Консультация "Психофизиологические особенности дошкольников и их поведение на дороге"
материал по обж

Французский психолог М. Дюваль утверждает: «Дети – это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей». Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков, и слышит он только звуки, которые ему интересны. В то время как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, откуда доносится шум приближающейся машины, детям значительно труднее определить его направление. 
В силу того, что организм ребенка находится в состоянии роста и развития и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы, необходимо учитывать следующие особенности возраста, влияющие на безопасное поведение на дороге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Усть – Ишимский детский сад №1»

Психофизиологические особенности дошкольников и поведение на дорогах.

Подготовила: воспитатель

Первой квалификационной категории

Юдина И.А.

с. Усть – Ишим,2023

Психологи давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена следующими особенностями его психофизиологического развития:

  • Неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
  • Быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
  • Процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
  • Потребность в движении преобладает над осторожностью;
  • Стремление подражать взрослым;
  • Недостаток знаний об источниках опасности;
  • Переоценка своих возможностей.

Французский психолог М. Дюваль утверждает: «Дети – это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей». Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков, и слышит он только звуки, которые ему интересны. В то время как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, откуда доносится шум приближающейся машины, детям значительно труднее определить его направление.

В силу того, что организм ребенка находится в состоянии роста и развития и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы, необходимо учитывать следующие особенности возраста, влияющие на безопасное поведение на дороге:

  • неразвитость бокового зрения (на 20-25% оно меньше, чем у взрослого);
  • расторможенность и отсутствие координации движений, например, путаются ноги при быстрой ходьбе, что затрудняет выполнение действий, даже если ребенок сознательно выполняет все правила дорожного движения для пешеходов;
  • неспособность целостно оценивать и анализировать дорожную ситуацию, видеть приближающиеся издалека транспортные средства и определять, на каком расстоянии находится движущийся автомобиль;
  • неразвитость ориентировки в пространстве, что затрудняет распознание источников звуков и их направления, определение своего местоположения относительно других объектов на дороге (спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, между, способность к восприятию пространственных отрезков; - неразвитость слухового восприятия, что не позволяет ребенку быстро отличить один сигнал (раздражитель) от другого, например, звук работающего двигателя от других шумов на дороге, для правильного выбора направления движения;
  • маленький объем памяти и внимания. Шестилетний ребенок одним взглядом при благоприятных обстоятельствах может охватить лишь два-три элемента дорожно-транспортной ситуации (сигнал светофора, разметку на дороге или пешехода, идущего впереди, поэтому за одно занятие дети могут усвоить не более двух-трех новых элементов (например, два правила дорожного движения и один знак, в зависимости от сложности знака и правила дорожного движения);
  • трудность установления причинно-следственных связей, что приводит к непониманию опасности транспортных средств и различной реакции на их виды (дети боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов); - преобладание игровых представлений о дорожных объектах над реальными. Дошкольник не понимает, что реальные транспортные средства на дороге не могут мгновенно, как их игрушечные автомобили, остановиться, даже если водитель видит его;
  • маленький рост и вес ребенок (уровень глаз в возрасте 3-х лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет - около 110 см, что несет в себе двойную опасность, с одной стороны, ограничивая обзор и восприятие дорожной ситуации самому ребенку, с другой - делая его незаметным для водителя.

Чему учить, что развивать:

  • боковое зрение, необходимое для ориентации в дорожных ситуациях, слухового и зрительного восприятия дорожной среды;
  • умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать опасные и безопасные действия на улицах и дорогах;
  • умение смотреть, видеть и слышать происходящее на дороге, определять соотношение размеров машин (большая, тяжелая, грузовая или маленькая, легковая и т. д.);
  • развивать наблюдательность, внимание, память, постепенно увеличивая их объем;
  • глазомер, чувство времени при оценке скорости машин и т. д.;
  • чувство опасности дороги и транспортных средств, но не страха. Что делать?

В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Педагоги детских дошкольных организаций должны особенно подчеркивать ценность соблюдения человеком правил. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей. Бесплатные памятки, буклеты должны быть доступны для родителей и находиться, например, в детских поликлиниках, детских отделах магазинов и т. д. Педагоги должны так стоить обучение ПДД, чтобы оно было адекватно возрасту и формам активной деятельности ребенка. Это игровая, коммуникативная, двигательная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная деятельность, чтение, где на первое место выступает не результат, а увлеченность процессом, ведущая к развитию самой деятельности, а значит – к развитию ребенка-дошкольника. Необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы. Важнейшими условиями обучения должны стать регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Высокая чувствительность детей дошкольного возраста к цвету вызывает необходимость уделять большое внимание оформлению плакатов, стендов, игр по дорожной тематике, что способствует привлечению внимания детей, активизации их образного мышления и, следовательно, эффективному усвоению ПДД. При обучении дошкольников (затем и школьников) ПДД следует обращать внимание на их индивидуальные психологические особенности. Не все дети способны воспринимать зрительную, двигательную, и слуховую информацию одновременно и эффективно. Одна из этих сенсорных систем восприятия у ребенка может быть ведущей, а другие - развиты слабее. Так, ребенок, у которого развит слуховой канал восприятия информации («аудиал», внимательно слушает, «схватывает на лету», чаще будет просить повторить сказанное, в частности название знака или Правила дорожного движения (в то же время у таких детей может не быть

«чувства тела», а движения будут нескладные). В случае, если развит зрительный канал («визуал», информация воспринимается в виде образов, графиков, таблиц, картинок, т. е. ребенку нужно на что-то смотреть, и он обязательно попросит еще раз показать, как выглядит, например, грузовой автомобиль. При преобладании канала, связанного с тактильными ощущениями, двигательной активностью, мышечной памятью («кинестетик», ребенку необходимо щупать,  трогать, что-то делать,  т. е.

двигательно пережить ощущения, связанные со словесной информацией (как правило, такие дети захотят вырезать из бумаги или нарисовать пешехода, переходящего дорогу, поиграть в подвижные игры по ПДД и т. д.). Если ведущим является двигательное восприятие, то ребенку трудно вникнуть в инструкцию, правила и другую отвлеченную информацию. Он воспринимает только те слова, которые легко оживают у него в образах. Если ребенок обладает обостренной зрительной или слуховой восприимчивостью, а мышечная у него слаба, то он будет хорошо ориентироваться в спокойной обстановке. В случае же резкого ее изменения может потерять равновесие, упасть или замереть на месте. При неполноценном зрительном восприятии ребенку трудно ориентироваться и в спокойной ситуации. Педагоги и родители должны знать особенности восприятия детей и не оставлять их на дороге без контроля. В то же время, зная эти особенности, их можно рационально использовать для развития ребенка и стараться повысить восприятие каналов, требующих укрепления с помощью физических упражнений, игр, прогулок, чтения, рисования.

Эффективные формы обучения:

  1. сюжетно-ролевые игры, которые предусматривают принятие участниками определенных ролей и предполагают подражание участниками речевому и неречевому безопасному поведению, безопасным действиям на дороге;
  2. имитационные игры - предполагают моделирование определенного поведения детей, их взаимодействие, способствуют накоплению опыта конкретной деятельности. В этих играх и двигательных игровых упражнениях дети отрабатывают навыки по выполнению правильных действий при переходе дороги, учатся давать оценку действиям пешехода и водителя. На специальных макетах дошкольники закрепляют безопасные маршруты движения в детский сад;
  3. предметные, конструкторские игры, развивающие воображение ребенка;
  4. целевые прогулки, которые дают возможность непосредственного восприятия дорожной среды, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.

Методы обучения:

  • показ наглядных образов;
  • рассказ;
  • разъяснение;
  • метод образных примеров, с опорой на позитивный опыт детей;
  • анализ предложенных ситуативных задач;
  • тренировочные упражнения;
  • интерактивный метод, направленный на активное включение детей в диалог, обсуждение, с помощью которого можно помочь дошкольникам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и

безопасные действия в конкретных ситуациях; сформировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

  • самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей.

Любой метод будет эффективным при условии системного подхода и наличия личной мотивации ребенка, которая формируется посредством его заинтересованности чем-либо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах с элементами исследования»

Чтобы выработать положительную привычку по соблюдению правил дорожного движения важно включать детей в исследовательскую, практическую работу....

Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах

Необходимо рассмотреть, какие функции и личностные характеристики особенно значимы при усвоении необходимых навыков и знаний, которые отражаются на способности ориентироваться в дорожных ситуаци...

Конспект ООД по обучению дошкольников безопасного поведения на дороге "Добрая дорога детства".

Конспект деятельности направлен на закрепление раннее полученных знаний, у детей старшего дошкольного возраста, по правилам дорожного движения....

Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах

В данной статье рассматриваются основные направления и формы работы педагогами по обучению детей правилам дорожного движения....

Консультация «Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах».

Цель: Привлечь внимание родителей к проблемам детского дорожного травматизма. Разъяснить им: как надо развивать внимание ребенка; как развивать у детей ориентировку в пространстве....