Дидактические игры по правилам дорожного движения
картотека по обж (подготовительная группа)

Зюзина Наталья Валентиновна

 Дидактические игры по правилам дорожного движения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. «Автомульти»                                                               стр. 2                                                                                                  
  2. «Игра в мяч»                                                                 стр. 2-3                    
  3. «Подумай – отгадай»                                                   стр. 3                                                                                
  4. «Четвертый лишний»                                                   стр.                                                                      
  5. «Это я, это я, это все мои друзья!»                             стр.
  6. «Автошкола»                                                                 стр.
  7. «Весёлый жезл»                                                             стр.
  8. «Вопросы и ответы»                                                     стр.
  9. «Говорящие дорожные знаки»                                     стр.
  10.  «Да, нет»                                                                        стр.
  11.  «Дорожные знаки»                                                       стр.
  12.  «Дорожное лото»                                                          стр.
  13.  «Дорожный экзамен»                                                   стр.  
  14.  «Законы улиц и дорог»                                                стр.  
  15.  «Игра в слова»                                                              стр.
  16.  «Играй да смекай!»                                                      стр.
  17.  «Красный - зеленый»                                                   стр.  
  18.  «Кто больше назовет дорожных знаков?»                 стр.  
  19.  «Мы - пассажиры»                                                       стр.    
  20.  «Найди безопасный путь»                                           стр.    
  21.  «Научим Незнайку ПДД»                                            стр.  
  22.  «Наш друг постовой»                                                   стр.  
  23.  «О чем сигналит регулировщик»                                стр.    
  24.  «Отремонтируй светофор»                                          стр.  
  25.  «Передай жезл»                                                             стр.
  26.  «Пешеходы и водители»                                              стр.
  27.  «Повороты»                                                                     стр.    
  28.  «Подбери знак»                                                               стр.    
  29.  «Поставь дорожный знак»                                             стр.    
  30.  «Правила поведения»                                                     стр.        
  31.  «Разрезные знаки»                                                          стр.      
  32.  «Светофор и регулировщик»                                         стр.        
  33.  «Светофор»                                                                      стр.              
  34.  «Слушай - запоминай»                                                   стр.        
  35.  «Собери знак»                                                                  стр.  
  36.  «Стрелка, стрелка, покружись…»                                 стр.
  37.  «Транспорт»                                                                     стр.  
  38.  «Ты – большой, я - маленький»                                     стр.
  39.  «Угадай транспорт»                                                         стр.    
  40.  «Улица города»                                                                стр.              
  41.  «Учим дорожные знаки»                                                 стр.    
  42.  «Цветные автомобили»                                                   стр.            
  43.  «Часы»                                                                              стр.
  44.  «Что будет, если…»                                                         стр.

«Автомульти»

Цель. Учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства,

правильно называть, развивать память, мышление, сообразительность.

Ход игры. Детям предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок,

в которых упоминаются транспортные средства.

1. На чѐм ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

2. Любимый двухколѐсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)

3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живѐт на крыше? (Вареньем)

4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?

(Велосипед)

5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)

6. На чѐм летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолѐте)

7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа)

8. На чём поехал в Ленинград, человек рассеянный с улицы Бассейной? (На

поезде)

9. Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот

Задом наперед,

А за ним комарики...

На чем летали комарики? (На воздушном шарике.)

10. На чѐм катался Кай? (На санках)

11. На чѐм летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)

12. В чѐм плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? (В

бочке)

«Игра в мяч»

Цель:  закрепить  знания  детей  о  правилах  дорожного  движения,  дорожных

знаках.

Материал: мяч.

Ход  игры:  Воспитатель  с  мячом  встает  в  центр  круга  и  бросает  ребенку  мяч, одновременно  задавая  вопрос.  Тот  отвечает  и  бросает  мяч  воспитателю.  Игра проводится со всеми детьми по очереди.

Воспитатель: По дороге кто идет?

Ребенок: Пешеход.

Воспитатель: Кто машину ведет?

Ребенок: Водитель.

Воспитатель: Сколько «глаз» у светофора?

Ребенок: Три глаза.

Воспитатель: Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Стой и жди.

Воспитатель: Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Подожди.

Воспитатель: Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Можете идти.

Воспитатель: Идут наши ножки по пешеходной…

Ребенок: Дорожке.

Воспитатель: Где мы автобус ждем?

Ребенок: На остановке.

Воспитатель: Где играем в прятки?

Ребенок: На детской площадке.

 

«Подумай – отгадай»

Цель: уточнить  представления  о  транспорте  и  правилах  дорожного  движения;

активизировать  процессы  мышления,  внимания  и  речи  детей;  воспитывать

сообразительность и находчивость.

Материал: фишки.

Ход игры:  Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный

ответ,  поднимает  руку.  Кто  первым  ответит  правильно,  получает  фишку.

Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Вопросы:

- Сколько колес у легкового автомобиля? (4)

- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

- Кто ходит по тротуару? (пешеход)

- Кто управляет автомобилем? (Водитель)

- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)

- Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)

- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)

- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного

движения? (Авария или ДТП)

- Какой свет верхний на светофоре?   (Красный)

- Сколько сигналов у светофора?  (Три)

- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)

-  Какие  машины  оборудованы  специальными  звуковыми  и  световыми

сигналами?  («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)

- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)

-  Где  нужно  играть,  чтобы  не  подвергаться  опасности?  (Во  дворе,  на  детской  площадке).

«Четвертый лишний»

1.  Назовите лишнего участника дорожного движения:

  Грузовик

  Дом

  «Скорая помощь»

  Снегоуборочная машина

2.  Назовите лишнее средство транспорта:

  Легковая машина

  Грузовая машина

  Автобус

  Детская коляска

3.  Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному

транспорту:

  Автобус

  Трамвай

  Грузовик

  Троллейбус

4.  Назовите лишний «глаз» светофора:

  Красный

  Синий

  Желтый

  Зеленый

«Это я, это я, это все мои друзья!»

Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, если дети согласны, то хором отвечают:

«Это я, это я, это все мои друзья!», а если не согласны – молчат.

Кто из вас, когда спешит,

Перед транспортом бежит?

Кто из вас идѐт вперѐд

Только там, где переход? (это я, это я...)

Знает кто, что красный свет- Это значит - хода нет? (это я, это я...)

Кто летит вперѐд так скоро,

Что не видит светофора?

Знает кто, что свет зелѐный

Это значит- путь открыт? (это я, это я...)

Кто, скажите, из трамвая

На дорогу выбегает?

Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой? (это я, это я...)

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает взрослым место? (это я, это я...).

 

«Автошкола»

Цель: закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о

назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков; упражнять в

ориентировке в пространстве и во времени; воспитывать смелость,

находчивость, умение помогать товарищу.

Материал. Двойной лист картона: на левом листе наклеены картинки с

изображением различных дорожных ситуаций, на правом листе написаны

правила.

Ход игры. Дети рассматривают картинки с изображением различных дорожных

ситуаций. Они должны объяснить  изображенную  на  картинке  ситуацию,

оценить  поведение  пешеходов,  детей  у  светофора,  необходимость  нужного

дорожного знака.

«Весёлый жезл»

Задачи: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовёт больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.

Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и её правила.

Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовёт больше правил и не повторится.

Жезл переходит поочерёдно из одной команды в другую. Дети называют правила.

Дети. Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зелёный сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только потротуарам; если нет тротуара, можно двигаться полевой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя играть около дороги и на проезжей части. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.

Аналогично проводится игра «Слушай — запоминай», только дети перечисляют правила для пассажиров.

 

«Вопросы и ответы»

Цель:  закрепить  знания  о  ПДД,  дорожных  знаках,  поведения  на  улице;

развивать мышление, память, сообразительность, речь.

Материал: фишки.

Ход  игры:  Воспитатель  делит  детей  на  две  команды,  задает  вопросы,  дети

отвечают,  за  правильный  ответ  вручается  фишка.  Побеждает  команда,

набравшая большее количество фишек.

1.  Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)

2.  Где можно гулять детям? (во дворе)

3.  Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)

4.  Где люди ждут транспорт? (на остановке)

5.  Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)

6.  Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)

7.  На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)  

8.  С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)

9.  Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)

10.  Из чего состоит машина? (кузов, кабина, колеса)

11.  Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)

12.  Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие,

знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)

13.  Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет)

14.  Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, морской,

наземный, грузовой, гужевой, специальный и т. д.)

«Говорящие дорожные знаки»

Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными друг к другу.

Материал: Каждое игровое поле – рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Машины, игровые персонажи.

Ход игры:

Перед каждым ребенком поле, каждому задание: проехав по полю, соблюдая все правила, не пропустив ни одного знака, доехать до названного пункта.

«Да, нет»

Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети хором отвечают “да” или “нет”.

I вариант:

Правила знаешь движения?- Да.

Вот в светофоре горит красный свет

Можно идти через улицу?- Нет.

Ну, а зелѐный горит, вот тогда

Можно идти через улицу?- Да.

Сел в трамвай, но не взял билет.

Так поступать полагается?- Нет.

Старушка, преклонные очень года,

Ты место в трамвае уступишь ей?- Да.

Быстрая в городе езда?- Нет.

Лентяю ты подсказал ответ,

Что ж, ты помог ему этим?- Нет.

Молодцы, ребята, запомним,

Что “нет”, а что “да”,

И делать, как нужно, старайтесь всегда!

II вариант:

Светофор знаком всем детям?

Знают все его на свете?

Он дежурит у дороги? -Да

У него есть руки, ноги? -Нет

Есть фонарики – три глаза?!-Да

Он включает все их сразу?-Нет

Вот включил он красный свет

Это значит, хода нет? -Да

На какой идти нам надо?

Синий - может быть преградой? -Нет

А на жѐлтый мы пойдѐм?-Нет

На зелѐный - запоѐм?-Нет

Ну, наверное, тогда

На зелѐный встанем, да? -Нет

Пробежать на красный можно? -Нет

Ну, а если осторожно? - Нет

А гуськом пройти тогда,

То, конечно, можно? Да? - Нет

Верю я глазам, ушам

Светофор знаком всем вам!

И, конечно, очень рад

Я за грамотных ребят!

«Дорожные знаки»

Цели: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки; познакомить с новыми понятиями: «железнодорожный поезд без шлагбаума», «островок безопасности».

Материал: Дорожные знаки

Ход игры:

Зачитать детям стихотворение о каком-либо дорожном знаке, кто отгадает, получает этот знак. Побеждает ребенок, набравший знаков больше других.

«Дорожное лото»

Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

Материал: Карточки с ситуациями на дороге, дорожные знаки.

Ход игры:

Каждому ребенку дается карточка, на которой изображена дорожная ситуация, детям предлагается найти нужный знак, соответствующий ситуации на дороге.

«Дорожный экзамен»

Цель: обучать правилам дорожного движения и поведения на дороге; развивать

мышление, память, внимание, речь.

Материал:  крупный  строительный  материал  (кубики,  кирпичики,  призмы,

конусы,  цилиндры  и  др.)  для  конструирование  дороги,  расстановка  на  дороге

дорожных знаков.

Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка знаков.

Ход  игры:  Ребенок  -  водитель  -  ученик,  сдающий  экзамен  на  право  вождения автомобиля. Он «едет» по дороге и, завидев тот или иной знак, объясняет, что он должен  сделать.  Например:  впереди  скользкая  дорога.  Снижаю  скорость,  еду осторожно, не обгоняя другие машины.

«Законы улиц и дорог»

Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес квыполнению правил дорожного движения.

Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца.

Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.

Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.

1. Знакомство с планом города, его постройками и обитателями. Можно дать названия городу, реке, улицам и т. д.

2. Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут и добраться до нужного места: профессору — в магазин «Оптика», чтобы купить новые очки, в киоск — за свежей газетой, на почту — отправить телеграмму, в часовую мастерскую и т. д. Домохозяйке — за покупками в булочную, продуктовый магазин, отправить посылку, встретить внучку из школы и т. д. Человеку — до речного или железнодорожного вокзала, на футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т. д. Школьнице — до школы, в библиотеку, цирк…

3. Можно ввести в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика, транспорт: «скорую помощь», пожарную машину, милицию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику «Продукты» загрузиться нахлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный магазин.

4. Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям вопросы.

Где можно в городе кататься на роликах?

Покажите самые опасные места в городе.

Что изменится на дороге с приходом зимы?

Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?

При этом воспитатель моделирует ситуацию — ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки — и даёт задание её исправить.

«Игра в слова»

1.  Хлопните в ладоши, услышав  слово,  относящееся к светофору. Объясните

выбор каждого слова.

Словарь: три глаза,  стоит на улице, перекресток, голубой свет, одна нога,

желтый  свет,  красный  свет,  переход  через  улицу,  помощник  пешехода,

зеленый свет, стоит дома.

2  .  Хлопните  в  ладоши,  услышав  слово,  относящееся  к  пассажиру.  Объясните выбор каждого слова.

Словарь:  автобус,  маршрут,  остановка,  дорога,  купание,  чтение,  сон,  билет,

кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.

3.  Составьте  рассказ  со  словами:  утро,  завтрак,  дорога  в  школу  (детский  сад), тротуар,  булочная,  аптека,  перекресток,  наземный  переход,  светофор,  детский сад.

 «Играй да смекай!»

Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нём. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.

В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы сизображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете —

В этом месте ходят дети.

(Знак «Дети».)

Здесь дорожные работы —

Ни проехать, ни пройти.

Это место пешеходу

Лучше просто обойти.

(Знак «Дорожные работы».)

Никогда не подведёт

Нас подземный переход:

Дорога пешеходная

В нём всегда свободная.

(Знак «Подземный переход».)

У него два колеса и седло на раме,

Две педали есть внизу, крутят их ногами.

В красном круге он стоит,

О запрете говорит.

(Знак «Велосипедное движение запрещено».)

Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь.

Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь.

(Знак «Пешеходный переход».)

Красный круг, прямоугольник

Знать обязан и дошкольник.

Это очень строгий знак.

И куда б вы не спешили

С папой на автомобиле —

Не проедете никак!

(Знак «Въезд запрещён».)

Я не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи.

Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи.    (Знак «Пункт первой медицинской помощи».)

Этот знак на переезде —

В непростом, заметим, месте.

Тут шлагбаум не стоит,

Паровоз вовсю дымит.

Скорость он набрал уже,

Так что будь настороже.   (Знак «Железнодорожный переезд

без шлагбаума».)

«Красный и зеленый»

Цель: Учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.

Материалы к игре: Два кружка (зеленого и красного цвета), машинка.

Ход игры: Игра проводится с одним ребенком. Воспитатель берет два кружка — красный и зеленый, — предлагает ребенку взять игрушку: машину и говорит:

- Ты, Вася, шофер, сам будешь управлять машиной. Ког­да я покажу зеленый кружок, машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок, машина должна остановиться.

«Кто больше назовет дорожных знаков?»

Цель: упражнять детей в узнавании и правильном назывании дорожных знаков,

развивать внимание, мышление, память, речь.

Материал: дорожные знаки.

Ход игры: ведущий показывает знаки, дети отвечают, соблюдая очередность

 «Мы - пассажиры»

Цели: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.

Материал: Картинки с дорожными ситуациями.

Ход игры:

Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации. 

«Найди безопасный путь»

Цель: закрепить правила дорожного движения и поведения на дороге; развивать

мышление, память, внимание, расширять словарный запас.

Материал:  макет  улицы  (дорожной  части),  дорожные  знаки,  светофор,

транспорт (машины легковые, грузовые).

Ход игры: дети разыгрывают различные ситуации на макете.

Подготовка к игре: В зависимости от возраста детей воспитатель рассказывает

или спрашивает детей:

- Везде ли можно переходить улицу?

- Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить улицу?

- Куда и зачем надо смотреть в начале перехода улицы?

- Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в две

стороны?

- Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода?

- Для чего на дороге нарисовали «зебру»?

«Научим Незнайку ПДД»

Задачи: закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения; систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах; воспитывать дисциплинированность, уважение к ПДД. Развивать умение формулировать свои мысли, слушать друг друга.

Правила: чётко объяснять правила дорожного движения, не повторяясь и не перебивая друг друга.

Воспитатель рассказывает детям о Незнайке — мальчике, который не знает, как вести себя на улице, и постоянно попадает в различные неприятные ситуации.

Воспитатель. Скоро Незнайка идёт в школу в 1 класс и, если он не выучит ПДД, будет каждый день попадать в эти нелепые истории, опаздывать на уроки или даже может попасть в больницу. Что же делать?

Дети предлагают помочь Незнайке выучить правила безопасности на дороге.

Незнайка. Я вышел из дома сегодня и решил поиграть в футбол, но во дворе никого не было, и я пошёл на улицу, кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал…

Вместе с детьми Незнайка разбирает дорожную ситуацию. Дети объясняют Незнайке правила безопасности.

Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин, и водители начали на меня кричать. Почему они кричали — не знаю…

Дети объясняют, как нужно правильно переходить улицу.

А когда я сел в автобус, меня вообще наказали и посадили рядом с кондуктором. За что — я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в окно, чтобы посмотреть на машины.

Дети объясняют Незнайке правила поведения в общественном транспорте. Воспитатель приводит ещё несколько ситуаций, которые дети помогают решить. В конце игры Незнайка благодарит ребят за помощь и обещает не нарушать больше ПДД.

Воспитатель провожает Незнайку со словами: «Если у тебя возникнут проблемы, то заходи, ребята тебе помогут».

«Наш друг постовой»

Цель:  закрепить  представления  о  профессии  регулировщика,  его  функциях;

обозначения  жестов  (какой  жест  какому  сигналу  светофора  соответствует),

развивать внимание, доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал: фуражка, жезл регулировщика.

Посмотрите: постовой

Встал на нашей мостовой

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали.

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда.

Не волнуется народ,

Через улицу идет.

И стоит на мостовой,

Как волшебник постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

(Я.Пишумов)

Ход игры:  Ведущий-постовой. Дети игроки делятся на пешеходов и водителей.

По  жесту  регулировщика  водители  и  пешеходы  идут  (едут)  или

останавливаются.  Вначале  роль  постового  берет  на  себя  воспитатель.  Затем,

когда  дети  освоят  жесты  регулировщика,  они  могут  выполнять  эту  роль  по

очереди.

«О чем сигналит регулировщик»

Цели: Развивать у детей наблюдательность (на примере наблюдения за работой регулировщика); учить находить нужный сигнал светофора в зависимости от положения регулировщика; развивать у детей память, внимание.

Материал: Три карточки с различными изображениями регулировщика, которые соответствуют сигналам светофора, на обратной стороне каждой карточки светофор без сигналов.

Ход игры:

Ребенку необходимо подобрать к каждой карточке с положением регулировщика сигнал светофора по памяти.

«Отремонтируй светофор»

Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора.

Материал: шаблон светофора, круги красного, желтого, зеленого цвета.

Ход  игры:  Воспитатель  объясняет  детям,  что  светофор  сломался,  необходимо отремонтировать  светофор  (правильно  собрать  по  цвету).  Дети  накладывают круги на готовый шаблон светофора.

«Передай жезл»

Цель:  закрепить  представления  детей  о  дорожных  знаках,  ПДД,  упражнять  в

правильном  назывании  дорожных  знаков,  формулировке  ПДД,  развивать

логическое мышление, внимание, сообразительность, активизировать речь.

Материал: жезл регулировщика.

Ход  игры:  Играющие  выстраиваются  в  круг.  Жезл  регулировщика  передаѐтся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идѐт под музыку. Как только музыка  прерывается,  тот,  у  кого  оказывается  жезл,  поднимает  его  вверх  и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).

Замешкавшийся  или  неверно  назвавший  дорожный  знак  выбывает  из  игры.

Побеждает последний оставшийся игрок.

«Пешеходы и водители»

Цель:  обучать правилам дорожного движения, поведения на дорогах,  закрепить

представления  детей  о  назначении  светофора,  прививать  устойчивую

мотивацию к соблюдению ПДД, развивать внимание, мышление, ориентировку

в пространстве.

Материал:  дорожные знаки, светофор, рули,  сумки с ирушками, стол, талоны,

вывеска  «Магазин  игрушек»,  игрушки,  коляски,  куклы,  удостоверения  –

зеленый кружок из картона. Дети  в  форме  инспекторов  ГИБДД  (фуражка,  накидка  с  буквами  инспектор ГИБДД  или  значка  ГИБДД),  дети  –  пешеходы,  дети  –  водители,  ребенок  –продавец игрушек.

Ход игры: Часть ребят изображает пешеходов, а часть - водителей. Водители должны сдать экзамены  на  права  шофера  и  получить  автомобиль.  Ребята  -  водители направляются к столику, где располагается «комиссия ГИБДД» и сдают экзамен. Пешеходы  направляются  в  магазин  игрушек  за  покупками.  Затем  с  куклами, колясками идут к перекрестку. Комиссия задает вопросы водителям:

- На какой свет могут двигаться машины?

- На какой свет двигаться нельзя?

- Что такое проезжая часть?

- Что такое тротуар?

- Назовите знаки («пешеходный переход», «дети» и т.д.)

Выдержавшие  экзамен  получают  удостоверения  (зеленый  кружочек)  и  талоны;

члены  комиссии  поздравляет  их.  Водители  направляются  к  стоянке

автомобилей,  садятся  в  них и едут к регулированному  перекрестку. Пешеходы

из  магазина  тоже  идут  к  этому  перекрестку.  У  перекрестка:

-  Внимание!  Сейчас  начнется  движение  по  улицам.  Следите  за  светофором,

(подключается  светофор,  едут  автомобили,  идут  пешеходы.  Смена  сигналов.)

игра продолжается до тех пор, пока все дети не усвоят правила движения.

«Повороты»

Цель:  развивать  координацию  движений  рук  (вправо,  влево),  зрительное

внимание,  мышление,  умение  выполнять  команду,  согласно  знака  в  руках

воспитателя.

Материал:  знаки:  «Движение  прямо»,  «Движение  направо»,  «Движение

налево», рули.

Подготовка к игре:  Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра

проводится  подгруппой  из 6  человек,  то  детям  раздаются  рули.  У  воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».

Ход  игры:  Если  воспитатель  показывает  знак  «Движение  прямо»,  то  дети

делают  один  шаг  вперед,  если  знак  «Движение  направо»  -  дети,  имитируя

поворот  руля,  поворачивают  направо,  если  знак  «Движение  налево»  -  дети,

имитируя поворот руля, поворачивают налево.

«Подбери знак»

Цели: Учить детей сравнивать дорожные знаки по значению; развивать у детей наблюдательность.

Материал: Карточки, на которых изображены образцы знаков, отличающихся по форме, цвету; дорожные знаки различного значения и вида.

Ход игры:

Пред каждым ребенком лежит карточка, на которой изображен образец знака, ребенку необходимо подобрать к образцу другие знаки, соответствующие по форме, цвету, затем необходимо объяснить значение знаков на карточке.

«Поставь дорожный знак»

Цель:  учить  детей  различать  следующие  дорожные  знаки:  «Железнодорожный переезд»,  «Дети»,  «Пешеходный  переход»,  (предупреждающие);  «Въезд запрещен»,  «Проход  закрыт»  (запрещающие);  «Прямо»,  «Направо»,  «Налево», «»Круговое  движение»,  «Пешеходная  дорожка»  (предписывающие);  «Место стоянки»,  «Пешеходный  переход»,  «Пункт  медицинской  помощи», «Автозаправочная  станция»,  «Телефон»,  «Пункт  питания»  (информационно-указательные); воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал: дорожные  знаки;  макет  улицы  с  изображением  дорог,  пешеходных переходов, зданий, перекрестков, машины.

Ход игры: разыгрывание различных дорожных ситуаций.

«Правила поведения»

Цели: Закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.

Материал: Разрезные картинки.

Ход игры:

На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать.

«Разрезные знаки»

Цели: Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.

Материал: Разрезные знаки; образцы знаков.

Ход игры:

Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.

«Светофор и регулировщик»

Цели: Уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД (регулировщика); объяснить значение его жестов; учить детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора.

Материал: Регулировщик, палочка регулировщика, знаки светофора.

Ход игры:

После объяснения воспитателя дети по очереди выступают в роли регулировщика, показывая его жесты, остальные в зависимости от положения «регулировщика» показывают нужный сигнал светофора.

«Светофор»

Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах,

развивать  внимание,  зрительное  восприятие;  воспитывать  самостоятельность,

быстроту реакции, смекалку.

Материал: круги красного, желтого, зеленого цвета, светофор.

Ход игры:  Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов,

последовательно  переключает  светофор,  а  дети  показывают  соответствующие

кружки и объясняют, что означает каждый из них.

«Слушай - запоминай»

Цель:  закреплять  правила  дорожного  движения  и  поведения  пешеходов  на

улице, развивать связную речь, мышление, память, внимание.

Материал: жезл для регулирования дорожного движения.

Ход игры:  Ведущий  с  жезлом  в руке  подходит к  одному  из  участников игры,

передает  ему  жезл  и  задет  вопрос  о  правилах  поведения  пешехода  на  улице.

«назовите одно из правил поведения пешехода на улице». – «нельзя переходить

улицу  перед  близко  идущим  транспортом».  Если  ответ  правильный,  ведущий

передает  жезл  другому  участнику  игры  и  т.  д.  нужно,  чтобы  ответы  не

повторялись, поэтому все должны быть внимательны.

«Собери знак»

Цель: закрепить знания детей  о дорожных знаках и  ПДД; развивать логическое

мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения детей

на дороге и в общественных местах.

Материал: в конвертах пазлы – дорожные знаки, фишки.

Ход  игры:  Воспитатель  рассаживает  детей  по  экипажам  и  по  общей  команде  (сигнал свистка) дети открывают конверты и складывают свои знаки из частей  (пазлы).  Через  5  -  7  минут  игра  прекращается.  Сколько  знаков  собрано правильно,  столько  очков  получает  команда.  Можно  заработать  и

дополнительные  очки,  если  игроки  правильно  ответят,  как  называется  знак  и

какое он имеет значение. За правильный ответ воспитатель дает экипажу фишку.

«Стрелка, стрелка, покружись…»

Цель:  Научить  детей  различать  и  правильно  называть  дорожные  знаки,  их

назначение;  развивать  внимание,  память;  воспитывать  нравственные  качества:

согласованность и сотрудничество.

Материал: карты с изображением дорожных знаков, круги желтого цвета.

Ход  игры:  В  игре  могут  участвовать  от  2  до  10  ребят.  Дети  садятся  вокруг

стола,  каждый  получает  карты  с  дорожными  знаками.  Воспитатель  объясняет

детям,  что  они  будут  крутить  диск  по  очереди  и  за  правильно  названный

дорожный  знак  и  его  назначение  будут  получать  у  кассира  жѐлтый  кружок  и закрывать  на  своей  карте такой  же  знак, если  он  имеется.  Назначается  кассир, ему передаются жѐлтые круги. Воспитатель раздаѐт сидящим детям карты. Игра начинается. Ведущий вращает диск и вместе с детьми произносит слова:

Стрелка, стрелка, покружись,  

Всем ты знакам покажись,  

Покажи нам поскорее,  

Какой знак тебе милее!  

Стоп!

Стрелка  останавливается,  ведущий  называет  дорожный  знак  и  его  назначение.

Если  ребѐнок  назвал  знак  правильно,  кассир  выдаѐт  ему  жѐлтый  кружок,

ребѐнок  закрывает  им  такой  же  на  карте.  Если  на  его  карте  нет  такого  знака, спрашивает:  «У  кого  есть  такой  же  знак?»  И  кассир  передаѐт  кружок  тому,  у кого  на  карте  есть  этот  знак  (при  условии,  что  знак  и  его  назначение  названы правильно).  Затем  диск  передаѐтся  соседу  и  игра  продолжается.  В  случае затруднения или ошибки ребѐнок не получает жѐлтый кружок, а диск передаѐтся следующему  ребѐнку  по  очереди.  Выигравшим  считается  тот,  кто  первый закроет свои знаки жѐлтыми кружками. Игра заканчивается тогда, когда будут закрыты все карты у детей жѐлтыми кружками.

«Транспорт»

Цель игры: обобщить и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах;

формирование умения ориентироваться по плану;

развитие логического мышления.

 Правила игры: В игру могут играть дети в возрасте, начиная с 4 лет и старше. В нее могут играть от 2 до 4 игроков.

 Материал: картонное полотно, на котором изображен транспорт: воздушный, наземный, водный, в игре обозначены начальный и конечный пункты назначения, кубик с разным количеством точек на сторонах, «Фишки» с изображением человека.

 Ход игры: В начале игры все участники ставят свои фишки на кружок «начало игры», затем определяют очередность ходов путем бросания кубика. Тот игрок, у которого окажется больше точек на верхней стороне кубика, ходит первым. Получив право хода, игрок бросает кубик, после чего передвигает фишку на количество кружков, равное количеству точек на верхней стороне кубика. Когда игрок попадает на кружок с картинкой, он должен проследовать по направлению стрелки (зеленая стрелка – вперед, красная стрелка — назад), а ход передается следующему игроку. Когда игрок попадает на красный кружок, он должен пропустить один ход. Выигрывает тот, кто первым придет к кружку «конец игры».

«Ты – большой, я - маленький»

Цель:  закрепить  представления  о  правилах  поведения  на  улице,  дороге;

прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД.

Ход игры:  Утро дошкольника начинается  с  дороги. Следуя  в детский  сад  или

домой, он пересекает улицы с движущимся транспортом. Умеет ли он это делать

правильно? Может ли выбрать безопасный путь? Главные причины несчастных

случаев  с  детьми  –  это  неосторожное  поведение  на  улице  и  проезжей  части

дороги, незнание элементарных требований Правил дорожного движения.

Не  надо  ждать,  когда  ребѐнок  научится  Правилам  дорожного  движения  на

собственном  опыте.  Иногда  такой  опыт  стоит  очень  дорого.  Лучше,  если

взрослые  тактично,  ненавязчиво  привьют  ребѐнку  привычку  сознательно

подчиняться требованиям правил.

Выйдя  на  прогулку,  предложите  своему  ребѐнку  поиграть  в  «больших  и

маленьких».  Пусть  он  будет  «большим»  и  поведѐт  вас  через  дорогу.

Контролируйте  его  действия.  Проделайте  это  несколько  раз,  и  результаты  не

замедлят сказаться.

«Угадай транспорт»

Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нём. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов, т. е. получивший больше картинок с транспортом. Дети сидят полукругом.

Воспитатель. Мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым правильно отгадает, о каком транспорте идёт речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.

Дом — чудесный бегунок

На своей восьмёрке ног.

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам.

(Трамвай.)

Что за чудо светлый дом?

Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус.)

Что такое — отгадай:

Ни автобус, ни трамвай.

Не нуждается в бензине,

Хотя колёса на резине.

(Троллейбус.)

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы —

Кирпич и железо, зерно и арбузы.

(Грузовики.)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём!

Только лучше правь рулём!

(Велосипед.)

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжёлый подхвачу.

Где прикажут — положу,

Человеку я служу!

(Подъёмный кран.)

К нам во двор забрался «крот»,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

Без лопаты он копает.

(Экскаватор.)

Вот утюг так утюг!

Ах, какой огромный!

Он прошёл — дорога вдруг

Стала гладкой, ровной!

(Каток.)

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина.

И зальёт пожар любой

Смелая дружина.

(Пожарная машина.)

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь — сороконожка.

По дорожке той ползёт,

Весь обоз один везёт.

(Поезд.)

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет —

Пять плугов тащит.

(Трактор.)

Эта сильная машина

Едет на огромных шинах.

Сразу полгоры убрал

Семитонный…

(самосвал).

Чтобы он тебя повёз,

Не попросит он овёс.

Накорми его бензином,

На копыта дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит…

(автомобиль).

«Улица города»

 Цель игры: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы-пешеходы; светофор; дорожные знаки.

Ход игры: Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете. Вопросы к детям:

Какие дома на нашей улице?

Какое движение на нашей улице — одностороннее или дву­стороннее?

Где должны ходить пешеходы?

Где должны ездить авто­машины?

Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?

Как обозначается пешеходный переход?

Как регулируется движение на улице?

Какие сигналы светофора вы знаете?

Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?

Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

Как надо вести себя в автобусе?

Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.

«Учим дорожные знаки»

Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре.

Материал: Карточки большие и маленькие со знаками.

Ход игры:

Между играющими делят большие карты поровну. Ведущий по очереди показывает карточки с дорожными знаками, тот кому она подходит, забирает знак, кладет в правый верхний угол и рассказывает, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется. Выиграет тот, кто правильно подберет знаки к ситуациям и сможет это объяснить.

«Цветные автомобили»

Цель: упражнять детей в умении реагировать на цвет, развиваем внимание, закрепляем Правила дорожного движения.

Материал: цветные рули, сигналы (картонные кружки), которые соответствуют цвету рулей.

 Ход игры: Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули. Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Ведущий может поднимать один, два или три сигнала одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не заметят, что сигнал опущен, зрительный сигнал можно дополнить словесным: «Автомобили (называет цвет), остановились». Ведущий может обойтись одним словесным сигналом: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой».

«Часы»

Цель: Учить различать дорожные знаки; закреплять знания детей о предупреждающих и запрещающих знаках; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: макет часов, на котором изображены предупреждающие и запрещающие знаки; карточки с объяснительной запиской знаков, которые изображены на макете.

Ход игры: Ведущий поворачивает стрелку часов и указывает на тот или иной знак. Дети называют и объясняют значение дорожных знаков. На закрепление показывается карточка с дорожным знаком и объясняется его значение.

«Что будет, если…»

Задачи: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.

Правила: не мешать друг другу, слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы.

Воспитатель читает детям стихотворение О. Бедарева «Если бы …»

Воспитатель:

Идёт по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

«На светофоре красный свет.

Для пешехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!»

«Мне наплевать на красный свет!» —

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идёт

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

«Где захочу, там перейду!»

Шофёр глядит во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза —

Разиню пощади!..

А вдруг бы заявил шофёр:

«Мне наплевать на светофор!»

И как попало, ездить стал.

Ушёл бы постовой с поста.

Трамвай бы ехал, как хотел.

Ходил бы каждый, как умел.

Да… там, где улица была,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг!

Сигналы, крики то и знай:

Машина прямо на трамвай,

Трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину…

Но нет: стоит на мостовой

Регулировщик-постовой.

Висит трёхглазый светофор

И знает правила шофёр.

Воспитатель предлагает подумать и ответить, для чего нужны ПДД, почему их важно соблюдать всем частникам дорожного движения?

Ответы детей.

А теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если…». Я вам буду сдавать вопросы, а вы — на них отвечать. Только нельзя отвечать хором, перебивать друг друга. Можно ответы дополнять. Итак, я начинаю.

Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?

Дети. Водитель не успеет затормозить, и пешеход может попасть под колеса.

Воспитатель. Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?

Дети. Водитель не будет знать, что его ожидает впереди, и может не справиться с управлением.

Воспитатель. Что будет, если водитель не знает сигналы светофора?

Дети. Водитель поедет на красный свет и собьёт пешехода.

Воспитатель. Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части?

Дети. Его автомобиль столкнётся с другим автомобилем, который двигается правильно — по правой стороне.

Воспитатель. А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если…» и сами дайте ответ.

Дети по одному задают вопросы, другие — находят ответ.

В конце игры воспитатель подводит итог.

Мы с вами выяснили, для чего нужны ПДД и почему так важно их соблюдать. А также, что будет, если водитель или пешеход нарушает правила дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по правилам дорожного движения

Мною разработаны дидактические игры по правилам дорожного движения. Любому педагогу ДОУ можно пользоаваться материалом, а так же дорабатывать его по своему усмотрению....

Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста

Эти дидактические игры помогут в простой игровой форме познакомить ребенка с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах. Ведь, именно в играх, дети легко и быстро запоминают то, что может им ...

Дидактическая игра по правилам дорожного движения для детей старшего и подготовительного возраста «Правила дорожного движения с профессором Почемушка»

Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения с профессором «Почемушка» представляет собой  картонную папку, обклеенную самоклеющейся бумагой. На странице папки имеют...

Методическая разработка дидактической игры по правилам дорожного движения "Правила дорожные соблюдать положено!"

Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения "Правила дорожные соблюдпть положено!". Разработка стала победителем районно...

Дидактическая игра по правилам дорожного движения для детей подготовительного возраста «Правила дорожного движения с профессором Почемучкин»

Дидактическая играпо правилам дорожного движения для детей подготовительного возраста«Правила дорожного движения с профессором Почемучкин»...