Обучающие игры по безопасности детей дошкольного возраста
материал по обж

Кукина Марина Викторовна

Доклад:

«Обучающие игры по безопасности детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_bezopasnosti_v_detskom_sadu.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Барвихинская СОШ дошкольное отделение детский сад № 31

                                           

Доклад:

«Обучающие игры по безопасности детей дошкольного возраста»

                                         

                               

                         Воспитатель:

                         Кукина М.В.

                   

                                                           п. Барвиха

2021

Содержание:

1. Значение игр по основам безопасности в ДОУ

2. Виды игр для различных групп

3. Возможные игры  по безопасности в детском саду

4. Структура и временной план игр

Личность формируется у человека с самого раннего возраста. Очень важно донести до детей главные правила безопасного поведения в любых возможных ситуациях. Различные игры на эту тему являются неотъемлемой частью занятий.

Значение игр по основам безопасности в ДОУ

Опасность может подстерегать любого человека где угодно. У взрослых людей уже сформировалась определённая модель поведения в угрожающих жизни ситуациях. Маленькие же дети наиболее уязвимы в подобных моментах. 

Задача взрослых — максимально подробно и доступно рассказать детям о существующих в мире опасностях, как их избежать и как лучше поступить, если всё же они наступили. Дома от родителей ребёнок получает первые знания о возможных угрожающих безопасности ситуациях. Работники детского сада должны расширять эти знания и прививать навыки правильного поведения в непредвиденных ситуациях. К дошкольникам нужен особый подход. Им необходимо донести очень сложные вопросы, показать всю важность знаний правил по безопасности и способствовать их запоминанию.

Основная деятельность детей — игровая. Информацию, преподнесённую в игре, легче донести до ребёнка, а также удобно наглядно показать и разыграть действия по предотвращению или облегчению небезопасных явлений в жизни.

Целями игр будут расширение понятий о возможных предостерегающих опасностях дома, на природе, в общении с людьми, на улице, в том числе на дороге, привитие образца безопасного поведения и получение навыков правильного действия в случае появления неблагоприятного случая.

Все возможные опасности можно обобщить в несколько категорий:

- природные опасные явления (укусы животных и насекомых, ядовитые ягоды и грибы, гроза, гололёд и т.п.);

- неприятности, возникающие от человека (грабители, похитители, драки);

- угрозы в домашнем быту (электроприборы, острые предметы);

- пожарная опасность;

- опасности на улице (дорожное движение);

- угроза здоровью (несоблюдение правил личной гигиены, неправильное обращение с лекарствами).

Виды игр для различных групп

Игры, с помощью которых дети будут усваивать основы безопасного поведения, могут быть разных видов:

  1. Дидактические, к которым относятся:

игры с предметами (игрушками) — основаны на непосредственном контакте детей с предметами, развивают сенсорное восприятие;

настольно-печатные игры, которые разворачиваются на определённом игровом поле (лото, домино и др.);

словесные — предполагают речевые действия детей, это может быть игра  закончи фразу, отгадай загадку и т.д.

  1. Подвижные — игры, в которых нужно проявлять двигательную активность, одновременно тренируя свои физические навыки:

театрализованные, предполагающие театральную постановку на определённую тему;

игры-тренинги, позволяющие мысленно присутствовать в разбираемой ситуации;

сюжетно-ролевые (дети принимают на себя роли и участвуют и решают поставленную задачу) и др.

При подготовке к проведению игр нужно учитывать возрастной фактор

Детям раннего дошкольного возраста подойдут ознакомительные игры, способные вызвать интерес к дальнейшему изучению основ безопасности (дидактические игры с предметами или игрушками). В старших группах воспитанники способны самостоятельно делать выводы, понимать взаимосвязь событий, поэтому им рекомендованы игры с усложнёнными правилами (настольные игры).

Дети по своей натуре очень любят играть, через игру они знакомятся с окружающим миром и примеряют на себя различные роли.

Возможные игры по безопасности в детском саду

С КАКОГО ВОЗРАСТА РЕКОМЕНДУЕТ-СЯ ПРОВОДИТЬ

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

С первой младшей группы

Дидактическая игра «Опасно — огнеопасно»

Учить различать предметы, которые огнеопасны

Воспитатель показывает детям множество карточек, на которых изображены предметы, представляющие опасность. Задача игроков — выбрать из карточек те, на которых нарисованы пожароопасные предметы (например, утюг, спички, плита и т.п.)

«Собери автомобиль» (из 2-х частей, из 4-х частей)

Закреплять названия видов транспорта и его составных частей

Перед детьми картинка автомобиля (автобуса, грузовика). Выдаётся материал: кусочки-элементы, из которых нужно собрать целостное изображение предлагаемого транспорта, ориентируясь на картинку перед глазами

Сюжетно-ролевая игра «Транспорт»

Формировать элементарные представления о действиях на

проезжей части

Дети принимают роли шофёров и пешеходов. Разыгрываются различные ситуации: довезти куклу до магазина, доставить строительный материал. Везти машину нужно осторожно, не наезжая на людей

Подвижная игра «Тушим пожар»

Формировать элементарные знания о пожарной безопасности

По кругу выстроены стулья, на которых лежат игрушечные огнетушители. Количество стульев с огнетушителями на одну единицу меньше, чем игроков. Дети бегают вокруг стульев. По сигналу ведущего нужно взять огнетушитель в руки и поднять вверх. Из игры выходит тот, кто не добрался до игрушки. Победителем будет игрок, поднявший последний огнетушитель на стуле.

Со второй младшей группы

Дидактическая игра «Расскажи, что не так»

Приучать к правилам ПДД

Детям показаны картинки с сюжетами дорожных ситуаций. Нужно рассказать, что на ней персонаж делает неправильно (переходит дорогу на красный свет, в неположенном месте и т.д.)

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Учить безопасности в общественном транспорте

Распределяются роли: водитель, пассажиры, пешеходы. Разыгрываются различные ситуации (женщина с ребёнком, бабушка, слепой и т.п.)

Подвижная игра «Костёр»

Уточнять порядок действий при пожаре

Игра проводится на детской площадке. Нужно брать совочком (или другой похожей небольшой ёмкостью) песок из песочницы и доносить до места, где лежит картинка с изображением костра

Подвижная игра «Переход»

Развивать знания о правилах ПДД

На полу группы нарисована «зебра». Светофор показывает красный свет. Игроки стоят. Загорается жёлтый свет, участники продолжают стоять. На зелёный свет нужно пройти через нарисованную «зебру», посмотрев сначала налево, потом направо

Игра-тренинг

«Я потерялся…»

Формировать правила поведения, если потерялся на улице

В гости к детям приходит персонаж Зайка и рассказывает детям, что на прогулке потерялся с мамой. Дети вместе с воспитателем рассказывают Зайке, как нужно поступать, если вдруг оказался один в разных ситуациях (на улице, в автобусе, магазине), кого можно просить о помощи, а кого нельзя

Подвижная игра-эстафета «Спаси игрушку»

Воспитывать смелость, желание помощь пострадавшему

Игра проходит в спортивном зале. Дети по очереди выполняют комбинацию заданий, выражающих действия по спасению игрушки (достать игрушку с гимнастической лестницы, добежать с ней до определённого места). Во время прохождения этапов игрушку нельзя ронять

Со средней группы

«Съедобный грибок положи в кузовок»

Узнавать о разновидностях съедобных и ядовитых грибов;

учить отличать съедобные грибы от несъедобных.

Перед игроками раскладываются муляжи грибов. Нужно собрать в корзину только их съедобные виды. Затем из корзины достаётся по одному грибу, игроки должны озвучить его название

Сюжетно-ролевая «Мы — пожарные»

Закреплять знание правил пожарной безопасности;

учить согласованно работать в команде.

Дети изображают бригаду пожарных. По вызову о случившемся пожаре они спешат на помощь в разных ситуациях (на улице, в квартире, в лесу)

Дидактическая игра «В мире опасных вещей»

Продолжать знакомство с опасными свойствами предметов

Воспитатель показывает детям поочерёдно разные бытовые предметы. Если предмет безопасный, дети должны хлопать в ладоши. Если опасный — топать ногами

Дидактическая игра «Мы дружим с кошками и собаками»

Расширять представления о правильном обращении с домашними животными

Воспитатель показывает детям карточки, изображающие сюжеты, происходящие с участием кошек и собак. Дети должны прокомментировать картинку: отметить правильные и неправильные действия (например, неправильно дёргать животных за хвост, бить палкой, дразнить)

Со старшей группы

Дидактическая игра «Изобрази дорожный знак»

Закреплять знания о видах дорожных знаков

За выделенное время дети должны нарисовать загаданный ведущим дорожный знак

Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь»

Расширять представления об оказании медицинской помощи;

учить навыкам оказания первой помощи.

Детьми разыгрываются различные сценки, в которых они в роли доктора помогают пострадавшим: при порезе руки, ушибе ноги, колена, повышенной температуре, заболевшем горле, кровотечении из носа. Нужно последовательно оказать первую помощь

Игра-лото «Растения в помощь здоровью»

Закрепить знания о том, что лекарственные растения могут быть помощниками в сохранении и заботе о здоровье

У каждого игрока имеется свой набор карточек с изображениями растений. Ведущий по очереди показывает карточки из своего набора. Игрок, у которого есть карточка с таким же растением, должен рассказать, как оно называется и какую пользу приносит. Если ответ верный, картинка даётся игроку. Победит тот, кто первым соберёт свой набор

«Телефон»

Закреплять навыки пользования телефонной связью в экстренных случаях

На столе стоят игрушечные машин автомобилей экстренных служб. Рассматриваются иллюстрации с изображением различных опасных ситуаций. Нужно подобрать к каждой ситуации нужный вид автомобиля и назвать номер телефона, по которому его нужно вызвать

Игра-тренинг «Незнакомец»

Тренировать навыки правильного поведения в ситуациях с незнакомым человеком

Разбирается ситуация, которая случается с Карлсоном. Он встретился с незнакомой тётей, которая предлагает ему конфеты и зовёт поехать с ней на машине. Дети размышляют о правильных ответах и поведении, рассматривая возможные исходы ситуации

Дидактическая игра «Чтобы не случилось беды»

Закреплять знания о безопасном поведении на улице;

повторять дорожные знаки.

В игре используется макет улицы с расположенными на ней различными дорожными знаками, светофорами. С помощью игровых фишек или любых маленьких игрушек обыгрываются различные ситуации на дороге

С подготовительной группы

Настольная игра «Путешествие в страну здоровья»

Закрепить знания о сохранении здоровья

Игроки бросают по очереди кубик и делают ход. В зависимости от того, на кружок с каким изображением попала фишка, нужно выполнить определённое задание. Например, объяснить, что нужно делать при кашле, высокой температуре, зубной боли или объяснить, чем полезны движения, витамины, плавание и т.п. Если игрок отвечает неправильно, пропускается ход. Побеждает тот, кто первым доберётся до «страны здоровья»

Подвижная игра-эстафета «Территория риска»

Совершенствовать представления об опасных предметах и обращении с ними

Игра проводится в спортивном зале. Дети по очереди выполняют назначенные ведущим действия на гимнастической лестнице, скамье т.п. Затем раздаётся звонок — «сигнал тревоги». В группе обнаружено множество опасных предметов. Каждый получает карточку схему с подсказками, где искать предмет (над, под, за, в). Найденные предметы раскладывают в коробки по категориям (острые, пожароопасные, ядовитые и т.д.)

Словесная игра «Служба спасения»

Закреплять знание своих личных данных;

учить правильно описывать проблему.

Воспитатель по очереди показывает на экране компьютера картинки с различными ситуациями. К каждой картинке дети должны составить короткий рассказ от имени одного из героев происходящего или стороннего наблюдателя. Всё это дети говорят в трубку игрушечного телефона

Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения»

Закреплять и систематизировать знания правил дорожной безопасности

Между детьми распределяются следующие роли: сотрудник ГИБДД, водители автомобилей, пешеходы. Разыгрываются ситуации, в ходе которых игроки не должны нарушать правила дорожного движения, за этим следить сотрудник ГИБДД

Возрастные границы игр, обозначенные в таблице, весьма условны. Использовать ту или иную игру следует, опираясь на особенности развития детей, успешное усвоение материала, их интересы. Например, игра «Нарисуй дорожный знак», которая рекомендована к проведению со старшего дошкольного возраста, может быть использована и в младшей группе. Но потребуется более тщательная подготовка к занятию, а также постоянная помощь воспитателя в корректировке рисунков. Критерии выбора во многом зависят от чутья преподавателя, ведь кто кроме него лучше определит, что сейчас будет нужнее и понятнее ребятам, какой вид игры их заинтересует больше всего.

Структура и временной план игр

Каждая игра имеет несколько этапов:

  1. Ознакомление детей с содержанием игры, объяснение правил. Это может быть показ картинок или предметов, краткая беседа, в которой выявляется готовность детей к игре (1–2 минуты).
  2. Игровые действия с обязательным перерывом на физ. минутку.
  3. Подведение итогов (1–2 минуты).

Следует отметить, что время проведение самой игры меняется в зависимости от возраста детей. Время игры в младших группах не должно превышать 10–15 минут, в таком возрасте ещё тяжело концентрировать внимание на одном виде деятельности продолжительное время. В старших группах игра в среднем занимает 20–25 минут. Это условные временные рамки. Нужно помнить, что всё зависит от особенностей игры, интереса, который дети проявили к ней, степени их усталости. Перерыв на двигательную разминку обычно занимает 2–3 минуты.

В игровой форме детям можно легко и доступно объяснить важные способы безопасности, которые необходимо знать каждому. Для этого используются различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Нужно помнить, что опасность легче предотвратить, чем бороться с ней. Важно донести это до детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге

Игры по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге...

Обучающие мультимедийные презентации для детей дошкольного возраста и их родителей

Мультимедийные обучающие презентации могут быть использованиы воспитателем как в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях, так и при организации мероприятий с их родителями....

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по основам безопасности детей дошкольного возраста «Зелёный огонёк» на 2016-2017 год (для детей старшего дошкольного возраста)

Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают и будут в...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...

Роль игры в формировании основ безопасности детей дошкольного возраста

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий в окружающем мире.Игра – это искра, зажигающая огонек пытли...

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...