Уголок валеологии "Секреты Айболита"
учебно-методический материал по обж (младшая группа)

Болотенкова Ольга Егоровна

Описание содержания уголка валеологии во 2-й младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_valeologicheskogo_ugolka_2_ml_gr_22-23.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное  Государственное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 2»

Управления Делами Президента Российской Федерации

Паспорт валеологического уголка

 «Секреты Айболита»

(2-я младшая группа № 7)

Воспитатели:

Чукалова З.М.

Болотенкова О.Е.

Москва, 2022

Паспорт – описание

Речевого уголка «Секреты Айболита»

«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

 

В. Сухомлинский

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно выросло. Культура здоровья - это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. 

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности. 

В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии.

Валеология - наука о здоровье.

Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Задачи валеологического воспитания:

Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.

Накопление знаний о здоровье.

Становление

валеологической

компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.

Валеологическая культура дошкольника подразумевает:

– знание о своем здоровье;

– осознанное отношение к здоровью и жизни человека;

– умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровье;

– валеологическая компетентность.

Исходя из этого, выделяются основные направления работы по валеологии в ДОУ:

Строение человека.

Значение здоровой пищи.

Как поддержать свое здоровье.

Невозможно развить ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон, уголков или центров.

Цель создания уголка: обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Задачи:

-  сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- формировать осознанное отношение к своему здоровью;

- знакомить детей со строением человеческого организма;

- формировать навыки соблюдения правил личной гигиены;

- формировать гармоничную личность.

В центре валеологии выделяются следующие составляющие:

- питание

- гигиенические навыки

- физическая культура (спорт)

1. Питание:

Цель: привитие культуры питания.

Используются такие дидактические игры и упражнения: «Полезно – вредно», «Чудесный мешочек», «Что можно приготовить из этих продуктов?», «Что, где растет?», «Соберем урожай», «Волшебная кастрюля», «Витаминная азбука» и др.

2.Гигиенические навыки.

Схемы «Как правильно чистить зубы», «Последовательность мытья рук», «Правила посещения туалета".

Дидактические игры: «Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась» и др.

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница» и др.

Также можно организовать «Сундучок чистюли», в нем лежат: зубная щетка, зубная паста, расческа, шампунь, мыло (жидкое, кусковое), платки (бумажные, тканевые, влажные салфетки), диски ватные, ватные палочки.

3.Физическая культура.

В уголке представляется наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей, различные дидактические игры. Так же здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки,  платочки. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время.

Для организации подвижных игр в уголке размещаются маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев.

Он оснащается разного вида массажными ковриками, ковриками здоровья, ковриками,  сделанными своими руками: из пуговиц, коврик с применением карандашей и бигудей – детям нравится ходить по ним + массаж стопы ног, и развития координации движений. 

Для развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары и пр.

Помимо этого, в валеологическом уголке находится подборка тематических картинок: «Гигиена и здоровье», «Я и моя безопасность», «Я и мое тело», дидактические карточки: «Азбука здоровья», «Как устроен человек».

В центре  представляются атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

Таким образом, валеология в детском саду имеет очень важное значение в воспитании будущего школьника. Эта наука учит дошкольника заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм, предотвращая возможные заболевания. Так как валеология включает в себя целый комплекс наук, то дети помимо заботы о своем теле, учатся правильно выражать свои эмоции, чувства, заботясь о своем психоэмоциональном состоянии. Учатся не бояться опасностей вокруг, а остерегаться их и искать пути устранения, а также развивают потребность заботиться не только о себе, но и о людях вокруг.
Закончить консультацию хочется словами доктора Комаровского: «Только здоровый ребенок может быть счастливым».

Наименование учреждения

ФГБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» УДП РФ

ФИО,

должность автора

Воспитатели:

Чукалова З.М.

Болотенкова О.Е.

Адресная направленность

(возрастная группа, количество пользователей)

2 – я младшая группа (3-4 года)

21 человек

Перечень оборудования/количество

Стеллаж напольный

Перечень ТСО/

количество

Ноутбук – 1 шт., колонка – 1 шт., проектор – 1 шт

Перечень материалов,

пособий

Приложение 1

Перечень литературы по жанрам/количество экземпляров книг внутри жанров

Приложение 2

Перечень видов деятельности и соответствующих им форм работы с детьми в уголке

Художественная литература и фольклор, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, трудовая, игровая. Организация тематических выставок.

Всего экземпляров книг

16 экземпляров книг

Приложение 1

  •  Дидактические и настольные игры :

- лото «Машины», «Цвета», «Формы», «Игрушки», «Овощи», «Кто где живет», «Профессии», «Мама и малыш», «Фрукты», «В магазине», «Домашние животные», «Растения, животные», «Для мальчиков», «Для девочек»

 -игры: «Где чей домик», «Кто где живет», «Что где растет», «Что из чего», «Мама и малыш», «Семья», «Овощи, фрукты», «Твой дом», «Зверята», «Парочки» «Полезно – вредно», «Чудесный мешочек», «Что можно приготовить из этих продуктов?», «Что, где растет?», «Соберем урожай», «Волшебная кастрюля», «Витаминная азбука», « Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась»

-кубики: «Мама и малыш», «Игрушки», «Домашние животные», «Дикие животные», «Половинки»,  «Кто как кричит»

-деревянные: «Фрукты, ягоды», «Лесные животные», «Домашние животные», «На ферме», «Мама и малыш», «Цвета»,  «Игрушки»

-шнуровки

-мозаики

  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр : «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница», «Семья»
  • Театры:

-настольный:-«Гуси - лебеди», «Репка», «Машенька и медведь»

           -деревянный:-«Колобок»,  «Репка»

           -пальчиковый: «Теремок», «Три медведя», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и медведь»

           -магнитный: «На ферме»

           -теневой: «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Волк и козлята», «Репка»

            - театр на руку: «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Волк и козлята», «Репка», «Лиса и заяц»

  • Игрушки резиновые для обыгрывания сюжетов
  • Ширма настольная
  • Лотки с нестандартным оборудованием
  • Оборудование для развития речевого дыхания: листочки, трубочки, ватные шарики
  • Шарики Су-Джок
  • Цветные карандаши, бумага
  • Трафареты
  • Предметные картинки

-«Гигиена и здоровье», 

-«Я и моя безопасность», 

-«Я и мое тело»,

-дидактические карточки: «Азбука здоровья», «Как устроен человек», 

-одежда

-посуда

-мебель

-игрушки

-мамы и детки

-грибы и ягоды

-профессии

-транспорт

-дикие животные

-времена года

-птицы

- деревья и др.

  • Сюжетные картины и картинки:

-осень

-зима

-весна

- лето

-дикие животные

-домашние животные

-хорошо у нас в саду

-в городе, в деревне

-русские народные сказки

-дорожное движение

  • Дидактическая игра: «Знакомимся с одеждой и последовательностью в одевании», «Наши органы чувств», «Вредно-полезно», «Волшебная книжка»
  • Библиотечка  речевых упражнений:

-Дыхательная гимнастика

-Артикуляционная гимнастика в картинках

-Игры и упражнения на развитие связной речи с использованием нестандартного оборудования

-Картотека пальчиковой гимнастики

  • - Книги для рассматривания детьми
  • -Схемы «Как правильно чистить зубы», «Последовательность мытья рук», «Правила посещения туалета".
  • Ширмы для родителей: «Осторожно-гололед», «Как научить ребенка одеваться самостоятельно», «Вирусные инфекции» и др.
  • Спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки,  платочки.
  • Маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев.
  • Массажные коврики, коврики с шипами, коврики,  сделанными своими руками: из пуговиц, коврик с применением карандашей и бигудей - массаж стопы ног, и развития координации движений.
  • Для развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары и пр.

Приложение 2

Перечень литературы по жанрам

Сказки:

  • Русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Волк и козлята», «Репка», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Рукавичка»
  • Авторские сказки отечественных авторов: «Маша и Ойка», «Как Маша поссорилась с подушкой» и др, «Мешок яблок», «Яблоко» и др.
  • Авторские сказки зарубежных авторов: Д. Биссет «Забытый день рождения», « Все  кувырком»,  Л. Муур «Крошка Енот», «Три поросенка», «Красная шапочка»

Рассказы:

  • О животных «Рассказы про Томку», «Большие и маленькие»
  • О человеке:«Вежливые слова», «Вечная сказка», «Воспитание на примерах», «Вот так бывает», «Вот какой упрямый», «Вот так погуляли», «Если все не так», «Зайка»(серия), «Кого я люблю», «Круглый год», «Про тебя, про меня», «Про нас с тобой», «Рассказы про меня», «Ты и я», «Цыпленок Пик»

Картотека книг писателей:

  • В. Сутеев
  • К. Чуковский
  • А. Барто
  • С. Маршак
  • С. Прокофьева
  • Е. Чарушин

Литература:

1.Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). Н. О.Сизова.: СПб.:Паритет, 2008.

2.Оздоровительные игры. Младшая группа/авт. – сост. С. Е Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.

3.Оздоровительные занятия с детьми 3-7 лет. Картушина М. Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

4.Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: учитель, 2011.

5.Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/авт. – сост. Т. Г.Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011.

6.Будь здоров, дошкольник! Т.Токаева Программа физического развития детей 3-7 лет – Сфера, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о смотре-конкурсе на лучший физкультурный уголок и смотр-конкурс на лучший уголок

Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами. В Положении четко оговариваются цели и задачи смотра, сроки, критерии оценки физкультурных  уголков. Материал о смотре  со...

положение о смотре-конкурсе на лучший уголок физкультуры и смотр-конкурс на лучший физкультурный уголок

Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами.  В содержании Положения цели и задачи, сроки проведения, критерии оценки. В материале по смотру также  содержатся цель, со...

"Книжный" Уголок + Уголок "Мой город-Миасс"

Книги играют важную роль в формировании эстетических вкусов ребенка, помогают знакомиться с окружающим миром, лучшими произведениями детских писателей. Именно поэтому в каждом детском саду существуют ...

Уголок ПДД и спортивный уголок.

Вопрос безопасности ребёнка на улицах города становится всё более актуальным в современной жизни. Незнание маленькими детьми простых правил поведения на дороге, а также халатное отношение взрослых к э...

Консультация "Психологический уголок в группе" + Положение о смотре-конкурсе "Лучший психологический уголок"

Консультация для воспитателей «Психологический уголок в группе»Уголок психологической разгрузки — это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в кото...

«Лучший спортивный уголок» спортивно-оздоровительный уголок «Радуга спорта»

laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении»Жан Жак Руссо...

«Положения о смотре конкурсе на лучший экологический уголок» и уголок двигательной активности»

laquo;Положения о смотре конкурсе на лучший экологический уголок»и уголок двигательной активности»...