статья "Правила дорожного движения по ФГОС для дошкольников"
статья по обж (подготовительная группа)

Павлович Наталья Владимировна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_dorozhnogo_dvizheniya_po_fgos_dlya_doshkolnikov.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Правила дорожного  движения по ФГОС  для дошкольников.

Подготовила:  Павлович  Наталья  Владимировна

ГБДОУ № 124  « Солнечные  лучики» Невского  района                           г. Санкт- Петербурга

Обучение детей правилам дорожного движения – это неотъемлемая часть воспитательного и образовательного процесса. Учитывая данные статистики по совершенным ДПП в нашей стране, эта проблема является весьма актуальной в наше время. За формирование у детей системы навыков и знаний о безопасном поведении на дорогах сегодня отвечают детские сады и школы.  Именно в их стенах начинается познание детьми азов ПДД, именно там они узнают о взаимодействии таких понятий, как пешеход и транспортное средство, аварийность и травматизм. Важная роль в изучении ПДД детьми отводится воспитателям и школьным педагогам.                                                                                

Так зачем детям знать ПДД:                                                                                                             Анализируя данные ПДД за несколько лет, характер травм, полученных детьми, можно прийти к выводу, что изучение ПДД является крайне актуальной задачей, которая существенно поможет снизить количество аварий с участием юных пешеходов.  Чтобы решить эту проблему, необходимо начинать обучение детей с самого раннего возраста, а затем постоянно освежать и пополнять эти знания уже  школьником.  Как только ребенок встал на  ноги и делает свои первые шаги, как только он вылез из коляски и топает по улице с родителями за руку – вот самое подходящее время, чтобы начинать знакомить ребенка с транспортом, проезжей частью, светофорами и правилами. Жизнь диктует прививать детям правильное поведение на дорогах уже в дошкольном возрасте. Дело в том, что маленькие дети не обладают необходимой психологической реакцией, свойственной взрослым:                                                                                                                                            не могут определить уровень опасности;                                                                                                  не умеют определять и оценивать расстояния;                                                                            часто переоценивают свои способности, считая себя быстрыми;                                                         не могут управлять своим поведением;                                                                                             не принимают никаких правил.

Обучение детей правилам дорожного движения в ДОУ:                          готовые вопросы.                                                                                                                               Знакомить детей с правилами дорожного движения (ПДД) в детском саду никогда не рано. Понимать правила поведения на проезжей части, читать самые важные знаки, знать обязанности участников движения — всё это должны уметь дети уже младшего дошкольного возраста.  По мере взросления тема ПДД в ДОУ раскрывается более глубоко, а повторение материалов из месяца в месяц, из года в год помогает дошкольникам прочно усвоить новые знания и отработать навыки безопасного нахождения на дороге.                                                                                          Занятия по ПДД в ДОУ — это то, что воспитатель обязан включить в тематический календарный план. В какой бы форме ни проводились эти занятия, они помогают снизить процент ДТП с участием детей и научить малышей культуре поведения на проезжей части.                                                                                                                                        Знакомство с правилами дорожного движения помогает:                                                           1.развить координацию дошкольников;                                                                                                        2.до автоматизма отработать действия в условиях дорожного движения и развить скорость реакции;                                                                                                                                                                     3.научить детей основным правилам поведения на дороге и возле неё.                       

Что надо рассказать детям в ДОУ о ПДД:                                                                   Мало объяснить малышу, что дорогу надо смотреть на светофор и переходить дорогу по зебре. Ребёнок в детском саду должен иметь представление о видах машин, об устройстве дорожной полосы и разных пешеходных переходов.                                                                                                                                                                     Вот первые правила, которые должны усвоить дети в группе:                                                              1.Дорогу можно переходить только  на зелёный свет и по “зебре”.                                                2.Идти рядом с полосой  машин надо по тротуару, а, если его нет, то двигаться по обочине навстречу движению.                                                                                                                                                        3.Перед переходом   сначала смотрим налево, а на разделительной полосе — направо.                                                                                                                                                    4.Надо выучить  важные дорожные указатели и знаки.                                                  

Как заниматься ПДД с детьми в ДОУ.                                                       Изучение правил дорожного движения в детском саду — это часть  воспитательно - образовательного процесса, а, значит, должно быть построено по ФГОС. Объяснение ПДД малышам в ДОУ можно включить в любой из видов занятия, которые предусматривают федеральные стандарты. Вот только несколько примеров.                                                                                                                  1.Интегрированный урок, когда на одном занятии дошкольники занимаются разными видами деятельности: творческой, подвижной, речевой. Такое занятие удачно строить с приглашенным персонажем, которого дети учат соблюдать ПДД разными способами: рисуют, говорят, поют, показывают.                                                                                2.Тематическое занятие объединяет одну тему изучения (например, знаки, общественный транспорт или сигналы светофора) на разных занятиях: музыке, физкультуре, развитии речи, ИЗО.                                                                                                                                        3.Коллективное задание, на котором вся группа ДОУ делает общий проект                           ( например, аппликацию с изображением улицы).                                                             4.Игровое занятие, в течение которого дети работают в мини-группах, а затем обсуждают то, что у них получилось.                                                                                                                       5.Урок-экскурсия, на котором дошкольники изучают рядом расположенную проезжую часть и соотносят свои знания с реальностью.                                                                                Для того, чтобы дети основательно запомнили правила дорожного движения, воспитатель должен создать условия, при которых они:                                                                                        увидят информацию;                                                                                                            услышат её;                                                                                                                                                     применят новые знания.                                                                                                                                 Для этого должны быть использованы:                                                                             наглядные материалы;                                                                                                                разнообразные речевые приёмы;                                                                                              игровые и творческие задания.                                                                                        Эффективность обучения детей ПДД зависит от оснащённости ДОУ, но, в первую очередь,  от мастерства педагога. Воспитатель, объясняющий правила дорожного движения должен совместить в занятии четыре типа педагогических приёмов:

  1. Наглядные.
  2. Словесные.
  3. Игровые.
  4. Практические.                                                                                                                                                 Наглядные приёмы преподавания ПДД детям в ДОУ:                                                                     Объяснение правил дорожного движения с помощью зрительных образов — один из самых эффективных приёмов. Наглядность можно организовать:
  • 1.картинками, например, с изображениям  дорожных  знаков или сигналов регулировщика;
  • 2.презентациями и видео, которые транслируют интересные истории, например, заметки о развитии дорожного движения или мультик по теме ПДД;
  • 3.демонстрациями, когда воспитатель показывает на своём примере правильное действие.                                                                                                                     Словесные приёмы преподавания ПДД детям в ДОУ:

Использование словесных приёмов поможет не только объяснить детям правила дорожного движения, но и поможет воспитателю проверить, как усвоен материал. К таким приёмам относятся:                                                                                                 1.беседы;                                                                                                                                              2.сказки;                                                                                                                                    3.загадки и стишки;                                                                                                                        4.чтение.                                                                                                                                Беседу с дошкольниками удобнее всего выстраивать по принципу вопрос-ответ. “Какие сигналы светофора разрешают движение пешеходу?”, “Где пересекается несколько дорог?” и т.п.  Загадки и стишки помогают воспитателю быстро переключить внимание дошкольников на тему после паузы или заминки. Для детей младшего дошкольного возраста обычно используются договорки, а в старшей и подготовительной группах ДОУ — более сложные стихотворения. Чтение, как правило, больше используется в старших группах ДОУ, в которых дошкольники могут сами читать несложные тексты. Другой вариант: воспитатель зачитывает детям истории о дорожном движении. Использовать лучше специальную детскую литературу на тему ПДД:                                                                                                                  “Дядя Стёпа — милиционер”,                                                                                                                 “Моя улица” (С. Михалков);                                                                                                                  «Шофёр” (Б.Заходер);                                                                                                                    “Светофор” (Г.Георгиев);                                                                                          “Милиционер” (Н. Носов);                                                                                                          “Для чего нам светофор” (О. Тарутин);                                                                             “Правила движения” (В.Головко).                                                                                                   Игровые приёмы для объяснения ПДД в ДОУ:                                                                                 Игровая деятельность должна стать основной при преподавании ПДД для детей. В процессе игры дошкольники повторяют новые понятия, отрабатывают правильное поведение на дороге, развивают речь и координацию движений.             Пять видов игр уместно использовать для того, чтобы дошкольники тренировали различные дорожные ситуации:                                                                                  1.Дидактические игры по ПДД, в которых есть чёткие правила и обучающая задача.                                                                                                                            2.Сюжетно-ролевые, где дети копируют модель поведения разных участников дорожного движения. Например, отыгрывают передвижение на автобусе или переход дороги без светофора.                                                                           3.Подвижные игры хорошо использовать во время прогулки.                 4.Театрализованные игры по ПДД в ДОУ могут проходить по определённому сценарию, в котором дети играют по заданному сюжету, или сами являются режиссёрами и куклами-актёрами.                                                                   5.Пальчиковые игры удобно проводить в группе младшего дошкольного возраста и также отыгрывать разные ситуации на дороге.

Наблюдайте вместе с ребенком за ситуациями на дороге, во дворе, за пешеходами, обсуждайте увиденное с ребенком. Прочитайте ребенку подходящее поучительное художественное произведение, а потом предложите побеседовать о прочитанном, можно нарисовать соответствующую картинку.

Уроки дорожной безопасности для родителей:

Ребенок на руках. Будьте внимательны и осторожны — ребенок, находясь на руках, закрывает вам обзор дороги.

Ребенок в саночках. Помните, что санки легко опрокидываются. Этого нельзя допускать ни на проезжей части, ни рядом с ней. Смотрите на ребенка чаще. Старайтесь идти по середине тротуара, дальше от «сосулек».

Выход из общественного транспорта. Первыми пусть выходят всегда взрослые, принимая ребенка, так как он может вырываться, выбежать на дорогу. Шагая по ступеням, которые рассчитаны на взрослого, ребенок может упасть.

Предельная внимательность нужна тогда, когда вы выходите или заходите последними из пассажиров. Водитель может не заметить ребенка, стоящего на ступеньках, которого вы, выйдя, готовились взять, посчитает, что высадка закончилась, закроет дверь и тронется.  Поэтому выходить нужно не последним, либо взять ребенка на руки, либо предупредить водителя перед выходом.                                                                                                                 Проезд в общественном транспорте. При движении в троллейбусе, автобусе или трамвае нужно занимать устойчивое положение, особенно осторожным надо быть возле кабины водителя и во время подготовки к выходу.                                                                                    За руку с ребенком. На дороге и рядом с ней всегда помните, что ребенок может вырываться. Такая ситуация часто случается и приводит к дорожным происшествиям. Ребенок может попытаться вырваться, если увидит на другой стороне дорогие кого-то из друзей, родных и т.д.                                                                                                                    Учитесь наблюдать.Пока ребенок на улице рядом с вами, именно в период с 2 до 6 лет, во время прогулок, по дороге в детский сад и обратно, лучше и удобнее всего прививать ему навыки, о которых было сказано выше! Используйте имеющуюся возможность, пока вы находитесь рядом с ребенком на дороге, чтобы научить его наблюдать, узнавать дорожные «ловушки». Пусть он при переходе дороги тоже наблюдает, размышляет, а не просто доверяет вам. Иначе он привыкнет выходить на проезжую часть, не глядя.                                                      Пример родителей. Одно неправильное действие родителей на виду у ребенка, либо вместе с ним, может перечеркнуть сто правильных указаний на словах.   Поэтому никогда не спешите с ребенком на проезжей части, не перебегайте дорогу, спеша к автобусу, не разговаривайте о посторонних вещах при переходе дороги. Не переходите дорогу наискосок, либо на стороне от перехода, на красный свет.                        Только так вы обеспечите максимальную безопасность на дороге своему ребенку.                   Если ребенок носит очки. На дороге очень важную роль имеет «боковое зрение», так как пешеход переходит дорогу, находясь боком к транспорту. Поскольку в очках «боковое зрение» ослаблено, нужно учить ребенка с удвоенной тщательностью наблюдать, узнавать ситуации «закрытого обзора». Еще тщательнее учить ребенка оценивать скорость приближающегося транспорта.

Итак, только культура поведения родителей, строгое соблюдение правил дорожного движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка поможет нам вместе воспитать и привить ему привычки и навыки безопасного поведения на улице!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по правилам дорожного движения по ФГОС в старшей группе "Юный пешеход"

Цели: формировать у старших дошкольников правила безопасного поведения на дорогах.Закрепить знания у детей разных видов дорожных знаков.Воспитывать в детях чувства ответственности, довести до сознания...

Азбука дорожного движения.Презентация по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Презентация по обучению дошкольников правилам дорожного движения....

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...

Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»

Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших...

«Игра - квест по обучению дошкольников правилам дорожного движения по ФГОС»

Пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру....