Сценарий семинара-практикума для педагогов "Как оценить безопасность детских книг и мультфильмов"
консультация по обж

Пенкина Елена Васильевна

Цель: научить педагогов оценивать печатные и аудиовизуальные материалы с точки зрения безопасности для детей.

Задачи:

  • проанализировать основные положения нормативных актов, которые регламентируют  информационную безопасность детей в детском саду;
  • определить, как аудиовизуальная и печатная продукция воздействует на дошкольников;
  • научить педагогов оценивать степень соответствия аудиовизуальной и печатной продукции требованиям информационной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар-практикум для педагогов256.3 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий семинара-практикума для педагогов

«Как оценить безопасность детских книг и мультфильмов»

Цель: научить педагогов оценивать печатные и аудиовизуальные материалы с точки зрения безопасности для детей.

Задачи:

  • проанализировать основные положения нормативных актов, которые регламентируют  информационную безопасность детей в детском саду;
  • определить, как аудиовизуальная и печатная продукция воздействует на дошкольников;
  • научить педагогов оценивать степень соответствия аудиовизуальной и печатной продукции требованиям информационной безопасности.

Материалы и оборудование: карточки «Критерии, по которым следует оценивать безопасность информационной продукции для детей», карта оценки мультфильма; выдержки из нормативных документов, раздел основной или комплексной образовательной программы о возрастных особенностях детей; книга для детей и видеозаписи мультфильмов; листы для работы, ручки.

Ход мероприятия: Теоретическая часть

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о том, как обеспечить безопасность информационной среды нашего детского сада. Мы затронем только два вида информационной продукции, которые вы используете в работе: обсудим, как оценивать аудиовизуальную и печатную продукцию. Однако мы не только обсудим, как это делать, но и попробуем себя в роли экспертов – проанализируем пару мультфильмов. Предлагаю работать парами и начать наш семинар­ практикум с игры.

                                                  Игра «Кто больше?»

Ведущий: Общая задача для всех – вспомнить и записать материалы, которые вы используете в работе с детьми. Я раздаю вам подписанные листочки, и вы приводите как можно больше примеров аудиовизуальной продукции и печатной продукции.

После того как все зачитывает список, все участники семинара корректируют и дополняют его. Ведущий следит за тем, чтобы не было повторов.

Если педагоги не перечислят все даже после обсуждения, дополните список сами.

        

Ведущий: Итак, вы вместе определили объект исследования – что мы сегодня будем анализировать. Конечно, мы не успеем проанализировать даже по одному примеру каждого вида,  поэтому мы остановимся на разборе мультфильмов и книги. Теперь давайте обсудим, почему важно уметь оценивать информационную продукцию, которую вы используете в работе с детьми.

Детские сады самостоятельно выбирают, какие плакаты будут висеть в группах, какие книги будут стоять на полках и какие мультфильмы показывать детям. Возрастная маркировка с 2012 года есть у всей информационной продукции для детей, которая поступает в продажу. Но как быть, если в детском саду остались плакаты, книги, диски и видеокассеты, где возрастной маркировки нет?

Есть федеральный закон: «Об образовании в Российской Федерации» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Есть основные положения Концепции информационной безопасности детей – об особенностях восприятия информации детьми и как информация влияет  на дошкольников. И есть раздел о возрастных особенностях детей комплексной образовательной программы дошкольного образования. Закон обязывает педагогов использовать в работе с детьми безопасные обучающие материалы. Однако, кроме возрастной маркировки, не все знают, по каким еще критериям их выбирать.

С опорой на эти документы и свой профессиональный опыт вы можете оценивать информационную продукцию, которую вы используете в работе с детьми.

Ведущий: Чтобы сократить время, я подведу небольшой итог. Основные положения нормативных актов, которые регулируют информационную безопасность детей.:

Практикум: работа экспертных групп с печатной продукцией

Ведущий раздает карточки с критериями. Каждая пара работает с одним из параметров оценки информационной безопасности печатной продукции. Первая пара получает карточку для анализа сцен насилия и жестокости; вторая пара – карточку для анализа сцен с антиобщественными действиями; третья пара – карточку для анализа сцен с опасными для людей и природы моделями поведения; четвертая пара – карточку для анализа объектов, которые могут вызвать у детей страх, ужас, тревогу, дискомфорт.

Ведущий: Теперь мы можем приступать к практикуму. Попробуйте себя в роли экспертов.

Для начала проанализируйте книгу. Сначала проверьте, есть ли на ней возрастная маркировка. Затем с помощью карточек, которые вы только что получили,

определите, безопасна ли эта книга для детей.

Участники заполняют карточки, затем знакомят остальных педагогов   с ответами и своими выводами. Педагоги формируют общее мнение о книге, которую они анализировали, определяют, безопасна ли она для детей, стоит ли ее использовать в работе с дошкольниками.

Ведущий: Как вы уже поняли, безопасным можно считать только такой информационный продукт, который безопасен по всем критериям. Осталось оценить книгу по еще двум параметрам – «Информация эротического характера» и «Отрицание семейных ценностей». Проходит ли книга по этим критериям?

Педагоги при необходимости дискутируют и дают ответ.

                                  Практикум: оценка аудиовизуального материала

Ведущий: Сейчас мы с вами познакомились с общими подходами к оценке безопасности печатной продукции. Эти же критерии вы можете использовать, чтобы оценить аудиовизуальную продукцию для работы с детьми. Однако, помимо общих подходов к оценке безопасности, у некоторых видов информационных продуктов есть специфические характеристики. Например, у мультфильмов. Давайте обсудим, могут ли наносить вред здоровью или развитию детей детские мультфильмы?

Участники семинара-практикума высказывают свое мнение, приводят аргументы в его пользу.

Ведущий: Пожалуйста, возьмите карточки с критериями оценки мультфильмов и положите перед собой. Предлагаю вам сейчас посмотреть два мультфильма. Потом вы попробуете дать им экспертную оценку с помощью этой карточки. Первая и вторая пары оценят мультфильм «Терем­ теремок», третья и четвертая – серию из мультсериала «Маша и Медведь».

Доп. материал: карточка для оценки мультфильма».

Участники семинара-практикума смотрят «Терем-теремок» (реж. Л. Амальрик, 1971)

и серию мультсериала «Маша и Медведь» (реж. О. Кузовков и др., 2009 – н. в.), которую старший воспитатель выбирает заранее. Затем педагоги оценивают их по основным критериям.

Критерии, по которым педагоги оценивают мультфильмы

  • Эстетическая ценность
  • Познавательная ценность
  • Воздействие на эмоциональную сферу детей
  • Модели поведения, которые транслируют персонажи
  • Соответствие художественного решения возрастным особенностям детей

Далее команды озвучивают характеристики мультфильмов.

Ведущий предлагает сделать общий вывод об их безопасности и целесообразности

для просмотра дошкольниками определенного возраста, о беседах и других формах работы, которые педагоги могут провести по содержанию мультфильма.

Ведущий: Если вдруг у вас возникают сомнения в безопасности информационного продукта, лучше перестраховаться. Можно обратиться к услугам экспертов или отказаться от использования спорного продукта в работе с детьми. Но чтобы вы не отказывались от всего, «как бы чего не вышло», мы и провели этот семинар-практикум. Теперь знаете, по каким критериям следует выбирать книги и мультфильмы для детей, а также сможете оценивать информационную безопасность других аудиовизуальных и печатных материалов.

                       

                                                                                       Приложения

                 1    Анализ сцен насилия и жестокости  (книга)

Небезопасно (да, нет)

        Критерий

Безопасно (да, нет)          

Есть сцены жестокости и насилия

Натуралистичные, длинные

Привлекательный жестокий герой; насилие со стороны положительного героя

Насилие признаётся допустимым, доблестным

Насилие и злодеев осуждают

Добро побеждает зло

Есть ненасильственное решение конфликта

Жертве насилия сочувствуют

3   Анализ сцен с опасными для людей и природы моделями поведения (книга)

Небезопасно (да, нет)

        Критерий

Безопасно (да, нет)          

Опасные модели поведения, экстремальные действия

Исходят от положительного героя

Показаны как нормальные, допустимые

Вызывают положительные эмоции у героев

Похожи на инструкцию

Награждение того, кто демонстрирует

Показаны последствия нарушения правил безопасности

Осуждается

              2          Анализ сцен с антиобщественными действиями (книга)

Небезопасно (да, нет)

Критерий

Безопасно (да, нет)

Антиобщественные действия

Их эмоциональная привлекательность

Кажутся безобидными, безнаказанными

Так действует положительный герой, побуждает к этому

Похоже на инструкцию

Обоснованы, оправданны

Эпизодически, короткие

Действия или тех, кто их совершает, осуждают

4   Анализ объектов, которые вызывают патологический страх, ужас,          тревогу (книга)

Небезопасно (да, нет)

Критерий

Безопасно (да, нет)

Есть такие объекты

Обезображенный вид, агрессия героев

Нужно обсуждать с ребенком после его знакомства с продуктом

Присутствие оправдано жанром

Представлены в сказочном, фантастическом, комедийном контексте

Нереалистичные

Нормативные акты, которые регулируют информационную безопасность 

  • «Об образовании в Российской Федерации» (п. 2 ч. 6 ст. 28, пп. 8–9 ч. 1 ст. 41)

  • Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

  • приказ Минкомсвязи от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»

Концепция информационной безопасности детей (ч. II распоряжения Правительства от 02.12.2015 № 2471-р)

                   1  Анализ сцен насилия и жестокости (мульт. «Терем-теремок»)

Небезопасно (да, нет)

        Критерий

Безопасно (да, нет)          

Есть сцены жестокости и насилия

Натуралистичные, длинные

Привлекательный жестокий герой; насилие со стороны положительного героя

Насилие признаётся допустимым, доблестным

Насилие и злодеев осуждают

Добро побеждает зло

Есть ненасильственное решение конфликта

Жертве насилия сочувствуют

3    Анализ сцен с опасными для людей и природы моделями поведения (мульт. «Маша и медведь»)

Небезопасно (да, нет)

        Критерий

Безопасно (да, нет)          

Опасные модели поведения, экстремальные действия

Исходят от положительного героя

Показаны как нормальные, допустимые

Вызывают положительные эмоции у героев

Похожи на инструкцию

Награждение того, кто демонстрирует

Показаны последствия нарушения правил безопасности

Осуждается

               2         Анализ сцен с антиобщественными действиями (мульт. «Терем-теремок»)

Небезопасно (да, нет)

Критерий

Безопасно (да, нет)

Антиобщественные действия

Их эмоциональная привлекательность

Кажутся безобидными, безнаказанными

Так действует положительный герой, побуждает к этому

Похоже на инструкцию

Обоснованы, оправданны

Эпизодически, короткие

Действия или тех, кто их совершает, осуждают

4  Анализ объектов, которые вызывают патологический страх, ужас,          тревогу (мульт. «Маша и медведь»)

Небезопасно (да, нет)

Критерий

Безопасно (да, нет)

Есть такие объекты

Обезображенный вид, агрессия героев

Нужно обсуждать с ребенком после его знакомства с продуктом

Присутствие оправдано жанром

Представлены в сказочном, фантастическом, комедийном контексте

Нереалистичные

Аудиовизуальная продукция

       Печатная продукция

 

Аудиовизуальная продукция

       Печатная продукция

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с элементами тренинга «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» (для родителей)

Семинар для повышения уровня психолого-педагогических знаний у родителе о воспитании, развитии, дисциплине и пихологической безопасности детей дошкольного возраста...

Сценарий семинара-практикума для воспитателей. Тема: «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на воспитание и развитие детского творчества».

Цель семинара:  1.      Расширять и закреплять знания воспитателей о народном декоративно-прикладном искусстве, его влиянии на развитие детского творчества.2....

Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"

Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-пат...

Семинар-практикум: «Формирование привычных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе»

На сегодняшний день самая главная и признанная проблема современного мира – это проблема безопасности жизнедеятельности человека. Это было доказано тем, что современная жизнь показала насколько ...

Семинар-практикум для педагогов: «Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки».

Семинар-практикум для педагогов:«Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки»....

Сценарий семинара-практикума для воспитателей ДОУ "Поисковые методы в детском саду"

Семинар-практикум «Поисковые методы обучения в детском саду» направлен на освоение организации поисково-исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в...