«Формирование основ безопасного поведения в быту и на улице у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по обж (старшая группа)

Ефремова Лидия Фёдоровна

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно- транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников  абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи.

Стандарт дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития акцентирует внимание на формировании безопасного поведения в быту, социуме и природе. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению быту. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_lida_starshaya_gruppa_2021.docx44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)

План по самообразованию

Тема: «Формирование основ безопасного поведения в быту и на улице у детей старшего дошкольного возраста»

на 2021 – 2022 учебный год

Воспитатель: Ефремова Л.Ф.

                                                                     

2021

Пояснительная записка

        Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно- транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников  абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи.

Стандарт дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития акцентирует внимание на формировании безопасного поведения в быту, социуме и природе. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению быту. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы по самообразованию.

Цель: повышение своего профессионального мастерства, компетентности, а также совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения.

Данная цель осуществляется путем решения следующих задач:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения  учебной, научно-методической  литературы и информации в Интернет-ресурсах;
2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов и методов;
3. Повысить уровень знаний по данной теме у родителей воспитанников, создать условия для творческой активности родителей;
4. Организовать обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
5. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
6. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках проведения мастер-классов, семинаров и т. п.

Этапы работы над темой

На основании поставленных задач были определены этапы работы над темой.

I. Поисково – исследовательский:

1. Изучение научной и методической литературы.

2. Изучение статей в журналах (в течение года):

  • «Воспитатель ДОУ»;
  • «Дошкольное воспитание»;
  • «Дошкольная педагогика»;
  • «Справочник старшего воспитателя»;

3. Изучение опыта педагогов ДОУ (в течение года);

4. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете (в течение года).

II. Практический этап;

Формы работы с детьми:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Развлечение.

3.Просмотр мультимедийных презентаций и серий обучающих картинок.

4.Беседы.

Работа с родителями: консультации, буклеты, папки-передвижки.

Организационно - методическая работа
1. Обогащение предметно – развивающей среды по формированию основ безопасного поведения в быту и на улице.
2. Подготовка наглядного материала для детей: «Правила дорожные детям знать положено», «Дорожные знаки», «Безопасность дома и на улице», «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми», «Правила пожарной безопасности», «Безопасность в природе» (в течение года).

3.Разработка конспектов занятий, развлечений для детей (в течение года).

Работа с детьми

Представлена в перспективном плане см. приложение 1.

Работа с педагогами

1.Консультация для педагогов «Педагогические условия для формирования основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (октябрь).

III Заключительный этап:

Работа с педагогами

1.Консультация для педагогов «Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности» (апрель).

2. Распространение опыта в форме отчетной презентация по проведению итогового развлечения «Знатоки правил безопасности» (май).

Формы представления результатов самообразования:

  • Консультации для родителей и педагогов по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения.
  • Оформление папок-передвижек по правилам безопасного поведения на улице и в быту.
  • Картотека дидактических и подвижных игр по безопасности для детей старшего дошкольного возраста.
  • Модификация центра безопасности в группе.

Приложение 1

План работы по самообразованию

Таблица 1

Месяц

Работа с детьми (форма работы, программное содержание, источник)

Работа с родителями

Литература для изучения, пополнение РППС

Сентябрь

1. Беседа «Взаимная забота и помощь в семье».

Познакомить детей с правилами поведения и общения с окружающими людьми: родными, друзьями, посторонними.

2. Просмотр серии обучающих картинок «Правила поведения  на природе».

3.Чтение и заучивание стихотворения «Мы пожарные» Т.Шарыгина.

Папка-передвижка: «Твои помощники на дороге»

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Минобр. РФ 2014 г.

2.Хромцова Т.А. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.

Разработка  книжки – малышки  по пожарной безопасности

Изготовление картотеки дидактических  игр по правилам  пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста.

Октябрь

1.Беседа о правилах пожарной безопасности.

2. Чтение художественной литературы «День рождения Васи» Познакомить детей с правилами поведения с домашними животными.

3.Чтение С. Маршак «Кошкин дом»

Буклет: «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности»

1.Извекова Н.А. Занятия по правилам дорожного движения

2.Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. –Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

Изготовление картотеки дидактических игр по пожарной безопасности.

Ноябрь

1.Просмотр мультфильма «Зачем нужны дорожные знаки»

Закреплять знания детей о правилах поведения на улице; о дорожных знаках.

2.Просмотр обучающих каточек «Опасные насекомые».

Познакомить детей с правилами поведения при встрече с опасными насекомыми.

Консультация для родителей: «Как научить ребёнка правильному поведению при пожаре»

1.Л.П. Анастасова «Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности»

2. К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»

Изготовление картотеки дидактических игр по пожарной безопасности.

Декабрь

1. Викторина «Бережем свое здоровье».

Рассказать детям о профилактике заболеваний; сообщить элементарные сведения о лекарствах и болезнях

2.«Знакомство с городским транспортом».

Познакомить детей с основными видами транспортных средств, движущихся по дорогам.

3.Заучивание стихотворения И. Гурина «Транспорт»

Фотовыставка «Папа, пристегни меня!»

1. Хабибулина,  Е. Я. Дорожная азбука в детском саду.

2.  Полынова, В. К., Дмитриенко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Пополнение макета знаками ПДД

Январь

1. «О правильном питании и пользе витаминов».

Рассказать детям о здоровом питании и витаминах.

2. Чтение сказки «Любопытный ветерок»

Рассказать детям о газе, причинах его утечки. Познакомить с правилами поведения в случае утечки газа.

Буклет «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания на улице»

1.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

2. Ф. С. Майорова « Изучаем дорожную азбуку»

Изготовление картотеки «Полезно - вредно»;

Февраль

1.Разыгрывание ситуации «Осторожно – незнакомец!».
2.Чтение сказки «Марта и Чичи в парке»

Познакомить детей с правилами поведения при встрече с незнакомым человеком.

3.Чтение Н.Носова «Автомобиль». Беседа по прочитанному.

4.Чтение сказки «Волшебные вороны» Т. Шорыгина

Папка-передвижка «Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения»

1.Основы безопасности дошкольников /Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000.

2. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. –Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр: полицейский жезл, полицейская форма.

Март

1.Беседа «Запомните, детки, таблетки – это не конфетки!».

2.Чтение сказки «Неосторожная резвушка».

3.Д/и «Дорожные знаки» (лото)

Буклет «Правила дорожного движения для юных велосипедистов»

1.Полынова, В. К., Дмитриенко З. С. и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

2. Коган М. С. Правила дорожные знать каждому положено.

Разработка буклета «Правила дорожного движения для юных велосипедистов»

Апрель

1.Викторина «Внимание! Переходим через улицу».

2.Чтение художественной литературы С.Я. Маршак «Пожар».

Закрепить знания о возникновении пожара, о том, чем он опасен для жизни.

3.Рисование знаки ПДД

Консультация «Что читать детям о безопасности»

1.Изучение статей в журнале «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»;

2.Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.

Пополнение картотеки загадок, загадками о машинах специального назначения, о дорожных знаках

Май

1.Беседа «Правила первой помощи»

Рассказать детям о правилах оказания первой помощи, о врачах. Закрепить знания детей номера телефона скорой помощи 03.

2.Сюжетно – ролевая игра «Скорая помощь»

3.Итоговое развлечение «Всегда будем осторожны!»

Презентация для родителей: Развлечение «Знатоки правил безопасности»

1.Полынова, В. К., Дмитриенко З. С. и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

2.Изучение статей в журналах:

«Дошкольное воспитание»,

«Дошкольная педагогика»

Пополнение картотеки загадок, загадками о машинах специального назначения, о дорожных знаках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ логического мышления посредством организации игр на прогулке у детей старшего дошкольного возраста

В возрасте 5-6 лет начинают закладываться основы логического мышления, которые необходимо развивать. Проблема логико- математической игры, как средства познавательной активности ,  является актуа...

Формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с л...

Перспективный план распределения задач по формированию основ безопасного поведения в быту в средней группе для детей с нарушением зрения на 2018 – 2019 учебный год

Разработанный перспективный план по формированию основ безопасного поведения в быту, наряду с традиционными формами работы содержит дидактические игры и упражнения, которые кроме решения основных зада...

Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у  детей старшего  дошкольного возраста"...

Формирование основ безопасного поведения в быту и на улице у детей старшего дошкольного возраста

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила....

перспективный план: «Формирование основ безопасного поведения в быту и на улице у детей старшего дошкольного возраста»

План по самообразованиюТема: «Формирование основ безопасного поведения в быту и на улице у детей старшего дошкольного возраста»на 2022 – 2023 учебный год...