Образовательный проект «Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах с элементами исследования»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Чтобы выработать положительную привычку по соблюдению правил дорожного движения важно включать детей в исследовательскую, практическую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_s_elementami_issledovaniya.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19

комбинированного вида Пушкинского района   г.Санкт- Петербурга

Образовательный проект

«Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах с элементами исследования»

                                                                                                                   

                   Выполнили воспитатели:

Алексеева Е.В.

Кондакова О.Г.  

                                                                                                   Учитель- логопед: Шморина Е.И.

Санкт- Петербург 2013

Актуальность проекта:  

Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров,  к которым  нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым.  Для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Чтобы выработать положительную привычку по соблюдению правил дорожного движения важно включать детей в исследовательскую, практическую работу. Поэтому для нас  важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями в этом направлении.

Цель проекта: «Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах с элементами исследования».

Задачи проекта: 

1.Создать условия для осознанного и грамотного  исследования  через правила дорожного движения  в разные сезоны

2. Развивать интерес к проведению исследовательской и практической работе.

3. Повысить профессиональный уровень педагогов по знакомству с ПДД через исследовательскую деятельность.

4. Повысить активность и интерес родителей к практической работе.

5. Воспитывать  доброжелательное отношение к детским исследованиям.

        Вид проекта:

По предметной области: безопасность

По характеру предметной области:  познавательно-игровой   

По составу – групповой

По продолжительности     долгосрочный (сентябрь 2012 – сентябрь 2013год) Это обусловлено тем, что дети должны иметь возможность проследить изменения в жизни улиц, дорог,  в разные сезоны.

Участники проекта – воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.

Предполагаемый результат проекта :

      Воспитанники:

 Повысится  интерес, любознательность к  наблюдениям за дорогой, пешеходным переходом, светофором. Разовьётся привычка к получению  результативности,  и способность к воспитанию  соблюдать правила дорожного движения.

       Родители:

Активные и заинтересованные участники в составлении презентаций  по проекту по  данной теме.

Педагоги:

Осуществляют инновационную деятельность в исследовательской работе.

Повышают профессиональный уровень по знакомству детей с ПДД

Объекты исследований и наблюдений:  в качестве объекта выбраны пешеходный переход, светофор и дорога, находящая возле своего дома, что обусловлено рядом причин:

1.Изучение и соблюдение  ПДД играют важную роль в нашей жизни.

2.Многие взрослые относятся к соблюдению ПДД крайне безответственно и несознательно.

Задания для исследований и наблюдений:
Задание 1. На остановке у пешеходного перехода в районе улицы генерала Хазова. Выяснить (в течении10минут), кто больше нарушает ПДД, взрослые или дети? Проследить изменения в жизни улиц, дорог, транспорта в разные сезоны. Задание для педагогов и детей.
Задание 2. У светофора.  Сколько водителей и пешеходов нарушило ПДД в течение 10минут? Задание для педагогов  и детей.
Задание 3. У перекрёстка, пешеходного перехода, у светофора, который находится рядом с домом ребёнка.  Выяснить (в течении10 минут), кто больше нарушает ПДД, пешеходы или водители? Проследить изменения в жизни улиц, дорог, транспорта в разные сезоны.
 Задание для родителей  и детей.

Форма итогового мероприятия:

Детские и родительские презентации  проекта по ознакомлению с правилами дорожного движения через  исследовательскую деятельность.

Предполагаемый продукт проекта:

Выставка рисунков  детей по теме «Моя улица»  «Светофор» , «Пешеходный переход»

Разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с ПДД через исследовательскую деятельность.

Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме.

Разработанные буклеты, памятки рекомендации для родителей по ознакомлению детей с ПДД через исследовательскую деятельность.

План реализации проекта:

1 этап  Подготовительный

Работа с родителями

Перед началом работы по проекту рассказали родителям о целях, задачах проекта, постарались убедить их в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей.

1.Анкетирование родителей  (приложение 1)

2..Консультации для родителей «Наблюдения и исследовательская деятельность»

«Проведение разных форм  работы с детьми по  знакомству с  ПДД»

Работа с детьми

Выбрать то задание, которое больше всего нравиться. Узнать, как его выполнять.
Подумать и выяснить: всё ли мы знаем о выбранном объекте.

Подготовить оборудование для исследований и папку, в которой будут отмечаться результаты исследований и наблюдений.

Опрос детей (приложение 2)

Работа с педагогами

Консультацию для воспитателей   «Правила организации работы по  исследовательской деятельности»

Семинар-практикум по составлению презентаций  семейных  проектов.

2  этап  Основной

Совместная работа педагогов  и детей

Тема

Формы работы

Области интеграции

Безопасность

Целевые прогулки к остановке 1раз в 2недели

Познание.

- дидактические игры

«О чём говорят знаки?»,

«Угадай знак»

Социализация

-Сюжетно-ролевые («Семья», «Перекресток»  «Мы – пешеходы»)

Коммуникация

- составление коллажей;

- моделирование и анализ заданных ситуаций; 

- подбор рассказов и оформление их в книгу «Улицы нашего города»;

-беседы

- чтение художественной литературы
- минутки безопасности (перекрёсток);
- просмотр мультфильмов и игровых передач,

 - просмотр обучающих роликов:

 «Осторожные сказки».

Городские акции:

-раздача буклетов

-распространение памятки  в общественном транспорте, на улицах

Материал и оборудование


«Пешеходный  переход»




Для проведения исследований:

альбомы, листы бумаги, карандаши, фломастеры, линейка, восковые мелки.






Иллюстрации, плакаты.



Конструкторы различных видов.  Планшеты с изображением дорожных ситуаций.

 Альбомы  "Наша улица",

«Перекрёсток»




Наборы дорожных знаков.



Картотека со стихами, загадками, художественной литературой.


Атрибуты (жезл, дорожные знаки, светофор) для сюжетно-ролевых игр.


Макеты пешеходного перехода, светофора.


«Светофор»



Безопасность

1раз в 2 недели

Целевые прогулки к светофору

 Познание.

Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»

«Хорошо - плохо»

Здоровье

Спортивный досуг «В гостях у светофора».

Подвижные игры:
- «Кто быстрее соберёт светофор»,
- «Разложи знаки по форме»,
- «Весёлое путешествие»,

Коммуникация

Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»

«Что мы видели на улице» - развитие речи

«Правила и безопасность дорожного движения» - ознакомление с окружающим миром

Художественное творчество

Рисование «Наш друг Светофор»

Аппликация  « Сломанный светофор»


Занятия в РОЦ ПДДТТ и БДД (ГБОУ ЦО №650_

Совместная работа родителей  и детей


Семейные проекты






Наблюдения

Фотографирование из окна своего дома


 Фотографирование объектов по заданной теме

Беседы

Чтение художественной литературы


Зарисовки в альбомы


Просмотр познавательных передач

 Конструирование  и моделирование макетов


Фотоаппарат,


Материалы по ИЗО деятельности



Книги



Бросовый материал


3 этап Итоговый

Итоговая диагностика

Презентация проектов

Приложение

Результаты анкетирования родителей.

Цель: анкета поможет узнать насколько наши дети могут ориентироваться на улицах и дорогах города, и знают ли они правила дорожного движения

В анкетировании участвовало 17 родителей

                                                      Сентябрь 2012 года

Анкета для родителей по ПДД

Уважаемые мамы и папы! Предлагаем Вам ответить на вопросы нашей анкеты. Анкета поможет узнать насколько наши дети могут ориентироваться на улицах и дорогах города, и знают ли они правила дорожного движения

1. Ваш ребёнок добирается домой из  детского сада?

  1. Пешком. 25%
  2. На общественном транспорте. 75%

2. Знает ли Ваш ребёнок сигналы светофора?

  1. Да 25%
  2. Нет 75 %

3. Знает ли Ваш ребёнок знаки дорожного движения?

  1. Да  25%
  2.  Нет 62%
  3. Затрудняюсь ответить 13%

4. Когда Вы последний раз с ребёнком вспоминали правила дорожного движения?

  1. Я делаю это постоянно, когда приходится переходить дорогу  5%
  2. Я делал это достаточно давно 25%
  3. Не помню 70%

5. Какие виды городского транспорта знает ваш ребёнок?

  1. Автобус70%
  2. Маршрутное такси25%
  3. Электричка 5%

6.Знает ли ваш ребёнок,  что такое перекрёсток?

  1. Да  25%
  2. Нет 75%

7.Всегда ли Вы переходите с ребёнком проезжую часть по пешеходному переходу?

  1. Иногда 45%
  2. Не всегда 50%
  3. Постоянно 5%

8.Считаете ли Вы, что усилия педагогов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице:

  1. Будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны; 100%
  2. Будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны;
  3. Неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут только родители

Вывод:  Анкетный опрос родителей показал необходимость  работы в данном направлении: к сожалению, далеко не все родители понимают необходимость воспитания безопасного поведения на улицах, сами нарушают правила, что влечёт за собой очень серьёзные последствия.

Интервью с родителями:

Январь 2013год

1.Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения в нашем детском саду?

2 Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающих мероприятиях  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в нашем детском саду?

3. Считаете ли Вы необходимым обучать ребёнка ПДД?

Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

Необходимость продолжения работы в данном направлении:

Опрос детей

В анкетировании участвовало 17 детей

                                                                                                Сентябрь 2012 года

Вопросы

Для кого предназначен тротуар?

Где пешеходы обязаны переходить улицу?

Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал?

Где нужно ожидать  транспорт?

Что такое проезжая часть?

Где должен идти пешеход?

Как называется место пересечения улиц?

Для чего нужен светофор?

Анализ результатов опроса детей показал:

Вывод: результат мониторинга показал  средний уровень знаний детей по ПДД и поэтому мы со всей серьёзностью стали изучать правила дорожного движения  через исследовательскую и практическую работу.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по обучению дошкольников безопасного поведения на дороге "Добрая дорога детства".

Конспект деятельности направлен на закрепление раннее полученных знаний, у детей старшего дошкольного возраста, по правилам дорожного движения....

Статья " Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах"

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогахОдной, из приоритетных и важных для человечества потребностей является: обеспечение безопас...

Конспект «Безопасное поведение на дороге» (с элементами Триз-технологии)

Конспект учителя-логопеда С.А. Поздняковой«Безопасное поведение на дороге» (с элементами Триз-технологии)Для детей старшего дошкольного возраста...

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах...

«Использование современных образовательных технологий для обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.»

Проблема дорожно-транспортных происшествий с участием детей по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Диагностические обследования детей в рамках мониторинга...