Программа кружка по ПДД "Азбука безопасности"
материал по обж (подготовительная группа)

Чувалова Марина Анатольевна

Программа кружковой деятельности «Азбука пешехода» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа организации кружка по ПДД

«Островок безопасности».

Содержание программы:

1.Пояснительная записка.

Актуальность.

Цель, задачи.

Планируемые результаты. Целевые ориентиры.

Возрастная группа.

Периодичность занятий.

Виды деятельности.

Технологии.

Методы и способы деятельности.

2.Перспективный план занятий.

3.Диагностический инструментарий (диагностическая карта).

4.Список используемой литературы.

1.Пояснительная записка.

Актуальность.

Ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного  внимания  к  проблемам  предупреждения  детского травматизма.  Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из важных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения.

Программа кружковой деятельности «Азбука пешехода» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Азбука пешехода» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Целью данной программы является:

- создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

- Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта, знаками, правилами дорожного движения.

- Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

 - Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.

Планируемые результаты. Целевые ориентиры.

Планируемые результаты

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного возраста

  • Овладение базовыми правилами поведения на дороге; культурой поведения в процессе общения с дорогой;
  • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
  • Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
  • Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
  • Воспитание сознательного, положительного отношения к выполнению правил дорожного движения.

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.
  • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо.

Возрастная группа. Периодичность занятий.

Данная программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся с детьми подготовительной группы 1 раз в неделю. 4 занятия в месяц и 32 занятия в год с октября по май. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.  В конце сентября и конце мая проводится диагностика и тестирование воспитанников.

Продолжительность занятия  не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 25- 30 минут.

Кружковая работа состоит из различных видов деятельности:

Обучение теоретическим знаниям: вербальная информация, излагаемая педагогом;

Самостоятельная работа: изучение иллюстраций и выполнение заданий;

Практическая: отработка  умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые, с правилам, дидактические и др.).

Кружок проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Технологии, применяемые в работе с детьми:

- ИКТ.

- Интерактивный метод обучения.

- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

- Личностно-ориентированная технология.

- Технология игрового обучения.

- ТРИЗ.

Методы и способы деятельности, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение программы:

  • практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, деятельность в уголке по ПДД, макет дорога в детский сад);
  • наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
  • словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); видеометод – ИКТ (просмотр, обучение).
  • методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (проблемная ситуация, упражнения, дорожные ловушки);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

2. Перспективный план занятий.

Октябрь

сроки

Тема занятий

Задачи

1 неделя

Кто есть кто на дороге?

Расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила.

Чтение стихотворения С.Михалкова «Моя улица».

2 неделя

Как появились правила дорожного движения?

Познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять.

3 неделя

Как рождаются опасные ситуации на дороге?

Учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице, дороге, и стараться её избегать.

4 неделя

Как устроен светофор?

Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить, почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры.

Ноябрь

1неделя

Знай и выполняй правила уличного движения!

Расширять у детей представления о безопасном поведении на улицах города; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков.

2неделя

Безопасный перекрёсток

Дополнить представления детей о движении машин на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; знакомить со знаком «Регулируемый перекресток»; совершенствовать знания детей о значении сигналов регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехстороннего светофора.

3неделя

Транспорт нашего города 1занятие

Расширять знания о том, какой бывает транспорт (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения; закрепить знания о видах общественного транспорта; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения на подземном транспорте метро и правилами поведения в нем пассажиров; расширять представления детей о правилах поведения в общественном транспорте;

4неделя

Транспорт нашего города 2 занятие

Продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем.

Декабрь

1неделя

Моя дорожная грамота.

 1 занятие.

Расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольников о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми информационно-указательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».

2неделя

Моя дорожная грамота.

2занятие

Расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Регулированный перекресток».

3неделя

Моя дорожная грамота.

3 занятие

Продолжать учить детей различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки; закрепить назначение знаков сервиса.

4неделя

О чем говорят дорожные знаки.

Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; расширять у детей представления о назначении дорожных знаков; знакомить с дорожными знаками: «Круговое движение», «Въезд запрещен», «Опасный поворот».

Январь

1неделя

Безопасный путь домой

        

Дать представление детям о безопасном пути от дома к детскому саду; учить использовать знания правил дорожного движения при передвижении без взрослого; развивать у детей ориентировку в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части города и во дворе.

2неделя

Опасный перекрёсток

1 занятие.

Расширять представления детей о движении транспорта на перекрёстке; дать представление о «регулируемом перекрёстке» и о работе регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов.

3неделя

Опасный перекрёсток

2занятие

Закреплять знания детей об особенностях движения транспорта на перекрестке; дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где нет указателей.

Февраль

1неделя

Игра-викторина «Знаки ПДД»

Определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД; развиватьвать у детей внимательность, сообразительность, быть взаимовежливыми между собой и окружающими.

2неделя

Игровой тренинг

Развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную активность. Воспитывать доброжелательность, желание неукоснительно соблюдать ПДД.

3неделя

Беседа-диалог

Активизировать познавательный интерес к ПДД. Продолжать знакомить детей со всеми видами дорожных знаков.

Воспитывать желание узнать новое.

Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера( зачем нужны правила дорожного движения?)

4неделя

Мы пассажиры

Расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, трамвай останавливается на середине улицы; познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта.  

                                                               

Март

1неделя

Правостороннее, одностороннее, двухстороннее движение транспорта.

Знакомить детей с разными видами движения на дороге. Показать и дать попробовать детям на практике, используя автогородок на территории детского сада.

2неделя

Как рождаются опасные ситуации на дороге.

Учить детей предвидеть опасность возникающую на улице и стараться её избегать.

3неделя

Путешествие на автобусе

Уточнить знания  детей о правилах поведения в общественном транспорте. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

4неделя

Чтение книги А. Иванова

«Как неразлучные друзья дорогу переходили»

На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций.

Апрель

1неделя

Прогулка «Наблюдение за транспортом».

Закреплять знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей.

2неделя

Беседа «Если ты потерялся в городе»

Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации.

3неделя

Игра-тренинг

«Я потерялся»

Учить действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в данной ситуации.

4неделя

Опасные шалости

Закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице, на дороге.

Май

1неделя

Прогулка «Я - пешеход»

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Провести наблюдение на перекрестке за пешеходами на пешеходном переходе.

2неделя

Итоговое тестирование «Я знаю ПДД!»

Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.

3.Диагностический инструментарий

Мониторинг знаний

Проведение мониторинга 2 раза в год: (входящий, в начале учебного года и итоговый) позволит решить ряд актуальных проблем по обучению детей правилам дорожного движения:

  • Определить успешность и результативность протекания процесса всей работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.  
  • Осуществить целесообразность управления и качества состояния работы.
  • Спрогнозировать перспективы развития детей в процессе усвоения знаний, умений и навыков по правилам дорожного движения.

Содержание мониторинга:

Подготовительная группа

1.Где и как надо переходить дорогу?

2.Почему нельзя отвлекаться при переходе проезжей части?

3.Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущими автомобилями?

4.Каку должны двигаться пешеходы по загородной дороге?

5.Что означает каждый сигнал светофора?

6. Сколько сигналов у пешеходного светофора?

7. Какие виды пешеходных переходов вы знаете?

8.Что такое перекресток?

9. Какие виды транспорта вы знаете?

10. Какие правила надо соблюдать пассажиру общественного транспорта?

11.Как обходить стоящий на остановке автобус?

12.Когда автомобилю сложнее остановиться: в дождь или в сухую погоду?

13. Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?

14.Почему по тротуару нельзя ходить большой толпой?

15.Кто может регулировать движение?

16.Что главнее сигналы светофора или сигналы регулировщика?

17.На какие группы делятся дорожные знаки?

18.Для чего нужны предупреждающие знаки?

19.Чем отличаются запрещающие знаки?

20.Какие информационно-указательные знаки вы знаете?

Используемая литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: Детство – Пресс, 2007.
  2. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: Детство - Пресс, 2010.
  3. Ф. С. Майорова Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. – «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 88 с.
  4. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы./ Сост. Л. Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 128 с.
  5. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Старшая группа. Занимательные материалы./ Сост. Л. Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 96 с.
  6. Занятия по правилам дорожного движения. //Под ред. Романовой Е.А., Малюшкина А.Б.– М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
  7. Т. А. Шорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8 лет. - –.: ТЦ Сфера, 2014. – 80 с.
  8. Правила дорожного движения для детей 3 – 7 лет : занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии / авт. – сост. Г. Д. Беляевскова [и др.]. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград : Учитель, 2016. – 153 с.
  9. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3 – 7 лет : «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт. – сост. Н. В. Коломеец. – Изд. 2-е. –Волгоград : Учитель, 2015. – 168 с.
  10. Три сигнала светофора: Дидакт. игры, сценарии вечеров досуга: Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н. В. Борсова, Т. А. Панина, С. А. Уклонская; Сост. Т.Ф. Саулина. – М .: Просвящение, 1989. – 62 с.
  11. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: 2005.
  12. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: 2005.
  13. Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: 2000.
  14. Некрасовы Заряна и Нина. Без опасности от рождения до школы. – М.: ООО София, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Азбука безопасности" для детей среднего дошкольного возраста.

Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основамправил безопасного поведения. Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых ...

Рабочая программа кружка «Светофорик» (дорожная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста

Данная  рабочая  программа  предназначена  для  работы с  детьми   старшего  дошкольного  возраста  (5- 6 лет)  МБДОУ «ЦРР &nda...

Программа кружка по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «КАРУСЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ»

Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде и осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, тр...

Программа кружка "Уроки безопасности"

Рабочая программа кружка "Уроки безопасности" для детей старшей группы...

Программа кружка "Малыш и безопасность" Старшая группа.

Цели,задачи,актуальность,план мероприятий программы....

Программа кружка "Азбука безопасности"

Данная программа разработана в силу особой актуальности: обеспечение безопасности дошкольников в повседневной жизни. Научить ребенка некоторым правилам, касающимся сохранение своего здоровья - это лиш...

программа кружка "Школа безопасности"

навыки безопасного поведения на улице, дома.с незнакомыми людьми...