Проект «Дорожная азбука»
проект по обж (младшая группа)

Проект разработан в соответствии с нормативно-законода-тельной базой и требованиями к содержанию работы по профилак-тике детского дорожно-транспортного травматизма. Направлен на решение ряда проблем дошкольного учреждения, выявленных в ре-зультатеswot иstep анализа внешних и внутренних условий, ком-плексное решение задач по обучению дошкольников правилам до-рожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt2.docx41.32 КБ

Предварительный просмотр:

За 9 лет войны в Афганистане, по официальной статистике, погибло 14 тысяч военнослужащих. Количество жертв автомобиль-ных аварий только за последний год составило 30 тысяч человек. Из них 7 тысяч детей получили черепно-мозговые травмы различ-ной степени тяжести. Такие травмы обычно имеют отдаленные по-следствия, зачастую приводят к снижению интеллекта и практи-чески всегда затрудняют возможность нормально учиться и выдерживать обычные для возраста психологические нагрузки.                Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведе-нию на улице, знание и соблюдение ими ПДД - одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации "автомобильного беспреде-ла" мало заставить ребенка "слушаться" сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собствен-ной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность.                Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывает, что взрослые сами не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложней-шие перекрестки. Одной из основных причин дорожно-транспорт-ных происшествий с детьми является незнание ими Правил доро-жного движения, правил посадки в автобус, трамвай и т.д.                         Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста.                                        Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рас-суждая о безопасности, нельзя. Удошкольников есть детские игру-шки, книжки, театр, наконец, но у них нет и быть не может дет-ского дорожного движения. Поэтому программа обучения    дошкольников поведению на дороге должна соответствовать требованиям к участнику дорожного движения и действующим ПДД.                                                                                                         Разговаривать с детьми о безопасности следует серьезно, как со взрослыми, без уменьшительных слов. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вес-ти в различных ситуациях, поэтому основной задачей взрослых яв-ляется также стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.  

В настоящее время проблема формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности является одной из актуальных. Именно до-рожно-транспортный травматизм остается приоритетной пробле-мой общества.         

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы.

Подсчитано, что каждый год во всем мире в ДТП погибает 800 тыс. человек. Статистика утверждает, что каждые сутки на улицах городов и автотрассах совершается более 430 ДТП, в которых погибают и получают травмы различной степени – 600 человек.

Дошкольный возраст характеризуется повышенной двигательной активностью, сочетаемой с любознательностью, а это в свою очередь приводит к возникновению травмоопасных ситуаций.

Еще в 1937 году В. М. Федяевской были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения, невнимательность к тому, что происходит на улице, неумение владеть собой, отсутствие осознания опасности.

Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям и в силу своего психофизического. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Статистика и анализ происшествий с детьми, проведенной ГИБДД, свидетельствуют, что травмы чаще всего происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания элементарных правил дорожного движения. Вот почему с самого раннего детства необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, транспорте и правилам дорожного движения.                        

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не искажая их содержание.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98» «Елочка» общеразвивающего вида                   с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Адрес учреждения: 428023, г. Чебоксары, ул. Грасиса, 2а

Телефон: (8352) 31-16-88

Руководитель: Гритчина Маргарита Анатольевна, высшее образование, высшая категория.

Основными участниками воспитательно-образовательного про-цесса являются ребенок, родители, педагоги, ГИБДД. Отношение участников воспитательно-образовательного процесса строится на основе сотрудничества и уважения.

Программно-методическое обеспечение.

Содержание воспитания и образования реализуется следующими программами:

Комплексные:

  •    «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.-М.:Мозаика-синтез, 2014;
  • «Программа воспитания ребенка-дошкольника» под ред. Драгуновой О. В.-Ч., 1995

Парциальная:

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» под ред. Стеркиной Р. Б.

Методическое обеспечение:

  • Белая К. Ю., В. Н. Зимунина, Кондрыкинская Л. А., Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И., Сахарова В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2004
  • Боряева Л. Б. Азбука дорожного движения. М., 2007
  • Данилова Т. И.  Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. Санкт-Петербург, 2009
  • Дурейко Л. И., Трофимова Г. В., Кузнецова Л. Ф. Как уберечь себя от беды. М., 2001
  • Извекова Н. А., Медведева А. Ф., Полякова., Л. Б., Федотова А. Н. Занятия по правилам дорожного движения. М., 2008
  •  Извекова Н. А., Медведева А. Ф., Полякова Л. Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М., 2006
  • Козловская Е. А., Козловский С. А. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. М., 2007
  • Коган М. С. Правила дорожные знать каждому положено! Новоси-бирск, 2007
  • Ковалева Н. В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для школьников. Ростов-на-Дону 2008
  • Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. М., 2008
  • Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения М., 2008
  • Чермашенцева О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. Волгоград, 2008
  • Шалаева Г. П. Азбука маленького пешехода.  М., 2008
  •  Шалаева Г. П.  Дорожные знаки для маленьких пешеходов.  М., 2007
  • Шарыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М., 2009

      В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы воспитания и обучения детей. Изучив комплексные программы: «Программа воспитания ребенка дошкольника» под ред.Драгуновой О. В., «Программа во-спитания и обучения ребенка в детском саду» М. А. Васильевой, мы пришли к выводу, что представления детей дошкольного воз-раста о правилах безопасности не систематизированы, основной объем представлений дети получают только в старшем дошколь-ном возрасте.

        Изучив парциальную программу «Основы безопасности де-тей дошкольного возраста» под ред. Р. Б. Стеркиной, мы пришли к общему мнению, что именно данная программа может выстроить систему деятельности по обучению дошкольников основным пра-вилам дорожного движения.

        Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения считается создание соответству-ющей материальной базы. В нашем ДОУ имеется транспортная площадка для отработки практических навыков.

        В группе имеется уголок безопасности дорожного движения, в котором сосредоточены дидактические и развивающие игры, до-рожные знаки, наглядные пособия. В книжном уголке сосредоточен литературный материал. Имеются атрибуты и пособия к сюжетно-ролевым играм «Мы водители», «В стране дорожных знаков».

        Диагностирование детей, с целью выявления уровня знаний правил дорожного движения, показало, что дети имеют поверхност-ные знания, нет осознанности правил безопасного поведения, от-сутствует привычка вести себя в соответствии с правилами дорож-ного движения.

        Следовательно, необходимо осуществлять целенаправленную и углубленную работу по освоению детьми практических навыков поведения в различных ситуациях городского движения через раз-нообразные формы воспитательно-образовательной деятельности.

        Анализ анкетирования родителей показал, что не все из них имеют достаточные знания, чтобы сформировать устойчивые зна-ния у своих детей. Имеются вопросы, которые требуют рассмотре-ния на различных встречах с родителями. Следовательно, необхо-димо активизировать работу по пропаганде правил дорожного дви-жения и безопасного образа жизни среди родителей.                        

         

Проблема: несовершенство предметно-развивающего простран-ства для организации работы по профилактике дорожно-транс-портного травматизма, отсутствие системы работы по ПДД.

           

Цель: формировать у детей устойчивый навык безопасного пове-дения на улицах и дорогах города, профилактика детского дорож-ного травматизма.                                                                                       Задачи:

 1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.              

 2. Развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.                                                                                                      

3. Выработать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах. Учить применять правила в различных жизненных ситу-ациях.                                                                                                        

4. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.                

5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполне-ние правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.                                                                        

6. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.                                    

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движе-ния и безопасного образа жизни среди родителей.    

               

Реализация проекта поможет:                                                                1. Повысить уровень знаний детей о ПДД                                           2. Сформировать навыки безопасного поведения на улице, умение предвидеть опасные ситуации в окружающей дорожной среде и из-бегать их.                                                                                                 3. Воспитывать дисциплинированность, культуру поведения в до-рожно-транспортном процессе детей дошкольного возраста              4. Сократить случаи дорожно-транспортных происшествий по вине детей.                                                                                                          5. Привлечь родителей к пропаганде правил дорожного движения.  

- дети;                                                                                                              - педагоги группы №9 ;                                                                                 - старший воспитатель;                                                                                 - музыкальный руководитель;                                                                     - сотрудники ГИБДД;                                                                                    - родители.

2022-2026 учебные годы.

1. Площадь территории ДОУ, подлежащая преобразованию.

2. Помещение в здании ДОУ, подлежащее преобразованию.

3. Программно-методическое обеспечение.

4. Наглядный материал:

- транспорт различного функционального назначения;                         - настольно-печатные игры;                                                                      - дидактические игры по ПДД;                                                                - плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие доро-жные ситуации;                                                                                             - атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт»;                            - дорожные знаки.

           

1 этап – подготовительный                                                                          2 этап – основной                                                                                         3 этап – заключительный    

В рамках решения задач проекта разработана система работы с детьми, родителями и педагогами.

Направление деятельности

Мероприятия

Цели и задачи

Сроки

1 этап подготовитель-ный

Изучение методической литерату-ры по вопросам обучения дошко-льников правилам дорожного движения

Повышение собственной професси-

ональной компетент-ности

Сентябрь 2022г

Изучение передового педагоги-ческого опыта по обучению до-школьников ПДД

сентябрь- октябрь 2022-2026г

Проведение диагностики с детьми

Определение уровня умений и знаний детей по ПДД

Январь, май 2023-2026г

Анкетирование родителей

Определение степени заинтересованности родителей в изучении детьми ПДД

Октябрь 2022г

2 этап основной

Оформление уголка «Школы пешехода»

Обеспечение условий для реализации проекта

октябрь-май 2023-2024г

Подбор художественной литературы по ПДД

октябрь-май 2022-2026г

Подбор наглядного материала:

- коллекция машин;

- оформление альбома для рассматривания;

- подбор иллюстраций;

октябрь-май 2022-2026г

Изготовление макетов по изучению ПДД

Октябрь 2022, сентябрь 2023г

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Мы на улице», «Мы водители», «Юный инспектор», «Регулировщик»

сентябрь- октябрь 2022-2026г

Составление картотеки подвиж-ных и дидактических игр по ПДД

сентябрь- октябрь 2022

Оформление договора о сотруд-ничестве с ГИБДД. Разработка плана совместных мероприятий.

Налаживание взаимодейст-вия с ГИБДД

Октябрь 2024г

Развлечение «Дорожный Ералаш» для детей и сотрудников ГИБДД

Ноябрь 2025г

Разработка перспективных пла-нов:

- специально-организованных за-нятий;

- бесед;

- целевых прогулок, экскурсий.

Внедрение в воспитатель-но-образова-тельный про-цесс эффек-тивных мето-дик обучения детей безопа-сному поведе-нию детей на дороге

сентябрь- октябрь 2022-2026г

Разработка методических матери-алов (конспектов занятий, сцена-риев, пособий)

сентябрь – декабрь 2022-2026г

Работа с детьми

Цикл познавательных занятий «Ребенок на улицах города»

Обучение де-тей ПДД

сентябрь-май 2022-2026г.

Минутки безопасности (беседы с детьми)

сентябрь-май 2022-2026г  

Встречи с сотрудниками ГИБДД

октябрь, декабрь, февраль 2022-2026г

Целевые прогулки, экскурсии «По улицам города»

сентябрь-май 2022-2026г  

Чтение художественной литера-туры

сентябрь-май 2022-2026г

Проведение дидактических, под-вижных, сюжетно-ролевых игр

сентябрь-май 2022-2026г

Проведение тематической недели «Безопасность на дорогах»

Апрель 2024г

Проект занятия «О чем говорят дорожные знаки?»

Декабрь 2025г

Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков»

Апрель 2026г

Просмотр видеофильмов, диафильмов, мультфильмов по ПДД

2022-2026г

Посещение детьми старшего возраста музея ГИБДД

Октябрь 2024г

Педагогиче-ское просвеще-ние родителей

Оформление папки-передвижки: «Осторожно, улица»

Круглый стол «Безопасность на улице»

Февраль 2025г

Оформление информационных листов

декабрь-май 2022-2026г

Проведение консультации:

- «Безопасность поведения на улице»

- «Предупреждение детского тра-вматизма на дорогах;

- «Бег через дорогу – враг, осо-бенно зимой»

Январь 2024г

Ноябрь 2022г

Январь 2023г

Март 2025г

День открытых дверей: показ от-крытого занятия: «Улицы города»

Май 2025г

Индивидуальные беседы с роди-телями:

- «Что мы знаем о ПДД»

- «Как учить правилам дорожного движения»

- «Правила дорожного движения – знать каждому положено»

сентябрь-май

2022г

2023г

2026г

Разработка маршрута «Дом-дет-ский сад»

Февраль  2025г

Привлечение родителей к участию в дея-тельности ДОУ

Привлечение родителей к осна-щению предметно-развивающей среды по обучению дошкольни-ков ПДД

сентябрь-май

2022-2026г

Выставка семейного творчества «Школа безопасности»

Апрель 2025г

Участие родителей в викторине «Что? Где? Когда?»

Март 2026г

Привлечение родителей к оформлению фотовыставки «Путешествие по улицам нашего города»

Май 2025г

Взаимодей-ствие с сотрудниками

Проведение консультации: «Содержание работы по ознако-млению детей дошкольного возраста с ПДД»

Апрель 2024г

Открытый просмотр «О чем говорят дорожные знаки», с использованием ИКТ

Март 2025г

Выставка игрового дидактическо-го материала

Май 2026г.

3 этап заключитель-ный

-Диагностирование детей,

-анкетирование родителей,

-презентация проекта на заседа-нии совета педагогов

Май 2022-2026г

           

   Реализация проекта в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи, что способствует установлению доверительных отношений с родителями. Однако, возможная пассивность родителей наших воспитанников по каким-либо причинам может помешать реализации проекта в полном объеме.

   Выявить, как достигнуты цели проекта, удачно ли подобраны сре-дства решения проблемы; какие факторы способствовали успеху проекта и какие – мешали этому. Надеемся, что ежедневная, кро-потливая работа по формированию у детей устойчивого навыка безопасного поведения на улицах и на дорогах города, профилакти-ки детского дорожного травматизма даст позитивные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование пректной деятельности,используя ФГТ. Проект "Дорожная азбука"

Планирование проекной деятельности,используя ФГТ...

Проект "Дорожная азбука"

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, к...

Проект "Дорожная азбука"

Проект предназначен для обучения дошкольников ПДД. Рассчитан на 4 года....

Проект "Дорожная азбука"

Проект предназначен для закрепления практических навыков безопасного поведения детей на дороге....

Паспорт педагогического проекта "Дорожная азбука"

Актуальность темы. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и б...

Проект "Дорожная азбука для детей и взрослых"

Вопрос  обучения  детей  правилам  дорожного  движения  давно  перестал  быть  второстепенным. Познавательный  проект " Дорожная  азбука  дл...

Методическая разработка мероприятия по Правилам дорожного движения: проект «Дорожная азбука»

Актуальность данной методической разработки возникла после проведения анкетирования среди родителей. Результаты анализа показали неутешительные данные: сами родители зачастую нарушают правила дорожног...