Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Седова Елена Борисовна

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года», а также презентация к занятию

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

    с использование элементов ТРИЗ-технологии

    для детей подготовительной к школе группы

    на тему «Времена года»

    Седова Е.Б., музыкальный руководитель,

    Гончарова Л.А., воспитатель

    МБДОУ «Детский сад № 277»

    городского округа Самара

    Цель. Развивать творческие и музыкальные способности детей в процессе закрепления знаний о явлениях природы в разное время года.

    Задачи:

    Область «Познание»

    Образовательные:

    • закреплять и систематизировать знания и представления воспитанников о характерных признаках времен года, о живой и неживой природе;

    Развивающие:

    • развивать фантазию, творческую активность и самостоятельность;
    • развивать мышление, внимание, память;

    Воспитательные:

    • воспитывать доброе начало и бережное отношение к природе;

    Область «Музыка»:

    Образовательные:

    • формировать умение эмоционально отзываться на музыку во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве;
    • закреплять умение передавать настроение, характер музыки в пении, в игре на музыкальных инструментах, танцевальных импровизациях.

    Развивающие:

    • развивать умение создавать собственные танцевальные импровизации;
    • развивать способность подбирать музыкальные инструменты, соответствующие характеру музыки, и сопровождать исполнение песни игрой на музыкальных инструментах.

    Воспитательные:

    • воспитывать желание слушать музыку, прививать интерес и любовь к классической музыке.

    Область «Коммуникация»

    - Образовательные:

    • совершенствовать умение воспитанников подбирать прилагательные для характеристики признаков времен года;
    • продолжать работу по обогащению словаря воспитанников.

    Развивающие:

    • приобщать воспитанников к народным приметам о временах года.

    Воспитательные:

    - закреплять навыки позитивного общения  детей со сверстниками и взрослыми.

    Оборудование:

    • проектор и мультимедийный экран,
    • видеоряд из фотографий времен года, картинки с изображением волшебников,
    • магнитофон,  аудиозаписи музыкальных произведений, детские музыкальные инструменты,
    • морфтаблица, карточки со схематичным изображением примет времен года,

    Музыкальный репертуар:

    • «Осенняя песня», «Март»,  П.И. Чайковского;
    • «Ходит по двору мороз» (сл. М. Вершиной, муз. Д. Перлова);
    • «Утро» Э.Грига;
    • «Золотые ворота» русская народная мелодия.

    Предварительная работа:

    1) Организация развивающей среды – внесение иллюстраций, репродукций картин по теме;  рассматривание тематических альбомов;

    2) Беседы, составление описательных рассказов о природе;

    3) Чтение художественной литературы о животных и растениях в разные времена года, стихов;

    4) Разучивание русской народной игры «Золотые ворота», песни «Ходит по двору мороз»;

    5) Наблюдения за сезонными изменениями в природе на прогулке;

    6) Использование в режимных моментах загадок, пословиц и народных примет, восприятие музыкальных произведений

    Дети входят в музыкальный зал, садятся на стулья. Звучит тихая музыка.

    В зале появляется Фея.

    Фея: Здравствуйте, ребята! Я – Фея – Волшебница. Хочу пригласить вас в путешествие по временам года.

    На экране схематичное изображение смены времен года

    Фея: Но сначала скажите, почему наступает смена времен года.

    Ответы детей

    На экране – картинки с изображением Гномиков-волшебников

    Фея: Отправляясь в путешествие, мы пригласим Гномиков - волшебников «Я только слышу», «Я только вижу», «Мы ощущаем лицом и руками», «Я ощущаю запах». В разных временах года нас встретят разные волшебники. Итак, в путь!

    Фея читает детям загадку

    Фея: Несу я урожаи,

    Поля вновь засеваю,

    Птиц к югу отправляю,

    Деревья раздеваю,

    Но не касаюсь елочек и сосен

    Я -….

    Ответы детей (Осень)

    На экране – видеоряд из фотографий осенней тематики

    Фея: Продолжите, ребята! Осень ранняя, поздняя, унылая. Как еще можно сказать об осени?

    Ответы детей

    На экране слайд с осенними пейзажами.

    Музыкальный руководитель: Осенние дни вызывают разные настроения.

    Прослушайте фрагмент музыкального произведения композитора Петра Ильича Чайковского «Осенняя песня» и скажите, какое настроение вызывает у вас оно

    Звучит фрагмент музыкального произведения композитора П. И. Чайковского «Осенняя песня»

    Восприятие музыкального фрагмента

    Ответы детей

    Музыкальный руководитель: Закройте глазки и представьте, что вы – осенние листочки: багряные, золотые висите на ветках деревьев. И вдруг поднялся ветерок, сорвал листочки и полетели листочки….

    Дети исполняют импровизацию «Осенние листья»

    На экране картинка с изображением волшебника «Я только вижу»

    Музыкальный руководитель: В осени нас встретил волшебник «Я только вижу». Что мы увидим вместе с ним?

    Ответы детей

    Фея достает из ларца схемы с зашифрованными приметами осени

    Фея: У меня есть волшебный ларец. В нем зашифрованы приметы этого времени года. На схеме изображено начало приметы, завершите ее.

    (Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы.

    Высоко птицы перелетные летят – снегу много будет, а низко летят – мало снега будет.

    Если листопад пройдет скоро, можно ждать холодной зимы)

    Внести морфтаблицу

    Фея: Молодцы! Перед вами знакомая вам морфтаблица. По вертикали – картинки с изображением времен года, а по горизонтали – их характерные признаки.  Я предлагаю вам заполнить ее по признакам осени.

    Дети заполняют морфтаблицу

    Музыкальный руководитель: Послушайте следующую загадку: Дел у меня немало,

    Я белым одеялом всю землю укрываю,

    В лед реки убираю,

    Белю поля, дома,

    Зовут меня…

    Ответы детей (Зима)

    На экране – фотографии зимней тематики

    Фея: Молодцы! Я назову признаки зимы, а вы продолжите их: Зима морозная, холодная, ….

    Ответы детей

    Музыкальный руководитель: Чтобы не замерзнуть в студеную, морозную зиму предлагаю вам поиграть в игру «Я - исполнитель». Напомните правила игры своим друзьям. Какая песня станет основой нашей игры вам подскажет вступление.

    Проводится музыкально-дидактическая игры «Я – исполнитель»

    Дети исполняют песню «Ходит по двору мороз» в сопровождении музыкальных инструментов

    На экране – картинка с изображением волшебников «Мы ощущаем лицом и руками»

    Фея: Зимой нас встретили волшебников «Мы ощущаем лицом и руками». Что вы ощущаете зимой?

    Ответы детей

    Фея достает из ларца схемы с зашифрованными приметами зимы

    Фея: Заглянем в волшебный ларец! В этих схемах зашифрованы приметы зимы. Расшифруйте их!

    Гром зимой – (ответы детей – к холодам)

    Дым из трубы столбом – к холодам.

    Если зимой тепло – (ответы детей – летом ненастье)

    Если зимой вьюги – (ответы детей – к сильным морозам)

    Фея: Молодцы! И я предлагаю вам заполнить морфтаблицу по признакам зимы.

    Дети заполняют морфтаблицу

    Музыкальный руководитель: Следующая загадка:

    Я раскрываю почки в зеленые листочки,

    Деревья одеваю, посевы поливаю,

    Движения полна, зовут меня …

    Ответы детей: Весна!

    На экране – фотографии весенней тематики

    Фея: Подберите, пожалуйста, прилагательные о весне. Я говорю: «Весна ранняя, долгожданная». Что придумали вы?

    Ответы детей

    Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, что происходит весной?

    Ответы детей

    На экране схематичное изображение музыкально-хореографической зарисовки «Ручеек».

    Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам изобразить в движении весеннюю зарисовку «Ручеек». Ее содержание вам подскажут схемы. Посмотрите на экран и по схемам назовите последовательность движений. Исполните ее под музыку.  

    Звучит мелодия Э.Грига «Утро»

    Дети исполняют музыкально - хореографическую зарисовку «Ручеек»

    На экране – картинка с изображением волшебника «Я только слышу»

    Фея: Волшебник «Я только слышу» приглашает нас в весну. Ребята, что можно услышать весной?

    Ответы детей

    Фея достает из ларца схемы с зашифрованными приметами весны

    На экране фотографии весенней тематики

    Фея: Что еще нам приготовил волшебный ларец! Ребята, расшифруйте приметы весны!

    Увидел скворца – (ответы детей – к жаркому лету).

    Теплый мартовский ветер – (ответы детей – весна у крыльца).

    Если весной воды в реке не прибавится – (ответы детей – к продолжительной весне).

    Фея: Заполните морфтаблицу по весенним признакам.

    Дети заполняют морфтаблицу

    Музыкальный руководитель: Послушайте следующую загадку!

    Солнышко печет, липа цветет,

    Рожь колосится, золотится пшеница.

    Кто скажет, кто знает,

    Когда это бывает?

    Ответы детей:

    На экране – видеоряд из фотографий летней тематики

    Фея:  Лето бывает жаркое, дождливое. А еще какое?  

    Ответы детей:  

    Фея: Все волшебники собрались, чтобы проводить нас в лето. Посмотрите на фотографии лета и расскажите, что вы видите, слышите, ощущаете?

    Ответы детей:

    Фея: Предлагает детям заполнить морфтаблицу по признакам.

    Дети заполняют морфтаблицу

    Русская народная мелодия

    Музыкальный руководитель: Приглашаем всех на летнюю полянку поиграть в игру «Золотые ворота».

    Дети играют в  музыкальную подвижную игру «Золотые ворота»

    На экране – видеоряд из фотографий времен года

    Фея: И снова осень, зима, весна, лето.

    Каждый год повторяется это.

    Всякие природные явления

    Вызывают разные ощущения.

    Рефлексия

    Фея: Наше путешествие закончилось.

    Понравилось вам наше путешествие?

    Что больше всего понравилось?

    Какие трудности возникли во время путешествия?

    Как вы с ними справились?

    Какое настроение у вас после путешествия?

    Дети возвращаются в группу

    Взаимодействие с семьями воспитанников:

    - Организовать выставку художественной литературы по теме;

    - Предложить семьям воспитанников понаблюдать за сезонными изменениями в природе;

    - Посетить вместе с детьми художественную галерею;

    - Предложить семьям воспитанников прослушать вместе с детьми аудиозаписи музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.

    Список литературы:

    Гурылева Л.В. Музыка и чувства / Л.В. Гурылева, Т.В. Севастьянова. – Ульяновск: ИПКПРО, 2008. – 36 с.

    Золотой ключик творческого мышления: сборник методических материалов дошкольного образовательного учреждения детского сада № 277 г. Самары / Т.А. Сидорчук [и др.]; под ред. Т.А. Сидорчук. – Челябинск: Идея, 2008. – 84 с.

    Линченко Н.М. Серьезная музыка – малышам: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ / Н.М. Линченко, О.А. Кириллова – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2008. – 56 с.

    Сидорчук Т.А. Обучение дошкольников умению решать творческие задачи: пособие для воспитателей ДОУ / Т.А. Сидорчук. – Ульяновск: ИПКПРО, 2010. – 151 с.

    Творческие задания «Золотого ключика» / Е.В. Андреева [и др.]. – Самара.: СДп, 2007. – 112 с.

    Экологическое воспитание дошкольников: пособие для специалистов дошкольного воспитания / С.Н. Николаева – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2009. – 334 с.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием элементов восточной гимнастики хатха-йога (подготовительная к школе группа)

    Тема: «В стране восходящего солнца» (тема недели: «День добра»).Цель: Развитие физических и личностных качеств детей 6-7 лет посредством гимнастики «Хатха-Йога».Задачи:- отрабатывать умение правильно ...

    План - конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ и технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе. Тема: «Государственные символы России»

    НОД "Государственные символы России"  предназначена для детей подготовительной группы. Цель данного занятия: расширить представления о государственных символах России. Содержание НОД интегрируетс...

    Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы на тему: Светлое Христово Воскресение.

    Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром предназначен для знакомства детей с православным праздником Светлое Христово Воскресение - Пасха, его историей, ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Гео и Квадрат спешат на помощь»

    Конспект  образовательной деятельности имеет практическую значимость,  так как посвящён формированию элементарных математических представлений, развитию психологические процессов и соци...