Образовательный проект по ПДД «Дети и дорога» для детей от 5 до 7 лет
проект по обж (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №22 «Тополёк»
Образовательный проект по ПДД
«Дети и дорога»
для детей от 5 до 7 лет
Воспитатель: Галюк Юлия Викторовна
2021 год
Содержание
Паспорт Проекта | Стр. 3 | |
Информационная справка | 6 | |
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала и перспектив развития ДОУ, исходя из внешнего окружения | 7 | |
Принципы реализации проекта | 8 | |
Нормативно-правовая база проекта | 9 | |
Актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах | 10 | |
Новизна | 11 | |
Модель формирования безопасного образа жизни дошкольников | 12 | |
Ожидаемые результаты | 13 | |
Критерии качества (результативности) | 14 | |
Контроль за реализацией проекта | 15 | |
Перспективный план основных мероприятий по профилактике ДДТТ | 16 | |
Формы организации работы с участниками образовательного процесса | 17 | |
Перспективный план организации образовательной деятельности по профилактике ДДТТ в игротеке «Зеленый огонек» | 18 | |
Задачи обучению дошкольников Правилам дорожного движения | 19 | |
Основные направления реализации образовательных задач по ПДД | 21 | |
Диагностика качества знаний по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма | 25 | |
Особенности обучения правилам дорожного движения | 28 | |
Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения | 29 | |
Содержание уголков безопасности дорожного движения | 30 | |
Заключение | 31 | |
Список литературы | 32 |
- Паспорт Проекта
Наименование программы | - Долгосрочный образовательный проект «Дети и дорога» на 2019-2021 гг. (далее – Проект). |
Адресация проекта | - воспитатели, воспитанники и родители группы №12 «Солнечные зайчики» |
Автор – разработчик проекта | - Галюк Юлия Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории. |
Место проведения | - МАДОУ № 22 «Тополек» города Бердска |
Особенности проекта |
|
Цель проекта | - Предупреждение детского дорожно – транспортного травматизма, на основе активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей о правилах дорожного движения. |
Задачи проекта |
- Снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста путем повышения их уровня знаний правил дорожного движения;
|
Основные направления реализации проекта |
|
Основные направления работы с детьми |
|
Участники проекта |
|
Ресурсы проекта |
|
Методический инструментарий |
|
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Результат деятельности педагогов:
|
Аннотация | Актуальность работы по обучению детей правилам дорожного движения (ПДД) обоснована федеральными государственными стандартами (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. |
Сроки работы над проектом | 2019-2021гг. |
2. Информационная справка
Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства в ДОУ являются:
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;
- Аттестация рабочих мест образовательного учреждения по созданию медико- социальных, организационно – технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
- Оценка актуального состояния внутреннего потенциала
и перспектив развития ДОУ, исходя из внешнего окружения.
1.Наличие с 2018-2019 учебного года системы работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
2. Стабильно высокие результаты показателей диагностики по знаниям правил дорожного движения воспитанниками за период с 2016-2017 учебный год по 2017-2018 учебный год.
3. Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, активное внедрение информационно-компьютерных технологий.
4. Профессионализм и творческий потенциал педагогического коллектива.
5. Информационно-методическое обеспечение: наличие библиотеки педагогической и энциклопедической литературы, подписных изданий, видеотеки и фонотеки.
6. Развивающая среда в группе соответствует программным требованиям, имеются условия для формирования знаний и умений по правилам дорожного движения.
4. Принципы реализации проекта
(по Е.А. Козловской, С.А. Козловского).
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
5. Нормативно-правовая база проекта
Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации рассматриваются в нормативно-правовых документах
- на государственном уровне:
- ст. 29 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»,
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.07.1996 № 354 «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России», совместному указанию Министерства образования и науки Российской Федерации и МВД России от 27 августа 2014 г. № ВК-1807/07, от 27 августа 2014 г. №1/8026,
Приоритетным направлением в области обеспечения безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Это обусловлено высоким уровнем дорожно-транспортных происшествий на территории Российской Федерации с участием детей. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии самыми эффективными методами.
6. Актуальность проблемы
обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий, поэтому нами в тесном сотрудничестве с родителями был создан долгосрочный образовательный проект «Школа маленького пешехода»
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
7. Новизна проекта
В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности.
На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально- волевые качества.
Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.
- Модель формирования безопасного образа жизни дошкольников
9. Ожидаемые результаты.
Дети:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на улицах города.
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
- осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Педагоги:
- сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Социальный эффект:
- повышения компетентности педагогов и родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей;
- создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения детского травматизма на дорогах.
10. Критерии качества (результативности)
При выборе критериев результативности необходимо ориентироваться на достижения детей в развитии способностей, для которых дошкольное детство является сензитивным периодом.
- познавательная активность (любознательность ребенка, его открытость новому, готовность познавать мир),
- мышление (способность обнаруживать проблему, ставить задачу, планировать свои действия, оценивать свою умелость или неумелость и находить точное, а иногда и нетривиальное решение),
- коммуникативные способности (позволяют ребенку распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески),
- символические способности (воображение и игра - важнейшая сфера развития субъектности ребенка, способ символического отражения реальности, ее проживания).
11. Контроль за реализацией проекта
Общее руководство, координацию и контроль за ходом реализации проекта осуществляет старший воспитатель Мамонтова О.В.
Контроль — это процесс, при помощи которого определяется, правильны ли его решения, как протекает реализация проекта и не нуждается ли она в корректировках.
Задачи контроля заключаются в том, чтобы, получая фактические данные о выполнении проекта, сопоставлять их с указанными критериями и выявлять отклонения.
Контроль должен обеспечить: мониторинг (систематическое и планомерное наблюдение за всеми процессами реализации процесса); выявление причин отклонений, прогнозирование последствий сложившейся ситуации; обоснование необходимости принятия корректирующего воздействия.
Различают три основных вида контроля: предварительный; текущий; заключительный.
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Текущий контроль проводится одновременно с выполнением самой работы. Он базируется на изменении фактических результатов в процессе проведения работ, направленных на достижение реальной цели проекта.
Заключительный контроль имеет две важные функции: представляет информацию, необходимую для планирования аналогичных работ в будущих проектах; сопоставляя фактические и запланированные результаты, дает возможность лучше оценить, насколько реалистично были разработаны планы. На основе данных заключительного контроля совершенствуются задачи и процедуры управления, его структура и методы.
12. Формы организации работы с участниками
образовательного процесса по профилактике детского дорожного - транспортного травматизма
Организационно- педагогическая работа. |
|
Методическая работа с кадрами. |
|
Работа с детьми. |
|
Создание предметно-развивающей среды. |
|
Взаимодействие с семьями воспитанников. |
|
|
|
13. Перспективный план основных мероприятий
по профилактике ДДТТ
№ | Мероприятия | Сроки выполнения | Исполнители |
Ресурсы и условия ДОУ по профилактике ДДТТ | |||
1. | Обеспечение необходимыми нормативно – правовыми документами по профилактике ДДТТ. | ежегодно 2019-2021 | Заместитель заведующего ДОУ |
2. | Повышение квалификации педагогов на внешних курсах. | ежегодно 2019-2021 | Воспитатели группы |
4. | Улучшение материально – технической базы ДОУ по профилактике ДДТТ. | ежегодно 2017-2019 | Заведующий ДОУ, воспитатели группы |
5. | Информационно – технологическое отражение образовательного процесса по профилактике ДДТТ (родительские уголки, образовательный портал УО, персональный сайт ДОУ). | ежемесячно 2017-2019 | Воспитатели группы администратор сайта |
6. | Создание безопасных условий пребывания участников образовательного процесса по профилактике ДДТТ в ДОУ. | ежегодно 2017-2019 | Воспитатели группы |
7. | Социальное партнерство по профилактике ДДТТ. | ежегодно 2017-2019 | Воспитатели группы |
Управление образовательным процессом | |||
1. | Разработка модели формирования безопасного образа жизни дошкольников, на основе перспективного планирования. | ежегодно 2017-2019 | Воспитатели группы |
2. | Внедрение модели по формированию безопасного образа жизни дошкольников на основе циклограммы мероприятий с детьми, родителями. | ежегодно 2017-2019 | Воспитатели группы |
3. | Проведение диагностических исследований качества знаний детей по профилактике ДДТТ. | ежегодно 2017-2021 | Воспитатели группы |
4. | Месячник по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Внимание – дети!» | ежегодно 2017-2021 | Воспитатели группы |
5. | Участия воспитанников, родителей и педагогов в мероприятиях различных уровней, в том числе интернет - конкурсах по ПДД. | ежегодно 2017-2021 | Воспитатели группы |
6. | Организация мероприятий по профилактике ДДТТ для родителей ДОУ. | ежегодно 2017-2021 | Воспитатели группы |
- Перспективный план организации образовательной деятельности
по профилактике ДДТТ в игротеке «Светофор»
Форма образовательной деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
Непосредственно образовательная деятельность по ПДД | 1 раз в месяц | воспитатели |
Практические занятия по изучению навыков безопасного поведения на дороге (водители, велосипедисты, пешеходы, пассажиры, сотрудники ГИБДД) | 1 раз в месяц | воспитатели |
Продуктивная деятельность | 2 раза в месяц | воспитатели |
Чтение книг, рассматривание иллюстраций, альбомов, бесед | 1 раз в неделю | воспитатели |
Целевые прогулки | 1 раз в квартал | воспитатели |
Развлечения | 1 раз в квартал | воспитатели, музыкальный руководитель инструктор по физкультуре |
Игровая деятельность | 2 раза в неделю | воспитатели |
- Задачи обучению дошкольников Правилам дорожного движения с 5 до 7 лет
Дети 5-6 лет
Задачи:
Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.
Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.
Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.
Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».
Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.
Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).
Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.
Учить изображать на рисунке сигналы светофора.
Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.
Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.
Показатели развития:
Дети знают:
Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).
Переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части (пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных средств при движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней.
Правила перехода проезжей части и опасные места на ней.
Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.
Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его.
Дети 6-7 лет
Задачи:
Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона.
Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
Учить детей распознавать знаки:
- информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
- предупреждающие знаки – «Дети»;
- запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
- предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.
Показатели развития:
Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.
Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.
Соблюдают правила безопасного поведения.
16. Основные направления реализации образовательных задач по ПДД
от 5 до 6 лет
Направление | Формы образовательной деятельности |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевые игры:
Дидактические игры:
Подвижные игры:
|
Познавательная деятельность | Беседы:
Целевые прогулки:
Наблюдения:
Знакомство с художественной литературой по правилам дорожного движения:
Рассматривание иллюстраций:
|
Художественно – продуктивная деятельность |
Аппликация:
Рисование:
Конструирование:
|
Создание условий |
|
Работа с родителями: | Анкетирование Папки-раскладушки:
Консультации:
|
от 6 до 7 лет
Направление | Формы образовательной деятельности |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевые игры:
Дидактические игры:
Подвижные игры:
|
Познавательная деятельность | Беседы:
Экскурсии:
Наблюдения:
Знакомство с художественной литературой по правилам дорожного движения:
|
Художественно – продуктивная деятельность |
Аппликация:
Рисование:
Конструирование:
|
Развлечения |
|
Создание условий |
|
Работа с родителями | Анкетирование Папки-раскладушки:
Консультации:
|
- Диагностика качества знаний по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.
Для формирования основ правил дорожного движения необходимо организовывать так воспитательно-образовательную работу, чтобы в этом процессе работа велась в комплексе. Под воспитательно-образовательной системой по основам ПДД следует понимать целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью их интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития и формирование опыта безопасного поведения.
Профилактику детского дорожно – транспортного травматизма, возможно, осуществлять через оценку уровня развития и коррекцию у детей психофизических способностей восприятия дорожной обстановки.
Грамотно, правильно построенная работа с детьми не может быть без диагностики по ПДД, анализа того состояния, с которого начинается работа, и анализа полученных результатов.
Диагностическое обследование знаний, умений, навыков по ПДД проводится два раза в год (сентябрь - май) с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания определенных итоговых результатов его развития, индивидуализации педагогического процесса, в каждой возрастной группе.
Показатели качества знаний выявляются путем определения уровня усвоения программы (высокий, средний, низкий)
Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка. Все оценочные данные в диагностике нужно воспринимать как условные, помогающие увидеть положительную или отрицательную динамику в развитии, в работе, но не как характеристику чего-либо или кого-либо.
Цель, задачи обследования детей по ПДД
Педагогическое обследование ребёнка предполагает:
- выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы;
- определение уровня сформированности учебных навыков;
- определение уровня развития познавательной деятельности у детей.
Работу по ознакомлению детей с дорожными знаками проводиться в соответствии основной общеобразовательной программой ДОУ, дополнительной программы по профилактике ДДТТ Саулина Т.Ф. «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет», педагогического пособия для воспитателей ДОУ Елжова Н.В. «ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий».
Основными направлениями диагностической работы является:
- диагностическая работа с детьми;
- диагностическая работа с родителями.
Материалы педагогической диагностики
- диагностические карты качества овладения знаниями по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма для выявления общего уровня освоения детьми дошкольного возраста (знаний Правил дорожного движения, безопасного поведения на улицах города, культуры поведения в общественных местах).
- диагностический инструментарий (опросники, анкеты, дидактические игры), включающие цели, название методики, содержание;
- уровни освоения программного материала (высокий, средний, низкий);
|
|
|
|
|
Ориентация в пространстве |
| Предметно – развивающая среда ДОУ | Воспитатели | |
Виды транспорта (автобус, троллейбус, трамвай) их сходство и отличие | Беседа | Опросник Т.И. Даниловой Дидактическая игра «Геометрическое лото». | Воспитатели | |
Труд водителя на некоторых видах транспорта. | Беседа Наблюдение | Опросник Т.И. Даниловой Сюжетные картинки | Воспитатели | |
Знания об улице, дороге, перекрестке, понятиях «пешеход», «наземный (подземный) переход». | Беседа Наблюдение | Опросник Т.И. Даниловой «Дидактическая игра «Угадай транспорт» | Воспитатели | |
Различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка | Беседа | Опросник Т.И. Даниловой Сюжетные картинки | Воспитатели | |
Требования сигналов светофора | Беседа | Опросник Т.И. Даниловой Сюжетные картинки | Воспитатели | |
Правила поведения пешеходов и пассажиров | Беседа | Опросник Т.И. Даниловой | Воспитатели | |
Поведение детей на дорогах и улицах. | Беседа | Опросник Т.И. Даниловой | Воспитатели |
Опросник для детей старшего возраста
«Знаний детьми правил дорожного движения» (автор Т.И. Данилова)
№ п/п | Вопросы | Уровень | ||
высокий | средний | низкий | ||
1. | Какие ты знаешь автомобили? | |||
2. | Какие автомобили называют грузовыми? | |||
3. | Назови части автомобиля | |||
4. | Что такое светофор? | |||
5. | На какой знак светофора можно переходить улицу? | |||
6. | Как называется место, где ходят люди? | |||
7. | Что ты знаешь о работе водителя? | |||
8. | Что ты знаешь о пассажирском транспорте? | |||
9. | Где можно играть? | |||
10. | Почему нельзя играть на проезжей части дороги? |
Выработка результатов:
В - полный ответ;
С - ответ с подсказкой;
Н - нет ответа.
Бланк анкеты для родителей
«День знаний Правил дорожного движения»
Цель - выявить мнение родителей об эффективности работы педагогов ДОУ по привитию детям правил безопасного поведения на улице; уточнить постановку работы в кругу семьи по данной теме.
№ п/п | Вопросы | Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
1. | Знаете ли Вы, что в дошкольном учреждении детей учат правилам дорожного движения? | |||
2. | Рассказывает ли ребёнок, что он знает о культуре поведения на дороге? | |||
3. | Дают ли Вам воспитатели информацию по Правилам дорожного движения? | |||
4. | Довольны ли Вы работой ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма? | |||
5. | Хотите ли Вы быть членом семейного клуба «Век живи, век - учись Правилам дорожного движения»? | |||
6. | Нужна ли Вам помощь по пополнению знаний правил безопасного поведения? | |||
7. | Беседуете ли Вы дома с ребёнком по Правилам дорожного движения? | |||
8. | Проводите ли Вы познавательные прогулки к светофору, перекрёстку? | |||
9. | Играете ли Вы в игры по безопасности в движения? | |||
10. | Знает ли Ваш ребёнок Правила дорожного движения? |
Результаты обработки бланка:
- с 7 до 10 баллов - родители удовлетворены работой педагогов, осознают необходимость обучения детей правилам дорожного движения;
- с 3 до 7 баллов - родители отмечают положительную работу воспитателей по профилактике дорожно-транспортного травматизма, но нуждаются в дополнительной консультации;
- с 0 до 3 баллов - родители не интересуются работой педагогов по данному вопросу.
18. Особенности обучения правилам дорожного движения
На целевых прогулках по дорожной тематике с детьми старшего дошкольного возраста проводится обучение их ориентированию на местности именно на территории дошкольного образовательного учреждения. Воспитатель должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя. Также рекомендуется проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у детей формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.
На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. При этом важно помнить, что дети способны запомнить три-четыре признака предмета.
Воспитателю следует показать дошкольникам те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.
В ходе непосредственно образовательной деятельности по дорожной тематике в группе педагог может предложить детям задание составить рассказ о дорожной ситуации. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо они владеют дорожной лексикой. В процессе объяснений рекомендуется использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, а также различные схематичные указания по поведению рядом с проезжей частью.
- Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:
Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.
Водитель - человек, управляющий транспортным средством.
Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.
Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.
Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.
Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.
Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями
- Содержание уголков безопасности дорожного движения
Для детей 5-6 лет
- макет светофора с переключающимися сигналами;
- дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
- на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
Для детей 6-7 лет
- макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
- набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
- дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».
- схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
21. Заключение
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада. Известно, что многие родители слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение родителей правилам дорожного движения.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Предложенный проект – попытка организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Мы убедились, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Наш проект может быть использован в других ДОУ, а также в начальных классах школы.
Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
22. Список литературы
1.Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
2.Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.
3.Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.
4.Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. - М., 2004.
5.Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
6.Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
7.Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.
8.Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
9.Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. - М., 2006.
10.Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М., 2000.
11.Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
12.Лиханов А. А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. - М.: ОО «Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.
13.Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным образовательным учреждением. 2008. N3.
14.Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
15.Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
16.Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и рисованию на тему «Безопасное поведение детей на дорогах» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и рисованиюна тему «Безопасное поведение детей на дорогах»для детей старшего до...
Проект по ПДД во второй младшей группе "Дети - родители - дорога"
Представлены разные формы работы по ПДД с детьми младшего возраста...
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы "Мы дети твои, дорогая Земля!"
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы "Мы дети твои, дорогая Земля!"...
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы "Мы дети твои, дорогая Земля!"
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы "Мы дети твои, дорогая Земля!"...
Краткосрочный проект по ПДД "Дети и дорога" для детей старшего дошкольного возраста.
Данный проект поможет педагогу сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения....
ПРОЕКТ ПО ПДД "ДЕТИ И ДОРОГА" ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ПРОЕКТ ПО ПДД "ДЕТИ И ДОРОГА" ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ...
ПРОЕКТ ПО ПДД "ДЕТИ И ДОРОГА" ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ПРОЕКТ ПО ПДД "ДЕТИ И ДОРОГА" ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ...