Статья "Воспитание навыков безопасного поведения в работе с детьми дошкольного возраста"
статья по обж

Данилова Любовь Петровна

Безопасность жизни детей - одна из актуальных задач дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_navykov_bezopasnogo_povedeniya_u_doshkolnikov.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание навыков безопасного поведения в работе с детьми дошкольного возраста»

В наибольшей безопасности тот, кто начеку,

даже когда нет опасности.

Венс Сайрус

Подготовила воспитатель

МДОУ «Детский сад п. Пробуждение»

                   Саратовской области

Данилова Любовь Петровна

        Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования.

 С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в познании окружающего мира порой становится весьма небезопасной.  В старшем  возрасте у ребенка вырастает самостоятельность, желание делать все как взрослые, что нередко приводит к возникающим ситуациям угрожающим его жизни и здоровью. Поэтому  важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями,  прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе.

        Главная задача  взрослых - помочь, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды, объяснить, почему нельзя и к чему это может привести.

        Многие отечественные ученые разрабатывали вопросы безопасности жизнедеятельности в своих исследованиях. Например, в работах психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности детей. В научных трудах Н.Н. Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, Т.К. Храмцовой, К.Ю.Белой отражены вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста.  

           К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей»                            

        Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей мы начинаем когда дети только поступают в дошкольное учреждение выявляя уровень знаний и интересов,   практические умения и навыки. Данную работу ведем через беседы, наблюдения, игры-занятия с учетом возрастных особенностей детей. Результаты помогают определить дальнейшие цели работы по данному направлению на основе желания ребенка познавать окружающий мир.

         Разработан обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе. Работа  носит систематический характер и входит логическим элементом во все виды деятельности для того, чтобы полученные теоретические знания ребенок  пропускал через  продуктивную деятельность, в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.

        Формы практической работы с детьми достаточно разнообразны, познавательный процесс тесно переплетен с элементами игры - ведущего вида деятельности дошкольников. В игре дети учатся оценивать свои действия и действия товарищей, рассуждать по поводу этих действий.

 Хочется  выделить следующие формы нашей работы по данной проблеме  с детьми старшего возраста:

        -организация тематических конкурсов детских рисунков, поделок совместно с родителями ;

        -просмотр презентации на тему: «Азбука безопасности»;

        -использование ИКТ технологий обучающих мультфильмов ( «Правила дорожного движения», «Лунтик учит правила, «Смешарики», К. Чуковский «Телефон», «Бармалей», «Айболит»,«Жихарка», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» способствующие получению и закреплению знаний дошкольниками в привлекательной форме;

        -развлечение  «Уроки тетушки Совы»;

        -викторина «Беспечные герои сказок»;

        -экскурсия на территорию пожарной части;

        -игровая деятельность: дидактические и сюжетные игр «Мы пожарные», «Служба спасения»;

        -показ театра для малышей «Колобок», «Кошкин дом»;

        -ситуативные игры «Телефон доверия», «Служба спасения»;

        -встреча с интересными людьми профессии «пожарный», «полицейский»;

        -знакомство с различными сказками в их числе русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Сивка-бурка», «По щучьему веленью», сказки Пушкина «Сказка о золотом Петушке», «Сказка о царе Салтане»,  сказки народов мира В.Гауф«Карлик нос».

        Приоритетное направление отдаем индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми с ОВЗ. Данная работа ведется через:

        игры-тренинги по теме: « Я потерялся», «Службы спасения в городе. Как говорить по телефону с диспетчерами службы «01», «02», «03» , сюжетно-ролевые игры («Пожарная часть», «Водители и пешеходы»), позволяющие детям закрепить на практике пройденный материал.

          Проблемы, связанные с безопасностью ребенка невозможно решить в рамках детского сада, поэтому родители являются самыми заинтересованными, активными нашими помощниками и участниками в работе по данному направлению.  

        Родители приняли активное участие в акции «Засветись!» изготовив своими руками различные значки — фликеры, шили  костюмы для театральных постановок, изготовили   макеты машин, дорожные знаки для игр на улице. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

            В группе создан уголок безопасности, в котором собраны атрибуты и игры: настольно – печатные игры, плакаты и альбомы по безопасности, подбор видеоматериала по безопасности, подборка детской художественной литературы для чтения детям. Так же в уголке имеется демонстрационный материал, изготовлены атрибуты и пособия к проведению сюжетно – ролевых игр, подборка игрушек (пожарные машины, игрушки зверей, куклы).

        В результате работы по воспитанию правил безопасного поведения  у детей  появилась самостоятельность, ответственность  и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных сложных ситуациях в быту и на улице.

        Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок и стереотип поведения в окружающем нас мире. И всё, что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у него навсегда.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта « Формирование навыков безопасного поведения на дорогах с детьми дошкольного возраста.»

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...

Презинтация Организация работы по формированию навыков безопасного поведения на прогулке у детей дошкольного возраста

Презинтация "Организация работы по формированию навыков безопасного поведения на прогулке у детей  дошкольного возраста"...

Презентация "Организация работы по формированию навыков безопасного поведения на прогулке у детей дошкольного возраста"

Презентация  "Организация работы по формированию навыков безопасного поведения на прогулке у детей  дошкольного возраста"...

Презентация "Организация работы по формированию навыков безопасного поведения на прогулке у детей дошкольного возраста"

Презентация  "Организация работы по формированию навыков безопасного поведения на прогулке у детей  дошкольного возраста"...

Профилактическая работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге детей старшего дошкольного возраста.

Загадки ПДД  1. Эту ленту не возьмешьИ в косичку не вплетешь.На земле она лежит,Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)  2. Никогда я не сплю, На дорогу смотрю.Подскажу, когда ...

Опыт работы Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Фед...

опыт работы Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»

Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»...