Развивающая предметно-пространственная среда в группе для ознакомления детей с основами ОБЖ
консультация по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Развивающая предметно-пространственная среда в группе для ознакомления детей с основами ОБЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развивающая предметно - пространственная среда в группе для ознакомления детей с основами ОБЖ»

Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу. Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей. Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д. Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Исходя из целевых ориентиров ФГОС на этапе завершения дошкольного образования «ребенок может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены» в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» выделен раздел «Формирование основ безопасной жизнедеятельности» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», призванный подготовить детей к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.

Его основные задачи:

- Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. - Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности

- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

- Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

 - Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно - образовательный процесс, включающий все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурнооздоровительную, музыкально – ритмическую). Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит и от содержания предметно – развивающей среды по ОБЖ, созданной в группе, которая включает: - центр безопасности (островок безопасности); - центр БДД - познавательно–агитационные материалы для детей и родителей; Остановимся поподробнее о наполнении этих элементов предметноразвивающей среды.

Примерный перечень материала для создания развивающей среды в разных возрастных группах по ОБЖ в направлении «Ребенок и улица» (центр БДД):

2 Группа раннего возраста:

- Набор транспортных средств

- Иллюстрации с изображением транспортных средств - Кружки красного и зелёного цвета, макет светофора.

Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

2 младшая группа - добавляется:

- Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».

- Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть

- Макет транспортного светофора (плоскостной).

 средняя группа – добавляется-

Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки

 - Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор

- На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

Старшая группа:

 - Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

- Картинки для игры на классификацию видов транспорта

 - Макет перекрёстка для решения логических задач по ПДД, отработки навыков безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Макет должен быть со съёмными предметами для моделирования улицы.

Набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и крупные знаки на подставке для творческих, ролевых игр.

 - транспорт специального назначения (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции).

- дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»

- Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

Подготовительная группа - добавляется:

- картотека «опасных ситуаций» - окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД. - фланелеграф или магнитная доска – для моделирования ситуаций на дороге.

Центр безопасности (островок безопасности):

Одна из основных задач работы педагога по созданию и обогащению предметно - развивающей среды по ОБЖ, это наполнение ее такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе может быть отведено место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит - не горит», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку.

«Собери картинку

Настольно-печатные игры («Внимание – дорога!», «Хорошо или плохо», «Лото осторожностей», «Как избежать неприятностей», «ОБЖ –экстренные ситуации», разрезные картинки, мозаики). Альбомы или стенды: «Опасные предметы дома», «Спичка - невеличка», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка), «Берегись автомобиля», «Береги свой дом от пожара», «Если ты заблудился в лесу», «Природные и погодные явления», «Будь осторожен».

Иллюстрации, плакаты: с изображением съедобных и несъедобных грибов, ягод (муляжи); об опасных ситуациях в жизни детей. Книги разных авторов на соответствующую тематику (Е. Хоринская "Спичка-невеличка", И. Тверабукин "Андрейкино дежурство", Б. Житков "Пожар в море", Л. Толстой "Пожар", "Пожарные собаки"; С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое", "Пожар"; С.Я. Маршак "Кошкин дом", "Колобок", "Приключения Буратино", К. Чуковский "Телефон", "Айболит", Н. Носов "Телефон).

Справочная литература: энциклопедии, справочники (серия книг "Я познаю мир", "Азбука здоровья в картинках" К. Люцис; "Уроки Айболита" Г. Зайцев).

Детские рисунки и другие творческие работы, книжки - раскраски; Альбомы со стихами и загадками, пословицами.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности, костюмы: милиционера, врача, незнакомца, пожарного, светофора.

Карточки с номерами телефонов служб спасения, телефон.

Информационные стенды, памятки и папки-передвижки для родителей.

Необходимо также учитывать, что предметы, окружающие ребёнка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Дети могут не замечать эти предметы, не интересоваться ими до тех пор, пока мы сами не укажем на них, не создам условия для действий с ними. В группе есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей: электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, лекарства. Обычно имеется и бытовая техника: пылесос, магнитофон, часы. Если их нельзя держать постоянно, то следует приносить, периодически рассматривать, как они работают, выявлять, какой принцип заложен в механизме действия. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов педагоги ведут беседы, рассуждения. Дети должны знать, какие еще опасности спрятаны в группе до поры до времени? (гвоздь в стуле, сломанная игрушка с острыми концами). Желательно, чтобы центры ОБЖ в ДОУ были оснащены и техническими средствами обучения, это - телевизор или мультимедийная установка. В этом случае дети имеют возможность смотреть обучающие мультфильмы из серии «Азбука безопасности» (смешарики), «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Уроки тетушки Совы», компьютерные презентации, сказки: «Петя в стране светофора» и др., которые помогают детям закреплять правила ОБЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Презентация «Предметно-развивающая среда в группе для ознакомления детей с основами ОБЖ»

Презентация предназначена для помощи воспитателям в создании и пополнении РППС в группе...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...