Использование современных оценочных средств
учебно-методический материал по обж (старшая, подготовительная группа)
Оценки достижения: , методы, приемы, инструментарий оценки, критерии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инструментарий к диагностике | 19.54 КБ |
Критерии оценки | 373.52 КБ |
Оценочные средства | 15.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика
по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
С целью выявления уровня сформированности компонентов безопасного поведения у дошкольников я использую инструментарий к диагностике по программе «Воспитание и обучение в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, раздел «Ребенок и окружающий мир».
Показатели безопасного поведения:
Информационный компонент - знания о безопасности жизнедеятельности человека. Детям предлагается ответить на ряд вопросов:
- Что такое проезжая часть?
- Где нужно переходить дорогу?
- Что обозначают сигналы светофора?
- Как нужно вести себя в транспорте?
- Кто и как следит за порядком на дороге?
- Что такое пожар?
- Что может стать причиной пожара?
- Что надо сделать, если возник пожар?
- Какие опасные предметы могут находиться в доме?
- Какими предметами детям можно пользоваться дома− самостоятельно?
- Кто работает в службе скорой помощи? Зачем нужна эта служба?
- Можно ли пускать в дом незнакомых людей? Почему?
- Правда ли, что человек с плохими намерениями выглядит как Баба− Яга?
- Если к тебе подошѐл незнакомый человек и предложил тебе− конфету или пойти с ним куда-нибудь, как ты себя будешь вести?
- Если твой друг предлагает тебе (спрыгнуть с крыши, поиграть со− спичками, взять в магазине конфеты…) что ты будешь делать? Умеешь ли ты сказать нет старшим товарищам?
- Если ты потерялся как нужно себя вести?
- Какие опасности могут подстерегать в лесу? Что делать если− заблудился? Где можно прятаться во время грозы? Как нужно вести себя на воде летом? Зимой? Как нужно− пользоваться водой? Каких насекомых ты знаешь? Где они живут? Можно ли их− трогать? Почему? Можно ли гладить бездомную кошку или собаку? Почему?
- Что еще нельзя делать при общении с кошкой или собакой?
- Какие лекарственные растения ты знаешь? Какие ядовитые?
- Назови съедобные грибы. Назови несъедобные грибы.
Высокий уровень – ребѐнок сам точно, уверенно и обоснованно отвечает на вопросы, называет конкретные правила поведения на дороге, в лесу, дома и т.д., проявляет интерес к разговору о безопасном поведении, приводит примеры из своей жизни.
Средний уровень – сам отвечает на простые вопросы, но с минимальной подсказкой воспитателя может додуматься до правильного ответа, проявляет интерес, пытается рассуждать, приводит примеры из жизни.
Низкий уровень – не отвечает на вопросы даже с помощью воспитателя, не стремится к рассуждениям, не проявляет интереса к теме разговора про безопасность.
Поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях. Умение объяснить свои действия в экстремальной ситуации:
- Ты дома один, вдруг загорелся телевизор, что будешь делать?
- Ты с родителями пришѐл в супермаркет, вдруг увидел красивую − игрушку и пошѐл посмотреть поближе, через некоторое время понимаешь, что родителей рядом нет.
- Твои действия?
- Гуляешь во дворе, подходит красивая девочка (мальчик), говорит,− что заблудилась (-лся), просит проводить до дома и т.д.
- Умение найти ошибки в поведении ребенка: Представь, что ты остался дома один.
- Живешь на первом этаже вдруг в дверь звонок, незнакомый голос просит открыть дверь, утверждая, что он принѐс пакет с продуктами (игрушками) от мамы, которая задерживается. Что ты будешь делать?
а) откроешь дверь;
б) спросишь, кто это, и откроешь окно;
в) позвонишь маме, спросишь, где она.
г) Ни в коем случае не откроешь дверь.
д) Наберѐшь 112.
- Очень хочешь щенка, но родители не заводят собаку, объясняя− тем, что ты пока маленький. И вдруг на улице, к тебе подбегает щенок, как раз такой, какого ты и хотел. Что ты будешь делать?
а) возьмешь его домой и спрячешь под кровать;
б) не станешь брать щенка домой, а просто погладишь его и 22 поиграешь с ним на улице; в) не будешь трогать щенка, пройдѐшь мимо.
- Представь, подходит к тебе старший товарищ и говорит: «Слушай,− мы сегодня пойдѐм на речку купаться пошли с нами». Твои действия:
а) скажешь «конечно, пойду»;
б) скажешь «хорошо, только вначале предупрежу родителей»;
в) скажешь «нет, у меня сегодня есть дела поважнее».
Высокий уровень – ребѐнок правильно понимает ситуацию, рассуждает, предлагает верное решение и способен объяснить ход своих мыслей.
Средний уровень – ребенок нуждается в помощи воспитателя в более подробном описании ситуации и с минимальной подсказкой воспитателя может додуматься до правильного ответа, проявляет интерес, пытается рассуждать, приводит примеры из жизни.
Низкий уровень – ребенок не знает, как бы он поступил в предложенной ситуации, не проявляет интереса к разговору, не пытается рассуждать и анализировать.
Эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека. Понимание ребенком необходимости соблюдать правила собственной безопасности:
Переходя дорогу незачем вертеть головой по сторонам, водитель и− так меня видит. Машину и автобус нужно обходить сзади.
- В автобусе, если не пропускают, нужно распихивать всех локтями.
- Тонкий лѐд весной на реке, не является преградой для чемпионов− по фигурному катанию и будущих хоккеистов.
- В лесу нужно кричать, чтобы дикие звери тебя услышали и не− подходили близко.
- Овощи нужно кушать только манекенщицам и маме, когда она на− диете.
Высокий уровень – ребѐнок сам точно, уверенно и обоснованно отвечает на вопросы, полностью осознает необходимость соблюдения правил безопасности.
Средний уровень – дает правильные ответы с помощью воспитателя.
Низкий уровень – даже с помощью воспитателя не может ответить на вопросы.
Ценностно-мотивационный компонент – осознанное отношение к жизни и своему здоровью. Стремится обеспечить для себя личную безопасность, ценит своѐ здоровье:
- Верно ли, что в помещении можно бегать. Почему?
- Верно ли, что в лесу можно собирать все ягоды и грибы? Почему?
- Верно ли, что мороженое самая полезная вещь на свете, особенно− если кушать его зимой на улице?
- Верно ли, что носовой платок и расчѐска предметы первой− необходимости?
- Таблетки и сиропы помогают восстановить здоровье, значит ли это,− чтобы не болеть нужно их пить постоянно?
- Верно ли, что Аркадий Паровозов выручит тебя из любой− неприятности?
Высокий уровень – ребѐнок сам точно, уверенно и обоснованно отвечает на вопросы, полностью осознает необходимость соблюдения правил безопасности.
Средний уровень – дает правильные ответы с помощью воспитателя.
Низкий уровень – даже с помощью воспитателя не может ответить на вопросы.
Рефлексивный компонент - умение оценить себя и своѐ поведение. Умение проанализировать своѐ поведение в опасной ситуации и объяснить, почему так поступил:
- При тренировочной эвакуации ты не надел ботинки, а побежал во− второй обуви. Почему?
- Зачем ты одел респиратор на лицо?
- Почему ты так спокойно поднимаешься по лестнице в группу?
- А что в группе бегать нельзя? Почему?
- Подай мне ножницы, пожалуйста. Почему ты подаѐшь их, держа за− острые концы?
- Для чего ты держал сегодня за руку Варю, когда мы шли на− экскурсию в библиотеку?
- А что иголки должны лежать в игольнице?
- Объясни, пожалуйста, сегодня в спортивном зале ты зачем – то− вышел из колонны, поправляя чешки.
- Я вчера видела вас с мамой около пешеходного перехода, зачем вы− стояли так долго?
Высокий уровень – ребѐнок сам точно, уверенно и обоснованно отвечает на вопросы, полностью осознает необходимость соблюдения правил безопасности.
Средний уровень – дает правильные ответы с помощью воспитателя.
Низкий уровень – даже с помощью воспитателя не может ответить на вопросы.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Использование современных оценочных средств по формированию основ безопасности детей старшего дошкольного возраста
I Этап.
Уточнение и систематизация знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры.
На данном этапе ведущее место занимает обучение, преимущественно представленное системой дидактических игр, а также чтением и обсуждением художественной литературы, использованием фотографий. Необходимо отметить, что на данном этапе большое внимание уделяли мотивации деятельности. Особая роль здесь отводится игровому персонажу, который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности), и «открывает» вместе с детьми правила поведения, а также загадывает загадки, приносит картинки и разные задания и т. п. Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена. Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди, «Соедини по точкам» направлены на закрепление знаний об источниках опасности. Углублению знаний об угрожающих ситуаций и правилах безопасности посвящены игры «Так и не так», «Высоко – низко», «Убери на место» и др. На закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях направлены игры «Мы - спасатели», «Сто бед» и д.р.
II Этап.
Усвоение умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними.
Согласно существующей в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, нормы и правила поведения становятся «достоянием» ребенка только при условии, если они преломляются через внутренний мир самого дошкольника, через его собственную активную деятельность. Свою активность ребенок проявляет, прежде всего, в игровой деятельности. Следовательно, освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь должно осуществляться на основе игры. Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность при демонстрации, в своей работе мы использовали ситуативно-имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка. Определены условия реализации метода СИМ в работе с детьми: -использование макета домашней обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды; -предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей; - введение значимой для дошкольников мотивации деятельности; -«появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности; - поддержание адекватного эмоционального фона. Специально изготовили макет кухни и комнаты, где разыгрывали ситуации опасного и не опасного поведения в быту. В дополнение к макету вырезали из бумаги мебель, инструменты, бытовая техника и др.
Приведу лишь некоторые примеры ситуационно- игрового моделирования:
- В квартире оставили малышей одних. Их родители ушли на работу. Давайте, ребята подскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилось беды. Около каждого предмета поставим предупреждающий
знак
Х – нельзя пользоваться.
! – осторожно пользоваться.
Вспоминаем вместе с детьми правила безопасности:
• Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.
• Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
• Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда. Или, Ваш друг рассказал вам о том, как он с родителями ходил в зоопарк. Вам тоже очень хочется посетить зоопарк, посмотреть зверей. И расположен он совсем недалеко, на соседней улице. Ваши действия? Или, ты с мамой ходил по магазину. Заглядевшись на красивую игрушку, не заметил, как ушла мама. Что ты будешь делать? На данном этапе мы широко использовали тренинги с телефоном для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и закрепления у дошкольников своего домашнего адреса.
III Этап.
Практикование действий с доступными потенциально опасными предметами быта (практический).
Посвящен формированию умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода. Детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома родителями. Наряду с этим широко использовали проблемные ситуации типа «Нарежем хлеб к обеду», «Почистим хомячку морковь», «Поможем няне: стираем, гладим» и т. п. Здесь у детей имеется возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта и оценить умения других детей. В организации совместной деятельности с детьми Детям предлагается игра- тренинг, в которой они должны построить из кубиков дом с аркой. Куклами они должны изображать мальчиков футболистов или девочек играющих в «классики». В игре принимает участие несколько детей, которые меняются ролями. В начале игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а затем девочки игру в «классики». При этом один ребенок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит, а дети быстро убирают кукол с дороги и переносят их подальше от арки. С детьми мы организовывали опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах. Для закрепления приемов оказания помощи при порезах, ожогах, ушибах проводили специальные занятия с участием медицинской сестры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно - коммуникационных технологий, для определения успешности воспитанников ДОУ
Использование современных оценочных средств в ДОУ...
Использование современных оценочных средств
мониторинг...
Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика педагогического процесса индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта ...
3.2. Использование современных оценочных средств
При реализации Программы ДПОУ проведения занятий по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста проводится мониторинг, с целью определения способностей к обучению шахматной игре, используя элек...
Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика индивидуального развития детей младшего дошкольного возраста"
Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познан...
Использование современных оценочных средств
Для оценки планируемых результатов использую электронную модель педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, основанной на эффективности педагогических дейст...