Родительское собрание в форме семинара - практикума на тему: «Правила безопасного поведения в быту по средствам игровой деятельности»
консультация по обж (подготовительная группа)

Пунгина Екатерина Анатольевна

Родительское собрание в форме

семинара - практикума на тему:

 «Правила  безопасного  поведения  в быту по средствам игровой деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно - эстетическому и социально-личностному

развитию детей № 21 «Искорка», г. Бердск

Родительское собрание в форме

семинара - практикума на тему:

 «Правила  безопасного  поведения  в быту по средствам игровой деятельности»

DSC_4559.jpg

                                                                             Подготовила:

                                                      Воспитатель первой

                                                                     квалификационной категории

                                           Пунгина Е.А.

«Правила  безопасного  поведения  в быту по средствам игровой деятельности»

Цель: создать условия для формирования желание родителей к совместному сотрудничеству по созданию условий для формирования осознанного безопасного поведения детей в быту, обозначить возможные опасности дома для ребенка дошкольного возраста; определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей. Познакомить родителей с дидактическими играми по обучению детей безопасному поведению в быту и методикой их проведения.

План семинара-практикума:

Теоретическая часть:

1. Актуальность проблемы обучения безопасному поведению в быту

2. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Практическая часть:

3. Рекомендации для родителей по проведению игр, направленных на формирование безопасного обращения с опасными предметами дома.

4. Знакомство с дидактическими играми по формированию культуры безопасного поведения дошкольников в быту.

Актуальность проблемы обучения безопасному поведению в быту

Дети — самые любознательные на свете. Когда они начинают знакомиться с окружающим миром, они проверяют его на прочность, совершенно не представляя, какие опасности могут их подстерегать. Взрослые часто очень заняты и не могут всегда быть рядом с ребенком, они заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы они выросли здоровыми, но, к сожалению, возникают ситуации, когда ребёнок остаётся один на один с опасностью.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.  Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Мой дом – моя крепость! Чтобы в доме было безопасно,  необходимо соблюдать определенные правила поведения, которые позволят избежать многих проблемных ситуаций. Существуют правила поведения, которые неукоснительно должны выполнять дети, от которых зависит их здоровье и безопасность.

Оставлять маленьких детей дома одних – большой риск со стороны родителей. Поэтому, если вы вынуждены время от времени ненадолго отлучаться по какой-то надобности, то обязательно подготовьте ребенка к безопасному нахождению в квартире без присмотра взрослых. Очень важно выяснить, не боится ли ребенок одиночества и пустоты в квартире, не пугается ли темноты или неожиданных звуков. Старайтесь не оставлять дома  нескольких детей. Это часто чревато последствиями: что одному не придёт в голову, может прийти другому.

Данная тема является очень актуальной.  Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии различных предметов в быту, которые могут нанести вред жизни и здоровью? Как научить помогать друг другу и самому себе? Интерес детей к действиям с реальными предметами быта достаточно высок, и у дошкольников имеется большое желание приобрести элементарный опыт пользования ими. Опыт безопасного поведения  не дается ребенку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития.  Поэтому очень важно научить дошкольников, с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты.

Необходимо сформировать у дошкольника представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.

Привить навыки безопасного поведения, только рассуждая о безопасности, нельзя. Поэтому очень важно, чтобы ребенок научился понимать, что может представлять опасность для него, как действовать в той или иной ситуации, усвоил правила использования различных предметов. Основная группа потенциально опасных предметов находится дома, и именно там чаще всего, когда взрослые отсутствуют или ведут себя безответственно, с детьми происходят несчастные случаи.

Что такое безопасность? Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике. Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике. А для того, чтобы научить ребенка, взрослые сами должны выполнять ряд правил:
1. Положительный пример взрослых. Нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если мы сами не всегда ему следуем. Например, сложно объяснить ребенку, зачем прибирать на место острые предметы, если мама сама не прибирает их на место.
2. Общение с ребенком на равных: надо вместе с ребенком обсуждать проблему, рассказать, чем опасно то или иное действие, как поступить, если неприятная ситуация уже случилась, вместе сделать вывод о том, как избежать неприятности в следующий раз.
3. Единство требований к ребенку: важно достичь полного взаимопонимания между родителями в семье, а также между родителями и педагогами в детском саду, так как разные требования, предъявляемые детям, могут вызвать у них растерянность, обиду, агрессию.

Семья является важнейшим институтом формирования личности ребенка.  Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Только в тесном содружестве ДОУ и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения дома, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка быть аккуратнее в быту станет у детей нормой поведения.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того, игра для ребёнка – это мощная сфера так называемой «самости» – самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность: работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре... "

К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требования – личностные качества, которые немаловажны при формировании навыков безопасного поведения. Именно в игровой деятельности дети быстрее запоминают правила безопасного поведения в быту. Сегодня мы рассмотрим игры, способствующие формированию и закреплению правил безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста. Играя с ребенком в такие игры, создавая определенные игровые ситуации, мы формируем умения и навыки, которые способствуют осознанному отношению к потенциальным опасностям. С помощью таких игр, повышается активность ребенка в приобретении знаний, их накопление, углубление и систематизация.

Рекомендации для родителей по проведению игр по ознакомлению с правилами безопасности

  1. Все занятия должны проводиться при проявлении интереса у ребенка (желание играть), не заставляйте ребенка, если он не хочет, выберете другое время, для проведения игры.
  2. При отборе игр  необходимо учитывать возраст 
  3. Стимулируйте детский интерес к продолжению игры. Можно усложнить задачу, предложив новые правила игры. 
  4. Подсказывайте ребенку правильное решение, если он не может справиться в одиночку и готов бросить игру. Нередко дети начинают капризничать, если им не удается достичь результата. Немного взрослой помощи – и игра продолжается.

  1. Развивайте в ребенке умение доводить начатую игру до конца и преодолевать небольшие затруднения.
  2. Демонстрируйте искреннюю гордость результатами игры ребенка.

Дидактические игры по ознакомлению с правилами безопасности

«Опасные предметы»

Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

Материал: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча

Ход игры: Взрослый предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

«Убери на место»

Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома.

Ход игры: разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.

 «Часы безопасности»

Цель:  закреплять у детей дошкольников правила обращения с предметами быта.

Материал: часы со стрелкой, вместо цифр - картинки с изображением опасных предметов (ёлка, электрическая гирлянда, хлопушки, свеча и т. д.)

Ход игры:  по очереди крутим стрелку, на изображении какой картинки стрелка остановится, про тот предмет следует рассказать.

«Кто больше знает?»

Цель:  обобщить знания детей о классификации предметов, которые могут быть опасны, о правилах безопасности; развивать память.

Ход игры: Вспомнить и назвать как можно больше электроприборов, колющих, режущих, предметов находящихся на кухне, в комнате, правил безопасности при их использовании…

«Сто бед»

Цель: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание.

Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.

Ход игры:  несколько картинок лежат на столе изображением вниз, ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребёнком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ» 

Цель: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.

Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.

Ход игры: собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой;

собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.

Свмым простым вариантом игры, в которую можно играть со своим ребенком в любое время и в любом месте: дома, на прогулке, в машине и т.д., является игра «Вопрос - ответ ». Вы задаете ребенку вопрос, касающийся безопасности ребенка дома, а ребенок дает вам ответ. Необходимо выслушать ответ ребенка, за правильный ответ похвалить, неполный ответ дополнить, а неправильный ответ исправить своим рассказом о правильном проведении в этой конкретной ситуации. А потом вы меняетесь местами: уже ребенок задает вам вопрос, вы отвечаете. Так, играючи, вы можете закреплять полученные на занятиях знания о безопасном поведении.

Вопросы могут быть такими:
-можно ли брать в аптечке белые таблетки? а цветные? а почему?,
-можно ли кидать с балкона игрушки?, а бумажки?;
-можно ли зажигать самому свечки?;
-можно ли разбирать баллончики от аэрозолей,
- можно ли открывать и бутылочки, которые хранятся у мамы в туалете?, а на кухне? И т.д.

Для изготовления предложенных игр никаких сложных конструкции и специфических материалов не требуется. Поэтому такие игры может сделать не только воспитатель в детском саду, но и родители в домашних условиях.

Не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Ведь  главная цель нашей с вами работы формировать у детей, навыки безопасного поведения в быту, в  человеческом обществе; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать. Действовать правильно, в соответствии с ситуацией.

        В конце собрания родителям предлагается высказать свое мнение о проведенном собрании, приклеив сердечки трех цветов (красного, зеленого и черного) на информационный стенд:

- кто узнал много нового, и было интересно – красного;

- кому было интересно, но нового ничего не узнал – зеленого;

-кому было скучно – черного.

        Воспитатель благодарит всех за активное участие и в память о собрании дарит каждому родителю памятку «Азбука для родителей» (учим ребенка правилам безопасного поведения в быту, при обращении с опасными предметами).

Обучайте детей правилам безопасного обращения

с опасными предметами -играя!

Вы подготовите их к осознанному принятию самостоятельных решений, научите правильно оценивать различные ситуации, возникающие в быту, сохраните жизнь и здоровье своих детей!


Спасибо, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол родительского собрания на тему: « Развитие творческих сторон интеллекта ребенка с помощью игровой деятельности в соответствии с ФГОС».

На собрании родители обсуждали тему  роли семьи в познавательном развитии ребенка и приняли участие в  семинаре – практикуме «Знакомство с авторскими развивающими играми»...

Родительское собрание Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в игровой деятельности»

Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая нетрадиционная методика и тема разработана в соответствии с наи...

Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе. Тема: «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»

Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешни...

Семинар-практикум для педагогов "Развитие речи - как средство игровой деятельности"

Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности....

Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе. Тема «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»

Форма проведения: родительское собраниеАудитория: родители детей младшей группыУчастники: родители, воспитатели.Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии дет...

Сообщение на родительском собрании.Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребѐнка.Это норма даже тогда, когда малыш делает серьѐзное дело.У него есть страсть, и еѐ надо удовлетворить.Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.Вс...