Конспект «Безопасное поведение на дороге» (с элементами Триз-технологии)
план-конспект занятия по обж (старшая, подготовительная группа)

Позднякова Светлана Андреевна

Конспект учителя-логопеда С.А. Поздняковой

«Безопасное поведение на дороге» (с элементами Триз-технологии)
Для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bezopasnoe_povedenie_na_doroge.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгрупповой

непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

учителя-логопеда Поздняковой Светланы Андреевны

МБДОУ «ДС №375 г. Челябинск»

Тема НОД: «Безопасное поведение на дороге»

Цель: развивать устойчивые навыки безопасного поведения на дороге.

Образовательные задачи:

-обобщить знания детей о видах транспорта;

-закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков;

-совершенствовать навыки поведения на дороге.

Развивающие задачи:

-развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания;

- развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей.

Словарная работа: обогащение словаря по теме НОД.

Индивидуальная работа: отработка понятий по теме: «Правила дорожного движения».

Подготовительная работа: отработка умений работать с технологиями: квест-технология, икт-технология, элементы Триз-технологии; отработка схем имен-признаков, подбор и изготовление раздаточного материала, изготовление короба, составление конспекта НОД.

Оборудование: развивающее пособие «Волшебный короб», колокольчик, музыкальная колонка, ноутбук, мольберт, магниты, два подноса, корзинки, демонстрационный материал, раздаточный материал, набор картинного материала, мяч, схемы имен признаков, пособия «Транспорт», «Светофор», игра с элементами Триз-технологии «Царица загадок».

Ход занятия:

Организационный момент:

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня я была на почте и забрала там для Вас посылку. Мне так интересно, что в ней. А вы хотите посмотреть, что в посылке?

Дети: Да, хотим.

Педагог: Что-то крышка не открывается. Наверно мы забыли поприветствовать друг друга. Вставайте, скорее, в круг. Давайте поздороваемся. Меня зовут Светлана Андреевна. А в детстве моя мама называла меня ласково Светочка. Я предлагаю вам поприветствовать друг друга ласково по имени. И прозвенеть в колокольчик. Я начну. Здравствуй, Настенька.

Дети по очереди называют ласково по имени соседа справа и звенят в колокольчик.

Основная часть:

Педагог: Попробуем сейчас открыть нашу посылку, поможете мне? (педагог вместе с детьми открывает коробку). Ууууу, я думала в ней конфеты или игрушки для вас, а здесь какое-то письмо. Написано: «Для ребят 375 детского сада». Откроем его?

Дети:  Да, откроем письмо и посмотрим, что в нем.

Педагог: Здесь лишь адрес электронной почты. Может нам компьютер поможет узнать, кто оставил для нас это письмо? Введем адрес электронной почты и нажмем поиск.

ВИДЕОПОСЛАНИЕ: ВСЕМ ПРИВЕТ! МЫ, РЕБЯТА 2 ДЕТСКОГО САДА. ПРИГОТОВИЛИ ДЛЯ ВАС ПОСЫЛКУ С ИНТЕРЕСНЫМИ И УВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ ИГРАМИ-ЗАДАНИЯМИ. СЛЕДУЙТЕ НАШИМ ПОДСКАЗКАМ, И ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО С НИМИ СПРАВИТЕСЬ. А НА КАКУЮ ОНИ ТЕМУ, ВЫ ДОГАДАЕТЕСЬ, ПОСЛУШАВ НАШЕ СТИХОТВОРЕНИЕ:

По городу, по улице не ходят просто так

Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным и помни наперёд.

Свои имеют правила

Водитель, пешеход.

ПОКА!

Педагог: О каких правилах говорится в стихотворении?

Дети: О правилах дорожного движения.

Педагог: Верно, сегодня мы поговорим о безопасном поведении на дороге. Ребята, а кого называют пешеходом?

Дети: Пешеход – человек, который находится на дороге.

Педагог: Молодцы, правильно, а кого называют водителем?

Дети: Водитель – человек, который управляет транспортом.

Педагог: Если человек ведёт коляску, кто он – пешеход или водитель?

Дети: Пешеход.

Педагог: А человек, который управляет автобусом?

Дети: Водитель.

Педагог: Вы догадались, где ребята спрятали для вас первую игру-задание? 

Дети: Да, на мольбертах. Там сеть изображения водителя и пешехода.

Педагог: Какие вы сообразительные, ребята! Для выполнения этой игры-задания, я предлагаю вам поделиться на две команды. Как можно поделиться?

Дети: По количеству, по росту, на команду девочек и команду мальчиков (Дети делятся на команды).

Педагог: Каждая команда выбирает номерок, и проходит к своему мольберту. Распределите предложенные картинки на игровом поле. Будьте внимательны при выполнении этого задания.

ИГРА «ТРАНСПОРТ»

Педагог: Предлагаю проверить друг друга. Правильно ли каждая команда справилась с игрой-заданием? А почему у вас остались лишние картинки? (Ответы детей).

Педагог: Как картинки на игровом поле можно назвать одним словом?

Дети: Транспорт.

Педагог: Какие виды транспорта представлены в игре?

Дети: Воздушный, наземный, водный транспорт.

Педагог: Молодцы, правильно. Что это за машина «Скорая помощь»?

Дети: Это транспорт специального назначения.

Педагог: А какие еще машины специального назначения вы видите?

Дети: Пожарная машина, полицейская машина…

Педагог: Молодцы! Вы отлично справляетесь с заданиями. А как необходимо обходить стоящий на остановке автобус, троллейбус или трамвай?

Дети: Автобус и троллейбус нужно обходить сзади, а трамвай – спереди.

Педагог: Отлично, а где можно ходить пешеходам?

Дети: По тротуару или пешеходному переходу.

Педагог: А как называется часть дороги, по которой движется транспорт?

Дети: Проезжая часть.

Педагог: Молодцы! Ребята, а вы знаете, как называется помощник водителей и пешеходов?

Дети: Нет, не знаем.

Педагог: Тогда отгадайте мою загадку и узнаете его «имя»:

Он имеет по три глаза,

Вот трёхглазый молодец.
До чего же он хитрец!
Кто откуда ни поедет,
Подмигнёт и тем, и этим.
Знает, как уладить спор,
Разноцветный…

Дети: Светофор.

Педагог: Где-то я видела светофор. Куда нам нужно двигаться дальше? (ребята с педагогом проходят к столам, где лежат изображения светофоров). Ребята, чего-то нашим светофорам не хватает.

- Посмотрите, чего на этих светофорах  не хватает? (Не хватает цветовых

Дети: Нашим светофорам не хватает цветовых сигналов.

Педагог: Какие вы сообразительные! Поможем светофорам приобрести сигналы?

Дети: Да, поможем.

поможем светофору приобрести их.

Обсудите в группе и нарисуйте их.  Приступаем к работе.

Педагог: Предлагаю вам разделится на пары. А пара это как?

Дети: Пара – это два человека.

Педагог: Пройдите к столам и приступайте к игре.

ИГРА «СВЕТОФОР»

Педагог: Теперь проверим друг друга. (Дети проверяют правильность расположения цветовых сигналов на светофоре,  по необходимости исправляют ошибки).

Педагог: А почему у вас остались лишние цвета на столах?

Дети: Они лишние, потому что таких цветовых сигналов не бывает на светофоре.

Педагог: Правильно, а для чего нужен светофор на дороге?

Дети: Светофор помогает безопасно перейти дорогу или проехать.

Педагог: Для тебя горят они

Светофорные огни

Красный …стой!

Жёлтый …жди!

А, зелёный свет …иди!

Педагог: Ребята, вы хотите поиграть в мяч? Может, возьмем мяч из посылки и пойдем на дорогу? Там много места для игры.

Дети: Нет, на дороге опасно.

Педагог: А где тогда можно играть в мяч?

Дети: На спортивных площадках, на участке детского сада…

Педагог: Вставайте вкруг, я знаю интересную игру с мячом. Я вам буду кидать мяч, и задавать вопросы, а вы отвечать «Да» или «Нет» и возвращать мне мяч обратно. А заодно я проверю, хорошо ли вы знаете правила безопасного поведения на дороге.

ИГРА С МЯЧОМ

Педагог: Быстрая в городе езда?- Да.

Правила знаешь движения?- Да.

Вот в светофоре горит красный свет

Можно идти через улицу?- Нет.

Ну, а зелёный горит, вот тогда

Можно идти через улицу?- Да.

Сел в трамвай, но не взял билет.

Так поступать полагается?- Нет.

Старушка, преклонные очень года,

Ты место в трамвае уступишь ей?- Да.

Отлично, вы такие умненькие и наверняка знаете, что еще помогает регулировать дорожное движение?

Дети: Дорожные Знаки.

Педагог: Дорожные знаки – это помощники пешеходов. Существует много разных знаков, у каждого есть свое название. Дорожные знаки установлены в том месте, где они необходимы. Прежде, чем выйти на дорогу, нужно знать не только сигналы светофора, но и значения дорожных знаков. Рассмотрим основные дорожные знаки.

(Педагог перечисляет виды дорожных знаков с показом их на картинках).

Педагог: Теперь предлагаю вам отгадать загадки о некоторых из дорожных знаков. Я читаю стихотворение о дорожном знаке, а вы находите его на мольберте.

1.Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь.

Если всё вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь.

Знак «Пешеходный переход»

2.Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете -

В этом месте ходят …

Знак «Дети»

3. В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

Знак «Место остановки автобуса»

4. В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

«Вам ходить запрещено!»

Знак «Движение пешеходов запрещено»

Педагог: Молодцы, ребята! Вы отлично разгадываете загадки. Придумаем загадку самостоятельно?

Дети: Да.

Педагог: Поможет придумать нам загадки игра «Царица загадок» и уже знакомые нам символы-помощники. Присаживайтесь на ковер.

ИГРА «ЦАРИЦА ЗАГАДОК»

Педагог:Настя, выбери одну карточку. Что тебе попалось?

Ребенок: Самолет.

Педагог: Чтобы получилась загадка про самолет, нам нужно использовать волшебные слова «Но не», «как».

Педагог: Какой самолет по цвету?

Дети: Самолет по цвету красный.

Педагог: Что еще бывает красным?

Дети: Свекла бывает красным цветом. Ручка бывает красным цветом.

Педагог: Какой самолет по весу?

Дети: Самолет по весу тяжелый.

Педагог: Что еще бывает тяжелым?

Дети: Тяжелым бывает автобус.

Педагог: Какой самолет по размеру?

Дети: Самолет по размеру большой, огромный.

Педагог: Что еще бывает таким же?

Дети: Ракета бывает огромной, космический корабль бывает большим.

Педагог: Прочитаем получившиеся загадки про самолет:

Первый вариант: Красный, но не свекла.

                        Тяжелый, но не автобус.

                        Большой, но не космический корабль.

Второй вариант: Красный, как свекла.

                        Тяжелый, как  автобус.

                        Большой, как космический корабль.

Педагог: А вы хотите самостоятельно придумать загадку?

Дети: Да (дети самостоятельно составляют загадки). 

Педагог: Молодцы, ребята. Вы такие творческие, активные. Заглянем в посылку?

Дети: Да

Педагог: Для вас в посылке осталось еще много интересных игр-заданий, которые вы сможете выполнить в свободное от занятий время. Обязательно делитесь приобретенными на занятии знаниями со своими родными.

Дети: Спасибо.

Заключительная часть.

Педагог: Мне было очень приятно сегодня провести с вами время и поиграть в интересные игры-задания. Наше занятие по теме «Безопасное поведение на дороге» окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах с элементами исследования»

Чтобы выработать положительную привычку по соблюдению правил дорожного движения важно включать детей в исследовательскую, практическую работу....

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ - технологии "Путешествие в мир головных уборов"

Занятие заинтересует творческих педагогов, которые используют в своей работе исследовательские, поисковые методы работы с детьми. Использование игровых ТРИЗ-технологий делают занятие интересным и вовл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года», а также презентаци...

Конспект занятия по речевому развитию с элементами ТРИЗ-технологии"Поздняя осень"

Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста ...