Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге
учебно-методический материал на тему

Полуян Елена Валентиновна
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач педагога. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге.

Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими правил дорожного движения (ПДД) - одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственного дома для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность.

Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Все эти требования отражены в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014). Анализируя программные задачи по формированию основ безопасности (знаний правил безопасности дорожного движения), следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий их жизни (город, село).

Уже во второй группе раннего возраста (от 2 до 3 лет) стоит задача: «Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.» [2, с. 59]

Во второй младшей группе (от 3 до 4 лет): «Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).» [2, с. 60]

Средняя группа (от 4 до 5 лет): «Развивать  умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. » [2, с. 60-61]

Старшая группа (от 5 до 6 лет): «Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжать знакомить с дорожными знаками». [2, с. 61]

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): «Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении.  Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте...» [2, с. 62]

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных.

Привычка - это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по другому это называется - навыки безопасного поведения на дороге.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Так, во второй  группе раннего возраста детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвет соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный - зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок — надо стоять, а если — зеленый — повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зеленый сигнал светофора.

Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребенка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге ( транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем, в ходе практических занятий, выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.

В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги — справа).

И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это делать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребенок должен  подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги — справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

В старшей, затем в подготовительной группе дети должны получить четкие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса.

Работа проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения. На всех ее этапах важно взаимодействие: педагог - родитель - ребенок. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасности.

Обязательным условием ддя решения вышеперечисленных задач является создание правильной предметно-развивающей среды.

В группе должны быть: оборудование для игр, место для проведения занятий, настольные игры, дорожные знаки, макет перекрестка, на котором представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки. Используя макет, можно знакомить детей с такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток», «Сигналы регулировщика».

В группе следует разместить дидактические игры по безопасности и по изучению ПДД: «Внимание! Дорога!», «Чья машина быстрее преодолеет препятствия», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки» и др..

Работа по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изодеятельности, конструированию. Возможно проведение комплексных занятий.

Формирование знаний безопасного поведения у детей происходит поэтапно:

1. Диагностика.

2. Расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний.

3. Закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности.

4. Формирование чувства ответственности - ребята понимают и усваивают предъявляемые к ним требования.

5. Развитие чувства контроля и самоконтроля; при обучении правилам безопасного поведения эти качества помогают детям правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Только в тесном содружестве детского сада и семьи  у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

Поэтому для повышения усваиваемости детьми правил дорожного движения необходимо проводить определенную работу с родителями. Это могут быть беседы, рекомендации, советы, анкетирование, заседания «круглого стола», диспуты, совместные игры с детьми, изготовление атрибутов, родительские собрания. Можно оформить выставки методической и художественной литературы для родителей, папки-передвижки по изучению ПДД.

Совместная работа родителей и всего педагогического коллектива несомненно даст свои положительные результаты.

И конечно, всегда нужно помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.

Литература.

1. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии / авт.-сост. Г.Д. Беляевскова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013

4. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

5. Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге"

Консультация для воспитателей "Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге"...

консультация "Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге"

Консультация для родителей " Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге",  речь о том, как научить детей соблюдать правила поведения на дороге, начиная с младшей групп...

Консультация "Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге"

Материал поможет в организации работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге....

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге.

Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только...

Статья: "Как сформировать у ребёнка навыки безопасного поведения на дороге"

В статье говорится о  формировании  навыков  безопасного  поведения  на  дороге  у детей с ОВЗ....

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии полож...

Как сформировать у дошкольника навыки безопасного поведения на дороге

консультация для родителей по ПДД "Как сформировать у дошкольника навыки безопасного поведения на дороге"...