Педагогический проект по безопасности «ЭТО НЕ ИГРУШКИ – ЭТО ОПАСНО!»
проект по обж (старшая группа)

Аюпова Марина Алексеевна

    Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: совместном поиске и нахождении выхода из трудной ситуации, совместного обсуждения проблем, ведения диалога, совместного познания, открытия, удивления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_obzh.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

муниципального автономного дошкольного образовательного

учреждения города Калининграда

центр развития ребенка детский сад № 47 (МАДОУЦРР д/с № 47)

Педагогический проект по безопасности

«ЭТО НЕ ИГРУШКИ – ЭТО ОПАСНО!»

Составители проекта:

Аюпова Марина Алексеевна

       воспитатель высшей квалификационной категории        

                                           

г.Калининград 2022

Методический паспорт проекта

Структура

Содержание

Примеры и разъяснения

Тема

«ЭТО НЕ ИГРУШКИ – ЭТО ОПАСНО!»

Педагогический проект по безопасности «Это не игрушки – это опасно!», для реализации в системе общего дошкольного образования, направленный на овладение дошкольниками основ безопасности жизнедеятельности.

Руководитель проекта

Воспитатели старшей группы «Родничок»

Исполнитель проекта

Воспитатели, родители, воспитанники

Юридический адрес исполнителя проекта

236023, г. Калининград, улица Красная, 99-105

МАДОУ ЦРР д/с № 47

МАДОУЦРР д/с № 47

Г.Калининград

Адресация проекта

Проект предназначен воспитателям старших групп.

Цель проекта

Воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Проблема: многие дети  несамостоятельны, безынициативны, не могут принимать самостоятельно решения, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности

Задачи проекта

1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

2.Выявить возможности  дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности.

3.Организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности.

4.Определить методы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности.

5.Стимулировать развитие у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение, правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных ситуациях.

1.Причина: не разработана система подбора информации по теме «Безопасность».

2.Причина: не достаточная осведомленность дошкольников о правилах безопасности.

3.Причина: не достаточно организована развивающая среда для формирования основ безопасности.

4.Причина: не определены методы для ознакомления детей с правилами безопасности.

5.Причина: у воспитанников не достаточно сформирован уровень самостоятельности и ответственности.

Благополучатели проекта

Старшие дошкольники, родители

Воспитанники старшей группы «Родничок» - 5лет, родители воспитанников

Типовые особенности проекта

Проект по безопасности

на уровне ДОУ

Долгосрочный (1 год)

Информационно - практико- творческий.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Воспитанники старшего дошкольного возраста, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения, умеют действовать в различных ситуациях.

Исполнители основных мероприятий

Педагоги ДОУ

Пояснительная записка

     Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

 Работая долгое время в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решения, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе.

        В начале учебного года  в нашей группе проводилось диагностирование среди детей и  анкетирование их родителей, ставящее своей целью выявить бытовую самостоятельность детей старшей группы. На вопрос «Считаете ли Вы своего ребенка самостоятельным?» 35% родителей ответили положительно и 65%  родителей не считают своих детей самостоятельными. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому  одной из важных проблем  в обеспечении безопасности  является профилактика способов действия в неожиданных ситуациях. Следовательно, изучение правил безопасности, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил безопасного поведения.

      Таким образом,  главная цель  проекта: Воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Задачи:

Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

Выявить возможности  дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности.

Организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности.

Определить методы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности.

Стимулировать развитие у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение, правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных ситуациях.

Ожидаемые результаты: 

Воспитанники старшего дошкольного возраста, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения, умеют действовать в различных ситуациях.

Умеют находить верное решение в проблемной ситуации.

У воспитанников сформировано чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

Дети способны договариваться, оказывать друг другу помощь и поддержку.

Родители активно принимают участие в реализации проекта.

Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, мы использовали  беседы, дискуссии - это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, мы смогли выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (игра, чтение, беседа, тренинги). Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому мы  проводили по отдельным темам несколько занятий или продолжали эту работу в различных видах деятельности. Мы убедились, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказываются малоэффективным. Тем не менее можно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Мы думаем, что безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

                     Средства ознакомления детей с основами безопасности

  Мы думаем, что безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу. Главное - это показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя. Мы обращали внимание детей на «социальный портрет» окружения, в котором находится дошкольное учреждение. В такой «социальный портрет» входят: описание социальных объектов ближайшего окружения: школа, магазин, детская поликлиника; перечень улиц, перечень событий, которые будут иметь место в дошкольном учреждении и в группе. Мы продумывали, как используя реальную жизнь, можно познакомить детей с основами безопасности. Мы с детьми рисовали план-схему групповой комнаты, квартиры, где дети проживают. Отмечали опасные места красными кружочками. Дети вспоминали, какие социальные объекты окружают детский сад, их дом, дорога в детский сад.

Предметы рукотворного мира. В группе есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей: электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, пылесос. В группе должна быть бытовая техника: пылесос, магнитофон, часы. Если их нельзя держать постоянно, то следует приносить, периодически рассматривать, как они работают, выявлять, какой принцип заложен в механизме действия. Конечно, взрослые должны помнить о правилах безопасности и предупреждать о них детей. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов мы ведем беседы, рассуждения. Какие еще опасности спрятаны в группе до поры до времени? (гвоздь в стуле, сломанная игрушка с острыми концами).

Художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Нами  были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.

Особое место мы уделяли сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К.Люцис; «Учимся вежливости».

Музыка. Объединяет эмоциональные и эстетические сферы. Музыка позволяет ребенку любого возраста окунаться в музыкальный мир, понимать его, наслаждаться, душевно реагировать. Дети имеют возможность слушать сказки, стихи, песни, классические произведения в исполнении известных исполнителей, работать под музыку. Музыкальная окрашенность жизни создаёт жизнерадостность.

Содержание проекта

Этап

Мероприятие

Сроки

Задачи мероприятия

Ресурсы

Ответственный

Подготовительный

Изучение методической литературы, анкетирование родителей, диагностирование детей

сентябрь

Оценка уровня знаний детей по теме, составление  плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.

Карта диагностирования,

методическая литература,

анкеты для родителей,

интернет ресурсы.

Воспитатели старшей группы.

Практический

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, занятия, дидактические игры, наблюдение, рассматривание, чтение художественной литературы, сюжетно - ролевые игры, продуктивная деятельность, анализ проблемных ситуаций), согласно перспективного плана.

сентябрь - май

Стимулировать развитие у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение, правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных ситуациях.

Наглядное пособие, литература, атрибуты для игр, ИКТ.

Воспитатели, родители, дети.

Аналитический

Подведение итогов, диагностирование детей.

май

Подвести итоги работы, разработать перспективы работы на следующий учебный год.

Диагностика детей, анкетирование родителей.

Реализация проекта

Беседы: «Незнакомец звонит в дверь!», «Когда мамы нет дома», «Правила безопасного поведения с домашними животными», «Осторожно – гололед!», «Осторожно – сосульки!», «Знает каждый гражданин это номер – 01», «Спички детям не игрушки», «Я – пешеход!», «Если дорожные знаки обиделись», «Как вести себя в автобусе»,  «Дорожные ловушки»,  «Машины на нашей улицы», «Игры на воде».

Рассказы: «Машины специального назначения»,  «Регулировщик», «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршак.

Наблюдения: За видами транспорта, за трудом водителя, за пешеходной дорожкой, за изменениями в природе, за животными.

Дидактические игры: «Выбери правильно!», «Дорожные правила», «Доскажи словечко», «Электроприборы», «Угадай животное», «Съедобное не съедобное», «Витамины для здоровья».

Подвижные игры: «Красный, желтый, зеленый», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Умелый пешеход», «Регулировщик»,  «Светофор», «Регулировщик», «Островок безопасности». «Огонь», «Берегись мороза».

Настольные игры: «Расставь знаки» (игры  с макетом перекрестка), «Собери автомобиль», «Загадочное лото», домино «Дорожные знаки», «Виды транспорта», «Пешеходный переход», «Светофор», «Что мы означаем?», «Азбука безопасности», «Ходилки». 

Презентации: «Улица полна неожиданностей», «Правила для пешеходов», «Правила общения с домашними и дикими животными», «Правила безопасности на льду», «Гроза», «Ядовитые растения», «На воде и на солнце».

Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Пожарные», «Если рядом никого…», «Путешествие по улице», «Моя семья», «Один дома», «Перекресток».

Продуктивная деятельность: Создание макета «Перекресток».  Рисование «Дорожные знаки», аппликация «Дорожные знаки, проезжая часть, тротуар»,  «Виды транспорта»(коллективные работы), конструирование «Моя улица». Строительная игра «Пожарная машина».

 Чтение художественной литературы: Чтение сказки: «Маша и медведь», «Красная шапочка». «Хитрые ласки» (Г. Шалаева), «Что нельзя купить?» (В. Орлова), «Наша планета» (Я. Аким), «Советы лесной мышки» (Т. Шорыгина), «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» (Г. Шалаева), «Наказание за незнание» (М. Фисенко),  «Осколок стекла» (Т. Шорыгина), «Пожар в лесу» (М. Фисенко),  «Не ходи по льду водоема» (Г. Шалаева, Н. Иванова), «Не купайся в запрещенных местах» (Г. Шалаева, Н. Иванова), Волынский Т. «Кошкин дом», Голосов П. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке» Кривицкая  А. «Тайны дорожных знаков», Маршак С. «Светофор», Мигунова Н. А. «Светофор», Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер», Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой»,  Пляцковский И. «Светофор», Прокофьев С. «Мой приятель – светофор», Северный А. «Светофор», Серяков И. «Законы улиц и дорог», Бедарев О. «Если бы …», Берестов В. «Про машины», Боровой Е. В рассказы из серии «А знаешь ли ты?». Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья», Дорохов А, «Пассажир», Михалков С. «Моя улица», «Скверная история». Носов Н. «Автомобиль», Житков Б. Пожар в море. Пожар. Дым. Загадки о транспорте. Считалочки. Пословицы. Статьи из журнала «Один дома».

Практическая работа: «Мы идем через дорогу», «Оденься теплее, чтобы не замерзнуть», «Посыплем ледяные дорожки песком».

Развлечения: викторина «Умники и умницы», спортивное развлечение: «Спички не тронь, в спичках – огонь!»,  « Азбука безопасности»,   «Уроки безопасности в любимых детских сказках», развлечение с родителями «Всегда будем осторожны»

Работа с родителями:  папка передвижка: «Безопасность вашего ребенка», «Правила безопасного поведения на дорогах в зимнее время»;

буклеты: «Как обучать ребенка безопасному поведению», «Свод жизненно важных правил для семьи», «Правила поведения на воде»;

консультации: «Правила безопасности в быту», «Профилактика дорожно - транспортного травматизма», «Первая помощь при ожогах и травмах», «Первая помощь при обморожении», «Как защитить своего ребенка»;

беседы: «Что делать если ребенок потерялся», «Действия при пожаре»;

акции: «Стань заметнее», «Пристегнулся сам – пристегни ребенка!», «Дорожный знак на елку».      

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают.) А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот. Чтобы наметить эту границу, предложим родителям выделить абсолютные запреты, написать их на одной стороне листа, а потом перенести не самые важные на другую сторону. Такую работу  проводить с небольшими подгруппами родителей (4-5 человек). Таким образом, можно выделить то основное, что потребует совместных усилий педагогов и родителей. Можно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах. Такие тренинги целесообразно проводить каждые полгода, так как соотношение разрешений и запретов будет меняться в зависимости и от времени года, и от возможных изменений условий в детском саду и дома, и от особенностей развития детей. Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы педагогов с родителями: организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;

- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические слайды);

- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);

- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в "уголках родителей").

По реализации проекта «Это не игрушки – это опасно!» были получены следующие результаты:

Дети уточнили имеющиеся знания по безопасности и получили новые.

Результаты диагностики  по области «Безопасность» стали выше.

 Родители принимали активное участие в проекте.

В группе создали уголок по  «Безопасности»,  для углубленного изучения правил дорожного движения.

У детей повышается способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.

Дети стараются находить верное решение в проблемных ситуациях.

У детей формируется привычка безопасного поведения на улице, дома и в общественных местах.

                                 

Перспективы дальнейшего развития проекта:

1. Продолжать работу по безопасности в подготовительной группе.

2. Пополнить центр «Безопасности» новыми плакатами, видеофильмами, макетами, муляжами, для наглядного примера правил поведения в неожиданных и аварийных ситуациях.

Литература:

1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности поведения у дошкольников.  «Мозаика-Синтез», 2014 г.

2. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

3. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/ авт.сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010.

4. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Поддубная Л. Б. ОБЖ. Старшая группа. Занимательные материалы /Сост. Л. Б. Поддубная – Волгоград: ИДТ «Корифей», 2008.

6. Авдеева Н. Н. и др. Безопасность глазами ребенка.

Интернет ресурсы:

https://nsportal.ru

https://www.maam.ru

https://vscolu.ru

http://portal2011.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект средней продолжительности по теме "Игрушки. Игра в жизни детей" ранний возраст

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первы...

Педагогический проект "До чего хороша Дымковская игрушка"

Педагогический проект "До чего хороша Дымковская игрушка"...

Педагогический проект "Железная дорога - детям не игрушка!"

Знакомство детей с правилами поведения и безопасности на железной дороге. Формирование у воспитанников осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья....

Конспект НОД по пожарной безопасности «Это не игрушки, это опасно» в средней группе 2016-17

Формировать знания об основных требованиях пожарной безопасности....

Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников. Краткосрочный педагогический проект: «Пожарная безопасность в детском саду»

Актуальность реализации проекта:Данный проект позволяет в лёгкой игровой форме дать детям начальные знания пожарной безопасности. Ведь в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастр...

Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста "Безопасная дорога"

Проект по безопасности дорожного движения для детей подготовительной группы (6-7 лет)...