Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге
консультация по обж

Алексеева Наталья Николаевна

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных.    Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных.    Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.

Конечно, никто из попавших под автомобили не хотел этого и не делал этого нарочно. «Так получилось». Или еще говорят: «Такова судьба». Но знаменитый английский писатель Уильям Теккерей о судьбе человека сказал так: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и дома, используя все доступные формы и методы работы с детьми (рассказ, игра, беседа; разучивание пословиц, поговорок, песен, стихов, разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций; рисование по теме дорожного движения; просмотр фильмов, видеофильмов, спектаклей и др.).

Если вы стали свидетелями аварии, воспользуйтесь ситуацией, постарайтесь вместе понять причины происшествия, вычислить виновника и осознать действия, которые могли бы помочь избежать трагедии.

Не используйте картинки по Правилам дорожного движения в стиле веселых и смешных комиксов, они привлекают и развлекают детей, но отвлекают от основной задачи – увидеть и осознать реальную опасность на дороге, пути безопасного решения дорожной ситуации. Показывая транспортные средства на примере игрушек, раскрывая их название и назначение, обязательно покажите разницу при движении: игрушка-автомобиль останавливается мгновенно, на дороге автомобиль мгновенно остановить нельзя, и в этом – главная опасность транспорта при его движении. Показывайте ребенку те нарушения, которые делают водители (не подал предупредительный сигнал указателем поворотов при повороте), пешеходы (переходят проезжую часть вне пешеходного перехода).

Используйте ситуационный метод обучения правилам безопасного поведения ребенка на дороге (показывайте, как кусты, деревья, заборы, дома, стоящий транспорт могут закрывать видимость движущихся транспортных средств; при подходе к проезжей части прекращайте разговоры, объясняйте, почему бегущий через проезжую часть пешеход попадает чаще в ДТП – так как смотрит только прямо перед собой, повернуть голову не может, мгновенно остановиться тоже не может; почему переходить проезжую часть надо под прямым углом – обзор лучше, слева и справа видно все одинаково и т.д.).

Как можно раньше и надежнее ребенок должен усвоить:

  • обязанности участников дорожного движения;
  • обязанности пешеходов;
  • обязанности пассажиров;
  • правила дорожного движения и поведения на дороге, тротуаре;
  • основные термины и понятия (дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, самокат, мопед, мотоцикл, автомобиль, грузовик, перекресток, пешеходный переход, линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, правила дорожного движения, уступите дорогу и др.);
  • сигналы светофора и регулировщика;
  • предупредительные и другие сигналы (дорожные знаки);
  • правила движения через железнодорожные пути;
  • правила передвижения в жилых зонах;
  • правила поведения в транспорте;
  • особенности движения на велосипеде и самокате.

Источник: И.А.Лыкова, В.А.Шипунова «Дорожная азбука» - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге"

Консультация для воспитателей "Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге"...

консультация "Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге"

Консультация для родителей " Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге",  речь о том, как научить детей соблюдать правила поведения на дороге, начиная с младшей групп...

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач педагога. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, развитию становится к этому подготовленным. С пер...

Консультация "Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге"

Материал поможет в организации работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге....

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге.

Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только...

Статья: "Как сформировать у ребёнка навыки безопасного поведения на дороге"

В статье говорится о  формировании  навыков  безопасного  поведения  на  дороге  у детей с ОВЗ....

Как сформировать у дошкольника навыки безопасного поведения на дороге

консультация для родителей по ПДД "Как сформировать у дошкольника навыки безопасного поведения на дороге"...