Проект "Осторожен будь всегда!"
проект по обж (старшая группа)

Цель проекта: Углубить знания детей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, в природе, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект39.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 "Солнышко" общеразвивающего вида

рабочего поселка Свердловский городского округа Лосино-Петровский Московской области


Проект

«Осторожен будь всегда!»

Выполнила: воспитатель

  Шаповалова Е.А.

р.п. Свердловский

2020г.

1. Паспорт проекта

Вид проекта: долгосрочный.

Тип проекта: познавательно – ориентированный

Место проведения: МБДОУ д/с «Солнышко»№7, старшая группа

Сроки проведения: 1 год, долгосрочный

Режим работы: во время и вне непосредственно образовательной деятельности.

2. Проблема

Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте, так как у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме, так и в окружающем мире.

Актуальность темы:

С появлением ребёнка на свет мама желает, чтобы он был здоровым и счастливым. Чтобы он мог противостоять неожиданным ситуациям, умел справиться в трудный момент с неожиданностями, подстерегающими его на каждом шагу, когда мамы нет рядом.

В настоящее время в связи с социальной и экологической обстановкой и с участившимися случаями, касающимися безопасности детей, считаю, актуальным взять проект на тему: «Осторожен будь всегда!»

Проблема безопасности жизни детей очень важна, так как именно она вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, поэтому является значимым создание условий в дошкольном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Поэтому мы решили помочь приобрести навыки жизнедеятельности нашим детям.

  По результатам опроса детей и родителей, и наблюдения за взаимоотношениями детей с родителями и сверстниками, проанализировав состояние здоровья детей своей группы, пришли к неутешительному выводу. Здоровыми хотят быть все, но никаких усилий к этому не прилагают.

Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Было решено совместно с родителями закрепить знания и обучение правилам безопасного поведения на улице и в лесу, подготовить консультации для детей родителями, организовать мероприятия, с их участием по правилам дорожного движения и правильного поведения в лесу.

Проблема  здорового образа жизни остро стоит в большинстве семей наших воспитанников. Поэтому педагоги совместно с родителями обязаны подготовить ребенка к опасным ситуациям, привить привычку – относиться ответственно к личной безопасности.

3. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Углубить знания детей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, в природе, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации.

Задачи (в работе с детьми):

Обучающие:

- Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.

- Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования.

- Познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.

- Познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью.

- Познакомить с телефонами экстренных служб.

Развивающие:

- Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.

- Развивать умение передавать своё отношение от общений с пожарными в рисунках и аппликации.

- Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.

- Развивать у детей самостоятельность, способствовать овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков игровой деятельности и общения.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающему миру.

- Формировать навыки осмысленного и безопасного поведения.

Задачи (в работе с родителями):

1. Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.

2. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Ожидаемые результаты:

От детей:

  1. Сформировать у детей представления о безопасном поведении в процессе реализации проекта.
  2. Продолжать формировать у детей навыки социального поведения.
  3. Повышение познавательной активности.

От родителей:

  1. Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
  2. Активное вовлечение в совместную деятельность родителей и детей по данной теме.
  3. Активизировать исследовательскую деятельность родителей.
  4. Участие в совместных мероприятиях, проходимых в рамках данного проекта.
  5. Бережное отношение к продуктам детского творчества.

От педагогов:

  1. Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий: метод проектов.
  2. Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
  3. Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
  4. Создание информационно-методической базы по данной теме.

Формы работы по реализации проекта:

Работа с детьми:

  1. Познавательные занятия
  2. Беседы
  3. Рассказ
  4. Рассказ – объяснение
  5. Работа с наглядным материалом
  6. Дискуссии
  7. Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
  8. Игровые ситуации — загадки
  9. Моделирование ситуаций
  10. Просмотр тематических фильмов
  11. Просмотр мультфильмов
  12. Конкурсы
  13. Викторины
  14. Кроссворды
  15. Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)
  16. Развлечения
  17. Праздники
  18. Экскурсии

Работа с родителями:

1. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Пожарный», «Полицейский», «Врач».

2. Приобретение и изготовление настольно-печатных игр соответствующего содержания.

3. Конкурс поделок и макетов «Будь осторожен!» (совместная деятельность детей и родителей).

4. Консультации для родителей.

План реализации проекта:

ОО

Виды деятельности

Физическое развитие

Дыхательная гимнастика «Паровозик», «Насос», «Регулировщик», «Ножницы».

Гимнастика для глаз «Кошка», «Светофор», «Автобус».

Пальчиковая гимнастика «Дом. Город. Страна», «Ножницы», «Ток бежит по проводам…»,  «Свеча», «Если же стряслась беда…», «На дворе растет трава», «Транспорт», «Фрукты», «Дорожных правил очень много», «Автомобиль», «Мы пешеходы», «Гонки», «Здоровье».

Динамические паузы «Пешеход», «Пожарный», «Кот Антипка», «Зарядка», «Светофор», «Улица», «Пешеход», «Мы в автобус дружно сели», Мы шагаем», «Постовой».

Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор». Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».

Физкультурный досуг «Знатоки безопасности»

Познавательное развитие

Рассматривание альбома «Безопасность», плакатов «Правила безопасности на улице», «Правила дорожного движения».

Рассматривание иллюстраций на тему «Дорожная безопасность».

Рассматривание иллюстраций и игра «Этих людей не нужно бояться» (полицейский,
пожарный, служба спасения, врач, инспектор ГИБДД).

Рассматривание иллюстраций «Специализированный транспорт».

.Просмотр фильма и презентации по безопасности.

Организация выставки детских книг по теме проекта

Организация выставки детских энциклопедий, познавательных журналов.

НОД:  «Осторожно, улица!».

НОД: «Если ребенок потерялся»

НОД: «Встреча с незнакомцем».

НОД: «Правила дорожные знать детям положено!»

Беседы:

«Где в природе прячутся опасности?»,  «Что такое безопасность?», «Такие разные опасности», «Незнакомец стучится в дверь», «Кто такие пожарные», «Что такое терроризм».

Дидактические игры «Найти и обезвредить», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!», «Правила дорожного движения»,  «Игра-дело серьёзное», «Мы-спасатели», «Так или не так», «Сто бед», «Убери на место», «Источники опасности», «Что мы знаем о вещах» 

Просмотр мультфильмов: «Как себя вести», «уроки о дороге»,  «Уроки осторожности» Уроки тётушки Совы, «Машины специального назначения» из сериала «Азбука безопасности смешариков», «Игра с огнём», азбука безопасности со смешариками  «Кто быстрее», «Правила безопасного поведения детей на природе»

Показ презентации и видеороликов на темы: «Предупреждение и

Безопасность детей во время пожаров», «Безопасность во время грозы»,

«Безопасность на солнце и в воде», «Осторожно Насекомые», «Ребѐнок – один дома» и «Общение детей с незнакомыми людьми», «Падение детей из окна».

Посещение музея пожарной части.

Экскурсия в пожарную часть.

Экскурсия к светофору.

Прогулка к реке в осенний и весенний периоды.

Речевое

развитие

Непосредственно образовательная деятельность (Речевое развитие):

Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда?»

Заучивание стихов и загадок по теме.

Словесные игры

Чтение художественной литературы: (стихи, пословицы, загадки)

С. Черный «Когда никого нет дома», О. Корнеева «Осторожным надо быть!», В. Волков «Как избежать беды. Советы подполковника милиции», С. Михалков «Дядя Степа», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».

Социально-коммуникативное развитие

Общение: «Бабушка забыла выключить утюг», «Если случился пожар», «Ребенок потерялся», «Береги своё здоровье и жизнь». Создание и решение проблемной ситуации.

Сюжетно - ролевые игры «Поликлиника», «Мы - пожарные», «Водители». «На дорогах города». «МЧС»- спасатели. «Строительство»

Игры на участке с использованием щита пожарной безопасности на веранде.

Художественно-эстетическое развитие

НОД «Эти я грибы беру и в корзиночку кладу». (лепка)

НОД «Спички детям не игрушка» (лепка)

НОД «Дорожные знаки» (аппликация)

НОД «Пожарный поезд» (аппликация)

НОД «Отважные пожарные» (рисование)

НОД «Опасности в быту»  (рисование)

Раскрашивание иллюстраций на тему  «Безопасность»

Конструирование «Железная дорога», «Я построю дом».

Конструирование из лего «Пожарная станция»

Продукт проекта:

- Картотека конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме;

- Картотека конспектов бесед и наблюдений;

- Картотека подвижных и пальчиковых игр;

- Картотека словесных игр, художественного слова (стихи, загадки…);

- Оформление книжной выставки, создание «библиотечки» книг по тематике;

- Поделки для выставки в группе.

- «Книжки-малышки»

- Презентации для детей;

- Подборка мультфильмов по безопасности;

- Работы детей (рисунки, макет);

- Наглядная информация для родителей (консультации).

Этапы реализации работы:

I этап:

Подготовительный

  • подбор методической и художественной литературы,
  • подбор иллюстраций по теме,
  • подбор пособий, загадок и игр по данной теме,
  • подготовка материалов для продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр);
  • подготовка информации для родителей: оформление папки-передвижки; консультаций, памяток для родителей, размещение справочной информации по тематике: пальчиковой гимнастики, задачек-ситуаций по теме.
  • оглашение целей и задач проекта детям и родителям.

II этап:

Практический

- НОД;

- наблюдения в природе (на территории детского сада);

- игровые упражнения, игры, инсценировки, чтение, выставка книг, беседы, пальчиковые игры;

- просмотр презентации, видео-ролика, мультфильмов;

- экскурсии;

- мероприятия с родителями, творческие работы родителей и детей;

III этап:

Заключительный

- физкультурный досуг;

- выставка поделок своими руками;

- отчет о реализации проекта (полученный материал по проекту);

- фотоотчет проекта;

Этапы реализации проекта.

I этап – Подготовительный

  • подбор методической и художественной литературы,
  • подбор иллюстраций по теме,
  • подбор пособий, загадок и игр по данной теме,
  • подготовка материалов для продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр);
  • подготовка информации для родителей: оформление папки-передвижки; консультаций, памяток для родителей, размещение справочной информации по тематике: пальчиковой гимнастики, задачек-ситуаций по теме.
  • оглашение целей и задач проекта детям и родителям.

II этап - Практический

Тема: «Безопасность в быту»

- Рассматривание альбома «Безопасность». Авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева и другие. 

Цель: побуждение детей к самостоятельному формулированию некоторых правил безопасности.

- Беседы «Что такое безопасность?», «Такие разные опасности». 

Цель: введение детей в тему проекта.

- Пальчиковая гимнастика «Ножницы». 

Цель: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Театрализация сказки «Волк и семеро козлят»

- Чтение художественной литературы. О. Корнеева «Осторожным надо быть!»

- Домашнее задание – отметить вместе с родителями красными кружочками все опасные предметы и места в своем доме. 

Цель: предупреждение опасности, побуждение к поисковой деятельности.

Тема: «Один дома»

НОД: «Если ребенок потерялся» 

Цель: обучить правилам поведения в ситуации, когда ребенок потерялся в торговом центре или других местах. Научить детей находить выход из создавшейся ситуации, знать свой адрес наизусть, учить описывать своих папу и маму.

НОД: «Встреча с незнакомцем».

Цель: Учить распознавать опасность, исходящую от незнакомых людей, учить осторожности в общении с незнакомыми людьми, избегать опасных ситуаций.

-Беседа «Незнакомец стучится в дверь»

- Рассматривание альбома «Один дома»

- Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам…» 

Цель: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Чтение стихотворения С. Черного «Когда никого нет дома». 

Цель: Познакомить детей с произведением, учить понимать эмоции и чувства, испытываемые героем стихотворения. Актуализировать и систематизировать представления детей о правилах поведения дома.

- Дидактическая игра «Безопасный дом». 

Цель: углубить представления детей о домашних опасностях, развитие логики и мышления.

- Рисование правил по теме «Опасности в быту» и презентация их младшим дошкольникам. 

Цель: закрепить знание темы старшими дошкольниками, способствовать развитию их монологической речи и познакомить малышей-дошколят с правилами безопасного поведения дома.

- Чтение художественной литературы. В. Волков «Как избежать беды. Советы подполковника милиции».

Тема: «Безопасность в природе»

- Беседа «Где в природе прячутся опасности?».

 Цель: закрепить правила безопасного поведения в природе, расширять представления детей о правильном поведении на природе, во время грозы, о ядовитых растениях и грибах, закрепить знания о них.

- Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое…» 

Цель: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Чтение дидактической книги о безопасности в природе «Непоседа-ветерок» И. А. Лыковой и др.

- Для самостоятельной деятельности – дидактическая игра-ходилка «Полное лукошко».

 Цель: расширение знаний детей о съедобных и несъедобных грибах.

- Лепка «Эти я грибы беру и в корзиночку кладу».

 Цель: продолжать знакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, учиться их различать, развивать конструктивные умения в лепке, закреплять знакомые приемы лепки и воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к природе и своему здоровью.

- Дидактическая игра по экологии «На лесной тропинке». 

Цель: развивать лексико-грамматический строй речи детей, логику, мышление, воспитывать любовь к природе.

- Обучение рассказыванию по мнемотаблице «Правила поведения в лесу».

 Цель: развивать монологическую речь дошкольников, умение составлять связный рассказ, экологическое воспитание детей.

- Самостоятельные экологические игры детей в уголке природы.

- Выполнение поделок из природного и бросового материала дома с родителями «Я люблю нашу природу».

Тема: «Безопасность на улице»

- Рассматривание плаката «Правила безопасности на улице», «Правила дорожного движения».

- Чтение художественной литературы. «Уроки безопасности на улице» из серии «Первые уроки дошколят», С. Михалков «Дядя Степа», . Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».

Цель: закрепить знания ПДД, развитие внимания и речи детей.

- Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много…», «У собачки острый носик…», «У него два колеса…».

 Цель: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Рисование «Уличные опасности».

- Работа в раскрасках «Будь осторожен!».

- НОД по познавательному развитию «Осторожно, улица!».

 Цель: знакомство с профессией инспектора ГАИ, ДПС, побуждение детей соблюдать ПДД.

- Развитие речи «Разгадай загадку» (Дорожные знаки и транспорт). 

Цель: развитие логического мышления детей, памяти через заучивание новых загадок.

- Дидактическая игра - самоделка «Законы улиц и дорог».

- Сюжетно-ролевая игра «Мы – водители».

- Дидактическая игра «Подбери знак», игра по макету дороги «Найди дорогу в детский сад».

 Цель: расширение представлений дошкольников о дорожных знаках и правилах дорожного движения.

- Подвижная игра «Будь внимателен!», «Красный, желтый, зеленый"

Цель: совершенствование навыков и умений двигаться в непрерывно изменяющихся условиях, развитие внимательности и осторожности.

- Изготовление атрибутов к играм.

- Изготовление макета дороги – проезжей части

Цель: развитие пространственных представлений детей, закрепление правил дорожного движения на практике.

- Самостоятельные игры с «Азбука пешехода».

Тема«Пожарная безопасность»

-Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Кошкин дом», К. И. Чуковский «Путаница», Б. Жидков «Пожар», Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»

-Беседа «Как происходят пожары», «Спички - не игра, огонь - не забава»

- Пальчиковая гимнастика «Свеча», «Если же стряслась беда…», «На дворе растет трава». 

Цель: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Дидактическая игра «Огонь - друг, огонь-враг»

- Игровая ситуация «Если в доме случился пожар»

- Силуэтная аппликация «Пожарный поезд».

- Самостоятельные сюжетные игры с пожарной станцией (макет).

- Заучивание пословиц по теме («Топор обрубит, а огонь с корнем спалит», «На воре и шапка горит», «Огонь маслом не тушат» и других).

Цель: знакомство детей с народной мудростью, развитие логики мышления и памяти.

- Рисование «Отважные пожарные».

 Цель: закрепить знания детей о пожарной безопасности, развитие творчества детей.

- Выставка работ по теме «Пожарная безопасность» и отбор лучших из них в подарок пожарной части.

- Самостоятельное конструирование из лего «Пожарная станция».

- Дидактическая игра «Доскажи словечко» (Буриме).

 Цель: развитие чувства рифмы, логического мышления, закрепление правил пожарной безопасности.

- Экскурсия в пожарную часть.

- Сюжетно-ролевая игра «МЧС».

 Цель: развитие умения быстро и правильно действовать в чрезвычайной ситуации, оказывать первую помощь.

III этап - Заключительный

Физкультурный досуг «Знатоки безопасности»

Цель: закреплять и обобщать знания о безопасности, способствовать развитию устойчивого внимания, координации движений; учить детей выполнять движения по словесной инструкции в игровых ситуациях. Продолжать развивать физические качества, формировать потребность в физическом совершенствовании.

Выставка детских работ по теме: «Безопасность дома и на улице»

Цель: раскрыть и показать имеющиеся таланты в семье - изготовление поделок по безопасности (вязание, модульное оригами, пуговицы, бисер, и.т.д).

Консультации для родителей.

Папка для родителей: «Родители! Разъясняйте детям правила уличного движения». Памятка для родителей: «Азбука для родителей» ( учим ребенка правилам безопасности) Ширма: «Безопасность ребенка на улице». - Ширма: «Дети и светофор».

Папка «Соблюдай правила пожарной безопасности»

Цель: Познакомить родителей с информацией.

Оценка результатов.

Благодаря реализации данного проекта:

- дети узнали много интересного об опасностях окружающего мира;

- получили и закрепили на практике правила безопасности на улице, в быту.

- дети могут объяснить и дать оценку о правилах дорожного движения;

- дети уверенно называют причины пожара;

- у детей сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;

- дети бережно относятся к растениям, стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.

Активность родителей в создании фотогазеты, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Нашу работу в данном направлении считаем важной, и планируем продолжить этот проект в рамках обмена опытом с коллегами нашего детского сада.

Благодаря этому проекту, работа была насыщена интересной разнообразной деятельностью, познавательными прогулками, творческими работами и положительными эмоциями.

Литература:

  1. Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стёркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г.
  2. О.В. Черемшенцева «Основы безопасного поведения дошкольников», Волгоград: Издательство «Учитель», 2012г.
  3. В.К. Полынова, З.С. Дмитриенко и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.» СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Будьте всегда вежливы"

Этикет  – это правила поведения  человека среди других   людей. наша задача в воспитании подростающего поколения заложить эти правила и научить ими пользоваться и соблюдать.Презен...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: "МАМОЧКА ЛЮБИМАЯ – БУДЬ ВСЕГДА СЧАСТЛИВАЯ"

Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей....

Спортивный праздник «Будь всегда здоров!» (совместно с родителями) средняя группа

Спортивный праздник«Будь всегда здоров!»(совместно с родителями)средняя группаЦель:привлекать родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада; развивать интерес к спортивно – массовым м...

План-конспект НОД: «Будьте всегда и со всеми добры»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

Проект " Мамочка любимая- будь всегда счастливая!"

Нравственно- этический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект направлен на формирование общечеловеческих ценностей о роли матери в жизни человека....

Проект на тему : "Вежлив будь всегда!"

Проект на тему : "Вежлив будь всегда!"...