Методическая разработка «Игра-викторина: Что? Где? Когда?» на тему «Что за поворотом?»
методическая разработка по обж

Зайцева Валерия Владимировна

Цель: использование инновационных технологий  для формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах  города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_pdd_viktorina_chto_gde_kog.docx108.18 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район.

Муниципальный конкурс

«Лучшая методическая разработка по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах»

среди педагогов образовательных организаций

Номинация

методическая разработка урока, занятия с детьми по обучению их правилам дорожной безопасности;

 «Игра-викторина: Что? Где? Когда?»

на тему «Что за поворотом?»

Автор:

Зайцева Валерия ВладимировнаC:\Users\Admin\Pictures\2063774.jpg

воспитатель первой категории

   муниципального дошкольного

образовательного учреждения  

                             детский сад «Тополёк»

                               муниципального района

                       город Нерехта и Нерехтский                район  Костромской области

                                    topoleknerexta@mail.ru

                               Раб.8(49431)75586

                                           Моб. 8950-248-91-87.

г. Нерехта

                               

Актуальность

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью многих современных комплексных программ. Эта работа осуществляется в рамках образовательной программы дошкольного образования нашего МДОУ через разные виды детской деятельности

Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных технологий формирования основ, культуры безопасности по правилам дорожного движения.

Цель: использование инновационных технологий  для формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах  города.

Задачи:

- Создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;

- Развитие у детей умений ориентироваться в различной дорожной обстановке;

- Формирование у дошкольников привычки правильно вести себя на улицах города, в общественном транспорте, как основа культуры поведения на дороге.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Инновационные технологии формирования безопасного поведения детей на дорогах города:

игровые технологии;

технологии проблемного обучения;

технологии проектной деятельности;

технологии теории решения изобретательских задач;

информационно коммуникативные технологии;

здоровьесберегающие технологии.

мнемотехника

Игровые технология

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Значительное место в формировании культуры безопасного поведения детей на дорогах, уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения. В педагогической деятельности используются:                 - настольно-печатные игры: «Разрезные картинки», «Угадай дорожный знак», «Умный светофор»;

- игры-викторины: «Что? Где? Когда?»

- интеллектуальные игры: кроссворды, ребусы, лабиринты

- игры-рисунки: «Проедь по ровной (извилистой, узкой, широкой) дороге»                                                                                           - сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Метро», «Пешеходы и водители»;                        - дидактические игры: «Светофор», «Водители», «Угадай, какой знак»;

- театрализованные игры: «Случай в автобусе», «В метро»

- игры-путешествия «В стране дорожных знаков»

- интерактивная игра «Невнимательный художник», «Что изменилось?»

Игры способствуют усвоению детьми дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.

Технология проблемного обучения

Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаются детям. В работе можно использовать такие проблемные ситуации: «Нужны ли правила дорожного движения?», «Зачем на проезжей части нарисована зебра?», «Как нам помогают дорожные знаки?», «Что за поворотом?» и другие

При создании и решении проблемных ситуаций используются следующие методические приемы:

– подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

– обсуждаются разные ответы на один и тот же вопрос;

–  дети делают обобщения, выводы из ситуации, находят правильное решение

Технология проектной деятельности

В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. В образовательной деятельности можно реализовать следующие проекты: «Кто на дороге главный?», «Машины такие разные», «Мы-пешеходы», в которые включаются игры, проблемные ситуации, где дети делятся своими знаниями, опытом, умениями ориентироваться в дорожном движении.

Информационно-коммуникационная технология

При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма активно используются информационно – коммуникативные технологии. Они позволяют организовать детскую деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребенка в реальную ситуацию. В деятельности используются:                                                                                                       - мультимедиа-презентации «Правила дорожного движения», «Виды транспорта», «Знай правила движения», «Пешеходные переходы», «Наш друг - светофор»;

- обучающие мультфильмы Уроки тетушки Совы», «Советы мудрого ворона», «Смешарики», «Академия светофорчика»;

- видеоролики «Правила дорожного движения», «Учим дорожные знаки и правила»

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)

Технология позволяет использовать нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Данная технология способствует развитию таких качеств как мышление, гибкость, подвижность, системность, стремления к новизне, речи и творческому воображению. С помощью метода «мозговой штурм», дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.  В процессе обсуждения используются следующие вопросы:

1. Что произойдет, если сломается на перекрёстке светофор?

2. Как помогает человеку транспорт?

3. Что будет, если исчезнут дорожные знаки?

4. Что бывает, когда люди не соблюдают правила дорожного движения?

Здоровьесберегающие технологии

В процессе обучении детей правилам дорожного движения используются здоровьесберегающие технологии, которые способствуют физическому развитию и укреплению здоровья ребенка. Например, путем многократных упражнений отрабатываются действия с поворотами головы при переходе проезжей части. Подвижные игры «Трамвай» «Автомобили», «К дорожным знакам», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» развивают основные виды движений. Игры-соревнования «Водители, на старт», «Чья машина», «Передай жезл», «Красный, желтый, зеленый» способствуют развитию координации движений. Эти игры способствуют закреплению представлений о ситуациях, которые могут произойти на дороге; также воспитывают умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивают ловкость, смекалку, моторику, ориентировку в пространстве.

Мнемотехника

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непрерывной образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ. Пример использования мнемотаблицы для освоения правил дорожного движения можно посмотреть в приложении

Заключение

Работа по воспитанию дисциплинированного пешехода имеет важное значение, так как обеспечение безопасности детей на дороге, остается приоритетной проблемой общества. Активное сотрудничество с семьей помогает расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения на дорогах города, в общественном транспорте. Свидетельством этого являются целевые программы принятые как на федеральном, так и на региональном уровне. Использование инновационных технологий обучения делает образовательный процесс интересным и результативным. Педагогические инновации совершенствуют образовательную деятельность при формировании у дошкольников знаний правил дорожного движения.

 

Литература.

  1. Авдеева Н.Н. Безопасность: метод. пособие/ Н.Н. Авдеева Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2011. http://detsad-n6.ru/mymedia/filebrowser/uploads/avdeeva_bezopasnost.pdf

 

2. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ/ Л.Б. Баряева Издательство: М.: Дрофа, 2008. https://proshkolu.ru/user/antonovask/file/625301

3.Вдовиченко Л. А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. / Л.А. Вдовиченко. - Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2009.

Игра-викторина: »Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения с использованием игровой  инновационной технологии для детей старшей группы

на тему :  «Что за поворотом?»

 

Цель: формирование у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах родного города.

Задачи:
1. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
2. Воспитывать желание и навыки совместного обсуждения.
3. Повышать уровень логического мышления, концентрации внимания.
4. Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами по развитию у детей навыков безопасного поведения на улице.
5. Обогащать словарь детей названиями дорожных знаков, улиц города.

Материал: разрезные плоскостные изображения грузовиков (3 штуки), макеты улиц города (3 штуки), дорожные знаки, волчок, призы-буклеты по правилам ПДД от сотрудника ОГИБДД, плоскостные названия команд для доски и эмблемы для участников.

Ход

Воспитатель. Нас солнца луч смешит и дразнит
Нам нынче весело с утра.
Весна нам дарит звонкий праздник
И главный гость на нём игра.
Она нам друг- большой и умный,
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
Воспитатель. Сегодня в викторине «Что? Где? Когда?» участвуют три команды: команда «Красные», команда «Жёлтые», команда «Зелёные». Вы- наши знатоки. Против вас играют сотрудники детского сада, сотрудник ОГИБДД и родители. Вопросы и задания для вас находятся в конвертах, выбрать их поможет волчок. За правильный ответ команда получает 1 балл. На одном конверте нарисован скрипичный ключ- это музыкальная пауза в нашей викторине, когда команды смогут отдохнуть. Ответы команд оценивает жюри.

Воспитатель. Начинаем с разминки. Всем командам предлагаю прочитать приготовленные стихи.

«Красные». Помни правила движения
Как таблицу умножения,
Знай всегда их назубок:

«Жёлтые». По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.

«Зелёные». Всё время будь внимателен
И помни наперёд:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.

Воспитатель. Участник команды «Красные» раскручивает волчок. Конверт под номером 1.
Воспитатель. Ребята, решите, пожалуйста, проблемную ситуацию:
Катя ведёт коляску с куклой. Серёжа едет на трёхколёсном велосипеде. Маша ведёт за руку Таню. Кто из них пассажир, а кто-пешеход? Кого называют пешеходами, а кого-пассажирами?

Ответы команд оценивает жюри.

Раскручивается волчок участником команды «Зелёные». Конверт под номером 3.
Воспитатель. Закон улиц и дорог очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережёт жизнь, но в то же время он и очень суров к тем, кто его не выполняет. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет переходить улицу смело. Вспомните и назовите основные правила поведения на улице.

Ответы команд. Оценка жюри.

Крутится волчок. Команда «Жёлтые» - конверт №2.
Задание от методиста Елены Валентиновны:
«Движением полон город-
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день и ночь горят.
И там, где днём трамваи
Звенят со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон!»

Методист: Ребята, помогите Буратино расставить дорожные знаки.
На столах три макета улиц города и дорожные знаки: «Дети», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Телефон», «Пешеходный переход», «Движение запрещено», «Въезд запрещён», «Велосипедная дорожка».
Команды выполняют задание, жюри подводит итог.
 

И снова крутим волчок. Конверт №5. Задание от родителей.
Родитель загадывает детям загадки.
Вот трёхглазый молодец.
До чего же он хитрец!
Кто откуда ни поедет,
Подмигнёт и тем, и этим.
Знает, как уладить спор,
Разноцветный…(светофор).

Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг –конечно, (знак).

Командуя жезлом, он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Он, словно, волшебник, машин дрессировщик,
А имя ему - ...(регулировщик)
Подведение итогов членами жюри.
 

Воспитатель крутит волчок.
Переходим по стрелке: «Скрипичный ключ». Музыкальная пауза.

Вопрос- задание от музыкального руководителя.
Назовите песни, в которых поётся о светофоре, дороге, движении или пропойте один куплет. («Светофор», «Пешеходы», «По дороге с облаками», «Песня Красной шапочки», «Песенка Элли и её друзей», «Пусть бегут неуклюже…», «У пони длинная чёлка», «Вместе весело шагать», «Соблюдай правила движения», «Би-би-би-поехали кататься», «Песня о следах» из мультфильма «Маша и медведь» и другие).

Жюри оценивают задание.

Крутится волчок. Конверт №4.

Задание от сотрудника ГИБДД.
В нашем городе много делается для того, чтобы на дорогах было безопасно и удобно пешеходам. Вам, знатоки, нужно назвать улицы нашего города, которые оснащены светофорами.(Кирова ,Володарского).

Члены жюри подводят итог.

Раскручивается волчок. Конверт №6.
Вопрос от старшей медсестры детского сада.
Медсестра. К сожалению, на наших дорогах ещё встречаются невнимательные пешеходы и водители, по чьей вине происходят дорожно-транспортные происшествия. Расскажите о ваших действиях, если вы стали очевидцем ДТП.

Оценка жюри.

Участник викторины крутит волчок. Конверт №7. Задание от родителей.
Родитель. Младший брат разобрал машину по частям. Помогите ему собрать плоскостное изображение грузовика за определённое время. Участвуют все команды.
Жюри. Молодцы, ребята.

Воспитатель. Позвольте и мне крутить волчок. Конверт №8. Задание для капитанов команд.
Вы подготовили загадки по правилам дорожного движения. Пожалуйста, слушаем вас.

Капитан команды Красные».
Что за лошадь, вся в полоску,
На дороге загорает?
Люди едут и идут,
А она – не убегает.
(Пешеходный переход)
Капитан команды «Жёлтые».
По ней не только люди ходят,
По ней детей автобус в школу возит,
На ней разметка есть,
А знаков вдоль нее не счесть!
Не может быть тут вариантов много,
Ведь ответ один - …(дорога).
Капитан команды «Зелёные».
Железные звери
Рычат и гудят.
Глаза, как у кошек,
Ночами горят. (Машины).
 

Жюри подводит итоги викторины, награждает победителей.

Воспитатель. Мне хотелось поблагодарить всех гостей, участников викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игра -викторина "Школа здоровья" для детей подготовительного возраста

методическая разработка Игра -викторина "Школа здоровья" предназначена для уточнения и закрепления знаний детей старшей и подготовительной группы о здоровом образе жизни...

Методическая разработка.Игра-викторина «Путешествие по Санкт-Петербургу с котом Василием»

Для детей старшего дошкольного возраста.С использованием игровых технологий и  ИКТ....

Методическая разработка игры-викторины по ПДД "Знатоки дорожного движения"

АннотацияМетодическая разработка игры-викторины по ПДД «Знатоки дорожного движения»Цель: Формирование у детей знания, умения и основные навыки безопасного поведения на улицах  дорогах...

Методическая разработка игры-викторины "Знатоки дорожных правил"

Данный материал поможет детям в увлекательной форме усвоить и закрепить правила дорожного движения....

Методическая разработка игры - викторины для старших дошкольников "Прогулки по острову с котом Василием".

Данная игра поможет закрепить у детей знания о своем районе, в котором они живут, о главной его достопримечательности - стрелке Васильевского острова города Санкт-Петербурга....

Методическая разработка Игра-викторина для детей дошкольного возраста 5-6 лет "Знатоки сказок"

Данная разработка предлагается педагогам ДОУ с целью создания необходимых условий для развития связной речи у дошкольников через приобщение к сказкам...

Методическая разработка. Игра- викторина.

Закрепление темы: Гласные звуки , почему их называют гласными, роль гласных в слове....