Конспект ООД "Чтение и пересказ сказки "Петух и собака"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Галиуллина Лилия Робертовна

Конспект орагнизованной образовательной деятельности по образовательной оласти "Речевое развитие", раздел "Связная речь" на тему "Чтение и пересказ сказки "Петух и собака" поможет воспитателям старших разноворастных групп провести интересне и поучительное занятие.

Интеграция образовательных процессов: "Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.pereskaz_petuh_da_sobaka_2017.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан  

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Какрыбашево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект                                                                                                                   организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел: «Связная речь»

Тема:  «Чтение и пересказ сказки «Петух да собака»

Возрастная группа: старшая разновозрастная

                                    Выполнил:    

                                                                     воспитатель Галиуллина Л.Р.

                                                                       Имеющаяся категория: первая

                                                                           Запрашиваемая категория: первая

                                        Стаж: 25 лет    

г.Туймазы  - 2017

Цель: обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря.

Задачи:

Обучающие:

- связная речь. Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух да собака», выразительно передавая диалог действующих лиц;

- формирование словаря. Учить подбирать определения к словам лиса и собака;

- грамматический строй речи. Учить использовать в речи сложноподчинённые предложения; согласовывать существительные и числительные в роде, числе; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

- звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчётливое произношение звука «р».

Развивающие: развивать внимание, мышление, память; устную речь детей; умение работать коллективно.

Воспитательные: воспитание чувства такта по отношению к другим детям и взрослому. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы и задавать их. Воспитывать дружеские отношения друг с другом.


Материал и оборудование: бибабо зайца, игрушка собака, тарелочка для костей, рисунки костей для собаки, телевизор, указка, коврики на всех детей, иллюстрации к сказке5 штук; слайды.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, чистоговорки, чтение сказок, к которым  можно  применить пословицы:

«Дружба познается в беде», «Одной рукой и узла не завяжешь»; обучение рассказыванию. 

Ход занятия:

Дети встали в кружок.

Здравствуйте, дети! Какое чудесное слово «Здравствуйте!» Вы только послушайте, как красиво звучит: «Здравствуйте!» Правда, красиво? Скажите вместе со мной: «Здравствуйте». Сегодня к нам пришли гости, скажите им: «Здравствуйте! (дети здороваются)

Это самое волшебное слово, ведь оно несёт здоровье. Это приказ: «Здравствуйте!» Да вы после этого не имеете права болеть и поэтому: «Здравствуйте!»

Здравствуйте, глазки-краски! Поморгайте глазами.

Здравствуйте, носики – курносики! Упражнение «Насос». Руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Приседаем ниже – выдох дольше. 3-4 раза.

Здравствуйте, ушки – непослушки! Пошевелите ушами. 

Что, не умеете? Это очень просто! Берите себя за уши руками и активно ими двигайте.

Здравствуйте, ручки – хватучки! Похлопайте в ладоши.

Здравствуйте! Здравствуйте! Дети! Вы готовы заниматься?

Дети: Да.

Вы готовы стараться?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы слышите, кто стучится? Кто же это?

Воспитатель одевает на руку куклу бибабо Бабушка-Загадушка.

Бабушка-Загадушка: Здравствуйте, мои друзья!

Отгадайте-ка, кто я? (ответы детей)

Я – Бабушка-Загадушка, люблю приходить в гости к детям, играть с ними и загадывать загадки. Сейчас мы будем отгадывать загадки. Вы готовы? Тогда садитесь на скамейки.

«В будке живёт,

Кости грызёт,

Лает и кусается –

Как называется?» (Собака)

Дети отгадывают и открывается слайд № 1 (собака).

Воспитатель задаёт вопросы:

- Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке, кости грызёт, лает, кусается)

- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться).

-  Как рычат собаки (р-р-р-р)
А давайте мы тоже научимся выговаривать звук «р» и разучим чистоговорку про комара:
Ра-ра-ра—превращаюсь в комара.
Ру-ру-ру—плывет лебедь к комару.
Ры-ры-ры—очень дружат комары.
Ре-ре-ре—говорим о комаре.
Ар-ар-ар—вот лежит комар.
Молодцы, ребята. Вы почти научились выговаривать правильно звук «Р».

Бабушка-Загадушка:

А теперь послушайте другую загадку:

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живёт, в деревне кур крадёт.

Дети отгадывают и открывается слайд № 2 (лиса).

Составление рассказа по мнемотаблице.

Вы отгадали загадку про лису, давайте придумаем рассказ о лисе, а помогать нам будут картинки подсказки. Слайд № 3.

Бабушка-Загадушка: Отгадайте ещё одну загадку.

Не царь, а в короне.

Не всадник, а со шпорами,

Не будильник, а всех будит.

Ку-ка-ре-ку кричит он громко,

Хлопает крыльями громко-громко,

Курочек верный пастух,

А зовут его? (Петух)

Дети отгадывают и открывается слайд № 4

Игра «Птичий двор»

Давайте поиграем в игру «Птичий двор», все мы знаем, что на птичьем дворе живёт много домашних птиц. Давайте их посчитаем и правильно назовем Слайд № 5.

Дети: Один петух, два петуха, три петуха, четыре петуха, пять петухов.

Слайд № 6.

Дети: Одна утка, две утки, три утки, четыре утки, пять уток.

Слайд № 7.

И конечно там живёт курица с цыплятами.

Давайте отдохнём и поиграем в пальчиковую игру.

Детям подходят к колючим коврикам, разложенным  на полу.

«Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,      Щипают «травку»

А за ней ребятки,                     Двумя пальчиками бегают по коврику

Жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко, да ко-ко-ко,             Указательным и большим показывают клюв

Не ходите далеко,                    Грозят указательным пальцем

Лапками гребите,                     Гребущие движения на коврике

Зёрнышки ищите.  

Бабушка-Загадушка: Вот и все мои загадки на сегодня! Ребята, о ком я загадывала загадки? ( О лисе, о петухе, о собаке).  Спросить у 5 детей.

Правильно, молодцы. Ну, я пойду своих внуков развлекать, а вы занимайтесь дальше.

(Бабушка-Загадушка уходит за дверь)

Дети садятся за столы

Воспитатель: Мы с вами отгадали загадки Бабушки-Загадушки, а теперь я предлагаю послушать сказку К.Д.Ушинского, которая называется «Петух да собака», где встречаются все животные, о которых мы отгадывали загадки.

(Воспитатель читает сказку и выставляет на доску иллюстрации к сказке, 5 штук)

Петух да собака.

Жил старичок со старушкой в большой бедности. Были у них только петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху:

- Давай, брат Петька, уйдём в лес.

- Уйдём, - говорит петух, - хуже не будет.

Вот и пошли они, куда глаза глядят.

Стало смеркаться – пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево.

Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло и – заснули.

Утром петух закричал: «Ку-ка-ре-ку!»

Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушиным мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:

- Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик.

- А за каким делом? – спрашивает петух.

- Пойдём ко мне в гости, у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.

- Хорошо, - говорит петух, - только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.

«Вот какое счастье привалило! – подумала лиса. – Вместо одного петуха будет два».

-Где же твой товарищ? – спрашивает она. – Я и его в гости позову.

- Там, в дупле, ночует, - отвечает петух.

Лиса кинулась в дупло, а собака ее за морду – цап!..

Поймала и разорвала лису.

Беседа с детьми по содержанию текста.

На все вопросы воспитателя дети отвечают развёрнутым предложением. (ответы детей выделены)

- Почему петух и собака ушли из дома?

- Потому что петуха и собаку плохо кормили.

- Как говорила собака, когда предлагала уйти от хозяев в лес?

- Собака сказала: «Давай, брат Петька, уйдём в лес».

-Что означает «пошли, куда глаза глядят»?

- Это означает, что они не знали, куда идти.

- Что означает «пора на ночлег приставать»?

- Друзья подумали, что пора искать место для ночёвки.

- Где остановились друзья на ночлег?

- Петух и собака нашли дуплистое дерево.

- Что это за дерево «дуплистое дерево»?

- Это дерево с большим дуплом.

- Где ночевал петух, а где собака?

- Петух ночевал на ветке дерева, а собака – в дупле.

- Кто услышал утром петушиный крик?

- Петушиный крик услышала лиса.

- Что сказала петуху лиса?

Лиса сказала: « Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик».

- Как вы думаете, как разговаривала лиса с петухом?

- Ласково, заискивающе.

- Что ответил петух?

- Петух ответил: «А за каким делом?»

- Что подумала лиса, когда узнала, что у петуха есть товарищ?

- Лиса подумала: «Вот какое счастье привалило! Вместо одного петуха будет два».

- Что сделала собака, когда увидела лису?

- Собака разорвала лису.

Физминутка

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

Воспитатель: Пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроём, даже вчетвером.

– У сказки есть начало. Сначала надо рассказать о том, у кого жили петух да собака и что они решили.

- У сказки есть середина. ( Где заночевали, и кто их нашёл. Что хотела лиса от петуха ).

- У сказки есть конец. Чем сказка закончилась?  (Петух обманул лису, а собака разорвала её).

- Мы сейчас кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умеющие пересказывать. Придерживаясь плана,  пересказывать легче.

Повторное чтение сказки «Петух да собака»

Пересказ сказки

Воспитатель вызывает ребёнка пересказывать сказку (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Начиная пересказ, воспитатель называет сказку: 

«Русская народная сказка «Петух да собака».  (Пересказ 2 раза)

Воспитатель следит за тем, чтобы дети своевременно передавали «эстафету» друг другу, при необходимости подсказывает нужное (более точное) слово.

Воспитатель интересуется, нравится ли детям рассказывать по плану.

В конце оцениваются пересказы.

Итог занятия

В. - Какую сказку вы сегодня слушали?

Д. – Мы слушали сказку  «Петух да лиса».

В. - Кто больше всех вам понравился?

Д. – Мне понравились …….

В. - Согласны ли вы с концовкой сказки?

Как бы вы закончили сказку?

Д. – Можно было только наказать лису и т. п.

В. - Скажите мне какая собака в сказке?

Д. - Смелая, ловкая.

В. - Лиса какая?

Д. - Хитрая, коварная, льстивая.

В. - А какой петушок?

Д. - Находчивый, сообразительный, умный, вдумчивый.

В. - А как разговаривала лиса с петушком?

Д. - Ласково, льстиво.

В. - Кто оказался сильнее в сказке, лиса или петух да собака?

Д. - Петух и собака.

В. - Почему?

Д. - Потому что друзья сильнее хитрого врага.

В. – Правильно, о дружбе есть даже пословица:  «Одной рукой и узла не завяжешь», «Друг познается в беде».

Работа с подготовительной группой.

Воспитатель: Спасибо старшей группе, вы свободны и можете заниматься своими делами.

А с подготовительной группой мы поговорим с этой замечательной собачкой, которая умеет разговаривать и считать. Можете спросить ее, сколько у нее хвостов, носов, лапок. Если спросите правильно, она ответит, а если неправильно, то она будет молчать. Надо будет правильно переспросить.

Дети: Собачка, скажи, пожалуйста, сколько у тебя хвостов?

Собака: У меня один хвост.

Дети: Собачка, скажи, пожалуйста, сколько у тебя носов?

Собака: У меня один нос.

Дети: Собачка, скажи, пожалуйста, сколько у тебя лапок?

Собака: У меня четыре лапки.

Дети: Собачка, скажи, пожалуйста, сколько у тебя глаз?

Собака: У меня два глаза.

Воспитатель: Спасибо тебе, умная собачка! Посиди с нами, послушай, а дети подарят тебе косточку-слово. Надо ответить на вопрос: Собака какая? Если назовешь слово, то подашь собачке кость.

Дети. – Ласковая, злая, добрая, преданная, верная, сторожевая, охотничья.

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы сегодня славно потрудились! Пойдем к старшей группе и вспомним, чем же мы сегодня занимались, что делали, что же вам понравилось, а что не понравилось.

Воспитатель: Я хочу вам подарить книгу, которая так и называется «Петух да собака». Можете посмотреть иллюстрации, еще раз пересказать и положить в ваш книжный уголок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Пересказ описательного рассказа "Собака Кнопка".

В плане-конспекте представлены приемы обучения старших дошкольников с ОНР пересказу описательного рассказа по опорным картинкам....

Конспект НОД. Тема: Пересказ рассказа "Собака-санитар"

Формирование навыка подробного пересказа текста с опорой на сюжетные   картинки....

Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...

Пересказ сказки "Как собака друга искала"

Занятие по развитию речи: обучение пересказу сказки в старшей группе с использованием блоков - схем....

Конспект ОД по пересказу. «Пересказ рассказа «Звери весной». По М. Богданову»

laquo;Пересказ рассказа «Звери весной». По М. Богданову»...