«Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
материал по обж (подготовительная группа)

Конобулова Надежда Михайловна

Что такое лэпбук?

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство обучения из Америки. В переводе с английского языка «лэпбук»  означает «книга на коленях», представляющую собой тематическую папку или коллекцию маленьких книжек с разнообразными кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, интересных игр в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.

Пример плана лэпбука «Правила дорожного движения»

1. Игра «Застегни ремень безопасности»

2. Творческое задание «Раскрась»

3. Карточки с изображением знаков

5. Рассказ по картине

6. Загадки

7. игра «Пешеходный переход»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepbuk_-_konobulova_nm.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №73 «Светлячок»

Воспитатель, Конобулова Надежда Михайловна

Тема: «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей

детей дошкольного возраста»

Современные  требования, предъявляемые государством к качеству образовательно  – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают,что педагогу необходимо постоянно совершенствоваться, искать новые пути, повышая свой уровень профессиональной компетентности и  овладевать необходимыми образовательными технологиями.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, привлекающие интерес дошкольников, учитывая возрастные особенности, а также наиболее эффективно бы решали  педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

В связи с этим, в образовательном процессе можно использовать совершенно новую технологию, интересное методическое  пособие  – лэпбук.

Что такое лэпбук?

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство обучения из Америки. В переводе с английского языка «лэпбук»  означает «книга на коленях», представляющую собой тематическую папку или коллекцию маленьких книжек с разнообразными кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, интересных игр в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Лэпбук можно изготовить совместно с детьми старшего дошкольного возраста, а также использовать как одну из форм работы с родителями, повышая тем самым взаимосвязь ребенок-родитель-педагог.

Для создания лэпбука нужно выбрать тему. Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту), оригинальна.

Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук. 

Пример плана лэпбука «Правила дорожного движения»

1. Игра «Застегни ремень безопасности»

2. Творческое задание «Раскрась»

3. Карточки с изображением знаков

5. Рассказ по картине

6. Загадки

7. игра «Пешеходный переход»

Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон. Для долговечности можно заламинировать.

Лэпбук - отлично подходит для закрепления знаний на определенную тему с детьми, также дает возможность провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. 

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки обучения. Таким образом, лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки.

Лэпбук хорошо использовать для занятий в группах, так как дает возможность одновременно занять несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение рисовать и т.д.).

В результате данной технологии у детей развиваются универсальные умения, такие как :

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со  сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания.

Лэпбук – как разновидность метода проекта.

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

- целеполагание (выбор темы);

- разработка лэпбука (составление плана);

- выполнение (практическая часть);

-подведение итогов (лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения).  

При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности .

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители обеспечивают поддержку:

-  организационную (экскурсии, походы);

-  техническую (фото, видео);

-  информационную (сбор информации для лэпбука);

-  мотивационную (поддерживание интереса,    уверенности в успехе). 

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Чем привлекательна данная форма работы в ДОУ?

Во-первых,  лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает  информацию.

В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)

В-пятых, лэпбук очень мобилен и не занимает много места.

         В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений.

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

Литература:

  1. Е.Блохина, Т.Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга»
  1. Журнал «Обруч № 4 2015 год.
  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
  1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста – М, Линка-пресс, 2007, 208 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Лэпбук– как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Данная консультация была разработана с целью ознакомления родителей с иновационной педогигической технологией Лэпбук, как средство обучения....

"Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"

Выступление на окружном мастер-классе "Музейная педагогика на новом уровне (ИКТ-технологии)"...

презентация "Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Эта презентация поможет логопедам и воспитателям разобраться в том как самомтоятельно сделать интерактивную папку для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Лэпбук - это современное средство д...

"Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука....

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель:  1. Изучение нов...