Педагогический проект по формированию основ безопасного поведения для детей старшего дошкольного возраста "Неделя безопасности"
проект по обж (подготовительная группа)

Прохорова Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Автор-составитель:

Прохорова Светлана Владимировна

воспитатель I кв. категории

МБДОУ детский сад "Теремок"

р.п.Вознесенское Нижегородская область

Педагогический проект по формирования навыков безопасного поведения

для детей старшего дошкольного возраста

«Неделя безопасности»

Паспорт проекта:

Вид проекта: познавательный, информационно-игровой, краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Сроки реализации проекта: с 13.09.2021 по 17.09.2021

Проблема:

Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения.

Актуальность проекта

Сегодня, когда возрос уровень требований к обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольных учреждений, с одной стороны, и большое количество методических рекомендаций, с другой, приводит к тому, что мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности проводятся чаще всего стихийно и имеют теоретический уклон, слабо отрабатываются у дошкольников навыки реагирования в экстремальных ситуациях. А ведь безопасность – это не только сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, самостоятельность, уверенность и ответственность за свое поведение и за свое здоровье.

Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому поможет планомерная профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры безопасного поведения.

Цель проекта:

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил личной безопасности. Вооружить детей знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:

1. Разработать методические материалы по теме

2. Внедрить в педагогическую практику разнообразные формы совместной деятельности с детьми по формированию у детей навыков безопасного поведения

3. Использовать наиболее эффективные формы взаимодействия с семьей по решению проблемы безопасности дошкольников.

4. Формировать у детей представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них

2. Приобщить детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения

3. Обогащение знаний детей о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

4. Формирование у детей осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям

5. Развитие у детей самостоятельности и ответственности за свое поведение

6. Обучение детей основным правилам безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости – действовать

7. Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности детьми и взрослыми.

8. Трансляция педагогического опыта родителям, внедрение в практику семейного воспитания разнообразных форм взаимодействия с детьми по формированию у них основ безопасного поведения

9. Привлечение родителей к созданию условий по формированию у дошкольников ценностного отношения к здоровью

10. Повышение родительской компетентности в вопросах детской безопасности

Ожидаемые результаты:

1. Пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими и методическими материалами по формированию у детей основ безопасного поведения

2. Подбор и классификация детских книг, иллюстраций, сюжетных и предметных картинок по теме (пожароопасные предметы, виды транспорта, животные и т. д.)

3.Пополнение  дидактических игр, пособий по теме, атрибутов для сюжетно-ролевых и творческих игр

4. Оформление выставок картин по безопасности «Один дома», «По дороге в детский сад»

5. Проведение дидактических игр «Съедобное- несъедобное», «Помоги маме приготовить обед», «Три сигнала светофора»,

6. Познакомятся  с информационными материалами в буклетах, в родительском уголке: «Выхожу один я на дорогу», «Один дома», «А меня укусил…», «Об эмоциональном благополучии ребенка», «Детские конфликты», «Как заботится о здоровье ребенка» и др.

7. Оформление фотовыставки «Мы здоровыми растём»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

1 ЭТАП. Подготовительный этап.

  • Формулирование проблемы;
  • Изучение педагогической и методической литературы по теме проекта;
  • Определение актуальности, цели и задач;
  • Подбор методической и художественной литературы;
  • Подготовка бесед по данному возрасту;
  • Подготовка и разработка игр и игровых ситуаций по теме;
  • Проведение входной диагностики по теме проекта.

2 ЭТАП. Основной этап.

День недели

Мероприятия, проводимые с детьми

Работа с родителями

Понедельник

Правила безопасности на улице и  в общественных местах.

Беседы «Всегда ли люди говорят правду?» «Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми»

НОД Рисование:

Разыгрывание ситуации «Если ты потерялся на улице», «Если потерялся в торговом центре», «Угощение от незнакомца»

 Драматизация сказки «Колобок» (Дать представление о том, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких ситуациях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого).

Д/игры «Найди правильное решение», «Будьте внимательны!»

Общение в ходе самостоятельной деятельности «Можно ли ходить куда-либо без взрослых?»

СРИ «В автобусе», «В торговом центре», «В парке»

ПИ «Бездомный заяц», «Смелые ребята»

Чтение стихотворения К.Чуковского «Котауси и Мауси»

Игра «Похитители и находчивые ребята»

 ПАМЯТКА «Мой безопасный 

маршрут 

следования: Дом – детский сад – дом»

Консультации: Для чего нужно ребенку знать адрес и телефон родителей. 

Консультация «Безопасность ребёнка при встрече с незнакомыми людьми»

Вторник

Пожарная безопасность

Беседы «Спички не тронь! В спичках – огонь!..», «Огонь: друг или враг?»;

НОД Развитие речи Рассматривание и беседа по картине «Пожарная машина спешит на помощь»;

«Противопожарные» загадки;

Моделирование ситуации «Если вдруг случился пожар…»;

Экскурсия по детскому саду (знакомство с пожарной сигнализацией);

Общение в ходе самостоятельной деятельности «Добрый и злой огонь»

П/игры «Пожарные на учениях», «Самый ловкий»;

Сюжетно-ролевые игры «Пожарная команда», «МЧС», « Мы - пожарные»;

Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,

Л. Толстой «Пожарные собаки»,

Просмотр видеозаписи на тему «Пожары. Как вести себя при пожаре»

Ширмочки информационные «Правила поведения при пожаре»

Среда

Безопасность дорожного движения

Д/игры «Покажи такой же знак», «Что обозначает знак», «О чём говорят дорожные знаки?»

Рисование на тему «Знаки дорожного движения», «Безопасность на дороге»;

Составление рассказа по картине «Уличное движение»;

НОД Аппликация «Улицы нашего города», «Гараж для машины», «Широкая и узкая дороги»;

П/игры «Воробышки и автомобиль», «Бегите ко мне», «Светофор»

Самостоятельное рисование по трафаретам, раскраски «Транспорт»;

Сюжетно-ролевые игры «Мы – пассажиры», «Инспектора дорожного движения», «Водители и пешеходы»

Просмотр мультфильмов «Смешарики» «Дорожная азбука»;

Чтение художественной литературы:

Я.Пишумов «Самый лучший пешеход», «Постовой»

Памятки или буклеты  «Родитель-водитель, помни!», «Правила перевозки детей» 

Выставка работ детей «Улицы нашего города»

Четверг

Правила безопасности дома.

Проблемная ситуация  «Какие опасности могут подстерегать нас дома?»;

Беседа  «Эти предметы могут быть опасны»,  «Когда лекарства вредны», «Окно- это хорошо или плохо?»

НОД Развитие речи: Беседы по серии картин «Если ты дома один», обыгрывание опасных ситуаций;

Учимся набирать номер телефона скорой, пожарной и медицинской служб;

Придумывание игр и занятий для себя, если ты остался дома один;

Моделирование проблемной ситуации «Если в дверь стучит незнакомец»

Беседа-рассказ «Лекарства - друзья или враги?»

Какие предметы из аптеки можно брать самому?

Можно ли самому принимать таблетку или микстуру? Почему?

Как надо вести себя с неизвестными лекарствами? Теми, что не имеют этикеток или со стертыми названиями?

Познавательно-исследовательская деятельность «Нагревание  проволоки»

Д/игра «Раз, два, три, что может быть опасно – найди»

Лото «Как поступить правильно»;

Задание «Пройди лабиринт с опасными предметами и ситуациями»;

Коллективное составление памятки-иллюстрации «Если ты дома один»;

Консультации «Безопасность детей дома»

Памятки «Какие опасности для ребенка таит в себе наш дом»

Памятка-иллюстрация от детей: Если ты один дома.

Пятница. Правила безопасности в природе.

Беседа «Я с животными дружу» (Знать, что каждое животное обладает своим характером; сформировать представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными);

НОД Ознакомление с окружающим: «Поведение во время грозы» познакомить детей с правилами поведения при грозе;

формировать у воспитанников навыки и умения соблюдать правила безопасного поведения во время грозы;

развивать умение находить решение в сложных ситуациях;

воспитывать бережное отношение к жизни и здоровью;

развивать внимание, мышление, память, речь, слух.

ДИ «Можно-нельзя», «Съедобное-несъедобное» (грибы и ягоды)

Общение в ходе  самостоятельной деятельности «Бережем природу», «Как правильно вести себя в лесу».

Просмотр презентации «Правила поведения с животными»

Рассматривание картин ядовитых грибов и растений

Моделирование ситуаций «Собираемся в лес», «Если я потерялся в лесу».

Просмотр видеороликов «Правила поведения на водоёмах»

ПИ «Медведи», «Медведи и пчёлы», «Лохматый пес»

Памятки по правилам безопасности вблизи водоёмов.

Беседы с родителями о необходимости соблюдения детьми и родителями правил безопасности детей во время летних каникул, в лесу, на  природе, около водоёмов и т.д.

3 ЭТАП. Заключительный этап.

1. Подведение итогов проектной деятельности;

2. Проведение итогового мероприятия – викторины «правила дорожные знать всем положено».

3. Фотоотчет проекта.

Используемая литература:

1. Стеркина Р.Б. «Безопасность» - С. П. “Детство-Пресс” 2004

2. Шорыгина Т.А. «Основы безопасности» – М. 2006

3. Шорыгина Т.А. «Правила пожарной безопасности для детей» – М. 2007

4. Скоролупова О.А. «Правила и безопасность дорожного движения» – М. 2004

5. Степаненкова Э.Я. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» – М. 1978

6. Шорыгина  Т.А.«Безопасность для малышей» - М. 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проект по формированию основ культуры здорового питания детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы проекта     Проблема детского питания во всем мире стоит очень остро. В Китае для полных детей создаются оздоровительные лагеря, в США родителей тучных детей ожид...

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Дошкольник - финансист"

Финансовая грамотность является важным аспектом в становлении успешной личности. Получив представление о деньгах, способах ими грамотно распоряжаться, дошкольники смогут осознаннее относиться к финанс...