Работа по обучению детей дорожной грамоте Конспекты занятий Группа раннего возраста
план-конспект занятия по обж

Цысарь Татьяна Вячеславовна

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из направлений деятельности каждой дошкольной организации. Материалы данного конспекта составлены в соответствии с документами, регламентирующими данную деятельность: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 03.10.2013 № 864

Использование интерактивных форм занятий с детьми, несомненно, способствует развитию познаний окружающего мира, конкретно улицы, дороги, места пешеходов на них; развитию творческой инициативы каждого ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pdd_yasli.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

№ 69 «Мальвина»

Работа по обучению детей дорожной грамоте

Конспекты занятий

Группа раннего возраста

Выполнила: Цысарь Татьяна

Вячеславовна

2022 год

Тамбов

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из направлений деятельности каждой дошкольной организации. Материалы данного конспекта составлены в соответствии с документами, регламентирующими данную деятельность: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 03.10.2013 № 864

Использование интерактивных форм занятий с детьми, несомненно, способствует развитию познаний окружающего мира, конкретно улицы, дороги, места пешеходов на них; развитию творческой инициативы каждого ребенка.

Конспекты занятий

Первая младшая группа

Занятие 1

Тема: Принимаем в гостях куклу Машу

Цели: дать детям значение слов: машина, шофер; учить детей называть составные части машины: руль, колеса; развивать восприятие у детей предметов красного и зеленого цвета.

Материал: маленькие машины красного и зеленого цвета (по количеству детей), большая машина, кукла.

Ход занятия

Дети сидят на подушечках; педагог завозит большую машину, на которой сидит кукла.

- Посмотрите, ребята, к нам в гости приехала сегодня кукла Маша. Давайте с ней поздороваемся. Маша к нам приехала на машине. Давайте посмотрим, какая у нее машина. (дети говорят, что машина большая, красивая)

- Давайте посмотрим, что у нее есть. (дети называют: колеса, руль. Педагог объясняет, что руль нужен для того, чтобы машина двигалась в разных направлениях; колеса помогают машине ехать)

- Ребята, Маша к нам всегда приходила пешком, а теперь ей папа и мама купили машину, которая едет быстро. Давайте посмотрим, как машина едет.

Детям предлагается по очереди машину подтолкнуть и посмотреть, как она едет.

- Дети, маша сама приехала на машине, поэтому она шофер, Маша ехала осторожно, потому что везла нам игрушки.

Педагог предлагает детям взять ту машину, которая понравилась- красную или зеленую.

- какие красивые машинки нам привезла Маша. Давайте скажем ей спасибо. Ребята, а ваши машинки какого цвета? (дети с помощью педагога называют цвет своих машинок)

- Какие красивые машинки красного цвета. Покажите их другим ребятам. Зеленые машинки тоже красивые, посмотрите.

Педагог предлагает детям поиграть с машинками вместе с куклой.

Занятие 2

Тема: Грузовая машина

Цели: учить детей отличать грузовые машины от других; дать понятие, что у грузовой машины есть кузов, в котором можно перевозить песок, игрушки.

Материал: грузовая машина с песком; игрушка заяц; грузовые и легковые машины.

Ход занятия

Педагог предлагает детям вспомнить, на какой машине приезжала к ним в гости кукла Маша (ответы детей: на красивой, большой)

- а вы знаете, ребята, что, Маша к нам приезжала на большой машине, эта машина еще называется грузовая, так как на ней можно перевозить грузы. Маша нам привезла игрушки. А сегодня к нам в детский сад Зайка привез большую машину с песком. Детям нужен песок, чтобы играть в песочнице. Песок очень тяжелый, но у грузовой машины есть кузов, посмотрите, какой.

Педагог предлагает детям рассмотреть грузовую машину с песком и обращает их внимание, что песок находится в кузове.

- Хотите посмотреть, как песок можно высыпать из машины (педагог приподнимает кузов и высыпает песок из машины). Посмотрите, ребята, сколько песка. На маленькой машине него не увезти. Посмотрите, а у нас в группе есть еще грузовые машины? (дети выбирают машины). Зайка устал ехать на машине, поэтому ему надо отдохнуть. (Укладывает игрушку на кровать). А вы, ребята, возьмите свои лопатки и погрузите песок в наши грузовые машины. Я предлагаю вам отвезти песок себе в песочницу.

Дети грузят песок в машины, одеваются вместе с педагогом отвозят песок на участок.

Занятие 3

Тема: Узкая и широкая дороги на улице

Цели: дать понятие детям, что на улице есть дороги широкие, по которым ездят машины, и узкие, по которым ходят дети с папами и мамами; учить детей различать: машина едет быстро; продолжать работу по закреплению умений воспринимать красный и зеленый цвета

Материал: конструктор, грузовые и легковые машины; куклы; большие круги красного и зеленого цвета.

Ход занятия

На ковре построены из конструктора дороги, широкая и узкая.

- Ребята, мы с вами находимся на улице. На улице есть дороги. Вот широкая дорога (на ней стоят машины).

- Дети, посмотрите, по этой широкой дороге едут машины, грузовые и легковые. Машины едут по дороге быстро (педагог катит машину и предлагает нескольким детям выполнить то же). Ребята, а если будет кукла стоять на этой широкой дороге? (ставят куклу, и машина ее сбивает). Посмотрите, кукла плачем, ей больно. Нельзя, куколка, ходит по дороге. (педагог предлагает детям пожалеть куклу). А вот узкая дорога, по ней идут куклы, и машин здесь нет, и всем можно идти спокойно.

Педагог предлагает мальчикам взять в руки машины, а девочкам- куклы.

- сейчас поиграем: Мальчики «шоферы», а девочки- мамы. Встаньте «Шоферы» на широкую дорогу, а «мамы» на узкую дорогу. (мальчики катят машины, девочки ведут кукол за ручки)

- Дети, на улице по широкой дороге, где ездят машины, очень опасно ходить и куклам, и детям, и мамам, и папам. А вот по узкой дороге ходить можно.

- Чтобы мы об этом всегда помнили, у меня есть помощники, которые в этом помогут. Посмотрите на эти круги. Какого они цвета? (дети отвечают, что один круг зеленый, другой красный)

- Когда я подниму вверх красный круг, все, кто идет по узкой дороге, остановятся, а машины будут ехать по широкой дороге. А когда я подниму вверх зеленый цвет, то все, кто идет по узкой дороге, будут идти дальше, а шоферы остановят машины.

Данная ситуация проигрывается несколько раз. В конце педагог подводит итоги: широкие дороги предназначены только для машин, а узкие дороги-для людей.

Занятие 4

Тема: На чем ездят люди

Цели: закрепить знания детей о том, что на грузовых машинах перевозят грузы: песок, картошку, яблоки, а на легковых машинах ездят люди; дать понятие детям, что по широкой дороге ездят еще и автобусы, которые могут перевозить много людей.

Материал: куклы, грузовые и легковые машины; картинка, на которой изображены дорога, по которой едут грузовая и легковая машины и автобус, который везет много людей; конструктор.

Ход занятия

Педагог предлагает детям посмотреть на картинку, где изображена широкая дорога, а по ней едет автобус.

- ребята, посмотрите на картинку, это дорога широкая и по ней едут машины. Какие вы видите машины? (дети говорят, что видят большие грузовые и маленькие легковые машины). Машины как едут по дороге? (быстро).  А для чего нужны грузовые машины? (чтобы перевозить песок, картошку, яблоки). А на легковых машинах кто ездит? (едут папы, мамы, дети).

- Давайте посмотрим, много ли людей можно поместить в маленькой машине. (педагог предлагает детям посадить кукол на маленькую машину). Посмотрите, мы смогли посадить только две куклы, а остальным куклам придется идти самим. А вот, ребята, если бы у нас был автобус, как на этой картинке, то куклы бы поехали все. На автобусе можно перевозить много людей. Я предлагаю вам взять конструктор и со мной вместе построить автобус для всех.

Дети совместно с педагогом строят большой автобус, который по широкой дороге будет перевозить много людей.

- Посмотрите, какой большой автобус у нас получился. Теперь все куклы смогут на нем покататься. Давайте посадим кукол в машину.

Педагог подводит итог занятия: по широкой дороге едут не только грузовые машины и легковые (маленькие), но есть на дороге и большие автобусы, на которых перевозят не грузы, а людей.

Занятие 5

Тема: Поезд и железная дорога

Цели: Познакомить детей с таким видом общественного транспорта, как поезд; дать понятие детям, что поезд идет по рельсам (по железной дороге), поезд очень длинный и состоит из вагонов, в которых можно перевозить много людей; знакомить детей с профессией машиниста.

Материал: игрушечная железная дорога с вагонами; стульчики по количеству детей; Шапочка машиниста; картинка с изображением поезда, который идет по железной дороге (в вагонах поезда много людей).

Ход занятия

В группе на столе находится железная дорога, по которой движется поезд.

Педагог предлагает детям рассмотреть, как быстро едет поезд по железной дороге.

- Ребята, посмотрите, это поезд. Поезд едет не по широкой дороге, а по рельсам. Дорога с рельсами называется железной дорогой. Дети, вам нравится поезд? Какой он? (дети дают ответы: длинный, он состоит из вагонов, у поезда специальные колеса, он может двигаться по рельсам).

- Ребята, давайте посмотрим картинку. Здесь нарисован пассажирский поезд. Посмотрите, в вагонах много людей. А вот главный вагон, в нем машинист. Я вам предлагаю сесть в вагоны (показывает на маленькие стульчики). А я буду в самом главном вагоне, я машинист. Мы отправимся в путешествие.

Педагог надевает шапочку машиниста и предлагает детям вспомнить как гудит паровоз, когда отправляется в путь; путешествие продолжается 2-3 минуты, педагог предлагает детям быть машинистами; затем подводит итоги занятия.

Занятие 6

Тема: Что такое трамвай

Цели: познакомить детей с особенностями такого транспорта, как трамвай; учить отличать его от других; продолжать работу по закреплению знаний о транспорте.

Материал: картинка с изображением трамвая; игрушки: автобус, поезд, грузовая машина и трамвай; конструктор.

Ход занятия

Педагог предлагает детям посмотреть на игрушечный транспорт.

- Ребята, посмотрите, какие красивые игрушки принесла я в группу. Давайте назовем их. (дети называют: машина, грузовик, поезд, автобус)

- Давайте расскажем, что же это за машины. Грузовая машина большая, она перевозит грузы. Ребята, какие грузы перевозит такая большая машина? (ответы детей: песок, картошку, дрова)

- А вот посмотрите: у меня в руках машина и автобус. Мы знаем, что и на машине, и на автобусе можно перевозить людей. Поезд идет не по дороге, а по рельсам. Сейчас я вам покажу картинку, на ней тоже транспорт, на котором ездят ваши мамы и папы (показывает картинку трамвая). Это трамвай. Давайте посмотрим: у трамвая специальные колеса, едет он не по дороге, а по рельсам, так же как и поезд. У поезда много вагонов, а у трамвая всего один вагон. Трамвай идет по рельсам очень быстро. Он перевозит так же, как и автобус, людей.

- Я вам предлагаю поиграть и построить из конструктора большой трамвай, на котором мы вместе поедем кататься. (дети вместе с педагогом строят трамвай и железную дорогу).

Занятие 7

Тема: Друг на дороге

Цели: знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; познакомить детей со светофором; рассказать о назначении его цветов и светофора в целом («Красный свет-на месте стой, а зеленый свет горит-это значит, путь открыт»); дать детям представления о пространственных отношениях вверху, внизу

Материал: двухцветный светофор; маски светофора, автомобиля и животных на голову; кружочки отдельно с красным цветом и зеленым.

Ход занятия

- Ребята, посмотрите, к нам сегодня в гости пришел Светофорик, давайте с ним поздороваемся. «Я Светофорик, друг я вам, я на дороге тут и там. Прежде чем дорогу перейти, на меня ты посмотри. Если свет зажгу я красный, значит, двигаться опасно, если свет горит зеленый, проходите, путь открыт» (Светофорик предлагает детям поиграть в игру «Красный и зеленый» Цель: знакомить детей с назначением красного и зеленого цветов светофора; закрепить знания детей, что на красный свет надо стоять, а на зеленый можно идти).

- Сейчас Светофорик будет поднимать кружочки красного или зеленого цвета, а вы будете на красный свет стоять, а на зеленый идти. (игра проигрывается 2-3 раза).

- Дети, а теперь давайте поиграем со Светофориком в игру «Воробушки и автомобиль» (Педагог надевает на детей маски воробушек, автомобиля, и сам исполняет роль Светофорика).

Занятие 8

Тема: Осторожно-дорога

Цели: закрепить знания детей о транспорте; продолжать учить детей элементарным правилам поведения на улице. («По улице ходи за руку с папой и мамой, не бегай на улице, дорогу переходи только с мамой и папой держась за руки; будь внимательным: на дороге есть Светофорик, который на красный свет идти запрещает, а на зеленый разрешает»).

Материал: дидактическая игра «Найди и собери» (разрезные картинки машин и другого транспорта), светофор, конструктор, игрушки машины, коляски с куклами.

Ход занятия

В группе на полу построена дорога.

- Ребята, на что это похоже? (на дорогу). Что передвигается по дороге? (машины, автобус, грузовик)

Педагог предлагает детям собрать разрезные картинки (на 2-3 части) по образцу. После того как дети их собрали, педагог предлагает выбрать любые машины в группе и расставить на дороге.

- Посмотрите, на дороге стоят машины, шоферы ведут машины. А по узкой дороге идут люди (расставляют других детей за дорогой, девочек с колясками). Давайте вспомним, как надо себя вести на дороге, а поможет нам в этом наш друг Светофорик. Светофорик говорит: «Я Светофорик, я друг вам, я на дороге тут и там. Прежде чем дорогу перейти, на меня ты посмотри. Если свет зажгу я красный, значит, двигаться опасно, если свет горит зеленый, проходите, путь открыт». А какие вы еще знаете правила? (ответы: по улице ходи за руку с папой и мамой, не бегай на улице; дорогу переходи только с мамой и папой, держась за руку; будь внимательным на дороге есть Светофор, который, на красный свет идти запрещает, а на зеленый разрешает).

Дети играют на дороге из конструктора, педагог играет роль Светофорика.

Занятие 9

Тема: Разрешено и запрещено

Цель: закреплять знания детей о правилах поведения на дороге и на улице, используя сюжетные картинки.

Материал: сюжетные картинки к дидактической игре «Разрешено-запрещено», кукла.

Ход занятия

- Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Давайте с ней поздороваемся. (дети приветствуют куклу, педагог замечает, что кукла чем-то расстроена). Маша, расскажи, что с тобой случилось (кукла говорит педагогу на ухо). Маша сегодня сильно испугалась, когда увидела на дороге машины.

- Ребята, наверное, Маша не знает, как надо правильно себя вести на дороге. Давайте расскажем ей о наших правилах, а помогут нам в этом картинки, с ними поиграем в игру «Разрешено-запрещено»

Детям предлагаются для рассмотрения картинки: дети одни на улице; дети играют на дороге; ребенок один на дороге; мама с ребенком идет на красный свет светофора; люди идут по дороге на зеленый свет светофора; ребенок с мамой идет за руку по улице.

Дети с помощью педагога определяют, можно так делать или нельзя.

- Маша, теперь ты поняла, как надо себя вести на улице и на дороге? А чтобы ты не боялась машин, ребята тебя возьмут на прогулку и покажут, какие машины ездят мимо нашего участка.

Педагог подводит итоги занятия, хвалит детей за помощь кукле.

Подвижные игры «Для самых маленьких»

«Воробушки и кот»

Дети изображают воробушков. Один-«кот», Он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цвета светофора. На зеленый- «воробушки» разлетаются по деревьям (разбегаются в разные стороны). На желтый-прыгают на месте, на красный-замирают на месте. Невнимательные, не подчинившиеся сигналам светофора, становятся добычей «кота»-выбывают из игры.

«Самый быстрый»

Каждый чертит себе круг (зелеными, желтыми, красными мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде: «Раз, два, три-беги!»-дети разбегаются. Ведущий произносит: «Раз, два, три-в светофор беги!»-и сам старается занять какой либо круг. Не успевший занять круг становится ведущим.

«Автомобиль»

В коробке лежит разобранная модель автомобиля. По команде ведущего игроки начинают собирать модель. Выигрывает команда, первой собравшая автомобиль.

«К своим флажкам»

Играющие делятся на три группы. Каждая группа становится в круг, в центре которого находится игрок с цветным (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу ведущего (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми построиться в круг. Выигрывают те, кто первыми построились в ровный круг и стоят, взявшись за руки.

«Нарисуем дорогу»

Рисуется дорога. Дети перепрыгивают через нее. Ширину дороги постепенно увеличивают. Побеждает тот, кто перепрыгнет через дорогу в самом широком месте.

«Бегущий светофор»

Дети следуют в рассыпную за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый-прыгают на месте, если красный-все должны замереть на месте и не двигаться 15-20 секунд. Кто ошибся-выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

«Умелый пешеход»

На расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся 5м шнура. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.

Вариант 2. Из двух шнуров делают два круга: внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 метр. Нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.

«Мяч в корзину»

В 2-3 шагах от игроков ставят три корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзинку, желтый-в желтую, зеленый- в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д.

«Бегите ко мне»

 В комнате или на участке детского сада в одной стороне стоят стулья, на которых сидят дети. Ведущий предлагает детям: «Бегите ко мне». Когда дети подбегают, то вместе с ведущим ходят, гуляют спокойно. Затем ведущий говорит: «Бегите домой». Дети бегут к своим стульям. Для усложнения игры можно на стульчиках разместить листочки разного цвета (зеленого, желтого, красного) и дети, когда возвращаются обратно, садятся на тот листочек, который ему был дан изначально.

«Птицы и автомобиль»

Птички (дети) «летают» по комнате, взмахивают руками (крыльями). Ведущий говорит: «Прилетели птички, птички-невелички, все летали, все летали, крыльями махали» (дети в это время бегают и машут «крыльями»). «Так они летали, крыльями махали, на дорожку прилетали, зернышки клевали». (дети присаживаются, постукивают пальцами по коленям). Ведущий надевает на себя маску автомобиля и говорит: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, в рожок трубит: «Тра-та-та, берегись, берегись, тра-та-та, берегись, посторонись». Дети бегут от автомобиля.

«Трамвай»

Дети стоят в колоне парами. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны. У ведущего три флажка. Ведущий поднимает флажок зеленого цвета, и трамвай двигается, если ведущий поднимает флажок красного или желтого цвета, трамвай останавливается.

«Воробушки и автомобиль»

Границы площадки очерчиваются. На одном конце площадки размещаются стульчики на них воробушки, на другом обозначается место для автомобиля-гараж. Ведущий говорит: «Воробушки, летите!» (дети летают, резвятся). Раздается гудок, и появляется автомобиль. Воробушки должны вернуться в гнезда, а автомобиль делает круг и не подъезжает близко к домикам птичек, а затем едет в гараж.

Используемая литература:

Авдеева Н.Н. Безопасность на дорогах и улицах- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997

Богуславская, З.М., Е.О. Смирнова.  Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991

Т.Г. Кобзева, кандидат педагогических наук, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников. Изд. 2-е, перераб.-Волгоград: Учитель 219с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по безопасности дорожного движения в группе раннего возраста

Обучающее мероприятие для детей раннего возраста "Зебра"...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: «Расширять знания о домашних животных и птиц»

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста.   Тема:  «Ра...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: 1 неделя Декабря «Зимушка-зима в гости к нам пришла» с 4 – 10. Декабря 2017г.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста.  Тема:  1 неделя Декабр...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в группе раннего возраста.

Тема: «Волшебные огоньки» Цель:1. Научить детей различать цвета: красный, желтый, зеленый.2. Познакомить детей со светофором и правилами дорожного движения.3. Научить детей...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. С 03-09 июня 2019г. Тема: «День защиты детей - Здравствуй, Лето!» 2 группа раннего возраста.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ. С 03-09 июня 2019г.Тема: «День защиты детей - Здравствуй, Лето!»    ...

Творческая совместная работа детей и родителей "Ромашка" группы раннего возраста (2-3 года).

Творческая работа детей и родителей «Ромашка» группы раннего возрастаТворческая совместная работа детей и родителей "Ромашка" группы раннего возраста (2-3 года).Работа была выпол...