практико-ориентированный проект "Безопасность ребенка в быту"
проект по обж (старшая группа)

Григоренко Евгения Михайловна

Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения в быту обусловлена тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасную ситуацию, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен сознательно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников необходимо развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты они всегда могли адекватно действовать.

Таким образом, формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту – актуальная задача современного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_starshaya_gruppa_bezopasnoe_povedenie_v_bytu.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №1 «Дюймовочка»

Практико-ориентированный, познавательный, долгосрочный проект

«Безопасность ребенка в быту»

Воспитатель: Григоренко Е.М.

г. Новоалександровск

                                               

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения в быту обусловлена тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасную ситуацию, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями. Число детей пострадавших от опасных ситуаций в быту возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен сознательно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников необходимо развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты они всегда могли адекватно действовать.

Таким образом, формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту – актуальная задача современного образования.

Тип проекта: практико-ориентированный, познавательный, долгосрочный.

Длительность проекта: 2 месяца (сентябрь-октябрь)

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Цель проектируемого процесса: сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления об основах безопасного поведения в быту.

Задачи проектируемого процесса:

Задачи проектируемого процесса на детей:

  1. Вызвать у детей интерес к изучению основ безопасного поведения в бытовых жизненных ситуациях.
  2. Сформировать у детей знания и представления об основах безопасного поведения в бытовых жизненных ситуациях.
  3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления в самостоятельной повседневной жизнедеятельности.

Задачи проектируемого процесса на родителей:

  1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту.
  2. Повысить компетентность родителей по вопросам формирования у детей представлений об основах безопасного поведения в быту через: консультации-практикумы, родительские собрания, оформление информационных стендов, папок-передвижек.
  3. Способствовать активному участию родителей в беседах с детьми о безопасности в быту, ситуациях предупреждения травматизма, принятии мер предосторожности, тематических конкурсах, соревнованиях на темы безопасности в быту.

Задачи проектируемого процесса на образовательную среду:

  1. Разработать подходы к созданию в группе образовательной среды, способствующей формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасном поведении в быту.
  2. Пополнить предметно-развивающую среду группы наглядными пособиями (модели, плакаты, макеты), дидактическими играми, альбомами на заданную тему, детскими рисунками, настольно-печатными играми, разными видами театра, диафильмами, сборниками стихов, загадок, пословиц, атрибутами к сюжетно-ролевым играм, которые позволяют сформировать у детей представления об основах безопасного поведения в быту.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

ЗНАНИЯ – ОТНОШЕНИЯ - ДЕЙСТВИЯ

Цель: выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения в быту.

Критерии:

  1. Когнитивный критерий 

Показатели:

  • Наличие представлений  у детей старшего дошкольного возраста об опасных предметах и опасных ситуациях в быту.
  • Наличие представлений у детей о том, как быстро и правильно действовать в различных опасных жизненных ситуациях.

2.Эмоционально-мотивационый критерий –

Показатели:

  • Наличие у детей интереса  к изучению материала по безопасному поведению в бытовых условиях.
  • Наличие эмоционально-позитивного отношения к предметам окружающего быта.
  • Наличие желания охранять  свое здоровье.
  1. Деятельностный критерий –

Показатели:

  • Наличие у дошкольников умения применять свои знания по безопасному поведению в жизненных ситуациях.
  • Наличие  у детей умения действовать с предметами быта в окружающей среде.
  • Наличие у детей умения предвидеть опасность и построить адекватное безопасное поведение.

Методы исследования (диагностики):

  • Беседы с детьми
  • Разбор проблемных ситуаций
  • Анкетирование родителей.

Комплексно - тематическое планирование процессуального компонента

Этапы

Цель, задачи

Способы и формы работы

Деятельность

Результат

Педагога

Детей

Продукт

Эффект

I этап

Когнитивный

Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания и представления об основах безопасного поведения в быту

Задачи:

1.сформировать представления у детей об опасных бытовых предметах.

2.сформировать представления об опасных ситуациях.

3.сформировать представления о безопасном обращении с бытовыми приборами.

-Беседа «Почему песпорядок может быть опасен?»

-Чтение художественной литературы «Правила безопасности» Ю.Соколова

 -Д/и «Инструменты домашнего мастера»

-Загадки про опасные предметы

-Тематические недели «Правила поведения для воспитанных детей»

-Проведение совместно с родителями викторины «Юные помощники».

-Проводит беседу

-Организует д/и

-Организует деятельность по формированию знаний о бытовых предметах (приборах)

-Проводит тематическую неделю

-Поощряет детей и родителей за активность, творчество, сотрудничество при выполнении заданий

-Подбирает литературу.

Рассматривают представленные материалы

-Участвуют в тематических мероприятиях

-Участвуют в обсуждении произведений художественной литературы

-Участвуют в д/и

-Разгадывают загадки

-Участвуют в викторине.

Конспекты проводимых мероприятий:

-Тематические недели

-Картотека  д/и,

- план беседы.

-Представления об опасных предметах быта

-Представления об опасных ситуациях

-Представления о безопасном обращении с бытовыми приборами.

II этап

Эмоционально-мотивационный этап

Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительное отношение к опасным предметам окружающего мира.

Задачи:

1. Вызвать у детей желание изучать правила безопасного поведения в быту

2. Вызвать у дошкольников  интерес к изучению материала по безопасности в бытовых ситуациях

3. Вызвать у детей желание охранять свое здоровье.

- Организация экскурсий на пищеблок и в прачечную «Путешествие в страну стирального порошка»

- Показ видеофильмов по безопасному поведению «Как избежать неприятностей»

- Беседа «Если дома ты остался один»

- Создание проблемных ситуаций.

- Организует экскурсию на пищеблок и в прачечную

- Знакомит с опасными электроприборами

- Создает ситуации, мотивирующие личную заинтересованность детей в изучении безопасного поведения в быту

- Подбирает видеоматериалы о правилах пользования бытовыми приборами

- Проводит беседу.

- Посещают пищеблок, прачечную

- Слушают, обсуждают и запоминают новые для них знания о электроприборах

-Решают ситуации, связанные с безопасным поведением в быту

Просматривают видефильмы о правилах безопасного поведения

-Участвуют в беседах и обсуждениях.

- Конспекты экскурсий

- Конспект беседы

-Эмоционально-положительное отношение детей к предметам окружающего мира

-Желание изучать правила безопасного поведения в быту

-Интерес к изучению материала по безопасности в бытовых ситуациях

-Желание  охранять свое здоровье.

III этап

Деятельностный этап

Цель: побуждать детей старшего дошкольного возраста применять знания о безопасном поведении в быту в деятельности

Задачи:

1. Формировать у детей умение применять свои знания об основах безопасного поведения в жизни

2. Побуждать детей действовать с предметами быта в окружающей среде

3. Побуждать детей обогащать свой жизненный опыт по безопасному поведению в бытовых ситуациях.

-Рисование «Опасные предметы»

-Организация выставки рисунков

-Сюжетно-ролевые игры

-Д/и «Инструменты домашнего мастера»

-Создает условия для проведения изодеятельности

-Организует выставку рисунков

-Создает условия для проведения сюжетно-ролевых, дидактических  игр

-Принимает участие в изобразительной деятельности (рисунки)

-Участвует в выставке

-Принимает участие в игровой деятельности

-Экспозиция совместных работ детей по изобразительной деятельности

-Конспекты игрового взаимодействия детей и взрослого в процессе сюжетно-ролевых игр с предметами быта.

-Умения применять знания в продуктивной деятельности с предметами быта

-Умение использовать правила безопасного поведения с бытовыми приборами в игровой деятельности.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

  • Разработка конспектов бесед, экскурсий, тематических недель, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авдеева, И.Н. Безопасность / И.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб. : «Детство-ПРЕСС», 2005.
  2. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К.Ю. Белая, В.Н. Зилюнина, Л.А. Кондрыкинская. – М. : Просвещение, 2001.
  3. Соколова Ю. Правила безопасности
  4. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту. Учебное пособие / Т. Г. Хромцова – М. : Педагогическое общество России, 2005.
  5. Шорыгина, Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей / Т.А. Шорыгина. – М. : Книголюб, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика - ориентированный творческий проект «Летние фантазии»

Опыт работы по благоустройству прогулочного участка группы...

Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»

Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...

Проект «Безопасность ребенка в быту»

Проект«Безопасность ребенка в быту»...

Проект "Безопасность ребенка в быту"

Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наши квартиры, до отказа заполнены различной быто...

Презентация по проекту "Безопасность ребенка в быту"

Учить детей избегать дома ситуаций, опасных для жизни и здоровья; формировать умение правильно себя вести в опасных ситуациях; создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах безоп...