Формирование основ безопасного поведения во дворе и на улице у детей старшего дошкольного возраста с учетом реализации требований ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде
консультация по обж (старшая группа)

Батурина Анастасия Валерьевна

Формирование основ безопасного поведения на улицах города в процессе игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pdd.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Батурина Анастасия Валерьевна

Формирование основ безопасного поведения во дворе и  на улице у детей старшего дошкольного возраста с учетом реализации требований ФГОС  дошкольного              образования к развивающей предметно-пространственной среде

в условиях реализации национального проекта «Образование», Концепции воспитания» в год 77-летия Победы в Великой Отечественной войне и Десятилетия детства в год памяти и славы

В национальной доктрине образования  в Российской Федерации прописано: «Государство в сфере образования призвано обеспечить:

- всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании иразвитии детей, учащихся и студентов».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» п. 1.6 обозначено: «Стандарт направлен на решение следующих задач: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; 8) формирования социокультурной среды…»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В современном городе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, начинающему осваивать азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники ГИБДД, чаще всего в критических ситуациях на дорогах страдают дети. С каждым годом проблема детского травматизма становится острее. Каждое десятое ДТП происходит с участием детей.

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время.

Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов.

Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, воспитание осознанного безопасного поведения занимаются отечественные педагоги, ученые: Н.Н. Авдеева, Т.И. Алиева, Е.Ю. Протасова. Обобщался опыт дошкольных учреждений в этом направлении. Тем не менее, привитие детям основ безопасного поведения с каждым годом становится все актуальнее.

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах города. Полученные теоретически знания, необходимо отрабатывать в практических игровых, нестандартных ситуациях. Проговаривать правила безопасного поведения на дороге во время экскурсий, посещения выставок, музея, библиотеки. Уделять внимания наблюдениям за проезжей частью и др.

Цель: формировать основы безопасного поведения на улицах города в процессе игровой деятельности.

Задачи:

Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на проезжей части.

Продолжать знакомить с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.

Закреплять правильное употребление пространственной терминологии

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Так как развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями, охраны и укрепления  здоровья детей, учета особенностей их развития, мы, планируя возможность стационарного размещения центра ПДД в группе, рассмотрели и обсудили с детьми разные варианты, с учетом требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде. Проанализировали, что наполнение центра должно быть мобильно. Таким образом, установили, каким будет центр «ПДД» в нашей группе с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Центр «ПДД» помогает реализовать принципы ФГОС:

  • насыщенность;
  • вариативность;
  • трансформируемость;
  • доступность;
  • безопасность.

Центр обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей, выбора игр для знакомства и закрепления знаний по ПДД.

В утренние и вечерние отрезки времени, на территории детского сада во время прогулок проводим игры с использованием световых сигналов светофора («Огни светофора», «Перекресток», «Запомни сигналы регулировщика»), с использованием дорожных знаков, где дети выступают как в роли пешеходов, так и в роли водителей, пассажиров, подвижные игры («Берегись автомобиля», « О чем нам говорят знаки на дороге»); в закрытом помещении (группа, музыкальный зал, спортзал) игры ситуации на предотвращение ДТП, дошкольники рассматривают тематические альбомы по решению проблемных задач по ПДД. Дети отгадывают и сами придумывают загадки, составляют кроссворды на тему безопасности на дорогах («Водитель и пешеход», «Необычный дорожный знак»). Рисуют виды транспорта и различные ситуации на дорогах («Дети на проезжей части», «Водитель будь внимателен», знакомые знаки дорожного движения не только на бумаге, но и мелом на асфальте. Детское творчество по ПДД стимулирует соблюдать правила безопасного поведения на улице, дает возможность визуально и тактильно закрепить полученные знания.

В нашей группе решение задач по ПДД осуществляется через все виды образовательной деятельности в процессе деятельностного подхода.

Лучшими помощниками по обучению детей основам правил дорожного движения и привитию и навыков безопасного поведения на дорогах стали наши дети и родители.

Таким образом, благодаря системной работе по формированию основ безопасного поведения во дворе и на улице, наполнению «Центра ПДД» с целью реализации активной жизнедеятельности дошкольника, становления его субъективной позиции, развития творческих проявлений,  в нашей группе подрастает поколение грамотных автолюбителей, осторожных пешеходов и вежливых пассажиров.

Список используемой литературы

1. Приказ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. Национальная доктрина образования  в Российской Федерации. Постановление от 4 октября 2000 г. N 751

3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336

4. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах. М.: Айресс Пресс, 2007 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ нравственно-патриотической культуры в условиях ФГОС у детей старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предпол...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ

В проекте рассматриваются вопросы  об особенностях  формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста в  сельской среде, а также важность духовно-нравственного воспитания....

Картотека дидактических игр на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр разделена на разделы: "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное благопол...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающуб предметно пространственную среду группы.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающую предметно пространственную среду группы....

Проект по формированию основ ценностного отношения к здоровью и физической культуре детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров» (совместная деятельность педагогов и родителей)

    Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области ...