«Формирование у дошкольников навыков безопасного участия в дорожном движении» (из личного опыта работы)
материал по обж

Данный материал является обобщением опыта по вопросу  формирования и развития у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.Здесь указаны различные игры, занятия, мультфильмы, художественная литература, которые использовались мной в процессе обобщения опыта по этому вопросу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

        

                                 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                          детский сад «Березка»

                                                             

 «Формирование у дошкольников

навыков безопасного участия в дорожном движении»

(из личного опыта работы)

                                                                                                               Подготовила

                                                                                     воспитатель Никитина Ж.Н.

                                         р.п. Дмитриевка  2018г.

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, то именно мы - педагоги дошкольного учреждения должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его как дисциплинированного пешехода.
         Целью моей воспитательно-образовательной работы с детьми  по данной проблеме является формирование и развитие у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Мною поставлены следующие задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожно-транспортной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

 Обучение детей правилам дорожного движения я начала с ясельной группы в соответствии с реализацией программных требований, не допуская перегрузки детей излишней информацией, учитывая при этом состояние здоровья и настроения ребят.  

 На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром давала представления о различных видах транспорта, через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего поселка», «Дети и дорога» и др.). Затем приступила к ознакомлению малышей с пешеходным переходом, разметка которого находится на специально оборудованной площадке около нашего участка. Выходя с детьми на прогулку, дружной гурьбой проходили все вместе по «зебре», при этом я доступно объясняла детям необычайную  важностью этой полосатой дорожки. Периодически выносили игровое оборудование на площадку – машины, на которых дети могли передвигаться; детские коляски с куклами, и обыгрывали ситуации: «Красный, желтый, зеленый», «Уступи дорогу пешеходу», «Осторожно - машина».  
   В своей работе по формированию и развитию умений и навыков безопасного поведения  у детей в окружающей дорожно-транспортной среде я широко использую: различные дидактические игры: («Чье место», «Найди безопасный путь», «Зеленый огонек»); игры-занятия: («Мой приятель-светофор», «Лунтик в гостях у ребят» и др.); сюжетно-ролевые игры: («Мы - пешеходы», «Веселый автобус»), где дошкольники на практике показывают свои знания; настольные игры: («Угадай знак», «Будь внимательным»); подвижные игры: («Стоп - иди», « Красный, желтый, зеленый», «Гараж»), а также  беседы: («Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается», «О правилах дорожного движения»); разучивание  стихов: («Милиционер» А. Дмоховский, «Светофор» С. Михалков); чтение художественной литературы:

(М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», Э.Мошковская «Я тоже буду шофером», С. Михалков «Если свет зажегся красный…»); рассматривание иллюстраций и различных ситуаций по теме, наблюдения и целевые прогулки по улицам поселка, просмотр мультфильмов и презентаций, отгадывание загадок, развлечения, досуги. Совместно с воспитанниками изготавливали также атрибуты для игр «Веселый автобус», «Волшебная страна дорожных знаков» (машины, светофоры, флажки).

          На занятиях по развитию элементарных математических представлений (в младшей группе)  давала понятие «левая, правая сторона», то есть ориентировала детей в окружающем пространстве. 

Различные виды изобразительной деятельности также являются средством закрепления знаний о правилах дорожного движения, полученных детьми в процессе обучения. Занятия по рисованию, лепке, аппликации помогают детям учиться изображать различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение, передавать в цвете сигналы светофора.

Во время конструирования вместе с детьми вначале сооружала различные конструкции (мост для пешеходов, мост для транспорта), учила планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома).

На физкультурных занятиях вместе с воспитателем по физической культуре продолжали развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учили детей ходьбе и бегу на внимание и по сигналу.

   Традиционным для нашей образовательной организации стало проведение открытых занятий по ПДД с детьми всех возрастных групп и с участием сотрудников ДПС, а также проведение  творческого  конкурса рисунков и поделок на тему: «Безопасная дорога глазами детей». Мои воспитанники совместно со своими родителями много раз становились победителями этого конкурса.

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения использую компьютерные презентации и  обучающие  мультфильмы: («Смешарики изучают Правила дорожного движения», «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения», «Уроки тетушки Совы»). Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала, несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.        

   Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. В своей работе с детьми постоянно использую СД диски для разучивания и прослушивания  детских песен о правилах дорожного движения. Ребята с удовольствием напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о правилах дорожного движения.

         Мной  в группе создан уголок безопасности дорожного движения.        Совместно с детьми, изготовили макет улицы, где обозначен перекресток, дома, светофор, дорожные знаки. Используя макет дороги  и дидактическое пособие светофор, знакомлю детей с такими темами как: «Дорожные знаки», «Сигналы Светофора», «Транспорт», «Дорога в детский сад» и др.

При обучении детей правилам дорожного движения я использовала игры и упражнения, логически связанные с темой занятий и позволяющие детям чередовать умственную и физическую нагрузку. В качестве гимнастики для глаз применяла на занятиях игру «Где остановка?» Для профилактики близорукости использовалась физкультминутка «Мы – водители».    

 Вся работа с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах происходила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.

В ходе совместной деятельности знакомлю родителей с работой, которую провожу в группе (показ открытых занятий, развлечений, фотовыставки); рассказываю об успехах детей в освоении правил поведения на улице, об экскурсиях («Экскурсия к перекрестку», «Экскурсия на стадион»). Через анкетирование, наглядные пособия,  родительские собрания с привлечением сотрудников ГИБДД: ( «Безопасность детей на улицах города», «Учим с детьми»), консультации: ( «Ваш ребенок ходит в детский сад», «Научись сам и научи ребенка»), спортивные праздники и конкурсы  привлекаю родителей к проблеме безопасности дорожного движения, чтобы формировалась активная родительская позиция в вопросах обучения детей правилам дорожного движения.

Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи у детей постепенно  вырабатываются твердые навыки культурного поведения на улице, дисциплинированность.

Подводя итоги, следует сказать, что работа, проделанная по данной проблеме за несколько лет, дала определенный результат.  Дошкольники (средний дошкольный возраст)  с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения; у них сформировались знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира; познакомились с элементами дороги и пешеходным переходом. Расширились знания о светофоре и значении его сигналов, дети узнали о разнообразных видах транспорта и общественных остановках. Стали внимательными и ответственными за свое поведение на улице.

Большинство  детей группы  имеют прочные  знания, умения и навыки  по ПДД (высокий уровень знаний составил 70%, средний уровень знаний составил 30%).

Работа по формированию у дошкольников навыков безопасного участия в дорожном движении, безусловно, будет мною продолжена в тесном сотрудничестве с родителями и образовательным учреждением для достижения еще более стойких и лучших результатов.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении на учебный год (с использованием ЭОР)

Перспективное планирование на учебный год по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении (средний возраст)...

Перечень оборудования, необходимого для реализации работы по формированию у детей навыков безопасного участия в дорожном движении в дошкольной образовательной организации

Содержание Уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержанием образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией дет...

Состояние проблемы формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении

По статистике, чаще всего причиной ДТП становятся сами дети. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося ав...

«Формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении»

quot; Формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении"...

Конспект ООД по формированию у детей навыков безопасного участия в дорожном движении «Друзья на дороге», 2 младшая группа.

Данный  материал предназначен для обучения детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения....

Особенности организации предметно-развивающей среды, способствующей формированию у детей навыков безопасного участия в дорожном движении

Предметно-развивающая среда по ознакомлению дошкольников правилам дорожного движения в группах дошкольных образовательных организаций. Создание специализированных групп – центров правил дорожног...