Проект Огонь друг или враг
проект по обж

Зиновьева Светлана  Николаевна

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogon_drug_ili_vrag.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новобирюсинский детский сад "Солнышко"

Паспорт социально -значимого   проекта по пожарной безопасности «Огонь: друг или враг?»

 Автор: Зиновьева Светлана Николаевна
Паспорт проекта по пожарной безопасности «Огонь: друг или враг?»

Длительность проекта с 10 января по 20 мая 2022 года

Актуальность проекта

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей, стремлением к самостоятельности, что нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций. Непосредственность, любопытство часто ставит детей перед реальной опасностью пожара.

Первостепенными задачами ДОУ и семьи является охрана психофизиологического здоровья детей, их безопасность жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развития понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять.

Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.

Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.

Тип проекта – информационно-практико-ориентированный, творческий.

По продолжительности – среднесрочный.        

По количеству участников – групповой.

Форма представления – презентация.

Гипотеза:

Активная совместная деятельность всех участников проекта поможет сформировать у детей навыки осознанного, безопасного поведения, создать условия для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.

Цель проекта : формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.

Задачи проекта :

Образовательные

• Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного.

• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом.

• Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

Развивающие

• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

• Развивать творческие способности дошкольников.

Воспитательные

• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

• Воспитывать чувство благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Практические

• Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

• Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.

• Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

• Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

НАШ ДЕВИЗ:

Не пожалеем, братцы, сил,

Чтоб огонь лишь другом был!

Участники проекта :

• Педагоги;

• Дети  средней группы

• Родители.

Действия:

• Специально организованное обучение:

- непосредственная образовательная деятельность, направленная на социальное развитие личности;

- экскурсия;

- продуктивные виды деятельности.

• Совместная деятельность воспитателя с детьми:

- беседы;

- игровые ситуации на образовательной основе;

- чтение художественной литературы;

- заучивание стихотворений;

- игры: подвижные, творческие, дидактические;

- развлечение;

- просмотр мультфильмов.

• Самостоятельная деятельность:

- игры;

- продуктивная деятельность.

• Работа с родителями:

- анкетирование;

- консультации, памятки;

- наглядно-текстовая информация;

- совместные мероприятия детей с родителями;

- родительское собрание.

• Работа с педагогами:

- консультации;

- представление проекта в форме презентации.

Принципы реализации проекта :

• Принцип системности:

систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

• Принцип диалогического общения:

неотъемлемое условие - взаимодействие субъектов проекта, которое отражает тесную связь между ними, целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду и дома.

• Принцип доступности и креативности:

позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области пожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.

• Принцип гуманизации:

во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

• Принцип доступности:

предусматривает осуществление воспитательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Ожидаемый результат:

• привитие уважение к героической профессии «Пожарный»;

• овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, осознанное выполнение правил противопожарной безопасности, знакомство со средствами пожаротушения;

• профилактика панического страха перед огнём;

• привлечение родителей к данной проблеме;

• обучение правильному поведению в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной частивести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);

• пополнение методической копилки пособиями, реквизитами, методической литературой, рекомендациями, конспектами НОД, развлечений по пожарной безопасности.

Механизм реализации проекта

Работа над проектом проводится в несколько этапов:

Подготовительный этап:

• Составление паспорта проекта.

• Анкетирование родителей.

• Родительское собрание.

• Оформление серии выставок для родителей по пожарной безопасности.

• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

• Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

• Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

• Подбор презентаций для просмотра.

• Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.

• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Основной этап:

• Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности.

• Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, развлечения.

• Чтение художественной литературы детям, заучивание стихов, загадывание загадок по теме.

• Рассматривание картин, организация выставки рисунков, выпуск стенгазеты, изготовление открыток ко Дню пожарной охраны России, проведение НОД по теме.

• Экскурсия по детскому саду (знакомство с системой пожарной безопасности).

• Проведение опытов, экспериментов.

Заключительный этап:

• Выставка совместных работ детей и родителей «Осторожноогонь.

• Развлечение для детей и родителей «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!».

• Представление материалов проекта в виде презентации.

Формы и методы работы

Познавательное развитие:

- НОД«Пожарная безопасность в природе»«Огонь - друг и враг человека»«Человеку друг огонь, только ты его не тронь»;

- просмотр мультфильмов «Кошкин дом»«Умизуми» («Правила пожарной безопасности»);

- опытно-экспериментальная деятельность «Опыт со свечой»«Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?»«Огонь дышит»«Водой масло не затушишь»;

- решение проблемных ситуаций«Бабушка забыла выключить утюг»«В доме зажгли бенгальские огни»;

- беседы«Пожароопасные предметы»«Предметы, требующие осторожного обращения»«Пожар»;

- образовательные ситуации с применением ИКТ «Азбука пожарной безопасности»«Человеку друг огонь, только зря его не тронь!»;

- экскурсия по детскому саду (знакомство с системой пожарной безопасности).

Речевое развитие:

- составление рассказов по схематической модели «Мальчик – спички – пожар – пожарная машина»;

- составление рассказов со словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода;

- творческий рассказ типа«Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец»;

- составление творческих рассказов«Откуда может прийти беда»«Чего нельзя делать в отсутствие взрослых»«Спичка-невеличка и большой пожар»;

- рассматривание плакатов, иллюстраций на тему «Осторожно, огонь».

Ознакомление с художественной литературой:

- загадки о пожаре;

- чтение: К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Сказка про спички»«Пожар»«Рассказ о неизвестном герое».

Игровая деятельность:

- дидактические игры«Горит – не горит»«Хорошо – плохо»«Причины пожаров»«Собери картинку»«Угадай профессию»«Отгадай загадку»«4-ый лишний»«Доскажи словечко»«Выбери нужное»;

- сюжетно-ролевые«Мы пожарные»«Пожар в городе» и др.

Изобразительное искусство:

- рисование на тему«Эта спичка – невеличка»«Пожар»;

- аппликация«Пожарные машины» – открытки ко Дню пожарной охраны России (30 апреля).

Двигательная активность:

- подвижные игры«Кто быстрее»«Быстрые и ловкие»«На пожар»«Смелые пожарные»;

- практические тренировки:

а) из имеющейся ткани делаем повязку. Смачиваем водой, дышим через повязку.

б) очень сильный дым, стараемся сидеть как можно ниже, там меньше дыма.

в) в комнате начался пожар, открыты дверь и форточка. Как себя нужно вести?

г) рядом с тобой вдруг загорелся какой-то предмет. Воды нет. Как ты потушишь огонь(можно высыпать на него землю, например, из цветочного горшка)

Работа с родителями:

- родительское собрание;

- анкетирование родителей по теме проекта;

- выставка семейного рисунка «Осторожноогонь;

- папка-передвижка «Пожарная безопасность»;

- оформление стенгазеты;

- консультации по теме;

- проведение совместного с детьми развлечения «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!».

Результат:

В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасностиПроект позволил на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности. У детей повысился уровень знаний о пожарной безопасности. Уровень профессионального мастерства педагогов по теме проекта стал более совершенным. Скоординирована деятельность по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ.

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. В результате активной совместной деятельности всех участников проекта у детей сформировались некоторые навыки осознанного безопасного поведения; созданные в процессе проекта условия способствовали усвоению и закреплению знаний детей о правилах пожарной безопасности.

Использованные источники:

Авдеева Н. Н., Князева О. Л. «Безопасность».

Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М. : Скрипторий 2003, 2007.

Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2009.

Кононова И. В. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников».

ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. Первая часть. / Сост. Фисенко М. А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

Пикулева Н. Пожарная безопасность. // Дошкольное воспитание. – 2007 - №4 Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2009.

Петухова Е. Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. - 2009 - №1

Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет. - Ярославль: Академия развития, 2003.

Саво И. Л. «Пожарная безопасность в детском саду».

Широкова С. Г. Занятия – опыты. // Управление ДОУ. - 2009 - №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Проект "Огонь - друг или враг?"

в презентации представлена работа по организации и проведению проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками по теме "Огонь - друг или враг?"...

презентация "Проект "Огонь - друг или враг?"

в презентации представлена работа по организации и проведению проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками по теме "Огонь - друг или враг?"...

Презентация "Проект "Огонь друг или враг?"

в презентации представлен проект для детей дошкольного возраста по теме "Огонь друг или враг?"...

Проект "Огонь: друг или враг?"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста...

Детско- родительский проект "Огонь- друг или враг?"

В данном материале раскрыт проект разрешения противоречия выведенного детьми подготовительной группы....

Презентация к проекту "Огонь - друг или враг?"

Презентация к проекту "Огонь -друг или враг?" к занятиям по "Безопасности" в старшей группе....

Системная паутинка по проекту « Огонь- друг или враг?;

Презентация « Огонь- друг или враг?; оформление уголка противопожарной безопасности,Проблема, ее актуальность: не умение правильно себя вести в экстремальных ситуациях.Цель: сформировать у детей ...