«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
методическая разработка

Анцыгина Лариса Анатольевна

 

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза в становлении всех органов и систем.

В последние годы наблюдается нарастание частоты перинатальных поражений нервной системы, в результате чего значительно увеличилось количество детей, имеющих не только нарушения моторного развития разной степени тяжести, но и психического, в том числе речевого развития. В результате возрастает количество детей,  испытывающих значительные трудности социальной адаптации, не способных полностью усвоить программу массовых дошкольных и школьных учреждений. 

Углубленная разработка основного содержания и методов ран­него воздействия на первых этапах становления вербальной ком­муникации у детей становится на сегодняшний день одним из стратегических направлений развития детской логопедии. Именно с ним связывают ближайшие перспективы совершенствования системы помощи детям с отклонениями в развитии речи.

          Психическое развитие осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов в их неразрывном единстве.

    Л. С. Выготским было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Он подчеркивал, что высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление и речь) проходят длительный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.

    Принцип природосообразности призывает не только «идти за ребенком», а учитывать при обучении его возможности. Выготский пошел дальше, развивая этот же принцип. Задача зоны ближайшего развития — дать ребенку то, что он «берет» сам. Следуя логике Льва Семеновича, родители и учителя должны не слепо следовать за ребенком, а изучать его познавательные возможности и на их основе повышать сложность развивающих задач.

     Все вышеизложенное являлось принципиальным в разработке рекомендаций. Рекомендации состоят из четырех разделов:

- Психомоторное развитие ребенка первого года жизни.

- Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста.

- Игры, упражнения, занимательные занятия с ребенком по возрастам.

·        развитие общей моторики - массаж;

·        развитие пальчиков;

·        рекомендуемые игрушки, игры;

·        стихи, потешки, песенки для прослушивания и заучивания

- Речевой материал для родителей (стихи, песенки, потешки, колыбельные и пр).

          Рекомендации реализуются на уровне города в Женской консультации и Детской поликлиники в рамках работы школ «Будущая мама» и «Молодые родители» соответственно, а также доступны всем заинтересованным педагогам. 2011-2012 учебный год – год апробации данных материалов.

Целью настоящего проекта является обратить внимание на столь важную составляющую нервно-психического развития ребенка как речь, становление которой происходит в течение первых лет жизни, но при этом определяет ее качество во все дальнейшие возрастные периоды.

 Данные методические рекомендации представляют практический интерес для родителей, а также логопедов, дефектологов и психологов, работающих с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_razvitie_rebenka_ot_0_do_goda..doc446.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Асбестовского городского округа.

Муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия

СБОРНИК   ИГР    И    УПРАЖНЕНИЙ

(РЕКОМЕНДАЦИИ   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ)

“РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА   ОТ   НОЛЯ до ГОДА’’

Автор и составитель:

Л.А. Анцыгина,

учитель-логопед выс. кв. кат.,

методист СИМО,

заместитель председателя ПМПК

г. Асбест

2010 год


Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. Мозг развивается в наиболее высоком темпе. Ребенок, вначале беспомощный, к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной речи. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения, т. е. формируется сугубо человеческая функция, на развитие которой в эволюции ушли миллионы лет.

Уже в первый период - период новорожденности (0 - 1 мес.) наряду с набором врожденных приспособительных реакций, играющих основную роль в жизнедеятельности организма, можно с 3 - 4-й недели жизни выявить начальные предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос или улыбку начинает возникать ротовое внимание — ребенок замирает, его губы слегка вытягиваются вперед, он как бы «слушает» губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка. Уже в период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

Во втором периоде (1 - 3 мес.) у ребенка наряду с интенсивным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляются эмоциональные реакции на общение со взрослым: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляется смех. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт с ребенком 10—12 недель вызывает у него радостное оживление, повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции. На этом возрастном этапе комплекс оживления возникает при виде как знакомого, так и незнакомого лица.

Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка.

В третьем периоде (3 - 6 мес.) реакции, входящие в комплекс оживления, все более дифференцируются. Ребенок старше 4 месяцев при приближении к нему взрослого и при попытке вступить с ним в контакт внимательно всматривается в лицо взрослого, широко открывает глаза и рот, притормаживает общие движения. Таким образом, у него проявляется ориентировочная реакция, которая в одних случаях переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом и криком.

К концу этого возрастного этапа ребенок начинает узнавать мать. Правда, эта реакция еще очень непостоянна и ее появление зависит от многих условий, поэтому ее отсутствие не имеет самостоятельного диагностического значения. Однако если ребенок узнает мать, то это говорит о хорошем психическом развитии ребенка.

Для оценки психического развития на этом возрастном этапе важно проследить, как ребенок реагирует на игрушку. Ведущей формой деятельности в этом возрасте становится манипулирование игрушкой. Ребенок не только длительно фиксирует взор на игрушках и прослеживает за их перемещением, но направляет к ним руки, схватывает их, тянет в рот. Это сопровождается выразительными эмоциональными реакциями: он то улыбается, то хмурится.

В этот период интенсивно развиваются голосовые реакции, которые начинают приобретать некоторую самостоятельность. Наряду с певучим гулением к концу периода появляются лепет, а также избирательность и дифференцированность реакций на звук и способность локализовать звук в пространстве.

В развитии движений рук ведущую роль начинает играть зрительный анализатор: к концу периода ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения.

На следующем этапе развития (6 - 9 мес.) при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, которая сменяется реакцией радостного оживления на знакомые лица и реакцией страха на незнакомые. В некоторых случаях можно наблюдать, как ориентировочная реакция переходит в познавательный интерес, минуя реакцию страха.

Отличительной особенностью психического развития ребенка на этом возрастном этапе является его готовность к совместному со взрослым манипулированию игрушкой. Кроме того, к концу этого этапа у ребенка появляются начальные элементы общения со взрослым с помощью жестов. Он протягивает к взрослому руки, показывая, что хочет на руки, либо тянется руками к далекому предмету, если хочет его получить.

При нормальном развитии к концу этого этапа ребенок должен проявлять начальное ситуационное понимание обращенной речи, отвечая действием на словесную инструкцию. Например: он поднимает голову и глаза к лампе на вопрос: «Где огонек?», прижимается щекой к матери на просьбу «Поцелуй маму» и т. п. К концу периода он также обучается игре в «ладушки», ищет спрятанную у него на глазах игрушку.

Закономерным в этом возрасте является появление лепета. При общении со взрослым после того, как преодолена ориентировочная реакция и страх, ребенок начинает произносить цепочки слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма. Если взрослый начнет отвечать ему тем же, голосовая активность ребенка возрастает, появляется радостное оживление и ребенок будет стараться подражать взрослому и самому себе. К 9 месяцам наблюдается расцвет лепета, он обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого.

Пятый период возрастного развития ребенка первого года жизни (9 - 12 мес.) характеризуется прежде всего появлением нового типа общения со взрослым, а именно предметно-действенного. Контакт с ребенком устанавливается и поддерживается с помощью ярких предметов и игрушек, которыми ребенок активно манипулирует. При этом он начинает проявлять избирательное отношение к различным предметам, но у него всегда отчетливо выражена реакция на новизну. Характерной особенностью этого этапа развития является то, что активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка начинает подавлять реакцию страха на новые раздражители.

Начиная с 9 месяцев дети с нормальным слухом и интеллектом адекватно реагируют на обращение, речь, ее интонацию, откликаются на свое имя, отвечают действием на некоторые знакомые словосочетания типа: «открой рот», «дай ручку» и др. К концу этого периода при слове «нельзя» большинство детей перестает тянуться к какому-либо предмету, т. е. действия ребенка начинают более отчетливо подчиняться словесным командам, что свидетельствует о начале развития регулирующей функции речи.

 К году ребенок понимает и простую обиходную речь. Однако необходимо отметить, что указанные функции развиваются у ребенка не спонтанно, а лишь в процессе специальных занятий. Поэтому они могут отсутствовать при педагогической запущенности.

Наряду с оценкой понимания речи следует обратить внимание и на произносимые ребенком звуки. Для начала этого этапа развития характерен активный лепет, состоящий из 5 - 6 слогов. Ребенок эхолалично повторяет слоги, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, с удовольствием произносит различные звукосочетания с губными звуками, восклицания, междометия. Все эти звуки он сопровождает выразительной мимикой и жестами.

К концу периода ребенок чаще, чем раньше, обращает внимание на лицо говорящего, кивает головой в знак утверждения и качает головой в знак отрицания. Его голосовое общение со взрослым расширяется, он выражает эмоции удовольствия и неудовольствия. Большинство детей сигнализирует о биологических потребностях и интонационно выражает просьбу.

Качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звукосочетаний.

В норме на этом этапе у большинства детей кончается доречевой период и начинается развитие речи. Одновременно появляется и новый интерес - рассматривание книг с картинками. В результате специальных занятий ребенок научается узнавать на картинках знакомые предметы, показывать их по инструкции и затем обозначать лепетными словами. Развивается также интерес к ритмам простых песен.

Развитие речевого общения в указанном объеме является показателем хорошего психического развития.

При нормальном психическом развитии к концу этого этапа наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка. Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению — пить из чашки, есть ложкой и т. п.

Формирование психических функций у ребенка раннего возраста в значительной степени зависит от условий среды и воспитания (в широком смысле). При этом ведущая роль принадлежит общению с матерью.

Особо важная роль в психическом развитии ребенка принадлежит речи, причем не только в развитии высших форм логического мышления, но и в формировании восприятия. Речевое недоразвитие обычно сочетается с отставанием в общем психическом развитии.

Физиологические нормы раннего психомоторного развития:

- голову держит с 1-1,5 мес., удерживает к 2-2,5 мес.;

- сидит с 6 мес., без помощи взрослого к 8 мес.;

- стоит с 7-8 мес., самостоятельно (пытается сделать шаг) к 9 мес.;

- ходит с 10-12 мес., без помощи взрослого с 11-12 мес.

Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста.

Возраст

Речевые навыки

1-й год жизни

1месяц

Крик, кряхтение

1-3 месяца

Формирование гуления, появление «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, примитивных эмоциональных реакций, "экспериментирование" с гласными звуками

3-6 месяцев

Активное гуление, (отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету.

6-9 месяцев

Активный лепет, усложнение и расширением объема движений губ, языка, мягкого неба, совершенствование функции дыхания, удлинение произвольный выдоха. Способность к регуляции громкости и тембра своего голоса, в зависимости от эмоционального состояния. Ситуационное понимание обращенной речи.

9-12 месяцев

Переход лепета в слоги, появление способности понимать и выполнять простые инструкции «дай», «на» (способность воспринимать функцию обращенной речи, регулирующую поведение), первые односложные слова «ба-ба», «ма-ма».

2-ой год жизни

1 год

Появление однословных предложений.

1 год 3 месяца

Увеличение запаса слов до 30.

1 год 6 месяцев

Увеличение запаса слов до 40-50, легко повторяет часто слышимые слова.

1.5-2 года

Появление фраз, двухсловных предложений.

2 года

Появление вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?»

2 года

Увеличение запаса слов до 200-300.

3-ий год жизни

2 года

Начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами.

2 года

Появление трехсловных предложений.

2 года 6 месяцев

Появление многословных предложений.

2 года 6 месяцев - 3 года

Активная речь с использованием сложноподчиненных предложений, при этом могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие).

3 года

Запас слов до 800-1000. Появление вопросов: «Когда?», «Почему?»


1 месяц

Мишка Тедди, косолапый, разверни тихонько лапы

(подняв обе ножки тихонько раздвинуть их в стороны)

Снова их соедини и к животику прижми

(согнуть ножки в коленках и прижать к животику)

Мишка лапки поднимает, разгибает и сгибает

Марк от мамы убегает

(попеременно сгибать и разгибать ножки ребенка)

***

Потягунушки, потягунушки                 У белого котика

Поперек себя толстунушки,                  Мягеньки лапки

Вдоль - долгунушки,                        Но на каждой лапке

Глазки – глядунушки,                         Коготки царапки!

Ножки – бегунушки,

Ручки – хватунушки ,

В ротик – говорок,

В голову – разумок!

***

       Тихо вечер догорает, горы золотя;

       Знойный воздух холодает,- спи, мое дитя!

        Соловьи давно запели, сумрак возвестя;

        Струны робко зазвенели, - спи мое дитя!

       Смотрят ангельские очи, трепетно светя;

       Так легко дыханье ночи, - спи мое дитя!

***

  1. ПОГРЕМУШКИ (различных форм и расцветок)
  2. ВОЗДУШНЫЕ   ШАРЫ
  3. МОБИЛИ

***

2 месяца

Вот летает птичка, птичка-невеличка

(легкие поглаживания всего тела)

Села птичка на плечики,

Скатилась птичка вниз с горки и прямо на мягкий животик!

(кисти рук на плечики, пальцы рук двигаются вниз)

Села птичка на ножку, пересела на носик Марику.

(попеременно коснуться ножки, носика)

Села птичка на пяточку - поклевала зернышки!

(слегка пощипать пяточки)

Села птичка на ручку – и вдруг… исчезла

(спрятать руку за спину)

***

УПРАЖНЕНИЯ    ДЛЯ    РУК

  1. вращения вперед - назад
  2. разводить в стороны, ускоряя темп, а затем поднимать и опускать их
  3. погладить ручками ребенка лицо, а затем свое
  4. свести ручки крест накрест на груди и вновь их развести

Упражнения выполнять под песенку:

Заинька попляши, серенький попляши,

Вот так попляши, да вот так попляши!

***

     Гуси ходят по утру по широкому двору,

     Беспокоятся, кричат, не сочтут никак гусят…

«Га-га-га! Го-го-го! Нет гусенка одного…»

«Не сбежал ли он в лесок?» - говорит им петушок.

«Нет, не коршун ли унес?» - спорит утка плоский нос.

А индюк «Балды  - балды! Поищите у воды».

Гуси белые сошлись, по дороге поплелись…

… И пустились по волнам… Глядь – гусенок тоже там!

Загалдели гуси враз «Как ты смел уйти от нас?»

А гусенок «Го-го-го! Мне вода милей всего!»

***

  1. В поле зрения ребенка укрепить
  1. 2 – 3 картинки с крупными простыми изображениями
  2. игрушки с колокольчиками (чтобы ребенок не мог их достать, но мог следить глазами)
  1. Мягкие игрушки

3 месяца

    Собака на кухне лепешки печет, (попеременно сгибать и разгибать ножки)

    Кот в уголке сухари толчет, (ножки легко прижать к животу)

    Кошка в окошке платье шьет, (ножки попеременно поднимать и опускать)

     Курочка в сережках избушку метет, (постучать пальчиками по подошвам ребенка)

    Вымыла избушку, положила голичок:

-  Ляг, голичок, под порог на бочок!

***

Улитка, улитка! Высуни рога! Дам тебе к чаю кусок пирога!

***

«КАЧЕЛИ»

 Мама на спине, колени согнуты. Ребенок лежит на голени. Ноги      

  поднимать - опускать.  Или ребенок на коленях, а мама колени  

  опускает, а туловище поднимает.

***

«КТО   ЗДЕСЬ   ЖИВЕТ?»

 Ребенок на коленях у мамы, лицом к маме. Мама перебира-

 ет пальцами, от большого пальца на ноге ребенка до мочки уха,  

 приговаривая:

- Здесь живет маленький Марик?

- Выше по лесенке!

- Здесь живет маленький Марик?

- Ещё выше по лесенке!

        - Здесь живет маленький Марик? Можно позвонить? (слегка    

        дернуть за ушко ребенка) Или постучать? (постучать по носик)

        - УРА!

***

      Гулять с ребенком по комнате, показывать и называть предметы,  

  проводя рукой ребенка по ним или прикасаясь ими к щеке ребенка.

     Различные действия с мячом, погремушкой, мобилем (медленно,

   нешумно, несколько раз)

***

Привязать к ножкам ребенка колокольчики с разнымзвучанием

***

  1. Деревянные человечки или кольца, за которые легко хвататься
  2. Погремушки, поющий волчок.

4 месяца

Игры с погремушками. Кольцо прорезыватель. Растяжки. Тряпичные игрушки. Русские народные песенки. Потешки.

***

Игры: «Зеркало», «Обезьянка».

***

«Я слышу»

Наполнить коробочки разными крупами, мелкими канцтоварами. Потрясти ими, напевая:

Как у нашего соседа весела была беседа:

Гуси – в гусли, утки – в дудки, овцы – в донцы!

***

«МОЙ   МИР»

Трогать руками кусочки ткани разной фактуры; рвать бумагу; мять нитки, мячи из поролона и др. мягкой фактуры.

***

«У   МЕНЯ   ПРОПАЛИ   РУКИ»

Держат руки на виду у малыша и напевают:

- У меня пропали руки (спрятать руки за спину),

Может быть, они от скуки убежали в зоосад? Нет, нашлись мои беглянки (вытащить руки). Они с джемом были в банке. Мои руки просто клад!

***

«МЫШКА»

Вышла мышка за порог («пробежать» по телу ребенка пальчиками)

Покрутила хвостиком (провести пальчиками по животику)

Разбудила весь дом (легонько дернуть за ушко)

5 месяцев

                    «СТРОИМ   БАШНЮ»

        Строить совместно с ребенком башни, паровозики из кубиков.

***

«ИГРА   В   НОСОЧКИ»

        Дотягиваться ручками до носочков.

***

«Я   СОЧИНЯЮ   МУЗЫКУ»

        Дотрагиваться до разных колокольчиков на ленточке.

***

«КАЧЕЛИ»

        Качать ребенка в полотенце, приговаривая:

В замке был веселый бал, музыканты пели.

Ветерок в саду качал легкие качели.

***

КУПАНИЕ

Сине море огнем горит, бела рыба по небу летит,

По чисту полю корабль бежит, серый волк на корме стоит.

А красная лисица потявкивает:

-Хоть вправо держи, хоть влево держи, потом, куда хочешь, поворачивай!

***

ИГРУШКИ

  1. Деревянные звери.
  2. Тряпичные мячи.
  3. Звоночки.

***

СТИХИ   И   ПЕСЕНКИ

«Сорока-ворона», «Куда идет гном» и др.

6 месяцев

ЦВЕТА   И   ФОРМЫ

        Трогать рукой круг, квадрат, треугольник и называть цвет.

***

«ОТРАЖЕНИЕ   В   ЗЕРКАЛЕ»

        Вот глаза у нас какие, черные-черные,

Носик пуговкой у нас, бровки - ниточкой у глаз.

Ушки маленькие, губки аленькие,

Щечки, шейка, лобик, рот

И наш пухленький живот.

***

«Я   ТОЖЕ»

Хлопать в ладоши, топать, лоб в лоб, цокать, трясти погремушкой, стучать ложкой по тарелке.

***

ИГРУШКИ

  1. Пирамидки. Дощечки. Пластиковые стаканчики. Мячи.

***

СТИХИ   И   ПЕСЕНКИ

Потешки на коленях.

«По  ухабам ехали…»

        На ледок-то, на ледок

        Выпал беленький снежок/2 раза

        Ехал Марик, наш дружок, ехал Марик, поспешал,

        С ворона коня упал (провалился между коленями)

        Он упал, упал, лежит, никто к Марку не бежит.

        Две девушки увидали

        Скоро к Марку подбежали/2 раза

        На коня Марка сажали.

Д. Хармс  «Удивительная кошка»

Несчастная кошка порезала лапу -
Сидит, и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге -
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!

***

7 месяцев

        Соотношение картинок с настоящими предметами.

***

«УДИВИТЕЛЬНЫЕ   ИЗМЕНЕНИЯ»

                Свойства бумаги: мять, рвать, складывать, мочить, свинчивать в

         трубочку, рисовать.

Игры с губкой, лентами, водой.

***

«КТО   БЫСТРЕЕ?»

Дотягиваться до игрушки.

***

КАТАНИЕ   НА   ПОДУШКЕ.

***

СТИХИ   И   ПЕСЕНКИ

 «Ку-ку»

        Бьют часы в уголку… Слышит котик ку-ку!

         Он не верит ушам, смотрит здесь, ищет там:

         «Где ты птичка сидишь? От чего не летишь?

         Познакомься со мной, я котенок не злой!..»

         Кот мурлычет и ждет, Котик птичку зовет,

         А часы в уголку: «Глупый котик… ку-ку!»

«Сова - круглые глаза»

Сороки, вороны, галки чернобровы
Сватали совушку за белого луня:
«Сова ты, совища, круглые глазища,

Пойдешь ли ты замуж за белого луня,

За милого друга?»
Сова согласилась, сова нарядилась

В бусы рябиновы, в серьги калиновы,

В лычаны сапожки, в платье из рогожки.

***

8 месяцев

        Вырабатываем чувство ритма.

Привяжу я козлика к белой березке,

Стой, мой козлик, стой, не бодайся!

Белая березка, стой, не качайся! И др.

***

«ИСТОРИИ  ПРО  МАЛЫША»

                Сочинять и рассказывать.

***

«ПРЯТКИ

Прятать мячик под платок или в ладошку. Играть в прятки с ребенком.

***

Игрушки: резиновые для купания, игры – каталки, мешочки, заполненные крупой, бумагой, книжки. Мешочки давать, чтобы ребенок перебирал их. Книжки листать, показывать картинки и озвучивать их.

***

СТИХИ   И   ПЕСЕНКИ

         О временах года.

«На лошадке»

Скачет маленький ездок,

Быстро так, что ветерок не догонит ездока.

Для него не глубока даже встречная река,

Для него не высока, даже встречная гора…

Марш вперед, ура, ура!

Ни лесов, ни скал, ни гор, ни потопов, ни озер…

Не боится наш ездок, обгоняя ветерок!

***

9 месяцев

ИГРЫ

         «Летчик», «Где мама (папа)?», с мячом, «Американские гонки», «Тянем-потянем»

***

ИГРУШКИ

Машинки, которые можно катать, толкать, мяч для игр в воде, конь-качалка.

***

СТИХИ   И   ПЕСЕНКИ

***

Скок, лошадка! Стук-стук  дрожки!

В лес поедем к папе…имя

 (маме, бабушке, дедушке и др.)

По кривой дорожке

Скок, лошадка! Стук-стук  дрожки!

***

Дедка-дрёма.

Только мой сынок уснет - дедка-Дрёма к нам придет…

Старый Дрёма старичок, острый серый колпачок…

Дедка – Дрёма, сам с вершок, принесет с собой мешок…

А в мешке для деток сны у него припасены…

Для дурных, для шалунов не припас он сладких снов,

Но для крошки моего ЛУЧШИЙ сон есть у него!!!

***

10 месяцев

ИГРЫ

         «Прятки» (игрушки, части тела, закрывать глазки). Ползать (бегать) на перегонки. «Кубик на кубик»

***

ИГРУШКИ

  1. Яркие строительные кубики.
  2. Ведерко, совок, формочки.
  3. Машина, на которую можно сесть.

***

СТИХИ   И   ПЕСЕНКИ

Различные колыбельные. Потешки.

Стёпка-растрепка.

Ай да диво, что за грива! Ай да ногти, точно когти!

Отчего ж он так оброс?

Он чесать себе волос и ногтей стричь целый год не давал-

И стал урод!

Чуть покажется на свет, все кричат ему во след:

- Ай да, Стёпка! Ай да растрепка!

***

11 месяцев

ИГРЫ

         Игры с мячом, «Что это такое?», «Привет, Петрушка!»

***

ИГРУШКИ

  1. Телефон. Пирамидки. Металлофон.

***

СТИХИ   И   ПЕСЕНКИ

Стихи и песенки, в которых перечисляются числа, звуки алфавита, голосоподражание домашних животных.

***

12 месяцев

ИГРЫ

         «Ладушки», «Коза», «Сорока». Отражение в зеркале. Дыхательные упражнения.

***

ИГРУШКИ

  1. Головоломки (матрешки, почтовый ящик, нетрадиционные пирамидки).
  2. Заводные игрушки.
  3. Кухонная утварь.

***

СТИХИ   И   ПЕСЕНКИ

Русские народные песенки, потешки. Стихи советских авторов. Первые

сказка: «Курочка Рябя», «Теремок», «Репка», «Колобок».

***

Игры со стишками, песенками и движениями

Как весело выучить названия частей тела.


Дарики, дарики, ай да комарики,
Вились, кружились да в ручку (в носик, в попку, в глазик) вцепились КУСЬ.

Если вы повторяете стихотворение слово в слово, а меняете только название части тела и в это время чуть пощипываете ребёнка за названное место, то он быстро всё выучит, и будет прятать то, что вы называете. Игру можно усложнять до бесконечности, например «в правое ушко вцепились»  или «в мамину ручку» и т.д. Играть в эту игру можно хоть с рождения, но если вы хотите выучить название частей тела, то для начала не больше 4-х, и пока их не запомнит, другие не вводить.

***

Что это у нас? Взрослый задает вопрос, а малыш должен показать то, о чем спрашивается, сначала по показу.

У меня такой вопрос: Где у нас курносый нос?
Где же глазки наши? Нет их в мире краше!
Где же наши щечки, щечки-лепесточки?
Где же наши ушки? Ушки-лопоушки!
Где у нас волоски? Вот они, в прическе!
Где у нас головка? Покиваем ловко!
Где же наши губки? Где же наши зубки?
Где же ручки наши? Вот мы их покажем!
Где же наши пальчики, Маленькие мальчики?
Где у нас ладошки? Похлопаем немножко!
Где же наши ножки? Походим по дорожке!
Где же пятки наши? Вот сейчас мы спляшем!

***

Едем-едем... 

Чики-чики, чикалочки, (ноги вместе, поскоки на месте)

Едет гусь на палочке. (одна нога впереди, на другой подскоки)

Уточка на дудочке, (утиный шаг вперевалочку)
Петушок на будочке,
(грудь вперед - посеменить ногами)
Зайчик на тачке,
(руки перед грудью, прыжки)
Мальчик на собачке. (бег на месте)

***

Шарик


Надувала кошка шар,     
Медленно разводим руки в стороны
А котенок ей мешал.
Подошел и ножкой топ, 
Топаем ногой
А у кошки шарик лоп.    
 Громко хлопаем в ладоши


***

Кот.

Вот идет черный кот, (Делать шаги с высоким подъемом ног,)
Притаился, мышек ждет. (присесть, руки к коленям,)
Мышка норку обойдет (встать, повернуться вокруг своей оси)
И к коту не подойдет. (Руки в стороны.)

***

Зайка.


Ну-ка, зайка, поскачи,
Лапкой серой постучи.
Ты на травку упади,
Полежи и отдохни.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к елочке беги.

И назад скорей скачи.

Движения: по тексту потешки.

***

Ножки и ладошки 


Как у наших ребят
Ножки весело стучат,
Наш народ удаленький,            
Руки на поясе - топаем ножками,
Хоть и очень маленький.
Лишь устанут ножки,
Хлопаем в ладошки,                  
Затем, стоя на месте, хлопаем в ладошки.
В ладошки-ладошечки,
Веселые хлопошечки.

                                                               
***

Самолёты

Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели.
 (руки в стороны) 
На полянку тихо сели,
 (приседания, руки к коленям) 
Да и снова полетели.
 (руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны)

***

Петушок.

Шёл по берегу петух, (делать шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной)
Поскользнулся, в речку бух!
 (дальше делать круговые движения руками, приседать)
Будет знать петух, что впредь
(грозить пальчиком)
Надо под ноги смотреть.
 (делать наклоны вперед).

***

                                               Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
стоп, сели.                                      
 делать движения плечами,
Травушку покушали,                       прыгать на двух ногах,
Тишину послушали.                           прислушиваться и опять прыгать.
Выше, Выше высоко
Прыгай на носках легко!
                                                                                                                           

***

                                                 Буратино.
Буратино потянулся, (потягиваться, встать на носочки)
Раз - нагнулся, два нагнулся,
 (наклоны вправо, влево)
Руки в стороны развел,
 (руки в стороны),
Ключик, видно, не нашёл.
 (руки вниз)
Чтобы ключик нам достать,
 (встать на носочки)
Нужно на носочки встать.
 (руки вверх)

***

                                                 Дождик
Дождик, дождик, что ты льешь? (4 хлопка)
Погулять нам не даешь.
 (притопы)
Дождик, дождик, полно лить, 
(4 хлопка)
Деток, землю, лес мочить.
 (прыжки на месте)
После дождика на даче
(ходьба)
Мы по лужицам поскачем.
 (прыжки "через лужицы")

***

                                                Ладушки
Ладушки-ладошки, звонкие хлопушки! (хлопки в ладоши)
Где вы бывали, много ли работали?
 (гребем руками с растопыренными пальцами)
Рылись в песочке, пекли колобочки,
 (показываем, как печем колобочки)
Кубики сложили, домик смастерили!
 (сверху вниз ударяем одним кулачком по другому кулачку и наоборот)
У-у-у-ух!
(согнутые в локтях руки поднять над головой и соединить кончики пальцев) 

Упал домик! (ударить ладонями по коленкам)

***

                                                   Хрюшка
Я – Хрю-хрюшка, я – хрю-хрюшка, (вертим ручками, показывая «фонарики»)
Я купаю в луже брюшко,
 (гладим себя по животу)
Было розовым оно, а теперь черным-черно!
       (машем руками с

 Хрю-хрю, хрю-хрю, а теперь черным-черно!       выпрямленными ладонями
Хрю-хрю, хрю-хрю, а теперь черным-черно!        
от себя) 
Я – Хрю-хрюшка, я – хрю-хрюшка,
 (вертим ручками, показывая «фонарики»)
я купаю в луже брюшко,
 (гладим себя по животу)
Ну зачем нам нужен душ, если столько много луж!
    (машем руками с
Хрю-хрю, хрю-хрю, если столько много луж!
                 выпрямленными

Хрю-хрю, хрю-хрю, если столько много луж!                 ладонями от себя) 

***

                                                 Комарик
Не кусай, комарик злой,

(соединять и разъединять кончики большого и указательного пальцев)
Я уже иду домой.
 (сжимать и разжимать пальцы)
Дождик, дождик, помоги!
 (как будто с них летят брызги)
Комара ты прогони!
 (дуть на раскрытую ладонь)
Фу-ууу!

***

                          Где же, где же наши ручки?
Где же наши ручки?–2р. (прячем ручки за спину)
Вот, вот наши ручки! вот наши ручки!
 (показываем ручки)
Где же, где же наши глазки? Где же наши глазки?
 (ладошками закрываем глазки)
Вот, вот наши глазки! Вот наши глазки!
 (убираем ладошки и вертим головой в стороны)
Где же, где же наши ножки? Где же наши ножки?
 (как-нибудь прячем ножки)
Вот, вот наши ножки! вот наши ножки!
 (активно дрыгаем или топаем ножками)
Где же, где же наша детка? Где же наша детка?
 (прячемся (присаживаемся на

корточки, или склоняемся над стулом, или зарываемся головой в подушку или в мамины колени) 
Вот, вот наша детка! вот наша детка!
 (вылезаем из укрытия и разводим руками в стороны («Вот он я!»).

***

                                             Весёлый гном 
Жил да был весёлый гном (дети поднимают руки над головой, изображая колпак)
С круглыми ушами. 
(описывают вокруг ушей большие круги)
Он на сахарной горе 
(локти на столе, руки прямо)
Спал под воротами. 
(ладони сложены так, чтобы образовался треугольник, пальцы изображают ворота)
Вдруг откуда ни возьмись 
(руки высоко подняты над головой)
Великан явился. 
Скушать гору он хотел, 
(движения, будто едим руками)
Только подавился! 
(хватаем воздух ртом и надуваем щеки) 
Ну, а что весёлый гном? 
Так и спит глубоким сном!
 (дети изображают спящего гнома)

***

                                           Динь-динь-бом! 
Динь-динь-бом! (дети поворачивают руки ладонями вверх-вниз)

Ходит кошка с бубенцом! (ладонями по столу изображают движения кошачьих лап) 

Мыши сразу услыхали. (ладони на макушке - как ушки мыши)

Динь-бом, динь-бом! (дети поворачивают руки ладонями вверх-вниз)

 Быстро в норку побежали. (кончики пальцев быстро бегут по столу)
Динь-бом, динь-бом!
 (дети поворачивают руки ладонями вверх-вниз)

Затворили крепко дверь.  (дети прячут руки под стол)

Динь-бом, динь-бом! (дети поворачивают руки ладонями вверх-вниз)
Не поймаешь их теперь! 
(дети "грозят пальцем" то левой, то правой руки).

Динь-бом, динь-бом! (дети поворачивают руки ладонями вверх-вниз)


Утренние  потешки.

            ***        

Ты мне ручки подай, 
Да с кровати вставай, 
Умываться пойдем, 
Где водичка найдем! 

           ***
Мы проснулись, мы проснулись.
Сладко, сладко потянулись.
Маме с папой улыбнулись. 

            ***                                                                            

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
              ***
Солнышко, солнышко,
загляни в окошко.
Загляни в окошко,
разбуди Маркошку.
Чтоб денек чуть- чуть был дольше,
чтобы мы узнали больше,
чтоб игрушки не скучали,
с моим Мариком играли!

          ***                                                            

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится! 
От водички, от водицы 

Веселей цветы и птицы! 

Катя умывается, 
Солнцу улыбается!

              ***

Потянушки-потягушки,

Кто тут сладкий на подушке?

Кто тут нежится в кроватке?

Чьи тут розовые пятки?

Это кто же тут проснулся,

Кто так маме улыбнулся?

И кого так любит мама?

Вот тут кто – любимый самый!

                     

               ***

Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки-ножки,
Потягушки-пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Дай-ка локоточек
Мама поцелует!
Просыпайся, славный мой сыночек!
Как тебя люблю я!



Знакомство  с  телом.

              ***                                                                            ***

Водичка, водичка,
Умой Марику личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. 
             ***
Ротик мой умеет кушать, 
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать, 
Ручки - все хватать-хватать.
 

                 ***

Водичка-водичка,
Умой у Марка личико,
Марик кушал кашку,
Испачкал мордашку.
Чтобы был сынок всегда
Самый чистенький да-да,
Помоги, водичка,
Умыть у Марка личико.

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Марик умывайся веселей!

           ***

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки. Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай.

Одеяльцем накрывай!

Солнышко встало, утро настало. 
Давай, сынок, буди друзей! 
Вставай, Большак! 
Вставай, Указка! 
Вставай, Середка! 
Вставай, Сиротка! 
И Крошка-Митрошка! 
Привет, Ладошка!

             ***
Носик, носик, лобик,
Щечки, подбородок.
Ушки, глазки, Маркушины сказки (в этот момент пощекотать).
       ***
Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это Марка нос,
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Марка ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочим твой бочок,
Пощекочим твой бочок. 
     ***

Паучок, паучок, 
Марка хвать за бочок.
Лягушка, лягушка, 
Марка хвать за ушко.
Олени, олени, 
Марка хвать за колени.
Песик, песик, 
Марка хвать за носик.
Бегемот, бегемот, 
Марка хвать за живот.
Оса, оса,
Марка хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики, 
Марка хвать за плечики!

Готовим  еду.

             ***                                                                              ***

Лепим мы куличи, 
Круглые как личико. 
Достаем из печи,
Вкусные куличики. 
            ***                                                                                                              

Тушки, тутушки,
Пекла мама ватрушки,
Пекла мама ватрушки
Для любимого Маркушки!

Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки,
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.

Ай тата, тата, тата!
Пожалуйте решета:
Мучки просеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечём блинка,
Покормим сынка! 

            ***        ***

Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И Марку на зубок. 

Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки!

                 ***        ***

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим, 
Всем оладушек дадим.

           ***

Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.

В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для Марика калачи,
Для Марика горячи.

На столе витушки,
На столе витушки,
А в печи ватрушки.
Витушки, ватрушки

Нашему Маркушке!

Кушаем  с  потешкой.

             

               ***

Каша вкусная дымится,
Марик кашу есть садится, 
Очень каша хороша, 
Ели кашу неспеша. 
Ложка за ложкой, 
Ели по немножку. 

            ***
Утка утенка,  кошка котенка, 
Мышка мышонка  зовет на обед. 
Утки поели,  кошки поели, 
Мышки поели.  А ты еще нет? 
Где твоя ложечка? 
Скушай, хоть немножечко!

        ***

         ***
Это - ложка, это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!

Пышка, лепёшка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

                ***
Наш Сережа непосед,
Не доест никак обед.
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашу съели.

            ***

Ай, ту-ту, ай, ту-ту, 
Вари кашку круту, 
Подливай молочка, 
Накорми казачка.

 

               ***
Тили-час, тили-час
вот обед у нас сейчас
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
воробей стучит в окошко,
дайте ложечку и мне...
вот и кончился обед.
             ***
Люли, люли, люленьки, 
Прилетели гуленьки, 
Стали гули говорить: 
«Чем нам Марика кормить?» 
Один скажет: «кашкою»,
 

Другой – «простоквашкою», 
Третий скажет – «молочком, 
И румяным пирожком».

           ***
Глубоко - не мелко,
Корабли в тарелках.
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка, картошка,
Крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!


 ***
У котенка в чашке 
Было много кашки. 
Две тетери прилетели, 
Две тетери кашку съели. 
И кричат они котенку: 
- Ротозей ты, ротозей! 
Если дали тебе кашку, 
нужно съесть её скорей! 

            ***
Ой, люли, люли, люли,

В море плыли корабли,
Марку кашку привезли.
Кашенька молочненька
Для милого сыночка.
Марик, ротик открывай,
Кашку сладкую глотай.
А кто кашку кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивы

 ***
Кастрюля-хитруля
Марку кашку сварила
Платочком накрыла.
***
Я обед съедаю сам.
Открываю рот – и АМ!
Чтобы силы были
Супчик мы сварили.
Мой хороший аппетит
В животе один сидит.
Ножками топочет,
Он обедать хочет!
Вот несёт мне ложка
Супчик из горошка.
И котлету прямо в рот
Вилка шустрая несёт.
Шепчет тихо аппетит:
Сыт-сыт-сыт-сыт.

И ждет, пождет,
Марик первым придет?  

                 ***

Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму, 
А вторую за кого?
- Да за папу твоего, 
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку, 
Сьешь за бабу, 
Съешь за деду, 
За мальчишку - за соседа, 
За подружек и друзей, 
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий, 
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Маркошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!

Купание.

                   ***                                                                  ***

Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Марик мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Марику -мальченку,
Спинку и животик,
Личико и ротик -
Чистенький какой
Сыночка родной!
Кран, откройся! 
Нос, умойся! 
Мойтесь сразу, 
Оба глаза! 
Мойтесь, уши, 
Мойся, шейка! 
Шейка, мойся 
Хорошенько! 
Мойся, мойся, 
Обливайся! 
Грязь, смывайся! 
Грязь, смывайся!

           ***                                                                              ***                                                                                                                        

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
с Марика худоба.
Водичка вниз,
А Марик вверх!
 Кто тут будет куп-куп, 
По водичке - хлюп-хлюп? 
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться, 
И грязь куда-то денется.                                                                                                    

          ***

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
            ***
Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико! 
               ***

Шла купаться черепаха 
И кусала всех от страха, 
Кусь-кусь-кусь, кусь-кусь-кусь, 
Я купаться не боюсь!

"Никто, никто, тирлим-бом-бом, 
Не может догадаться, 
Куда идет веселый гном - 
А гном идет купаться!"

                                                            ***

                                       Буль, буль, буль, карасики.
                                      Моемся мы в тазике.
                                      Рядом лягушата, рыбки и утята.

От  слез.

           ***                                                                                   ***        

Не плачь, не плачь, 
Куплю калач. 
Не хныч, не ной, 
Куплю другой. 
Слезы утри, 
Дам тебе три. 

Го-ро-шин-ки, не-про-шен-ки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До Марка добрались?
Нет, портить настроение никто вас не просил!
А может, мы не плакали, а дождик моросил? 

          ***                                                                                      ***

У киски боли, 
У собачки боли, 
А у моего малыша 
Заживи-заживи-заживи.

Придет киска неспеша 
И погладит малыша 
Мяу-мяу – скажет киска 
Наша детка хороша.

         ***                                                                                 ***

У лисы боли, у волка боли,
А у Марика
Боль на веточку
В лес улети.


Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать. 

                                                                  ***
                                                Раз зубок, два зубок -
                                                Скоро Марику годок!
                                                Хнычет сыночка опять,
                                                Будем Марка утешать:
                                                Уж вы зубки вырастайте
                                                Потихонечку, полегонечку -
                                                Не мешайте Марку спать!
                                                Не мешайте нам играть!
                                                Будем прыгать и скакать,
                                                Маму нежно обнимать!

Потягушки.

             ***                                                                                     ***

На кота потягушеньки,
На дитя порастушеньки,
А в ручки хватушки,
А в ротик говорунок,
А в головку разумок!
Потягушки-потягушечки 
От носочков до макушечки! 
Мы потянемся-потянемся, 
Маленькими не останемся! 
Вот уже растем, растем!

             

                ***

Потянись дружок, 
Повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно маме улыбнись.
Я по спинке пройду,
Хворобушку отведу,
Расти ладненький
Да здоровенький. 

            ***

                   ***

Расти, Марик, выше, 
До хором, до крыши. 
Расти, не балуй, 
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины,  

Да с дом вышины.

              ***

Тяги, тяги, потягушеньки,
На детку порастушеньки!
Расти, деточка, здоровая,
Как яблонька садовая.

По  кочкам - по кочкам  (потешки  на  коленях).

               ***

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом... в яму! Бух! 
             ***

Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали 
С грибами, с орехами.
В ямку бух!

            ***

Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!

             ***
Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприприскочку
По кочкам, по кочкам —
Бултых в ямку!
           ***
Тюшка-тутушка.
Прыгала лягушка
На крутую горку,
Где живет Егорка
Бух! - покатилась!
С горки свалилась!

Едет Марик на подушке!

На подушечке верхом!

Бух! С подушки кувырком!

Потешки – ладушки (зарядка  для  пальчиков).

                  ***

- Ладушки, ладушки, где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!
На головку сели!
Ладушки запели.
         ***
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала, этому дала
Этому дала, этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил! 
               ***
Солнышко встало, здравствуй сказало.
Эй! Братец, Федя, разбуди соседей!
Вставай Большак!
Вставай Указака!
Вставай Середка!
Всавай Сиротка!
И крошка-Митрошка! 
Здравствуй, ладошка! 
             ***

                  ***

Раз, два, три, четыре, пять! 
Вышли пальчики гулять! 
Этот пальчик - гриб нашел, 
Этот пальчик - чистит стол, 
Этот - резал, этот - ел. 
Ну, а этот лишь глядел!

               ***
А ну-ка, друзья за работу
Покажем свою охоту!
Матвею дрова рубить,
Тимофею печь топить,
Савелию воду носить,
Прокопию кашу варить,
А Иванушке песнью петь и плясать
Своих друзей забавлять.
Вот мы навсегда -
Друзья не разлей вода!

            ***
Добрая бабушка
Кашу варила.
Кашу сварила,
Гостей кормила:
Этому мальчику дала –
Он дрова рубил.
Этому мальчику дала –
Он печь топил.
Этому мальчику дала –
Он воду носил.
Этому мальчику дала –
Он щи варил.
Этому мальчику сказала:
Ты дрова не рубил,
Воду не носил,
Печь не топил,
Щи не варил,
Зато песню пел
Всех потешал.
Всем было хорошо
Вот тебе каша!

Первые  шаги.

                      ***
- Куда бежите, ножки? 
- По летней дорожке, 
С бугра на бугор 
За ягодой в бор. 
В зеленом бору 
Тебе наберу 
Черной черники, 
Алой земляники. 

                   ***
Детки хлопать все умеют,
Своих ручек не жалеют.
Вот так, вот так, вот так,
Своих ручек не жалеют. 
Детки топать все умеют,
Своих ножек не жалеют.
Вот так, вот так, вот так,
Своих ножек не жалеют!

              ***
Марик, Марик маленький,
Маленький, удаленький,
Пройдись по дороженьке,
Топни, Марик, ноженькой.
                    ***
Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.

              ***

Топ, топ, топотушки...
Удивляются игрушки,
На окошко прыгнул кот:
Марик по полу идет!
Ходит не ладошками,
А топочет ножками,
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
Марик сам удивлен,
Что не падает он! 

                    ***
Топ, топ, топает малыш,
С мамой по дорожке милый стриж,
Маленькие ножки не спешат,
Только, знай, себе твердят -
Топ, топ, очень нелегки
В неизвестность первые шаги.
А в саду дорожка так длинна,
Прямо к небу тянется она.
Топ, топ, топ, топ, очень нелегки,
Топ, топ, топ, топ, пеpвые шаги.

                                                             ***
                                                  Большие ноги
                                                  Шли по дороге:
                                                  Топ-топ-топ.
                                                  Маленькие ножки
                                                  Бежали по дорожке:
                                                  Топ-топ-топ,
                                                  Топ-топ-топ. 

 Массаж  с  потешкой.

***

Рельсы, рельсы.                  (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы.                 
(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.     («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона 
Вдруг посыпалось пшено.
(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали.
(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали.  
(щипаем спинку)
Пришла лисичка, хвостиком помахала
(гладим спинку)
Прошёл слон,                   
(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,             
(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,    
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил
. (поглаживаем спину ладонями верх - вниз)
Поставил стол,
(изображаем — стол кулаком) стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку.               
(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:                         
 («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,  дзинь-точка. Шлю вам чулочки, дзинь-точка.
(каждый раз щекочем бочок)
Прочитал,                                 
(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил,                   
(щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
                   (мнем, гладим)
Сложил, отправил.                 
(«кладем письмо» за шиворот)

                   ***
Ручку ручкою погладим, 
Пальчик пальчиком потрём, 
Отдохнём совсем немножко, 
А потом опять начнём.
                          ***
Били лён, били
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями).
Колотили, колотили 
(похлопываем).
Мяли, мяли 
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали
(чертим ребрами ладоней) 
***
Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.

На стол накрывали (поглаживаем ладонями)

Перед  сном.

     ***

Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Стали Марка усыплять.

                ***
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

                   ***
Ай, люленьки да люленьки,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом ее заносит.
В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет:
(повторяем потешку)

             ***
Паучок-паучок
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал,
Для Маркуши соткал
Сон про солнышко-колоколнышко
И про дождик грибной,
И про нас с тобой.
Хочешь по лесу во сне побродить?
Глазки попробуй закрыть.

         ***
Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
Укройте меня,
А засну я сам!

           ***
За окошком вечер,
А на небе месяц...
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка - в дупле,
Собачка - в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.

               ***
Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай мой сыночек, радость моя!

               ***
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.

О  насекомых, птицах  и животных.

        ***
Тары-бары,
Растабары!
У Варвары
Куры стары!

              ***
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели три тетери,
Наклевались, улетели.

         ***
Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепешки,-
Высуни рожки! 

                ***
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко!
Твои детки на лугу
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют! 

           ***
- Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька, 
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
-Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?

 - Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!

              *** 
- Гуси-гуси?
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да-да-да.
- Так летите домой,
- А там волк за горой.
- Ну летите как хотите, 
Только крылья берегите.
Полетели-полетели-полетели 
На головку сели
Песенку запели 
(повторить потешку)

              *** 
На воротах сорока,
На заборе ворона,

На дороге воробей –
Клюет конопель. 

    ***
Кукушка, кукушка, 
Серое брюшко,  

Прокукуй мне: ку, ку – 
Сколько лет жить на веку. 

             *** 
Курочка моя,
Умница моя,
Вот пшено, водичка!
Дай ты мне яичко. 

        *** 
Пчёлы гудят – 
В поле летят. 
С поля идут – 
Медок несут.

           ***

Кар кричит ворона кар.

Ставь соседка самовар.

Гуси вы, гуси,
Красные лапки!

Где вы бывали, 
Что вы видали?
- Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
- Гуси вы, гуси, 
Красные лапки!
Щипите вы волка -
Спасайте гусёнка!

           ***
Козонька рогатая,
Козонька бодатая
Убежала за плетень,

Проплясала целый день.

Ножками коза топ-топ!

Глазками коза хлоп-хлоп!

Паучок-паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.

           ***
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт,
Забодает, забодает, забодает.

                 ***

Му-у коровка промычала,

Что же это означало

И не спросишь ведь не ловко,

Помычи еще коровка.

         *** 
Птичка-птичка,
 
Вот тебе водичка,
 
Вот тебе крошки
 
На моей ладошке.

               ***

Ква-ква-ква кричат лягушки,

Приглашаем вас подружки

В наш чудесный водоем.

Хором песни попоем.  

                   ***

Гав-гав-гав залаял Тоша,

Ты не нравишься мне кошка

Даже если я не прав,

Все равно гав гав-гав-гав!

            ***

Мяу жалуется киска

-у меня пустая миска.

Эти люди, доброй киске

Не дают украсть сосиски.  

             ***

Га-га-га горланит гусь,

Но его я не боюсь.

Может быть он сам боится,

Потому шипит и злится.

              ***                                                                                  ***

Божья коровка,                                                       У кошки - котёнок,
Улети на небо,
                                                        У утки - утёнок,
Принеси нам хлеба,
                                                У медведя - медвежонок,

Черного и белого,                                                   У лошадки - жеребёнок,

Только не горелого.                                                У свиньи - поросёнок,

                                                                                  У овечки - ягнёнок,
                                                                                 У коровки - телёнок,
                                                                                 У курочки - цыплёнок,

                                                                                  У собачки – щенок,

                                                                                  А у мамы – сынок!

Ложкой снег мешая, ночь идет большая.
Что же ты глупышка не спишь?
Спят твои соседи, белые медведи.
Спи и ты скорей, малыш!

Спят твои соседи, белые медведи.
Спи и ты скорей, малыш!

Мы плывем на льдине, как на бригантине
По суровым зимним морям.
И всю ночь соседи – звездные медведи
Светят дальним кораблям.

И всю ночь соседи – звездные медведи
Светят дальним кораблям.

Ложкой снег мешая, ночь идет большая.
Что же ты глупышка не спишь?
Спят твои соседи, белые медведи.
Спи и ты скорей, малыш!

Спят твои соседи, белые медведи.
Спи и ты скорей, малыш!

                      ***

Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!


Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.

               ***

Баю-бай, баю-бай,
И у ночи будет край.
А покуда детвора
Спит в кроватках до утра.
Спит корова, спит бычок,
В огороде спит жучок.
И котенок рядом с кошкой
Спит за печкою в лукошке.
На лужайке спит трава,
На деревьях спит листва,
Спит осока у реки, 
Спят сомы и окуньки.

                ***
Спят усталые игрушки, книжки спят, 
Одеяла и подушки ждут ребят. 
Даже сказка спать ложится, 
Чтобы ночью нам присниться. 
Ты ей пожелай: "Баю-бай!"

В сказке можно покататься на луне
И по радуге промчаться на коне, 
Со слоненком подружиться
И поймать перо жар птицы
Глазки закрывай. Баю-бай!

Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит Дрема возле нас. 
За окошком все темннее, 
Утро ночи мудренее, 
Глазки закрывай! Баю-бай

Баю-бай, должны все люди ночью спать. 
Баю-баю, завтра будет день опять. 
За день мы устали очень, 
Скажем всем: "Спокойной ночи!" 
Глазки закрывай! Баю-бай

Спят усталые игрушки, книжки спят, 
Одеяла и подушки ждут ребят. 
Даже сказка спать ложится, 
Чтобы ночью нам присниться. 
Ты ей пожелай: "Баю-бай!"

                ***

Котя-котенька-коток,
твой пушистенький хосток
Приди, котик, ночевать -
Мою детоньку качать,
Прибаюкивать.


Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога

               ***

Баю-баю, за рекой
Скрылось солнце на покой.
А у Марка у ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам под осинку,
Марку - на перинку.
Баю-баю, Маркушенька,
Засыпай скорешенько!

             ***

Спи, моя радость, усни! 
В доме погасли огни; 
Пчелки затихли в саду, 
Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит, 
Месяц в окошко глядит... 
Глазки скорее сомкни, 
Спи, моя радость, усни! Усни! Усни!

В доме все стихло давно, 
В погребе, в кухне темно, 
Дверь ни одна не скрипит, 
Мышка за печкой спит.

Кто-то вздохнул за стеной... 
Что нам за дело, родной? 
Глазки скорее сомкни, 
Спи, моя радость, усни! 
Усни! Усни!

Сладко мой птенчик живет: 
Нет ни тревог, ни забот, 
Вдоволь игрушек, сластей, 
Вдоволь веселых затей.

Все-то добыть поспешишь, 
Только б не плакал малыш! 
Пусть бы так было все дни! 
Спи, моя радость, усни! Усни! Усни!

                                                   ***

Ой-ли, Ой-ли, Ой-лю-ли                          Бай-бай- баю-бай
Прилетели голуби.                                   Поскорее засыпай
Стали гули ворковать                              Бай-бай- баю-бай
Нашу деточку качать                               Спи, малыш мой, засыпай


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации, направленные на развитие речевой деятельности детей раннего возраста в процессе предметной деятельности

Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности.Недопустима заде...

Методическая рекомендация по занятию песочной терапии для детей раннего возраста.

Во время работы с детьми мы определяем на ощупь свойства песка, активизируем в речи слова «шершавый, твердый, мягкий.» Развивем у детей мелкую моторику рук, восприятие, мышление, фантазию....

Методическая рекомендация по занятию песочной терапии для детей раннего возраста.

Во время работы с детьми мы определяем на ощупь свойства песка, активизируем в речи слова «шершавый, твердый, мягкий.» Развивем у детей мелкую моторику рук, восприятие, мышление, фантазию....

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей в условиях семьи (ранний возраст)

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей в условиях семьи (ранний возраст)....

Сборник «Методические рекомендации по организации трудовых акций для детей старшего дошкольного возраста»

В сборнике даны рекомендации педагогам ДОУ по организации трудовой деятельности дошкольников посредством проведения трудовых акций.  Данная форма организации трудовой деятельности позволит укрепи...

Методическая рекомендация по теме: «Развитие речи у детей раннего возраста»

Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи....


 

Комментарии

Ляхова Надежда Николаевна

Спасибо вам огромное!