"Формирование культуры безопасности в условиях развивающего дошкольного образования"
методическая разработка по обж

Болтенкова  Татьяна Валерьевна

 "Формирование культуры безопасности в условиях развивающего дошкольного образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metod_obedinenii.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование культуры безопасности детей дошкольного возраста в условиях развивающего дошкольного образования»

Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.

Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.

Основы культуры безопасности личности начинают формироваться  в первые годы жизни человека. В общении с близкими взрослыми, и в играх со сверстниками, в процессе слушания сказок и стихотворений, просмотра мультфильмов и детских телепередач, во время прогулок, экскурсий ребёнок постигает азы безопасного поведения; «Что можно делать что нельзя; что такое хорошо, а что такое плохо; как нужно вести себя в разных ситуациях, чтобы не навредить своему здоровью;  как просить о помощи; к  кому и куда  в каких случаях нужно обращаться. Именно с первого уровня образования-дошкольного детства необходимо чётко выделить целевые ориентиры, задачи, направленные  на формирование культуры безопасности личности.

Грамотное построение работы по формированию культуры безопасности требует от педагога понимания закономерностей приобщения ребёнка к культурным ценностям. Приобщение  к культуре безопасности-компоненту общей культуры – является необходимой и важной составляющей социализации ребёнка как процесса индивидуального развитии. Одна из функций культуры - обеспечение  безопасности человека и человечества. Важную роль в этой функции играет образование. К.Д. Ушинский писал, что «Образование уменьшает число опасностей, угрожающих  нашей жизни, уменьшает число причин страхов и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей»

С 2019-2020 учебного года педагогические коллективы детских садов «Колокольчик» и «Солнышко» взяли приоритетным направлением в своей работе: «Формирование культуры безопасности у детей дошкольного возраста».

Целью данной деятельности  является: Создание модели воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего становление культуры безопасности личности детей дошкольного возраста в процессе активной деятельности.

Основные задачи:

  1. Создать систему мотивации педагогического коллектива на формирование навыков безопасного поведения дошкольников.
  2. Создать условия для формирования культуры безопасности   у детей  в процессе деятельностного познания ребёнком окружающего мира.
  3. Разработать рабочую программу, направленную на мотивацию безопасности жизнедеятельности и формирование культуры безопасности личности.
  4. Разработать план мероприятий по взаимодействию с родителями воспитанников и социумом для формирования культуры безопасности у детей.

Для повышения компетентности педагогов в данном направлении были проведены  тематические педагогические советы: «Основы безопасности и жизнедеятельности - важный аспект современного воспитания дошкольников», «Формирование культуры безопасности у дошкольников».

Итогом работы педагогических советов стало: разработка игр по ПДД и ОБЖ, картотек по моделированию опасных ситуаций, постеров по ОБЖ для родителей воспитанников, проекты оформления уголков безопасности в соответствии  с ФГОС ДОУ и отвечающим задачам формирования культуры безопасности.

В детских садах прошла неделя педагогического мастерства по просмотру открытых занятий по ОБЖ.

Настоящей находкой явилась парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста И.А. Лыковой «Мир без опасности». Данная программа направлена  на формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования. Программа обеспечена методическими и дидактическими пособиями.   На педагогическом совете педагогический коллектив детского сада «Колокольчик» принял решение приобрести данную программу и УМК «Мир Без Опасностей». На сегодняшний момент уже часть учебников мы приобрели. И на основе их педагоги  разрабатывают наглядный  дидактический материал к занятиям, беседам, культурным практикам  с детьми. Творческой группой педагогов разработан календарный план к рабочей программе воспитания,  в котором  освещены мероприятия  по формированию культуры безопасности.

Образовательная деятельность по формированию культуры безопасности личности осуществляется  в течении всего времени пребывания детей  в ДОУ. В годовом плане воспитательно-образовательной работы запланированы мероприятия  по всем направлениям  программы. Отражение реализации мероприятий можно проследить в календарных планах педагогов.  В период летней оздоровительной работы проходят недели безопасности. В работе с детьми  мы используем следующие образовательные ситуации:

  • Экскурсии, целевые прогулки;
  • Ситуационные беседы
  • Подвижные игры;
  • Дидактические игры;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Встречи и беседы со специалистами, обеспечивающими безопасность жизни и здоровья людей (врачи, пожарные, сотрудники полиции, МЧС и др.)
  • Моделирование ситуаций;
  • Развивающие занятия проблемного характера;
  • Исследовательские проекты;.

Развивающая предметно-пространственная среда - одно из важнейших условий успешности решения образовательных задач. В средней, старшей, подготовительной группах функционируют уголки «ПДД», «Безопасности». Обновлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм «ГАИ», «Заправка», «Автобус».  Как компонент развивающей среды воспитатели ДОУ стали использовать в играх тканевые - органайзеры, и ширмы-трансформеры для  сюжетно-ролевых игр. Приобретаются наглядные пособия. В уголках «Книги» достаточное количество детской художественной литературы с произведениями, затрагивающими вопросы безопасности.  На прогулочных участках оформлены выносные атрибуты к играм по ПДД.

Очень важно, чтобы родители воспитанников  (законные представители)  имели возможность принимать самое  активное участие в образовательном процессе.

Основными направлениями и формами взаимодействия ДОУ с семьями детей являются:

  • Индивидуальные и коллективные беседы, консультации, анкеты, информационные буклеты.
  • В детских садах ежегодно проводятся акции: «Право ребёнка на пешеходную дорожку», «Безопасность на дорогах», «Безопасность детей- забота взрослых», «Безопасная вода».
  • Совместно с родителями  воспитанников были реализованы  проекты «По дороге в детский сад», «Азбука безопасности в природе», «Спички-детям не игрушка!», «Профессии, которые нас спасают».
  • Ежегодно воспитанники при поддержке родителей и педагогов участвуют в муниципальном этапе детско-юношеских  конкурсов декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Безопасная вода», «Пожарная ярмарка».
  • Организуются выставки рисунков и поделок на уровне ДОУ «Я-пешеход», «Тили-бом! Загорелся кошкин дом!».
  • Информация по безопасности размещается в информационных уголках для родителей и на официальном сайте ДОУ.

Работа по формированию культуры безопасности проводится не только в рамках детского сада. Мы начали сотрудничество с юнармейским отрядом «Пламя» МБОУ СОШ №2. Ребята проводили для воспитанников мероприятия по вопросам безопасности. К сожалению, из-за пандемии мы не можем реализовать все запланированные встречи.

Работа по формированию культуры безопасности личности –это работа не одного года. У нас в планах еще много идей и проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Формирование культуры безопасности личности ребенка в условиях развивающегося дошкольного образования"

1 слайд: Тема, которую я представляю сегодня-это «Формирование культуры безопасности личности ребенка в условиях развивающегося дошкольного образования»2 слайд: Как известно в приложении к...

Проект на тему «Формирование культуры безопасности личности ребенка в условиях развивающегося дошкольного образования»

Этапы работы Подготовительный этап. Разработка плана проекта.Подбор литературы.Анкетирование родителей.Опрос детей.Подбор пособий для развивающей среды. Беседа с родителями о целях и за...