Использование современных оценочных средств
учебно-методический материал по обж (старшая, подготовительная группа)

Кених Ирина Ивановна

Оценки достижения: , методы, приемы, инструментарий оценки, критерии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика

по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

С целью выявления уровня сформированности компонентов безопасного поведения у дошкольников я использую инструментарий к диагностике по программе «Воспитание и обучение в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, раздел «Ребенок и окружающий мир».

Показатели безопасного поведения:

Информационный компонент - знания о безопасности жизнедеятельности человека. Детям предлагается ответить на ряд вопросов:  

  • Что такое проезжая часть?
  • Где нужно переходить дорогу?
  • Что обозначают сигналы светофора?
  • Как нужно вести себя в транспорте?
  • Кто и как следит за порядком на дороге?
  • Что такое пожар?
  • Что может стать причиной пожара?
  • Что надо сделать, если возник пожар?
  • Какие опасные предметы могут находиться в доме?
  • Какими предметами детям можно пользоваться дома самостоятельно?  
  • Кто работает в службе скорой помощи? Зачем нужна эта служба?
  • Можно ли пускать в дом незнакомых людей? Почему?
  • Правда ли, что человек с плохими намерениями выглядит как Баба Яга?
  • Если к тебе подошѐл незнакомый человек и предложил тебе конфету или пойти с ним куда-нибудь, как ты себя будешь вести?  
  • Если твой друг предлагает тебе (спрыгнуть с крыши, поиграть со спичками, взять в магазине конфеты…) что ты будешь делать?  Умеешь ли ты сказать нет старшим товарищам?
  • Если ты потерялся как нужно себя вести?
  • Какие опасности могут подстерегать в лесу? Что делать если заблудился? Где можно прятаться во время грозы?  Как нужно вести себя на воде летом? Зимой? Как нужно пользоваться водой?  Каких насекомых ты знаешь? Где они живут? Можно ли их трогать? Почему?  Можно ли гладить бездомную кошку или собаку? Почему?
  • Что еще нельзя делать при общении с кошкой или собакой?
  • Какие лекарственные растения ты знаешь? Какие ядовитые?
  • Назови съедобные грибы. Назови несъедобные грибы.

Высокий уровень – ребѐнок сам точно, уверенно и обоснованно отвечает на вопросы, называет конкретные правила поведения на дороге, в лесу, дома и т.д., проявляет интерес к разговору о безопасном поведении, приводит примеры из своей жизни.

Средний уровень – сам отвечает на простые вопросы, но с минимальной подсказкой воспитателя может додуматься до правильного ответа, проявляет интерес, пытается рассуждать, приводит примеры из жизни.

Низкий уровень – не отвечает на вопросы даже с помощью воспитателя, не стремится к рассуждениям, не проявляет интереса к теме разговора про безопасность.

Поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях. Умение объяснить свои действия в экстремальной ситуации:  

  • Ты дома один, вдруг загорелся телевизор, что будешь делать?
  • Ты с родителями пришѐл в супермаркет, вдруг увидел красивую  игрушку и пошѐл посмотреть поближе, через некоторое время понимаешь, что родителей рядом нет.
  • Твои действия?  
  • Гуляешь во дворе, подходит красивая девочка (мальчик), говорит, что заблудилась (-лся), просит проводить до дома и т.д.
  • Умение найти ошибки в поведении ребенка:  Представь, что ты остался дома один.
  • Живешь на первом этаже вдруг в дверь звонок, незнакомый голос просит открыть дверь, утверждая, что он принѐс пакет с продуктами (игрушками) от мамы, которая задерживается. Что ты будешь делать?

а) откроешь дверь;

б) спросишь, кто это, и откроешь окно;

в) позвонишь маме, спросишь, где она.

г) Ни в коем случае не откроешь дверь.

д) Наберѐшь 112.  

  • Очень хочешь щенка, но родители не заводят собаку, объясняя тем, что ты пока маленький. И вдруг на улице, к тебе подбегает щенок, как раз такой, какого ты и хотел. Что ты будешь делать?

а) возьмешь его домой и спрячешь под кровать;

б) не станешь брать щенка домой, а просто погладишь его и 22 поиграешь с ним на улице; в) не будешь трогать щенка, пройдѐшь мимо.  

  • Представь, подходит к тебе старший товарищ и говорит: «Слушай, мы сегодня пойдѐм на речку купаться пошли с нами». Твои действия:

а) скажешь «конечно, пойду»;

б) скажешь «хорошо, только вначале предупрежу родителей»;

в) скажешь «нет, у меня сегодня есть дела поважнее».

Высокий уровень – ребѐнок правильно понимает ситуацию, рассуждает, предлагает верное решение и способен объяснить ход своих мыслей.

Средний уровень – ребенок нуждается в помощи воспитателя в более подробном описании ситуации и с минимальной подсказкой воспитателя может додуматься до правильного ответа, проявляет интерес, пытается рассуждать, приводит примеры из жизни.

Низкий уровень – ребенок не знает, как бы он поступил в предложенной ситуации, не проявляет интереса к разговору, не пытается рассуждать и анализировать. 

Эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека. Понимание ребенком необходимости соблюдать правила собственной безопасности:  

Переходя дорогу незачем вертеть головой по сторонам, водитель и так меня видит.  Машину и автобус нужно обходить сзади.

  • В автобусе, если не пропускают, нужно распихивать всех локтями.
  • Тонкий лѐд весной на реке, не является преградой для чемпионов по фигурному катанию и будущих хоккеистов.  
  • В лесу нужно кричать, чтобы дикие звери тебя услышали и не подходили близко.  
  • Овощи нужно кушать только манекенщицам и маме, когда она на диете.

Высокий уровень – ребѐнок сам точно, уверенно и обоснованно отвечает на вопросы, полностью осознает необходимость соблюдения правил безопасности.

Средний уровень – дает правильные ответы с помощью воспитателя.

Низкий уровень – даже с помощью воспитателя не может ответить на вопросы.

Ценностно-мотивационный компонент – осознанное отношение к жизни и своему здоровью. Стремится обеспечить для себя личную безопасность, ценит своѐ здоровье:  

  • Верно ли, что в помещении можно бегать. Почему?
  • Верно ли, что в лесу можно собирать все ягоды и грибы? Почему?
  • Верно ли, что мороженое самая полезная вещь на свете, особенно если кушать его зимой на улице?
  • Верно ли, что носовой платок и расчѐска предметы первой необходимости?  
  • Таблетки и сиропы помогают восстановить здоровье, значит ли это, чтобы не болеть нужно их пить постоянно?  
  • Верно ли, что Аркадий Паровозов выручит тебя из любой неприятности?

Высокий уровень – ребѐнок сам точно, уверенно и обоснованно отвечает на вопросы, полностью осознает необходимость соблюдения правил безопасности.

Средний уровень – дает правильные ответы с помощью воспитателя.

Низкий уровень – даже с помощью воспитателя не может ответить на вопросы.

Рефлексивный компонент - умение оценить себя и своѐ поведение. Умение проанализировать своѐ поведение в опасной ситуации и объяснить, почему так поступил:  

  • При тренировочной эвакуации ты не надел ботинки, а побежал во второй обуви. Почему?
  • Зачем ты одел респиратор на лицо?
  • Почему ты так спокойно поднимаешься по лестнице в группу?
  • А что в группе бегать нельзя? Почему?
  • Подай мне ножницы, пожалуйста. Почему ты подаѐшь их, держа за острые концы?  
  • Для чего ты держал сегодня за руку Варю, когда мы шли на экскурсию в библиотеку?
  • А что иголки должны лежать в игольнице?
  • Объясни, пожалуйста, сегодня в спортивном зале ты зачем – то вышел из колонны, поправляя чешки.  
  • Я вчера видела вас с мамой около пешеходного перехода, зачем вы стояли так долго?

Высокий уровень – ребѐнок сам точно, уверенно и обоснованно отвечает на вопросы, полностью осознает необходимость соблюдения правил безопасности.

Средний уровень – дает правильные ответы с помощью воспитателя.

Низкий уровень – даже с помощью воспитателя не может ответить на вопросы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использование современных оценочных средств по формированию основ безопасности детей старшего дошкольного возраста

I Этап. 

Уточнение и систематизация знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры.

 На данном этапе ведущее место занимает обучение, преимущественно представленное системой дидактических игр, а также чтением и обсуждением художественной литературы, использованием фотографий. Необходимо отметить, что на данном этапе большое внимание уделяли мотивации деятельности. Особая роль здесь отводится игровому персонажу, который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности), и «открывает» вместе с детьми правила поведения, а также загадывает загадки, приносит картинки и разные задания и т. п. Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена. Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди, «Соедини по точкам» направлены на закрепление знаний об источниках опасности. Углублению знаний об угрожающих ситуаций и правилах безопасности посвящены игры «Так и не так», «Высоко – низко», «Убери на место» и др. На закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях направлены игры «Мы - спасатели», «Сто бед» и д.р.

II Этап.

Усвоение умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними. 

Согласно существующей в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, нормы и правила поведения становятся «достоянием» ребенка только при условии, если они преломляются через внутренний мир самого дошкольника, через его собственную активную деятельность. Свою активность ребенок проявляет, прежде всего, в игровой деятельности. Следовательно, освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь должно осуществляться на основе игры. Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность при демонстрации, в своей работе мы использовали ситуативно-имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка. Определены условия реализации метода СИМ в работе с детьми: -использование макета домашней обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды; -предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей; - введение значимой для дошкольников мотивации деятельности; -«появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности; - поддержание адекватного эмоционального фона. Специально изготовили макет кухни и комнаты, где разыгрывали ситуации опасного и не опасного поведения в быту. В дополнение к макету вырезали из бумаги мебель, инструменты, бытовая техника и др.

Приведу лишь некоторые примеры ситуационно- игрового моделирования:

- В квартире оставили малышей одних. Их родители ушли на работу. Давайте, ребята подскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилось беды. Около каждого предмета поставим предупреждающий

знак

Х – нельзя пользоваться.

! – осторожно пользоваться.

Вспоминаем вместе с детьми правила безопасности:

 • Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.

• Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

• Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда. Или,  Ваш друг рассказал вам о том, как он с родителями ходил в зоопарк. Вам тоже очень хочется посетить зоопарк, посмотреть зверей. И расположен он совсем недалеко, на соседней улице. Ваши действия? Или, ты с мамой ходил по магазину. Заглядевшись на красивую игрушку, не заметил, как ушла мама. Что ты будешь делать? На данном этапе мы широко использовали тренинги с телефоном для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и закрепления у дошкольников своего домашнего адреса.

III Этап.

Практикование действий с доступными потенциально опасными предметами быта (практический). 

Посвящен формированию умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода. Детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома родителями. Наряду с этим широко использовали проблемные ситуации типа «Нарежем хлеб к обеду», «Почистим хомячку морковь», «Поможем няне: стираем, гладим» и т. п. Здесь у детей имеется возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта и оценить умения других детей. В организации совместной деятельности с детьми Детям предлагается игра- тренинг, в которой они должны построить из кубиков дом с аркой. Куклами они должны изображать мальчиков футболистов или девочек играющих в «классики». В игре принимает участие несколько детей, которые меняются ролями. В начале игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а затем девочки игру в «классики». При этом один ребенок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит, а дети быстро убирают кукол с дороги и переносят их подальше от арки. С детьми мы организовывали опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах. Для закрепления приемов оказания помощи при порезах, ожогах, ушибах проводили специальные занятия с участием медицинской сестры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика педагогического процесса индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта ...

3.2. Использование современных оценочных средств

При реализации Программы ДПОУ проведения занятий по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста проводится мониторинг, с целью определения способностей к обучению шахматной игре, используя элек...

Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика индивидуального развития детей младшего дошкольного возраста"

Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познан...

Использование современных оценочных средств

Для оценки планируемых результатов использую электронную модель педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, основанной на эффективности педагогических дейст...