Игра-путешествие «Приключения в стране Помехи-Неумехи»
план-конспект занятия по обж

Конспект игры-путешествия предназначен для реализации работы с детьми 3-8 лет.

Использование игровых технологий позволяет оптимизировать образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей в разновозрастной группе, форма организации мероприятия – игра-путешествие, а также использование аудиовизуальных средств позволяет обеспечить успешную реализацию поставленных задач в работе с детьми с ОВЗ (слабослышащие). Материал представлен в виде конспекта, в котором подробно излагается ход мероприятия, последовательность проведения игры-путешествия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_puteshestvie_priklyucheniya_v_strane_pomehi_neumehi.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 35»

Игра-путешествие:

«Приключения в стране Помехи-Неумехи»

Автор:

Саратовкина

Валентина Анатольевна, воспитатель,

Чеглакова

Оксана Георгиевна, воспитатель

       

                                           

                                                   Усолье-Сибирское

                                             2022

        Введение

Актуальность темы обусловлена статистикой, свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а также прививать навыки безопасного поведения.

Объект исследования: детский дорожно-транспортный травматизм.

Предмет исследования: эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель: создать условия для формирования, закрепления и систематизации знаний у детей правил дорожного движения через различные виды деятельности.

Задачи:

  • Систематизировать и закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках, светофоре;
  • Формировать у детей умение обобщать, анализировать, делать выводы;
  • Активизировать знания детей, их речь, память, мышление;
  • Учить отвечать на вопросы распространенными предложениями;
  • Закрепить умение закрашивать готовые формы в одном направлении, не выходя за пределы контура
  • Развивать наглядно-образное мышление, слуховое и зрительное внимание;
  • Развивать навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к окружающим;
  • Воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Основная часть

Конспект игры-путешествия предназначен для реализации работы с детьми 3-8 лет.

Использование игровых технологий позволяет оптимизировать образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей в разновозрастной группе, форма организации мероприятия – игра-путешествие, а также использование аудиовизуальных средств позволяет обеспечить успешную реализацию поставленных задач в работе с детьми с ОВЗ (слабослышащие).

        Материал представлен в виде конспекта, в котором подробно излагается ход мероприятия, последовательность проведения игры-путешествия. В приложении представлена мультимедийна презентация, рекомендуемая к использованию в процессе проведения мероприятия.

Методы и приемы:

  • Наглядные: демонстрация наглядных пособий (слайдов);
  • Игровые: загадывание загадок, создание игровой ситуации, проблемная ситуация;
  • Словесные: постановка вопросов, беседа, обсуждение, чтение художественной литературы;

Образовательные области:

  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие

Планируемый результат:

  • Закрепляют знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках;
  • Умеют внимательно слушать, рассуждать, делать выводы;
  • Эмоционально откликаются на происходящие события.

Предварительная работа:

  • беседы о дорожных знаках, светофоре, о соблюдении правил дорожного движения;
  • прогулки к перекрестку, к проезжей части;
  • с/ролевые игры «ГИБДД», «Шоферы», «Автобус» и др;  
  • чтение художественной литературы Н. Носов. «Автомобиль», В. Клименко «Кто важнее всех на улице», Е.Житков «Светофор», «Торопыжка на улице», М.Дружинина «Мы идем по мостовой», «Воробьишка Тишка», «Мы идем через дорогу», Г. Титов «Глупый утенок играет в футбол…», М.Пляцковский «Светофор», В.Семерин «Запрещается – разрешается», В. Семерин «Держись дорожных правил строго», Г.Сапгир «Мой приятель – светофор», И.Серяков «Улица, где все спешат», «Ученный дружок»;
  • подвижные игры «Перекресток», «Красный, желтый, зеленый», «Перейти улицу», «Трамвай», «Бегущий светофор», «Умелый пешеход»;
  • дидактические игры «Светофор», «Собираем знаки», «Научим Незнайку ПДД», «Что будет, если…», «Моделируемые знаки», «Дорожные знаки» и др.;
  • просмотр мультфильмов: «Азбука безопасности на дороге»; уроки тётушки Совы, «Смешарики» - «Зебры в городе»;
  • рассматривание иллюстраций по правилам дорожного движения;
  • изготовление дорожных знаков;
  • разучивание стихотворений.

Материалы и оборудование: портативная колонка, жезл, дорожные знаки (правильные и неправильные), пазлы, мультимедийная установка, листы с изображениями контура светофора (по количеству детей), на выбор – карандаши, фломастеры, восковые мелки; игрушки и мелкие предметы (красного, желтого, зеленого цветов), обручи 6 шт.

Ход мероприятия

Воспитатель приглашает детей в зал и предлагает послушать увлекательную историю. Дети рассаживаются на ковре в круг.

Воспитатель: Ребята послушайте одну историю. Жил был на свете мальчик Петя не знал, и не хотел учиться правилам дорожного движения. Делал все по-своему. Однажды он играл в мяч, а тот выскочил на дорогу, а Петя за ним. Продолжил играть в мяч на дороге. И только пнул его ногой, и...

На экране появляется сюжетная картинка, изображающая игру в мяч на дороге

Воспитатель: Как вы думаете, что произошло? (ответы детей)

Воспитатель: Вдруг все потемнело завертелось и попал Петя в какое-то незнакомое место. Это оказалась страна Помехи-Неумехи. В его стране всегда нарушались правила дорожного движения. Помеха-Неумеха очень обрадовался Пете, ведь у него было так мало подданных. Он сказал, что Петя теперь навсегда останется в его стране. Заплакал Петя, ведь он очень хотел к маме, домой, а не жить здесь.

Воспитатель: Ребята как быть? (ответы детей) Сможем ли мы помочь Пете?

Воспитатель: Тогда мы отправляемся в удивительное и необычное путешествие в страну Потехи-Неумехи. Но для этого надо пройти непростые испытания и проверить свои знания о правилах дорожного движения. За каждое выполненное задание получаем жетон, которые мы обменяем на ключ и освободим Петю.

Звучит музыка. Появляется Помеха-Неумеха

Помеха-Неумеха: Ничего у вас не получится, останется Петечка у меня навсегда.

Воспитатель: Мы с ребятами спасем Петю. Правда, ребята? А на чем можно отправиться в путешествие?  

Воспитатель: На столах у вас пазлы «Транспорт» (на каждого ребенка). Выберете себе один и соберите. (дети выполняют задание)

Воспитатель: Собрали? Тогда не будем терять времени даром и отправимся в далекий путь на том виде транспорта, который вы сами выбрали.

Помеха-Неумеха: Не пущу вас в свою страну.

Дети двигаются по залу в рассыпную, имитируя движения транспорта.

Помеха-Неумеха мешает детям.

Воспитатель: Вот мы и на месте.

Помеха-Неумеха: Попасть то попали, но может кто останется у меня. Все ли знают правила дорожного движения. Сейчас проверю.

Игра: «Это я, это я, это все мои друзья».

- Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход?

- Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?

- Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?

- Знает кто, что красный свет - это значит - хода нет?

- Кто из вас готов идти, как зелёный свет зажгли?

Помеха-Неумеха: Надо же! Справились! Но жетон у меня не просто так заслужить, поиграем в игру «Верно - не верно». Если вы уверены и высказывание верно хлопайте в ладоши, если нет топайте ногами.

Игра «Верно – неверно»

- Ходить разрешается по проезжей части.

- Переходить улицу надо по пешеходному переходу.

- Переходить улицу можно только на жёлтый цвет светофора.

- Можно кататься там, где ездят автомобили.

- Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара.

Помеха-Неумеха: (грустно) и с этим заданием справились. Так и быть держите жетон. Но дальше задания будут сложнее, и вы не справитесь. И Петя останется со мной и еще кто-нибудь из вас. Ха-ха-ха.

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы справимся с любым заданием. Постой, Потеха-Неумеха, а что это у тебя такое?

Помеха-Неумеха: (в руках жезл) Палка какая-то. Я со своей собакой играю, бросаю палку, а она мне приносит.

Воспитатель: Ой! Ребята, а вы знаете что это такое? (ответы детей). Для чего он нужен? (ответы детей).

Давайте поиграем в игру и еще раз расскажем Помехе-Неумехе о правилах дорожного движения.

Игра «Передай жезл!».

Дети выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передается игроку слева. Передача идёт под музыку. Как только музыка перестает звучать, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое ПДД (или дорожный знак). Воспитатель если дети затрудняются, задает наводящие вопросы.

Помеха-Неумеха: Хм, как интересно! Ладно держите свой жетон. А (ласково) жезл я буду использовать по назначению, спасибо, что объяснили.

Воспитатель: Ну а мы продолжим путь. Ого, что это такое? (ответы детей: дорожные знаки, но они не правильные, «поломанные»)

Помеха-Неумеха: Все, останетесь теперь все у меня. И дороги не найдете. Вот мне повезло!

Воспитатель: Не правда. Ребята сейчас все знаки исправят, и мы продолжим наш путь дальше. Ребята, поможем дорожным знакам?

Дети исправляют ошибки в дорожных знаках, добавляют недостающие элементы, объясняют значение знаков.

Помеха-Неумеха: Все равно, будет по-моему.

Помеха-Неумеха убегает, не отдав жетона.

Воспитатель: Что делать будем? Ведь без жетона, нам ключа не видать. (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, продолжим наш путь, нам осталось еще немного. А там разберемся.

Воспитатель: Кто мне может ответить, о чем идет речь.

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти. Дети: Это светофор.

Воспитатель: Для чего нужен светофор? (Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение. Своими сигналами он разрешает или запрещает движение в одном направлении.)

На экране появляется изображение грустного светофора с неправильными цветами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите все ли в порядке со светофором? (изображение грустного светофора перепутаны цвета, н-р, фиолетовый, зеленый, и оранжевый). Надо помочь светофору и его друзьям.

Поможем ему?

Проходите к столам и раскрасьте светофор как надо, соблюдая последовательность и цвета.

Дети раскрашивают светофор. На экране появляется изображение светофора с правильными цветами, но все еще грустного.

 Воспитатель: Посмотрите, ребята, светофор все еще грустный. Как нам его развеселить? Давайте поиграем с ним в игру «Зажги светофор». Для этого разделимся на две команды (делятся на команды).

 Каждая команда выкладывает из обручей светофор   и «закрашивает» его с помощью различных подходящих по цвету предметов, которые можно найти в зале.

Дети выполняют задание.

На экране появляется анимированное изображение мигающего светофора.

Воспитатель: Ну что ж, вы справились и с этим заданием. Посмотрите на светофор, каким он стал радостным, и за то, что мы выполнили два таких сложных задания, он нам дарит два жетона.

Продолжаем наш путь. Садимся в машины, поехали! Только будьте очень внимательны и соблюдайте правила дорожного движения.

Под музыку дети двигаются друг за другом, следят за сигналами воспитателя (поднимает флажки красного, желтого, зеленого цветов)

В конце пути стоит виноватый Помеха-Неумеха.

Помеха-Неумеха: Простите меня, ребята. Вы такие дружные, знаете столько о правилах движения, что мне стыдно стало.

Воспитатель: Получи жетоны, отдай нам ключ, мы освободим Петю, заберем его домой.

Помеха-Неумеха: Держите, простите меня. Я буду изучать правила дорожного движения и исправлять все в своей стране. А теперь мне пора.

Воспитатель: Держи Помеха-Неумеха, тебе это очень пригодится. (книга о правилах дорожного движения)

Помеха-Неумеха уходит. Воспитатель и дети открывают замок, на экране появляется веселый Петя, машет детям рукой и благодарит их.

Воспитатель: Мы совершили с вами хорошее дело – спасли Петю. Думаю, и Петя и Потеха-Неумеха научатся понимать и выполнять правила дорожного движения.

Теперь нам пора возвращаться, садимся каждый в свой транспорт. Поехали.

Под музыку дети имитируют поездку на разных видах транспорта.

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Почему? Что больше всего запомнилось?

Воспитатель: В благодарность Петя прислал нам с вами подарок – настольная игра «Правила дорожного движения».

Заключение

        Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения. Дошкольный возраст наиболее сенситивен для формирования основ безопасного поведения у человека. В силу отсутствия у ребенка накопленного социального опыта в вопросах опасности, которую может представлять для него дорожное движение, необходима систематическая организация различных мероприятий, направленных на формирование у него теоретических и практических знаний в этом направлении.

        Выбранная форма организации мероприятия показала себя наиболее эффективной в работе с детьми дошкольного возраста. Применение игровых технологий отвечает возрастным особенностям дошкольников, позволяет удерживать внимание детей, формировать интерес к различным видам деятельности, достигать высокого уровня мотивации.

        Распространение опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди педагогов является одним из ведущих направлений этой темы. Но кто бы ни обучал детей правилам безопасного участия в дорожном движении, будь то родители или педагоги дошкольных образовательных организаций, важно помнить, что самое большое влияние на формирование основ безопасного поведения ребенка имеет поведение взрослых. Именно взрослым нужно своим примером показать детям как правильно вести себя на улице. При отсутствии примера правильного поведения воспитательно-образовательная работа с детьми теряет смысл.

        

Перечень методической литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. пр. №1155 Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013г.
  2. Извекова  Н.А. Занятия по правилам дорожного движения. / Н.А.  Извекова.  – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
  3. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. / Т.Ф. Саулина. – М.: Мозайка-Синтез, 2009. -107 с
  4. Черемшанцева О.В., Основы безопасного поведения дошкольников. – Волгоград: «Учитель», 2010. – 207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе

Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....

Игра-путешествие "Морское приключение".

Совместная деятельность для детей младшей группы с непосредственным участием инструктора по физической культуре и воспитателя....

Квест-игра путешествие "Невероятные приключения на необитаемом острове"

Цели: развитие любознательности и познавательной мотивации. Создавать условия для развития познавательных способностей детей. Формировать способность  устанавливать причинно-следственные связи....

Игра-путешествие: « Путешествие в волшебную страну умных игр».

laquo;Путешествие в волшебную страну Умных Игр»Занятие по теме: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»....

Игра-путешествие "Весеннее приключение"

Данный материал разработан с целью создать условия для  повышения  педагогической компетентности  родителей в вопросах  психического  и физического развития детей в процессе с...

Конспект игры – путешествия «Путешествие в волшебную страну Здоровья Играй – город»

Конспект игры – путешествия «Путешествие в волшебную страну Здоровья Играй – город»...

Игра – путешествие «Сказочные приключения» для младшего дошкольного возраста

Конспект занятия по приобщению детей к художественной литературе с использованием игровых технологий....