Опыт работы "Реализация программы безопасность в подготовительной группе компенсирующей направленности".
статья по обж (подготовительная группа)

Лукьянченко Елена Сергеевна

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте. Одной из задач ФГОС ДО  является охрана жизни и здоровья детей, и в первую очередь — обеспечение безопасности.         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация программы безопасность в подготовительной группе компенсирующей направленности

    Одной из задач ФГОС ДО  является охрана жизни и здоровья детей, и в первую очередь — обеспечение безопасности.        

     Кроме основной программы по которой мы работаем "Комплексная образовательная программа дошкольного образования  для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет" Н.В. Нищевой мы используем  парциальную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.

      Цель программы – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

   Задачи:

  1. Формирование ценностей здорового образа жизни.
  1. Формирование основ безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
  1. Формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

Для решения поставленных задач составили перспективный план  мероприятий с сентября по май по формированию основ безопасности у детей подготовительной группы компенсирующей направленности.

 В него мы включили основные направления нашей работы:

- «Ребёнок и другие люди»;

- «Огонь – друг, огонь - враг»;

- «Опасности в быту и в природе»;

-«Безопасность на дорогах и улицах»

-«Бережём своё здоровье».

      Работая по первому направлению «Ребёнок и другие люди», через чтение книг, беседы, инсценировки рассказывали детям о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. На примере сказок  рассматривали и обсуждали возможные ситуации давления со стороны взрослого и объясняли детям, как следует вести себя в подобных ситуациях.

    Игры-инсценировки помогли уточнить представление о различных бытовых ситуациях, и о поведении при встречи с незнакомцем.

     Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности  с детьми были проведены познавательно – ситуативные беседы: «Не шути с огнём», «Огонь- наш друг и наш враг», «Кухня – не место для игр!», «Осторожно – электроприборы!», «Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой» с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций.  

    Во время изучения темы «Средства пожаротушения, дети наглядно увидели план эвакуации рассмотрели где находится пожарная кнопка, огнетушитель, пожарный кран  на случай пожарной тревоги.

    И в результате сделали свой «Пожарный щит». Данный щит помог наглядно изучить правила обращения с инвентарём.

     Подготовили и провели драматизацию сказок – «Кошкин дом», «Путаница». Атрибуты и маски для театрализации дети изготовили сами. В драматизации дети проявили не только творческие способности, но и знания правил поведения на пожаре.

    Дети в группе создали запрещающие  знаки и из личного опыта рассказали о них. Так же дома совместно с родителями подготовили мини-сообщения о запрещающих знаках.

    Выполнили коллаж «Почётная профессия – пожарный»  и по итогам работы приняли участие в международном конкурсе «Пожарная безопасность глазами детей».

     Пройденный материал дети могут закрепить в наглядно – дидактическом пособии лэпбук. В лэпбуке представлены такие задания как «Пройди лабиринт», стихи, загадки, знаки пожарной безопасности, «Умные раскраски», д/и «Пожарные знаки», собери пазлы, «Подбери тень», «Правила пожарной безопасности», «Электроприборы» и т.д.

    Совместно с родителями дети приняли участие в окружных онлайн- викторинах «Без пожара можно жить, если с правилами дружить», «Запомнить твёрдо нужно нам, пожар не возникает сам».

    В разделе  «Ребёнок на улицах города»  закреплялись и углублялись знания о правилах   дорожного движения,  с детьми были проведены беседы «Знакомство с улицей»,  «Правила поведения в транспорте», «Знакомство с правилами дорожного движения», «Пешеход переходит улицу», в игровой форме дети познакомились с правилами безопасного поведения на улице.

     Проводили целевые прогулки по близлежащим улицам города, где дети наблюдали за транспортом, за работой светофора, взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомились со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход, остановка транспорта. Обращали внимание детей на пешеходный переход и одновременно на обозначающий его знак. В игровой форме формировались  знания о дорожных знаках, их классификация, назначении.   

    Провели беседы о безопасности во дворе. Дали наглядное представление, что лёд очень скользкий и может привести к многочисленным травмам, как во дворе, так и на проезжей части дороги. Во время целевой прогулки также закрепили знания, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными.

     Итоговым мероприятием было создание макета «Город».

      Провели квест - игру  «Знатоки дорожных правил». В  рисунках выходного дня «Безопасность дорожного движения» закрепили полученные знания.

     В свободной игровой деятельности дети могут вспомнить и повторить правила дорожной безопасности в настольно – печатных играх, в дидактическом пособии лэпбук.

     Совместно с родителями дети приняли участие во всероссийских онлайн- викторинах «Знаток ПДД», «Знаток правил безопасности».

    В рамках проведения экологического марафона «Моя Югра – моя планета» мы провели Экологический КВН «Наш северный край Югорский». Дети делились знаниями друг с другом, подготовили совместно с родителями сообщения о запрещающих знаках. Вспомнили правила безопасности в природе, разгадывали ребусы и загадки.

   На прогулке наблюдали и рассматривали сосульки, закрепили знания детей о том, что они представляют опасность для человека.

      В ходе опытно – экспериментальной деятельности мы выяснили, что сосульки представляют собой замёрзшую грязную воду, закрепили знание о том, что нельзя сосульки брать в рот и ходить под крышами домов.

    С целью закрепления знаний детей  об осторожном обращении с опасными предметами, о правилах поведения в быту были проведены мероприятия Вечер вопросов и ответов «Знатоки школы безопасности», познавательная викторина «Безопасность в каждый дом».

     Для того чтобы научиться пользоваться предметами, которые могут быть опасными. Предлагали рассмотреть сюжетные картинки с нарисованной квартирой, в которой находятся различные бытовые предметы и разобрать ситуацию. Формирование основ безопасности жизнедеятельности в нашей группе проходит во время изучения лексических тем. В рамках темы «Инструменты. Орудия труда» дети закрепили правила безопасности при работе с инструментами.

    Работа по разделу «Бережем своё здоровье»  направлена на формирование у ребёнка представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни.  На формирование представлений детей о человеческом организме, зависимости здоровья, от двигательной активности и закаливания.

    Формируя представления о здоровом образе жизни, мы знакомили детей со строением человеческого организма, условиями для нормального функционирования. Повторяли внешнее строение тела человека. Обобщали имеющиеся знания у детей о функции органов, уточняли с помощью опытов, зачем нужны те или иные органы, вредные и полезные продукты для организма. В процессе такой деятельности детям было интересно, как устроен наш организм, как работает тот  или иной орган, как устроено лёгкое. Делились впечатлениями между собой, дома с родителями дети изготовили лёгкое и принесли в группу.

    С целью закрепления знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни, укрепления здоровья принимаем участие во всех мероприятиях организованных детским садом, проводили дни здоровья, спортивные игры и развлечения: «Удивительные рекорды здоровья», «Я и дома и в саду с физкультурою дружу», «Здоровым быть здорово!», «По тропе здоровья».

    Провели акцию «Твори добро», в период пандемии, с благодарностью к врачам и медсёстрам за их труд. Создали и распространили онлайн -театр рук Зимняя сказка», буклеты  «Сохраним здоровье» в женской консультации, в терапевтическом отделении взрослой поликлиники, в скорой и неотложной помощи. Акция была опубликована в газете «Знамя».

      Особое место в организации образовательного процесса по разделу “Безопасность” занимает сотрудничество с семьей.

Родителям были предложены ссылки на образовательные ресурсы с консультациями  «Как уберечь ребёнка от опасностей дома», «Безопасность ваших детей в ваших руках», «Как знакомить ребёнка с правилами безопасного поведения на дороге», «Как уберечь ребёнка от беды» и др. Созданы памятки и буклеты по темам «Воспитываем грамотного пешехода», «Если ребёнок остаётся дома один», «Безопасное общение с животными», «Осторожно – незнакомец!, «Опасность электроприборов!» и т.д.

      Родители принимают участие в создании интеллект карт «Полезные и вредные продукты», «Опасные предметы дома», «Безопасность на дороге»,  в конкурсах совместного рисунка, в викторинах, проводят познавательные беседы с детьми.

     Таким образом, в процессе работы по изучению тем по безопасности дети не только приобрели новые знания и навыки об общепринятых нормах безопасного поведения, но и применяют их на практике.

    Опыт работы был представлен в сетевых изданиях, опубликовали статьи по формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей с ОВЗ, приняли участие во всероссийской олимпиаде «Формирование культуры безопасного поведения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа на 2017-2018 учебный год Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Дисциплины: рисование, лепка, аппликация Возрастная группа: старшая/подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природ...

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной группы компенсирующей направленности № на 2017-2018 учебный год . Составлена на основе АООП.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) ДОО направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в фи...

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Полянка» на 2018-2019 уч.год

       Рабочая образовательная программа для воспитанников подготовительной группы Полянка муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский ...

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на 2023 – 2024 учебный год

Программа разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) муниципального б...

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно- развив...