не выглядывал.

3.        Игра-драматизация с измененным сюжетом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Балалар сөйләмендәге фонетик-фонематик җитешсезлекләрне төзәткәндә юл йөрү кагыйдәләрен ныгыту » («Закрепление правил безопасного поведения на дороге на индивидуальных занятиях по постановке звуков детей с фонетико-фонематическ

В методических рекомендациях систематизирован практический материал по системе работы  коррекции недостатков звукопроизношения у детей с ФФН, которая включает в себя: артикуляционные упражнения, ...

Учебно – методическое пособие для родителей по закреплению правил безопасного поведения ребенка в быту

Советы родителям для индивидуальных бесед-занятий с максимальной пользой....

Круглый стол «Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге»

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из н...

Статья "Работа по закреплению правил безопасного поведения в быту, на дороге,по закреплению ПДД"

Работа по закреплению правил безопасного поведения в быту, на дороге,по закреплению ПДД. Рекомендуемые по данной теме игры для проведения с детьми....

Использование игровой технологии в процессе детского экспериментирования по обучению детей безопасному поведению на дороге

Для успешного освоения детьми дошкольного возраста правил безопасного поведения на дорогах соблюдаются дидактические принципы обучения, в первую очередь систематичность и последовательность в обучении...

Картотека конспектов по формированию и закреплению основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; п...

Закрепление правил безопасного поведения с детьми в домашних условиях

В представленном материале показаны формы работы с детьми старшего дошкольного возраста, по соблюдению  различных правил безопасного поведенияп, согласно образовательным областям, совместно с род...