«Азбука безопасности» ср.гр.
учебно-методический материал по обж (средняя группа)

Козорез Анна Юрьевна

занятин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_sr_gr.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Азбука безопасности»

средняя группа

«Солнышко»

                                      Воспитатель: Козорез А.Ю.

                                                                                   

 Паспорт проекта

"Азбука безопасности"

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность: долгосрочный (октябрь-апрель)

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.

Актуальность темы: Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах. Актуальность проекта связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Представленные сами себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, и ее скорость и переоценивают собственные способности, и считают себя быстрыми и ловкими. Поэтому изучение Правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день, а способность этому будет работа над проектом, посвященная изучению Правил дорожного движения. И может быть эффективной при условии если работу по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма педагог проводит целенаправленно с родителями и взрослыми, сопровождающими детей в дошкольное учреждение.

Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи: обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и формирование у них необходимых навыков;

• Привлечение внимание родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах;

• Воспитывать в детях грамотного пешехода.

Предполагаемый результат: 

•дети знают элементарные правила дорожного движения, умеют ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, ищут пути решения и выходы из них.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

- Подбор материала по Правилам дорожного движения, изготовление макета ПДД

Основной этап работы:

-Проведение мероприятий по модулю «Правила дорожного движения»- беседы, викторины, подвижные и дидактические игры, чтение художественной литературы, конструирование, сюжетно- ролевые игры, экскурсия к пешеходному переходу.

Заключительный этап:

• Итоговое мероприятие «Путешествие в страну Светофория».

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие

-социально- коммуникативное развитие

-речевое развитие

-физическое развитие

-художественно- эстетическое развитие

Основной этап проекта реализует темы:

Октябрь  -"Знакомство с улицей" 

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Сотрудничество с семьей

-беседа "Знакомство с улицей"

-чтение худ. литературы Ю. Могутина «Случай на мостовой»,

-рисование " Моя улица"

-рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков улиц.

-дидактические игры по теме

-с/р игра "Наша улица"

- дидактические игры при помощи макета ПДД

Консультация «Улица полна неожиданностей и опасностей».

Сбор материалов для макета "Улица"

Ноябрь- "Умный светофорик"

-чтение литературы: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета».

-беседа "Твой приятель Светофор".

- прослушивание песенка о светофоре муз. Н. Петровский.

- инсценировка «Бездельник Светофор» по сказке С. Михалкова.

-аппликация "Трехглазый друг"

- дидактические игры при помощи макета ПДД

- с/р игра "Семья и магазин"

-п/и "Красный, желтый, зеленый"

Декабрь- "Дорожные знаки- наши друзья!"

-ситуативная беседа «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороги в детский сад»

-загадывание загадок по теме.

-чтение Н.А. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку».

-раскраски "Дорожные знаки"

- дидактические игры при помощи макета ПДД

- просмотр мультфильмов и детских презентаций на темы правил дорожного движения.

-с/р игры "Транспорт"

Памятка для родителей «Причины детского дорожно – транспортного травматизма».

Январь- "Профессии на дороге"

- чтение А. Дорохова «Влиятельная палочка»; "Дядя Степа милиционер" С. Михалков.

-беседа " О труде взрослых (профессии ГИБДД).

-лепка "Жезл регулировщика"

- дидактические игры при помощи макета ПДД

- просмотр мультфильмов и детских презентаций на темы правил дорожного движения.

-с/р игры "Постовой", "Регулировщик".

Сбор картинок, иллюстраций по теме ПДД

Консультация "Ребенок в машине"

Февраль- "Транспорт"

- чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль» .

-беседа "Такие разные автомобили"

-рисование "Спец машины"

- дидактические игры при помощи макета ПДД

- просмотр мультфильмов и детских презентаций на темы правил дорожного движения.

-с/ролевые игры "Скорая помощь" "Пожарник" и т.д.

-конструирование из разных видов конструктора "Транспорт"

-рассматривание альбома "Марки автомобилей"

Март- "Грамотный пассажир"

- чтения сказки Н.А. Извековой «Как веселые человечки учили дорожную азбуку».

-с/р "Правила вежливого пассажира"

-раскрашивание раскрасок по теме ПДД

- дидактические игры при помощи макета ПДД

- просмотр мультфильмов и детских презентаций на темы правил дорожного движения.

-с/р "Автобус"

Памятка "Внимание дети!"

Апрель- "Путешествие в страну "Светофория"

- чтения сказки Н.А. Извековой «Как веселые человечки учили дорожную азбуку».

-экскурсия к перекрестку

-развлечение "Путешествие в страну Светофория"

- дидактические игры при помощи макета ПДД

- просмотр мультфильмов и детских презентаций на темы правил дорожного движения.

Используемая ЛИТЕРАТУРА:

1. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб.: Пресс, 2009.

2. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 1998.

3. Уважайте светофор. Материалы из опыта работы ДОУ по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. – Киров, 1998.

4. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Пресс, 2002.

5. Хромцева Т. Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице». Учебное пособие. - Москва, 2007.

6. Радзиевская Л. И. «Ты и дорога» «Ты один на улице» ООО «Издательство «Литература» 2008,2009.

7. «Уроки осторожности» с тётушкой Совой.

8. «Три сигнала светофора» составитель СаулинаТ. Ф.

9. Белая

«Макет для изучения правил дорожного движения в детском саду для детей средней группы»

Макет предназначен как для  непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей. Данное пособие можно использовать при интеграции образовательных областей: "Социализация", "Труд", "Безопасность", "Коммуникация", "Познание", а также оно обеспечивает развитие игровых навыков. Оно  будет полезно для детей дошкольного возраста, педагогов и родителей

Цели и задачи макета.

Цель: Формирование основ безопасного поведения детей на дороге; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

  •  Создать условия для сознательного изучения детьми ПДД.
  •  Обучать детей необходимому минимуму ПДД.
  • Сформировать первоначальное представление о движении пешеходов и транспорта на дорогах и улицах.
  • Учить детей использовать полученные знания.
  • Закреплять умения сравнивать (находить сходства и различия).
  • Обогащать и расширять словарный запас детского кругозора.
  •  Формировать навык составления короткого рассказа.
  •  Развивать у детей память, мышление, воображение.
  • Закреплять знания детей о формах, размерах и  цветах.
  • Вырабатывать у детей привычку правильного поведения на дороге.

Использование макета для изучения правил дорожного движения

в средне группе

1)    Дорога.

Цель: Закрепить знания детей о дороге и правилах поведения на ней.

Краткое описание: Воспитатель в игровой форме рассказывает о пешеходах, тротуаре и пешеходном переходе. Последний, отмечен белыми полосами, полосатый как зебра. Читает стихотворение об этом переходе.

Наш ребенок очень мал,

 Но о многом он узнал,

 И дорогу перейдет

 Только там, где “ПЕРЕХОД”

 – Где бы мне, – кричит, – найти

 “Зебру”, чтоб по ней идти?

Воспитатель просит показать на макете, как ведут себя на дороге пешеходы?

Игра “Пешеходы”: Дети берут в руки фигурки людей и животных. Они – пешеходы. Пешеходы повторяют стихотворение и переходят дорогу по “зебре” или двигаются по тротуару. Игра как поход в больницу, в гости или магазин. При этом ребенок рассказывает, как он будет двигаться. Воспитатель следит за правильностью ответов и соответствующих действий.

2)    Шофёры.

Цель: Познакомить детей с правилами дорожного движения для машин.

Краткое описание: Воспитатель в игровой форме сообщает, где и как должны двигаться машины. А потом просит показать на макете, как ведут себя на дороге шоферы за рулем машин?

Игра “Шоферы”.

Дети разбиваются на несколько групп: одни – пешеходы (берут в руки фигурки людей), другие – шоферы (берут в руки машинки). Шоферы “садятся” в машины  и едут только по дороге, останавливаясь перед пешеходным переходом, если по нему идут пешеходы. А пешеходы вместе переходят дорогу по “зебре” или двигаются по тротуару . Игра повторяется несколько раз, дети меняются ролями.

3)    Светофор.

Цель: Познакомить детей со светофором, учить понимать значение красного, желтого и зеленого цвета “глаз” светофора.

Краткое описание: Воспитатель, используя макет светофора, рассказывает о принципе его работы. Читает стихотворение:

На красный свет – дороги нет!

На жёлтый  – подожди! ...

Когда горит зелёный свет

Счастливого Пути!

Игра “Шоферы” (с усложнением).

В правила игры добавляется светофор (регулирует воспитатель). Машины на красный свет останавливаются, а в это время для пешеходов загорается зеленый свет, и они переходят дорогу.

4)    Путешествие по нашему селу.

Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Краткое описание: Воспитатель напоминает, что наше село состоит из домов, людей, в которых они живут; магазинов, больницы, дорог, тротуаров, пешеходных переходов и машин. Предлагает отправиться в путешествие по нашему селу, используя макет.

Игра “Шоферы” (со светофором).

Данные занятия создают основу для дальнейших сюжетных игр с детьми. В последующих играх предполагается рассказать какому-либо сказочному персонажу о правилах дорожного движения; оказать помощь героям, попавшим в аварию или нарушившим правила движения; отправится в гости или на экскурсию.

Использование макета в разных образовательных областях.

Макет  не оставляет равнодушными детей как на непосредственно образовательной деятельности так и во время самостоятельной деятельности. Игры посредством макета способствуют развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора, активизации словарного запаса детей. Воспитанники  придумывают свои сюжеты в игре, что свидетельствует о развитии воображения, памяти и творческого подхода.

Формирование элементарных математических представлений:

- Совершенствовать умение сравнивать по высоте и ширине.

-  Упражнять в сравнении групп предметов

-  Закрепить знание цветовой палитры.

-  Формировать пространственные ориентиры: слева, справа, впереди и др.

-Упражнять в определении геометрических фигур.

Безопасность:

✓ Беседы "Из чего состоит дорога" (проезжая часть, тротуар, переход).

✓ Беседы "Мой друг Светофор" (как правильно переходить дорогу).

✓ Беседы "Правила движения транспорта".

✓ Закрепить знание сигналов светофора.

Социализация, труд:

- Беседы, ситуативные разговоры по теме "Профессия строитель", "Профессия дорожник", "Профессия полицейский", "Общественный транспорт", "Специализированная техника" и т.д.

- Чтение различных рассказов про взаимовыручку и взаимоуважение на дороге.

- Различные сюжетные игры.

Речевое развитие:

- Беседы, рассматривание.

- Чтение стихов.

- Составление коротких рассказов.

- Отгадывание загадок.

- Кукольный театр по правилам движения.

- Составление сказок.

Познание:

-    Познакомить с различными видами транспорта.

-   Расширить представление о родном селе.

- Продолжать знакомить с людьми разных профессий.

Подводя итоги, следует отметить, что макет –  элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов.

Макет предназначен для изучения правил дорожного движения для детей второй младшей группы. В будущем предполагается усложнение данного пособия с учетом возрастных особенностей детей: добавление знаков дорожного движения, стоянки, зданий и другое.

Чем раньше мы начнём изучать ПДД, тем быстрее у ребят сформируется привычка грамотного поведения на дорогах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по безопасности дорожного движения в старшей группе "Азбука безопасности"

Материал позволяет в музыкально-игровой форме обучить детей правилам дорожного движения....

Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»

Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:-  познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...

Сценарий беседы с применением ИКТ для детей среднего и старшего дошкольного возраста по тематической неделе «Безопасности» «Азбука безопасности».

Данный материал можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста при проведении тематической неделе "Безопасности"....

Спортивно - познавательный праздник по основам безопасности и жизнедеятельности из цикла «Азбука безопасности для подготовительной группы «Спички - не тронь, в спичках – огонь»

Занятие по пдд  в подготовительной группе проводилось для  обеспечения  безопасного, здорового  образа жизни,  чтобы научить детей правилам безопасного пребывания  дома, ...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект развлечения в старшей группе по безопасности "Азбука безопасности"

Задачи: Продолжать учить находить решение в проблемных ситуациях; закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Закреплять знания о правилах дорожного движения; развивать физические качеств...

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».

Расширение пространства, которое осваивает ребенок 4-го года жизни – от квартиры до помещений детского сада, от двора к улице и району своего города – неизбежно диктует необходим...