Методические рекомендации по ОБЖ
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

От того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш?

 

Актуальность.

Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальных задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения. Не случайно, одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.

Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», понятно, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве. В наше время происходит много ДТП с участием детей дошкольного возраста. Поэтому важно научить безопасному поведению дошкольника на дороге и в быту, на улице, в природе. Социальная и экологическая обстановка вызывает крайнее беспокойство. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. В связи с этим актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.

Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте.

Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан-дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Ведь в условиях социального, природного неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Ведь ребенок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского сада воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения детей основам безопасного поведения.

Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей, особое место необходимо уделять дидактическим играм. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, которое одновременно выступает и игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения, и средством реализации самостоятельной деятельности. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие - то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т. е. такие, чтобы дети действительно увлеклись, что бы во время игры выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

 

Цель.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций, формирование и систематизация у детей, осознанного выполнения общепринятых норм и правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях повседневной жизни, стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение.

 

Задачи.

  • создать условия для общего развития детей на основе формирования элементарных основ безопасности жизнедеятельности.
  • обеспечить расширение и систематизацию представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; осторожном и осмотрительном отношении к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
  • формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; основы по сохранению и укреплению здоровья;
  • способствовать формированию у воспитанников дошкольного возраста основ пожарной безопасности;
  • приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
  • воспитывать уважительное, бережное отношение к людям, к окружающему миру, чувства взаимопомощи и товарищества;

 

 

  1. Теоретическая часть

 

Преимущество использования дидактических игр в обогащении знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента опыта безопасного поведения в быту проявляется в следующем:

  • каждый ребенок максимально активен;
  • имеется возможность дифференцированно осуществлять и систематизацию знаний детей;
  • поддерживать устойчивый интерес дошкольников к данной деятельности и положительный эмоциональный фон.

Дидактические игры, направленные на формирование опыта безопасного поведения в быту у детей среднего дошкольного возраста должны отвечать следующим требованиям:

  • отличаться реалистичностью (изображенные предметы имеют четкие формы, естественный цвет, максимально приближены к реальным объектам)
  • занимательные (содержат игровые элементы, задания, красочные, динамичные);
  • отвечать конкретным образовательным задачам;
  • соответствовать возрастным возможностям детей;
  • предназначаться как для коллективного, так и для индивидуального использования.

Дидактические игры по формированию безопасного поведения в быту дают возможность:

  • знакомить детей с источниками опасности в быту;
  • уточнить и систематизировать данные представления;
  • учить различать потенциально опасные предметы;
  • сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения.

При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы дети могли предвидеть угрозу, чтобы воспитывалась выдержка, бережное отношение к своей жизни и здоровью, к жизни и здоровью окружающих. Применение игровых атрибутов, наглядности, поощрительных призов, вызывает желание дошкольников играть, активизирует их психические процессы.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом (показ картинок, предметов быта, краткая беседа);
  • объяснение хода и правил игры
  • показ игровых действий
  • определение роли педагога в игре.

 

Достигнув старшего дошкольного возраста, дети характеризуются любознательностью; у них продолжают развиваться навыки общения, что является основой словесно-логического мышления, навыки рассуждения. Игровые действия становятся более сложными, ребенок поддерживает свою сюжетную линию.

Необходимо отметить, что роль взрослого различна: при ознакомлении с игрой педагог выступает как организатор детской деятельности, затем как участник, наблюдает, поясняет, подсказывает.

Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, для формирования каких представлений о правилах поведения в быту она предназначена.

Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Эмоциональные переживания, которые дети испытывают во время игры, помогают оценить и осмыслить ситуацию, сформировать оптимальный алгоритм поведения. Дидактическая игра - отличная возможность для ребенка проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки, позволяет подготовить дошкольников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...